• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование у детей духовно - нравственного здоровья

средствами флористики»

Великий поэт К.Д. Бальмонт сказал:

«Умей творить из самых малых крох,

Иначе для чего же ты кудесник?»

Флористика - это художественное творчество, основой для которого служат засушенные цветы, листья, ветки, коряжки, мох, кора, семена, пух, солома и другой природный материал. Производное от слова флористика - флорист - это как сказано в словаре русского языка С.И. Ожегова - художник, создающий свои произведения из засушенных растений.

Флористика в этом плане даёт огромное поле действий. Она позволяет творить картины, композиции, панно из различного природного материала. Чтобы иметь природный материал надо устраивать специальные «экспедиции» в лес, в поле, луг, или шагая по городским улицам, внимательно смотреть и подмечать вокруг себя всё то, из чего складывается настоящая природная красота.

Всюду, на любой обочине,

Любой просёлочной дороги

Лежат для истинного художника

Целые богатства в любое время года.

Константин Паустовский

Словарь русского языка С.И. Ожегова даёт толкование слову - флорист. Это художник, создающий свои произведения из засушенных растений (цветов, веток, мха).

Действительно, основой поделки или композиции, коллажа, панно может стать простая еловая шишка, камень необычной формы или причудливый корень дерева.

Заготавливать природные материалы можно круглый год: весной - ландыши, лепестки тюльпанов и ирисов; летом - стебли и колосья злаков, каштаны, различные цветы, тополиный пух, а также ракушки, камушки, коряжки, осенью - время золотых и багряных листьев, а также сухоцветов, семян желудей и шишек. Зимой особенно яркими становятся ягоды калины и рябины.

Многие полезные вещи можно найти у себя дома, прямо на кухне: это яичная скорлупа, различные крупы, а также мука и соль из которых легко изготавливается солёное тесто - это прекрасная субстанция для лепки, экологически чистая и безопасная для маленьких детей.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Работая с природным материалом, ребёнок вырабатывает спокойную сосредоточенность, плавные движения, развивает моторику мелкой мускулатуры рук. В ходе реализации этой работы у детей формируется эстетическая восприимчивость, когда они учатся видеть неповторимую красоту в каждом цветке, травинке, листочке.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Это позволит формировать в ребёнке любознательность, пытливость, радость преодоления трудностей, пробуждает чувство созидателя материальных благ, формирует внутренний мир детей средствами искусства. Занятия с природным материалом учат детей видеть не только внешнюю красоту природы, но и проникать в её внутренние прелести, скрытые от взоров неискушённого человека. Под руками детей причудливо изогнутый корень, кора и т.д. превращаются в сказочных героев, жар - птиц, забавных человечков и зверюшек.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

С этого начинается любовь к родной природе, народному творчеству. Достаточно вспомнить Богородские игрушки, Хохломскую посуду, Дымковские весёлые свистульки - всё это сделано руками народных умельцев из материала, данного им родной природой. Разве может хороший человек плохо относиться к лесу, птицам, бабочкам, т.е. к природе?

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Велика роль природы. Она способна пробуждать и воспитывать высокие человеческие чувства и эмоции. Дети, прикоснувшись сердцем и душой к красоте, не способны на плохие поступки: сломать цветок, убить бабочку. Увиденное в природе, помогает создавать красоту вокруг себя в виде композиций, коллажей, панно, т.е. природа даёт нам самое главное - идею для творчества, материал для воплощения, а руководит этим процессом -

учитель в школе, воспитатель в детском саду. Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Перед Вами коллажи, выполненные из семян всем хорошо знакомых растений. Это зёрна риса, семена калины, арбуза, дыни, а так же пшено, гречка, горох.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Представленные здесь фотографии детских работ - это результат многочисленных походов в Ботанический сад, парки города, скверы, а следовательно постоянного общения, наблюдения, изучения природы.

Дети очень любознательны. Они нестандартно, эмоционально воспринимают окружающий мир. А как они деятельны! Все их игры - это созидание, творческий поиск. Берутся за любое дело, без сомнения в душе, и верят, что оно им по плечу, стараясь одновременно всё делать красиво.

И счастлив тот человек, который детское восприятие мира сумеет пронести через всю свою красоту, уметь радоваться ей, стремиться создавать её своими руками.

С годами поэтическое восприятие мира притупляется, тускнеет. Но любовь человека к красоте и творчеству, неистребима.

