Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.


(Из опыта работы учителей

МКОУ «Вихоревская средняя общеобразовательная школа № 10)


Приоритетным направлением работы школы в течение последних лет стала охрана здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни.

О здоровье детей и подростков пишут сейчас очень много и по - разному. Как правило речь идет об ухудшении здоровья школьников, причем при этом называются страшные показатели, иллюстрирующие негативную динамику этого процесса: современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, ссутулился, страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, нервно-психическими расстройствами, заболеваниями зубочелюстной системы, ангинами, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, почек и суставов.

По результатам ежегодного медицинского осмотра обучающихся нашей школы выявлены следующие показатели: практически здоровых детей - 44%; детей с хроническими заболеваниями - 21%; детей с отклонениями по состоянию здоровья - 35%. При этом ухудшение происходит как от года к году, так и от класса к классу. Иными словами количество больных и слабых детей непрерывно растет от первого класса к выпускным.

Следовательно. можно предположить, что ухудшение здоровья школьников - это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы. Условно их можно объединить в четыре группы:

биологические - ученые считают, что 20% причин и факторов, определяющих здоровье, связаны с наследственностью человека;

социальные, связанные с деятельностью системы здравоохранения - 10%;

экологические, связанные с влиянием окружающей среды - 20%;

а остальные 50%- это условия и технологии обучения и воспитания детей и подростков. Причем, по - мнению ученых, от 20 до 40% потери здоровья, происходит за счет неправильно организованного учебного процесса, т.е. эту причину можно считать нашей - учительской.

Невольно возникает такой образ: тихая, полноводная река. В ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время, как все мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река- это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль?

Прежде всего семья, родители, затем - школа, учителя. Причем в первую очередь - классные руководители. Они больше всех близко общаются с детьми на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия со всеми его радостями и тревогами, а также учителя - предметники, на уроках которых ребенок получает базовые знания о здоровом образе жизни, приобретает необходимые навыки, где происходит выработка мотивации на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих для создания ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

«Здоровье дороже золота». На 9/10 человеческое счастье зависит от здоровья. Как же сохранить здоровье обучающихся, учителей? Что для этого необходимо сделать?

В процессе систематической целенаправленной работы коллектива учителей, родителей, обучающихся в школе есть определенные результаты и наработки.

Ежегодно, 1 сентября, многоликий нарядный школьный народ встречает обновленная, отремонтированная школа. Планирование ремонта школы осуществляется с использованием знаний цветотерапии - одного из модных направлений альтернативной терапии. Нашим учителям хорошо известно, что оранжевый цвет создает отличное настроение, избавляет от страхов и стрессов, стимулирует работу желудка; желтый - укрепляет нервы. Помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли. Самым гармоничным из цветов считается зеленый. Он благотворно влияет на сердце, снимает головную боль, поэтому в каждом кабинете школы есть зеленые зоны из тщательно подобранных растений. Голубой цвет помогает справиться с бессонницей, расслабляет и успокаивает. Красный- улучшает циркуляцию крови, прибавляет сил, подпитывает энергией, усиливает работоспособность, поднимает кровяное давление.

В результате анкетирования нами установлено, что обучающиеся разного возраста неодинаково реагируют на цвет. Так, дети младшего возраста предпочитают «теплые» тона (оранжево-желтые, бледно-розовые), учащиеся в возрасте 10-13 лет - разные оттенки зеленого, а старшеклассникам больше нравится голубой.

Немаловажное значение имеет соблюдение гигиенического режима в классных кабинетах, общественных помещениях школы. Каждый учитель, работающий в кабинете обязательно проветривает класс перед началом занятий, обеспечивает чистоту кабинета, отсутствие сквозняков, следит за достаточным освещением рабочих мест учеников. На освещение обращаем особое внимание, так как 14% обучающихся имеют нарушение зрения. Усилиями медработников 2 раза в год проводятся замеры остроты зрения обучающихся, результаты анализируются, изучается их динамика и обязательно доводятся до сведения родителей. На уроках проводятся физминутки, направленные на профилактику близорукости, на снятие утомления. Учителями собраны интересные комплексы упражнений не только для органов зрения, но и для всех отделов тела, способствующих релаксации организма.

