- Преподавателю
- Биология
- Конспект учебного занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет: «Путешествие в город звуков и букв»
Конспект учебного занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет: «Путешествие в город звуков и букв»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филатова М.В. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект учебного занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет школы гуманитарно-эстетического развития «Буратино».
Тема учебного занятия: «Путешествие в город звуков и букв».
Цель: знакомство с понятиями «звук речи», «буква», «гласные звуки», «согласные звуки».
Задачи:
Обучающие: учить дифференцировать понятия «звук речи» - «буква»; формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках; закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий; расширять словарный запас.
Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей: внимания, памяти, мышления; развивать фонематический слух; обогащать словарь; развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы; содействовать развитию эмоций, чувств ребенка; способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; формировать положительную самооценку; воспитывать любознательность, творческую активность; воспитывать навык самостоятельной деятельности; воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку, прививать любовь к природе.
Методы организации учебного занятия:
- словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);
- наглядный (работа с наглядными материалами: картинками, плакатами);
- практический (проведение игр, выполнение упражнений).
Оборудование: карта города звуков и букв, фонограмма звуков природы и отрывок музыкального произведения, музыкальный центр, картинки со следами животных и птиц, предметные картинки, карточки с гласными и согласными звуками, карточки красного, синего и зеленого цвета из картона, буквы, алфавит; дидактические игры «Какой звук начинает слово?», «Доскажи словечко», «Угадай слово».
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному городу звуков и букв. Мы познакомимся с жителями этого города. Они раскроют нам свои секреты. Научат нас отличать звуки и буквы и поиграют с нами. Но для этого нам надо произнести волшебные слова.
- Повторяйте за мной слова и движения.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток, (Дети машут руками)
Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. (Дети кружатся)
Лишь коснёшься ты земли - (Приседают)
Быть по-моему вели! (Подпрыгивают)
Помоги моим ребятам быстрее попасть в волшебный город звуков и букв.
II. Объяснение нового материала.
Ведение в тему.
- Вот мы с вами и оказались в городе звуков и букв (на доске карта города).
- Ребята, скажите, что можно услышать на улице в обычном городе? (ответы детей - шум машин, разговор, щебет птиц, лай собаки, мяуканье кошки).
- Это все звуки. Есть звуки природы (включается фонограмма звуков природы), звуки музыки (включается отрывок музыкального произведения). А есть звуки речи. Из звуков речи состоят слова, и люди прекрасно понимают друг друга.
- А можем мы увидеть звук? (Ответы детей - нет.) Звуки невидимые, но мы их слышим и произносим.
- А вы знаете, какие бывают звуки речи? (Ответы детей.)
- Звуки речи делятся на две группы. Гласные и согласные звуки. Послушайте сказку о человечках-звуках.
Сказка о звуках.
«Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли - гласные звук. У гласных звуков были звонкие голоса, и они пели, как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным - захотелось. «П-П-П» - запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь». «Т-Т-Т» - застучал звук «Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит». «К-К-К» - закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку.
«Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук «А», - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» - закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
3. Знакомство с гласными звуками.
- Гласные звуки произносятся при помощи голоса. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, поэтому их можно петь как песенку, тянуть. Давайте назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. (на доску крепятся карточки с гласными звуками.)
Сколько их? (Гласных звуков 6.)
Гласные звуки можно петь по одному: А, О, У, Э, Ы, И.
Парами (дуэтом): АУ, ОИ, ЭЫ!
По трое (трио): АУО, ИЭЫ!
И даже хором: АУОИЭЫ!
(Дети совместно с педагогом поют песенки.)
- Гласные звуки носят красные костюмчики и обозначаются красным квадратом. (Педагог показывает квадрат из красного картона.)
Игра «Какой звук начинает слово?».
- Ребята, давайте встанем в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук и бросить мяч мне (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре): апельсин, озеро, ива, утка, эхо, ангел, ухо, экран, иголка, арбуз, утюг, облако, эскимо, окна, азбука.
Знакомство с согласными звуками.
- Согласных звуков больше, чем гласных. Согласные звуки петь не умеют, не любят.
Загадки.
Что же помогает нам произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки:
-
Когда мы едим - они работают,
Когда мы не едим - они отдыхают.
Не будем их чистить -
Они заболят. (Зубы.)
-
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык.)
Посильней ты их раздуй,
-
На горячее подуй. (Щеки.)
- Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко.
Твердые и мягкие согласные звуки.
- Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках. (Педагог показывает квадрат из синего картона) У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». (Дети повторяют вместе с педагогом.)
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер. (Педагог показывает квадрат из картона зеленого цвета.) Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т'-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'». (Дети повторяют вместе с педагогом.)
Звонкие и глухие согласные звуки.
- Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек, тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой.
Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как дребезжит горлышко. Это звонкие согласные звуки. А теперь произнесем глухие согласные звуки: «П», « Т», «К», «С», «Ш». Горлышко не дребезжит.
Игра «Доскажи словечко». Педагог читает стихотворения, не договаривая слова, а дети их отгадывают и выделяют в каждом слове первый звук.
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…(василёк).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота….(гол).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын….(жираф).
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….(капуста).
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы…(льёт).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь).
Кто имеет один рог?
Отгадайте!...(носорог).
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его…(Петрушка).
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк
Угадай, как он зовётся?
Золотистый…(светлячок).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…(тишина).
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок -
Красный, маленький ….(флажок).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я - …(хоккей).
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?...(цапля).
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит…(черепаха).
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…(шишек).
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой…(щётки).
Знакомство с буквами.
Ребята, посмотрите на картинку. (Педагог показывает картинки со следами птиц и животных.) Кто мог оставить такие следы? ( Ответы детей - собака, медведь, птица.)
- Так и звуки оставляют следы, когда касаются ножками листа бумаги.
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, как называются такие следы звуков:
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут вряд -
Сейчас заговорят. (Буквы.)
- Правильно, это буквы. Буквы - это символы, которыми мы записываем нашу устную речь. Буквы мы видим и пишем. В русском языке их тридцать три. Смотрите (показываю буквы), какие они красивые! Мы с вами подружимся с буквами.
Игра «Угадай слово». Педагог показывает картинки, а дети называют букву, на которую начинается слово: слон, дом, рыба, тыква, перо, вода, флаг, груша, булка, крот, зима, желудь, шина, йод, щенок, луч, часы, хлеб, нос.
III. Заключительная часть занятий.
- Наше путешествие на сегодня заканчивается. Чтобы нам вернуться домой, нужно ответить на волшебные вопросы-пропуски.
- Вам понравилась играть со звуками? (Ответы детей.)
- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
- О каких звуках мы сегодня говорили? (Звуки речи.)
- На какие группы делятся звуки речи? (На гласные и согласные.)
- Сколько гласных звуков? (Их 6.)
- Назовите гласные звуки. (А ,о, у, и, ы, э.)
- Как отличить гласный звук от согласного звука? (Гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)
- Какие помощники нам помогают произносить согласные? (Зубы, язык, губы.)
- Какими бывают согласные звуки? (Твердые/мягкие, звонкие/глухие.)
- Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.)
- Сколько букв в русском языке? (33 буквы.)
- Молодцы, вы справились с заданием, и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по волшебному городу звуков и букв.