Достаточно бывает лёгкого толчка - красочно иллюстрированной книги, посещения выставки цветов - и вспыхивает в человеке желание самому приобщиться к прекрасному искусству флористики. Ещё В. Сухомлинский призывал:

«Остановись в изумлении перед красотой,

И в твоём сердце тоже расцветёт красота».

К слову, в Японии занятия флористикой, аранжировкой цветов - обязательный предмет в школьной программе. Японцы утверждают, что у человека, который занимается составлением букетов, композиций, изготовлением поделок, коллажей, панно, формируется «цветочное сердце», и это бесспорно. Цветы своей красотой, нежностью, тонким ароматом благотворно действуют на психику человека, делая его мягче, добрее. Работа с нежными цветами, хрупкими природными материалами вырабатывают у человека плавные, нежные движения, спокойную сосредоточенность. Наблюдение и изучение природы способствует развитию в ребёнке фантазии. Иначе не появились бы вот эти

две подружки - болтушки. Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

А выполнены они из ещё более простого материала - кукурузы, грецкого ореха и лыка.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

А это два маленьких страусёнка из семян подсолнечника и крылаток.

На уроках труда все дети могут выполнить вот такую простую композицию. Это сова. Для этого понадобится самый простой и доступный материал:

еловая шишка, ветка сосны и чуть - чуть фантазии.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Одним из лёгких и доступных материалов являются косточки вишни, сливы, персиков, яблок, семян подсолнечника и хурмы. Из них можно творить удивительных животных.

В конце учебного года учителя могут дать задание детям, отдыхая на природе, подмечать и собирать разный природный материал для работы на уроках труда. Собирать всё, что многие не замечают: кору, камни, ракушки, шишки, древесные грибы, соломку, рогоз, камыш, семена, пух, перья и т.д. Перед сбором материала необходимо напомнить, что кору, корни и древесные грибы можно брать только у погибших деревьев.

Работа с флористическим материалом расширяет кругозор ребёнка. Дети изучают растения с которыми работают, знакомятся с вопросами охраны природы, читают сказки, легенды.

Например, читая легенду о кладоискателях, дети узнают, что папоротник тоже цветёт, но только в ночь на Ивана Купала. Так рождаются новые работы.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Гармоничное развитие детей - основа формирования будущей личности. Многое зависит от успешного решения воспитательных задач. Среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства.

Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности школьника, его нравственных представлений, чувств и понятий. Дети дошкольного возраста и младший школьный возраст - это тот жизненный период человека, когда закладывается духовно - нравственный фундамент личности и формируются основы взаимодействия с окружающим миром.

Для городского школьника окружающий мир это: парк, дача, газон у дома, школы, то есть это те доступные места, где мы вместе с детьми заготавливаем природный материал осенью. А потом из всего этого богатства они будут создавать панно, коллажи, композиции, поделки.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Общение с искусством развивает у детей доброту сердца, чуткость души. Художественный вкус, творческое воображение и творческую активность. Этому также способствуют выставки детских работ, которые проводятся в школе и за её пределами.

На этом слайде вы видите тематическую композицию 8 марта.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Вот такие открытки дети дарят на Международный женский день своим мамам и бабушкам.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Сказочна и разнообразна природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней. В любое время года она открывает свои прелести по разному, давая простор фантазии и творчеству.

Детская фантазия значительно богаче фантазии взрослого человека. Из коры, веток, листьев, мха, цветов создан образ деревенского дома, стоящего у высокой горы. Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Природный материал - это кладовая для фантазии и игры воображения. А если всё это соединить с ловкостью рук. То всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Используя природный материал и переводя замысел в объективную форму, дети находят внешние образы, которые адекватно выражают переживание, отношение к прекрасному многоцветью российской природы.

Овладевая техникой создания художественных работ из природных материалов, дети обучаются творческой деятельности. У них развивается восприятие, воображение, фантазия, художественный вкус, входят в мир прекрасного. Так родилась эта пасхальная композиция.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Дети учатся наблюдать природу: изящество и разнообразие форм и окраски , богатую гамму цветовых оттенков в убранстве природы, чувствовать чарующую силу тонов, увидеть природный растительный орнамент.

Методическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористикиМетодическая разработка Формирование у детей духовно–нравственного здоровья средствами флористики

Флористика способствует эффективному развитию у детей эмоционально - целостного отношения к окружающему миру, развивает способность глубоко его чувствовать, познавать, формирует духовно - нравственное здоровье детей.




© 2010-2022