- Преподавателю
- Биология
- Научный проект Экологические аспекты кочевой культуры казахского народа
Научный проект Экологические аспекты кочевой культуры казахского народа
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кумарбекова А.К. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ АХМИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Секция: Научное проектирование школьников в области региональной географии и краеведения
Тема: Экологические аспекты кочевой культуры казахского народа
Выполнила:
Толеппекова Жансая ученица 10«Б» класса
Руководитель:
Кумарбекова А. К -
Учитель биологии
Научный консультант -
Байболова К.Т
Методист «УИ Экобиоцентра»
Усть-Каменогорск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
І. Влияние природно - климатических условий на быт и культуру кочевников.
ІІ. Эволюция кочевого быта в условиях аридных ландшафтов
ІІІ. Адаптация экологически обусловленных элементов кочевой культуры к условиям современной жизни.
IV. Модель экологической экономики Казахстана
Заключение
Список литературы
Абстракт
Цель исследования:
Исследование экологических аспектов в казахской национальной культуре.
Задачи исследования:
-
Раскрыть экологические аспекты традиционного быта казахского народа (Транспорт, посуда, жилище и т.д)
-
Исследовать экологическую обусловленность казахской национальной кухни.
-
Проследить связь современных экологических представлении с национальными традициями.
Этапы исследования:
-
2012 год. Работа с литературой. Сбор и обобщение теоретического материала;
-
2012-2013 года. Прорведение экскурсионных работ по изучению музейных материалов и архивных данных. Фото и видеосъемка, оформление накопленного научного материала;
-
2013 - 2014 года. Анализ работ. Разработать рекомендации по эффективному применению элементов традиционной экологической культуры в современных условиях.
Методы исследования: сравнительно - исторический, сравнительно - типологический, статистический и картографический.
Введение
Цель:
Исследование экологических аспектов в казахской национальной культуре.
Задачи:
-
Раскрыть экологические аспекты традиционного быта казахского народа (Транспорт, посуда, жилище и т.д)
-
Исследовать экологическую обусловленность казахской национальной кухни.
-
Проследить связь современных экологических представлении с национальными традициями.
Методы исследования:
Сравнительно - исторический, сравнительно - типологический, статистический и картографический.
Объект исследования:
Экологические взаимосвязи в традиционной культуре казахского народа.
Предмет исследования:
Экологическая обусловленность казахской национальной культуры.
Обоснование:
Территория Казахстана занята в основном аридными ландшафтами. Суровые условия обитания повлияли на формирование особенной кочевой культуры. Кочевая культура казахского народа наилучшим образом соответствует экологическим условиям Казахстана. Нередко в науке встречается мнение об исторической ограниченности номадизма. В данной работе предпринята попытка доказать, что культура возникшая в глубине минувших тысячелетий и прошедшая долгую эволюцию в сторону рационализации природопользования остаётся актуальной и в эпоху современных технологий. Устойчивое развитие страны взаимосвязано с сохранением народных экологических традиций.
Научная новизна:
Новым в данной работе является установление путей адаптации традиционных экологических представлений к условиям современной жизни.
Практическая значимость:
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в целях рационализации природопользования в аридных условиях Казахстана, а также для популяризации экологических знаний.
Гипотеза:
Кочевая культура казахского народа наилучшим образом соответствует экологическим условиям Казахстана. Устойчивое развитие страны взаимосвязано с сохранением народных экологических традиций.
Материалы:
Основными материалами исследования являются монографии по теме исследования и научная литература экологического содержания, а также музейные материалы, периодические издания и ресурсы Internet.
Ожидаемые результаты:
Создание алгоритма адаптации экологически обусловленных элементов традиционной кочевой культуры к условиям современной жизни.
Календарно - тематический план
№
Наименование работы
Краткое содержание
Сроки выполнения
1
Работа с литературой
Сбор и обобщение теоретического материала
Ноябрь- Январь
2012-2013
2
Собственные исследования
Изучение музейных материалов и архивных данных.
Участие в работе детской станции экологического мониторинга
Февраль- май,
2013
Июнь - август
2013
3
Работа с дополнительной литературой
Изучение периодической печати и ресурсов Internet.
Сентябрь - декабрь
2013
4
Апробация результатов
Представление результатов на конференциях.
Январь - март 2014
Функционирование кочевого скотоводческого хозяйства как особого типа производственной деятельности во многом детерминировалось географической средой. Поэтому кочевничество существовало только лишь в локальных пространственно-исторических границах с определенной амплитудой климатических условий жизнедеятельности в особых экологических нишах. Вследствие этого оно было тесно взаимосвязано с природными ресурсами среды обитания и посредством антропогенных процессов было органически включено в окружающую среду. Кочевые ареалы характеризуются рядом геофизических и природно-климатических условий.