Существенное влияние на здоровье ребенка оказывает умение учителя правильно посадить ученика на рабочее место с учетом его роста, функции слухового и зрительного анализаторов, быстрой утомляемости. В школе закупается мебель, с учетом маркировки по СанПиН. Правильно подобранный стол и стул позволяет формировать правильную рабочую позу на уроках, правильную осанку, а значит, поддерживает здоровье, экономит силы, создает фон для ровного настроения, повышает функциональную подвижность позвоночника.

Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в школе, причем не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимым поиски новых методик преподавания, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма.

Творческая группа учителей начальных классов использует в своей работе элементы здравоохранительной системы обучения и воспитания профессора Владимира Филипповича Базарного. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы - режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока: например, на уроках математики - разбор задачи делают стоя, решение записывают сидя, устный счет ведется стоя. В процессе обдумывания ответа дети могут свободно перемещаться по классу, не нарушая процесса ведения урока. Физминутки проводятся за пределами кабинета. Дети спокойно, самостоятельно выполняют физические упражнения, опускаясь на первый этаж, а затем возвращаются в класс. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, поиск необходимой информации на большом расстоянии, чередование максимального удаления с «близкой дистанцией», упражнения для тренировки зрительной памяти, для снятия усталости глаз. Медицинское обследование показало, что у детей за год повысилось зрение, работоспособность, уменьшилась степень напряженности, нет нарушений осанки.

В народе говорят: «Какие мысли - такая и жизнь у человека». Психологический климат в школе основа основ любой здоровьесберегающей технологии.

В.Солоухин писал «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, -все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркало, вы ее никогда бы не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет»

Поэтому созданию в классах, на каждом уроке, доброжелательной, доверительной обстановки сотрудничества и взаимопонимания мы уделяем огромное внимание. Анализ уроков, посещенных администрацией школы, позволяет сделать вывод о том, что использование на уроках работы в парах, четверках, малых группах, коллективные формы, методы индивидуализации и дифференциации снижают уровень тревожности, учат общению. Дети свободны, раскрепощены, активно включаются в работу, все задания выполняют с интересом.

Ничто так не приводит разбушевавшиеся нервы в равновесие, как простая мелодичная песня. Весело поется - весело живется. Правда не всем дано петь. Но и это не беда. Еще древнеиндийские практики физической культуры доказали, что протяжное произнесение гласных звуков с улыбкой на лице вполне заменит пение и может столь же благотворно влиять на организм. На уроках учителей можно услышать как в минутку отдыха ученики негромко «прокрикивают» гласные. Например: протяжный крик гласной «И» ровный, одной высоты, пока хватит дыхания, активизирует мозг, нормализует функции почек. Звук «Э» благотворно действует на железы внутренней секреции. Звук «А» массирует глотку, гортань, щитовидную железу. Звук «О» приводит в порядок среднюю часть груди, а чередование «О-И-О-И-О-И» массирует сердце. Причем эти упражнения достаточно делать 1 раз в день, повторяя крик 3-4 раза.

А лечение музыкой? Хотите снять раздражительность в коллективе - включите «Лунную сонату» Бетховена. Наслаждаясь пятой симфонией Бетховена можно привести в порядок работу сердца. «Итальянский концерт»

Баха снимет озлобленность, мазурки Шопена и вальсы Штрауса успокоят и отгонят тревогу, «Лебединое озеро» Чайковского снимет кровяное давление.

Особой строкой в формировании здорового поколения стоит физическая подготовка и физическое развитие. С 2002-2003 учебного года в расписании школы по 3 недельных часа физвоспитания. Это дает возможность ввести подвижные игры на открытом воздухе, лыжную подготовку, плавание.

Пропаганда здорового образа жизни, подвижные игры на переменах, динамические часы, музыкально-танцевальные перемены, физминутки на уроках, внеклассные спортивные мероприятия, рациональное расписание занятий - все это злейшие враги гиподинамии и самые эффективные и несложные методы оздоровления учащихся.

Весь коллектив учителей, родительская общественность, бывшие выпускники школы и обучающие планируют свою работу, подчиняя её единой цели - формированию личности, умеющей вести здоровый образ жизни, умеющей ценить свое здоровье и здоровье окружающих и ощутить от этого радость.

© 2010-2022