Рабочая программа по биологии 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования и молодёжной политики администрации города Рязани

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19(25) имени вице-адмирала В.М.Головнина»




РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

На заседании школьного методического объединения

________________________

Руководитель МО________

________________________

30 августа 2015 г.

Протокол № 1

Заместитель директора

по учебной работе

МБОУ «Школа № 19(25)»

________Г.А.ИВАШКИНА

01 сентября 2015 г.

Директор МБОУ

«Школа № 19(25)»

______________ Н.А.ВЕТКОВА

Приказ №_____

01 сентября 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Биология»

5 класс, базовый уровень

Количество часов: 34 часа

Учитель: Павлова Галина Вячеславовна, учитель биологи

высшей квалификационной категории

Программа разработана на основе авторской программы И.Н. Пономарёвой, Т.А. Суховой, В.И.Строганова: Биология: 5-9 классы: Программа. - М.: Вентана-Граф, 2012 и в соответствие с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по биологии.





Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой Биология: 5-9 классы: программа. - М: Вентана-Граф, 2012.Рассчитана на 34 час (1 час в неделю)

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми

. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

1. Социализация обучаемых - вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носи теля её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

2. Приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

3. Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

4. Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

5. Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

6. Формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы

Рабочая программа составлена для базового уровня. Программа соответствует федеральному государственному стандарту общего образования 2010 года, соответствует «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа». М.: «Просвещение», 2011 год., «Примерной основной образовательной программе по учебным предметам. Биология 5 - 9 классы». М.: «Просвещение», 2011 год, примерной программе И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология: 5-9 классы: программа. М. :Вентана-Граф, 2012.

Цели образования для учащихся лицейского класса:

1.Овладение биологической терминологией.

2.Формирование научного мировоззрения

3.Формирование экологической культуры .

4.Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативными, информационными, ценностно-смысловыми.

5.Формирование познавательной культуры учащихся, овладение научными методами исследования биологических объектов.

Требования к образовательным результатам.

Личностные:

1. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.

. 2. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

Метапредметные:

1. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью, научиться видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.

2. Уметь работать с разными источниками биологической информации.

3. Научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; здоровью, своему и окружающих.

4. Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию

Предметные:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: · Научиться выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов. · Научиться приводить доказательства (аргументацию) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами. · Научиться классифицировать биологические объекты. · Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. · Научиться различать на таблицах части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах - органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространённых растений, домашних животных; опасных животных и растений. · Научиться сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения. · Научиться выявлять приспособленность организмов к среде; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей органов, систем органов и их функциями. · Научиться овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановке биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно - ориентационной сфере: · Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни. · Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности: · Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. · Соблюдать правила работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.

4. В сфере физической деятельности: · Научить оказанию приёмов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных. 5. В эстетической сфере: · Уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы.

Рабочая программа для 5 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принцип отбора основного и дополнительного содержания связан с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей. А также возрастными особенностями учащихся.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы и экскурсии, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются элементом комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе ( работа с тетрадью на печатной основе).

По базисному учебному плану школы отведено на преподавание биологии 34 часа, а фактическое распределение часов по программе И.Н. Пономаревой 32 часа, считаю целесообразным добавить в темы: Многообразие живых организмов -1 час и Жизнь организмов на планете Земля -1 час (региональный компонент).

В лицейском классе предусматриваются экскурсии во внеурочное время «Видовое разнообразие растений дендрария и теплицы РГУ», «Видовое разнообразие культурных и декоративных деревьев и кустарников областного эколого-биологического центра», экскурсия в областной краеведческий музей «Природа родного края». К исследовательской деятельности учащиеся приобщаются в школьной экологической лаборатории внеурочного курса «Экомир». Учащиеся ведут фенологические наблюдения за растительностью пришкольного участка. Природоохранная деятельность реализуется посредством экологических акций.

Согласно Примерной основной образовательной программе ОУ основной школы Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю и ориентирована на использование учебника «Биология: 5 класс» (концентрический курс) под редакцией И.Н. Понамаревой, рекомендованного МОиН РФ и содержит следующие разделы:

1. Биология - наука о живом мире (8 ч.)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности.

Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в живых организмах.

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клеток и организма. Рост и развитие организма. Размножение.

2. Многообразие живых организмов (11 ч.)

Принципы классификации, отличительные признаки представителей царств живой природы.

Бактерии. Многообразие бактерий. Методы профилактики заболеваний, вызванных бактериями.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Растения. Многообразие растений, значение в природе и жизни человека.

Животные. Строение, многообразие животных, роль в природе и жизни человека.

Грибы. Многообразие грибов, роль в природе и жизни человека.

Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека, разнообразие организмов. Взаимодействие организмов и окружающей среды.

3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Влияние экологических факторов на организм.

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии.

Приспособленность организмов к различным средам обитания.

4. Человек на планете Земля (6 ч.)

Место человека в системе органического мира.

Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в экосистеме.

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса. Обсуждение заданий на лето( 1 ч. )

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 1: «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2: «Знакомство с клетками растений».

Лабораторная работа № 3: «Знакомство с внешним строением растений».

Лабораторная работа № 4: «Наблюдение за передвижением животных».

Экскурсии:

«Весенние явления в природе»

«Многообразие живого мира»

Реализация программы осуществляется при использовании:

1. Форм организации образовательного процесса:

  • Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.

  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.

  • Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

2. Методов обучения:

  • Словесные: рассказ, беседа.

  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

  • Практические: лабораторная работа, работа со справочной литературой.

  • Самостоятельные: письменные упражнения.

3. Технологий обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; игровые, проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.

4. Видов и форм контроля: срезовые и итоговые тесты, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, отчет по лабораторной работе, творческое задание, проектная работа с учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса.


Ресурсное обеспечение рабочей программы.

1.Учебник: · Стандарты второго поколения · Пономарева И.Н. «Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений», М.: «Вентана - Граф», 2014 год.

2. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова. Биолгия: 5 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций /Под ред. И.Н. Пономарёвой/ М.: Вентана-Граф, 2014. 80 с.: ил.

3. Программное обеспечение: · «Примерные программы по учебным предметам. Биология 5 - 9 классы: проект» - М.: Просвещение,2011 год. · « Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа», М.: просвещение,2011 год.

4. Медиаресурсы: · Образовательные диски серии «1С» для 5 класса. Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

5. Информационные электронные ресурсы: ug.ru/ Сайт «Учительская газета»
ict.edu.ru/lib/school-catalog Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"
fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ
openclass.ru Открытый класс
metodisty.ru/ Профессиональное сообщество педагогов
rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
standart.edu.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт
edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
ict.edu.ru/ Портал «Информационно-коммуника-ционные технологии в образовании»
it-n.ru/ Сеть творческих учителей
linux.ru/ Всё о Linux
zoomet.ru/ Зоомет.ру
pedsovet.org Педсовет.org 12-й Всероссийский интернет-педсовет
festival.1september.ru/articles/subjects/5 Фестиваль педагогических идей. Биология
batrachos.com Лекторий-библиотека Batrachos.com
biouroki.ru Биоуроки
files.school-collection.edu.ru

Оборудование:

Натуральные объекты Гербарии Основные группы растений Сельскохозяйственные растения Растительные сообщества Коллекции Голосеменные растения Семена и плоды Раковины моллюсков Чучела позвоночных животных черепаха Скелеты позвоночных животных лягушка, голубь, уж, кролик, кошка Комплекты микропрепаратов Ботаника I Ботаника II Зоология Объёмные модели . Торс человека разборный (42 см) Магнитные модели-аппликации Классификация растений и животных Деление клетки. Митоз и мейоз Наборы муляжей Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы Приборы Раздаточные Лупа ручная Микроскоп Посуда и принадлежности для опытов Демонстрационные Штатив лабораторный (ШЛб) Лабораторные Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ) Спиртовка лабораторная литая Печатные пособия Демонстрационные Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, во- доросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения. Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений» Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные» Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные» Портреты биологов .



© 2010-2022