Экологические зоны, занимаемые кочевниками в историческое и настоящее время, отличаются рядом специфических особенностей, заметно отличающих их от других природных областей.
К кочевым ареалам, на наш взгляд, следует отнести экосистемы, характеризующиеся аридностью и континентальностью природно-климатических условий, посезонной продуктивностью, разреженностью и низкой кормовой производительностью растительного покрова, вследствие этого, преобладанием ксеромезофитов, мезоксерофитов, ксерофитов, псаммофитов и галофитов, с очевидным антропогенным характером жизнедеятельности растительности. В основном, это степи, полупустыни, пустыни, горные и предгорные районы аридной зоны. По большей части эти ареалы ограничены изогиетами 200-400 мм. Дефицит атмосферных осадков, повышенная величина солнечной радиации, колебания природно-климатических условий, периодически повторяющиеся засухи, ограниченность водных и почвенных ресурсов, разреженность и низкая продуктивность растительного покрова, большая предрасположенность почвенного слоя к эрозии и опустыниванию, ветры и повышенная чувствительность экосистемы к внешним воздействиям являются ограничительными факторами; они лимитируют хозяйственную деятельность человека и требуют от него своеобразных форм социокультурной адаптации. Кочевое скотоводческое хозяйство в условиях такого рода экосистем является доминирующей, а зачастую единственно возможной отраслью хозяйства не только в доиндустриальную эпоху, но и на современном этапе исторического развития. Казахстан относится к числу крупнейших ареалов номадизма. Попытки использовать территории кочевых ареалов под земледельческое хозяйство, как правило, в долговременной перспективе малоэффективны; они наносят экосистеме непоправимый урон и усугубляют процессы эрозии и опустынивания.
Кочевой ареал в Казахстане охватывает территорию Туранской и Прикаспийской низменности, Устюрта, Тургайского, Предуральского (Эмбенского) плато, Бетпак-Далы, Прибалхашской равнины, Центрально-Казахстанского мелкосопочника, Мугоджар, Мангыстауских гор, часть возвышенности Общий Сырт, а также предгорные и горные районы Алтая, Тарбагатая, Джунгарского и Заилийского Алатау, Киргизского хребта. В природно-ландшафтном отношении - это степная, полупустынная и пустынная зоны Казахстана, ограниченные изогиетами менее 400 мм атмосферных осадков, со слаборазвитой гидрографией. Следствием всеобщности преобладания кочевого скотоводческого хозяйства, нуждающегося в больших по площади охвата пастбищных угодьях, является низкая плотность населения на территории этого ареала-1-1,5 чел. на кв. км.
Таким образом, кочевничество в пространственном отношении было строго локализовано в пределах территорий с определенной характеристикой природных условий жизнедеятельности, т. е. было экологически детерминировано.
Среди основных факторов, которые детерминировали возникновение номадизма и обусловили историческую закономерность его становления, следует выделить прежде всего природно-климатические. Наиболее важное значение имели такие особенности среды обитания, как повышенный баланс солнечной радиации, обеспечивающий сильный перегрев поверхности земли в летнее время года, периодическую повторяемость атмосферных засух, аридность и континентальность климата, недостаточность водных, растительных и почвенных ресурсов, зональность и сезонность функционирования фитоценозов, атмосферных осадков и т. д. Все эти природно-климатические факторы практически полностью исключали возможность культивирования нескотоводческих занятий и прежде всего земледелия. Свидетельством тому является, например, то обстоятельство, что в настоящее время в Казахстане общая площадь пастбищных и сенокосных угодий составляет почти 190 млн. га (85,5% всех сельскохозяйственных угодий в республике), а продуктивность земледелия чрезвычайно низка и в среднем составляет 6-7 ц/га. Причем, аналогичная ситуация имеет место и в других регионах планеты - кочевое скотоводство до сих пор сохраняет свои ведущие позиции и остается едва ли не единственным средством утилизации природных ресурсов в аридных зонах (Лусиги, Гла-ер, 1984. С. 24-35; Андрианов, 1985 и др.).
Недостаточность кормов, изреженность и низкая продуктивность растительного покрова обусловливали потребность в огромных по площади выпаса пастбищных угодьях, требовавших периодических миграций в поисках подножного корма. Минимум пастбищных ресурсов в течение года составлял для одной овцы 5-7 га в зоне степей и 12-24 га в зоне пустынь и полупустынь Казахстана (Федорович, 1973 и др.).
Другим фактором, требовавшим периодической смены пастбищ, являлась недостаточность водных ресурсов. Отсутствие развитого поверхностного стока в сочетании с высокой нормой испаряемости, малочисленностью атмосферных осадков и гидрохимическим составом водных источников также диктовали настоятельную потребность передвижений в поисках воды. Фактор континентальности природно-климатических условий обусловливал меридиональную направленность кочевания на равнинах и вертикальную - в горных и предгорных районах.
В свою очередь, плотность и глубина снежного покрова определяли возможность организации зимнего выпаса скота, поскольку овцы, например, самостоятельно тебеневались лишь при глубине его в 10-12 см, а лошади -30-40 см. При этом наличие или отсутствие снежного покрова детерминировали стационарное состояние номадов из-за невозможности передвижений по снегу, либо, наоборот, необходимость их периодических миграций.
Динамичность экологической ниши, занятой кочевничеством, определялась прежде сезонно-зональным характером функционирования и локализации практически всех ресурсных элементов среды обитания. Зональность почв и растительного покрова, ландшафтная градация в сочетании с сезонным характером продуктивности биоценозов, выпадения атмосферных осадков и полноводности водных источников, облачности, термического режима и циркуляции воздушных масс являлись в совокупности ведущим фактором в возникновении и становлении номадизма. Особенно важную роль играл фактор посезонной продуктивности растительного покрова, в наибольшей степени побуждавший скотоводов к периодическим миграциям. Это характерно и для предгорных низкогорных и мелкосопочных районов степной зоны, в том числе, и в пределах Восточного Казахстана. Здесь характерный тип кочевого хозяйства обусловлен наличием постоянных водных источников и обильной кормовой базой, что предопределяет преобладание перерывов в годовом жизненном цикле по отношении времени активных передвижений и характеризуется небольшим размахом передвижений. Известным историческим образцом стационарного зимнего стойбища является родо! усадьба Абая в предгорьях Чингизтау.
Высокая мобильность кочевников, таким образом, была призвана противостоять пространственно-временной изменчивости функционирования природных ресурсов среды обитания, прежде всего колебаниям в обеспечении скота кормами и водопоями.
В социокультурном аспекте возникновение кочевничества было предопределено в значительной степени предшествующим процессом доместикации животных и эволюции скотоводческого хозяйства, накоплением знаний о содержании, выпасе и использовании скота, организации системы общественного производства в данных условиях среды обитания, особенностях окружающей среды. В процессе познания природных ресурсов экосистемы происходило формирование структуры стада, развитие организационных принципов данного способа производства и многоцелевой продуктивности скотоводческого хозяйства (мясо, молоко, шерсть, транспорт, тягло и т. д.), становление соответствующего уклада жизни и традиционно-бытовой культуры, совершенствование техники и технологии, возникло «всадничество» и т. д.
Важное значение для исследования проблемы генезиса номадизма имеет анализ технологических аспектов, в частности таких, как всадничество, предварительно датируемое серединой II тысяч. до н. э., появление колодцев - ориентировочно в конце того же тысячелетия, железных орудий, совершенствование конского снаряжения, развитие транспортного и мясомолочно-шерстного направления в скотоводстве, изменение структуры стада, принципов организации общественного производства, направленности и ареала передвижений и т. д. Иначе говоря, различного рода усовершенствования в технологическом арсенале и инновации в развитии материальной культуры, накопившиеся к эпохе раннего железа и составившие своего рода социокультурные механизмы перестройки системы материального производства, в совокупности с технологическими изобретениями детерминировали качественную трансформацию культур древних насельников эпохи бронзы, генезис и становление кочевничества. Видимо, в этой связи закономерно формирование скифо-сакской культурно-исторической общности на всем ареале Евразийских степей, полупустынь и пустынь умеренней) пояса, олицетворявшей становление этнокультурной интеграции на базе кочевого хозяйственно-культурного типа (Маргулан и др., 1966).
Особый интерес представляют материалы по эволюции конструкции конской узды и сбруи, средств и способов передвижения древних скотоводов. В памятниках андроновской и срубной культур на территории Казахстана, Западной Сибири и Поволжья найдено множество предметов архаического способа взнуздывания лошади, в частности костяных и роговых псалиев - приспособлений, связывающих удила с ремнями оголовья. В начале 1 тысяч, до н. э. появляется новый тип узды: двусоставные бронзовые удила, который, однако, к середине того же тысячелетия вытесняется удилами с кольчатыми окончаниями, а псалии становятся двудырчатыми. При этом вместо бронзы и рога для изготовления узды начинают употреблять железо. В середине 1 тысяч, до н. э. дышловой способ запряжки животных в транспортные средства (колесницы, повозки и т. п.) вытесняется оглобельным способом.
Таким образом, существенную роль в становлении и формировании кочевого скотоводческого хозяйства сыграли разнообразные технологические усовершенствования и технические новшества в эпоху бронзы и на стадии перехода к раннему железному веку. Они, несомненно, явились одним из факторов генезиса номадизма, поскольку способствовали оптимизации системы материального производства, ее большей адаптивности и приспособленности к изменяющимся природно-климатическим условиям.
Информационный минимум для адаптации в данных условиях среды обитания и при данном типе аграрного производства был настолько большим и включал такой объем и качество знаний, что его достижение могло быть обеспечено только лишь за счет передачи информации из поколения к поколению и аккумуляции ее на протяжении очень длительного исторического периода. Многие тайны пастушеско-кочевой технологии передавались от отца к сыну, от сына к внуку и так на протяжении многих поколений; они представляли собой своего рода «золотой фонд» народного опыта и знаний (Аргынбаев, 1969; Погорельский, 1949 и др.).
Для того, чтобы самому узнать о всех технологических аспектах функционирования системы материального производства и естественно - природных процессов, человеку порою не хватало целой жизни даже при условии выработанных веками и усвоенных поколениями предков знаний и опыта, переданных ему, как говорится, с «молоком и кровью матери».
Вследствие этого проблема номер один для любого кочевника скотовода-это приобретение лимита знаний о характере природно-климатических условий, об особенностях функционирования среды обитания. Только лишь с помощью этого информационного минимума могло быть обеспечено хозяйственное освоение пустынно-степной зоны.
Попытаемся реконструировать процесс эволюции номадизма. На наш взгляд, кочевничество с момента своего возникновения эволюционировало по направлению от меньшей подвижности (отгонов-перегонов) ко все большей («чистое кочевничество»). В пользу данной интерпретации, главным образом, свидетельствуют не только совершенствование конского снаряжения (псалии, удила, стремя, седло и т. п.) и системы завьючивания транспортных животных (Вайнштейн, Крюков, 1984 и др.), но и постепенная рецессия кибиточного способа кочевания, для которого любые естественные рубежи (горы, холмы, пересеченный рельеф, неровности почвы, камни, реки, озера и т. п.) служили практически непреодолимым препятствием. Переход на завьючивание предметов материальной культуры (юрты, утвари, предметов быта, мебели, одежды и т. п.) на лошадь и верблюда и постепенный отказ от кибиточного спосооба кочевания, остаточные переживания о котором, например, у казахов фиксируются в XV-XVI вв. (Рузбихан, 1976 и др.), способствовал резкой интенсификации системы передвижений, увеличению скорости и частоты кочевания, расширению ареала миграций и т. д. (Гумилев, 1971). В результате этого формируется тип классических кочевников, общепризнанным эталоном которых для всех исследователей стали казахские номады (кош-пелi)-адаевцы табынцы, баганалинцы и аназские племена сабаа, руала, амарат (Першиц, 1961. С. 32 и др.), совершавшие перекочевки до 2000 км и более в течение года. Однако, как нам кажется, это крайняя специализация, являющая собой предельный вариант номадизма, который не должен заслонять для нас типический образ кочевника, совершающего сезонные миграции в диапазоне 50-100 км в течение года, проводящего зимний период года оседло на стационарно устроенном стойбище (кстау) и ведущего кочевой образ жизни в теплый период года.
В процессе эволюции номадизма по направлению от меньшей подвижности ко все большей происходила интенсивная трансформация материальной культуры формирующихся номадов применительно к качественно новому образу жизни и типу хозяйства. В частности, генеральной линией эволюции становится постепенное изживание нетранспортабельных и трудно хранящихся материалов (металл, керамика, стекло и т. п.), замена громоздких, тяжелых и плохо завьючиваемых предметов материальной культуры легкими и транспортабельными материалами (кожа, кошмы, дерево и т. п.), поддающимися быстрой сборке и разборке (юрта, мебель и т. п.). Именно такой перестройке подвергаются все части и элементы материальной культуры кочевников, что легко прослеживается при сравнении, например, материальной культуры саков и скифов, сарматов и усуней, юечжи и других номадов прошлого с культурой поздних кочевников (Маргулан и др., 1966)
К середине 1 тысяч, н. э. накапливается новый запас информации в виде целого ряда технологических инноваций (появление стремени, новых элементов конской упряжи и снаряжения, в частности жесткого седла, способов завьючивания, войлочной решетчатой юрты, других предметов материальной культуры, широкое распространение кожи, шерстоваляльных и других новых сырьевых материалов и т. д.). В результате кочевое скотоводство вступает в новую стадию развития - стадию «классического кочевничества». Этот этап в эволюции номадизма характеризуется максимальной приспособленностью к природно-климатическим условиям и высочайшей специализацией, принимающей порою крайние формы (передвижения на расстояние до 1000-2500 км с количеством перекочевок до 60-120 в течение года), активным участием кочевников в этнополитических процессах на Евразийском континенте, захватом политической и военной гегемонии в Азии, Северной Африке и Юго-Восточной Европе. В этот период номадизм стабилизируется в своем развитии, достигая максимального уровня своего потенциала. Вплоть до эпохи Великих географических открытий и широкого распространения огнестрельного оружия кочевники играют доминирующую роль в жизни народов Евразии, поскольку полностью контролируют внутриконтинентальную торговлю, караванные пути и дороги, имеют неоспоримые преимущества в военной сфере и т. д. (Владимирцов, 1934 и др.).
Рубеж XV-XVI вв., знаменующийся общим кризисом номадизма, его вытеснением на периферию всемирно-исторического процесса, падением его влияния в военно-политической сфере, является началом нового, третьего этапа в исторических судьбах кочевничества.
Кочевые цивилизации, сыгравшие огромную роль в мировой истории на рубеже XV- XVI вв. в силу ряда исторических причин вступили в фазу стагнации и застоя, при этом сохраняя идеально приспособленный к экологическим условиям аридных районов уклад жизни. В новейшее время стремительное индустриальное развитие и урбанизация, расширение возделываемых земель привели к нежелательным последствиям для кочевого населения Казахстана. Древняя культура кочевого народа была оторвана от природного субстрата обуславливающего её.
Тем не менее, переход к оседлости при сохранении специализации на отгонно-пастбищном животноводстве не привёл к полному отмиранию выработанных веками материальной культуры и трудовых навыков.
Кочевой образ жизни, обусловленный экологическими факторами, повлиял так же на все элементы духовной культуры казахского народа - традиции, обряды, народные игры и т.д.
Народные промыслы, традиции, обряды, игры казахского народа
На территории ВКО исторически сложились ареалы самобытных национальных культур. Помимо кочевой культуры казахского народа большой интерес может представлять, старообрядчество, сформировавшееся в бассейнах Убы и Бухтармы. Пока же старообрядческий быт представлен только в музейных экспозициях. Образцом уникального типа хозяйства является мараловодство, зародившееся на Алтае в XVIII в.
В Усть-Каменогорске популярным объектом посещения является этнографический музей и специально созданная этнографическая деревня. Краеведческим музеем и музеем искусств города Усть-Каменогорска проводятся экскурсии с посещением Урочища Акбаур изобилующего древними наскальными изображениями. Посещение многих археологических объектов, в том числе Берельских курганов, а так же, по обстоятельствам, размещение в юрте предлагается на маршруте тура «Кочевник» проводимого турфирмами «Экосистем» и «Алтайские Экспедиции».
Игры и праздники во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к далекой древности, и в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Бесспорной является теория о происхождении игр и развлечений из трудовых процессов, т.е. из практической деятельности людей.
Нередко в народных развлечениях отражались такие своеобразные явления как спорт, военные навыки, культовые представления, магические действия, воссоздавшие «реальную жизнь, иногда бытующую, иногда отмершую и сохранившуюся только в каких-нибудь пережитках (игра-действие или игра-песня)». Таким образом, они охватывали многие стороны трудовой, духовной деятельности и быта казахского народа, чему в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что многие из них возникли в кочевой среде и «своей тематикой, аксессуарами, местом и временем проведения, всем своим строем отражали особенности мировоззрения и материальной культуры кочевников-скотоводов». Со временем, с изменением материальной жизни общества изменилась непосредственно форма и содержание игр.
Часть игр и развлечений несли ритуальную и обрядовую функции, входящих в систему поминальных и погребальных, а также брачных церемоний. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар. (Рисунок 1.)
Рисунок 1. Национальные конноспортивные игры.
Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры, как правило, посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер. Известно, что поминки (ас), устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали множество людей, было до 15000 человек, независимо от сословной принадлежности. О них говорили в степи несколько лет, слагали песни.
Среди семейно-родовых торжеств не менее значительным было проведение свадеб, приобретавших нередко общественный характер. В ней наряду с аульчанами присутствовали знакомые и незнакомые люди. Во время свадебного тоя только в программу шуточных развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с назначением призов, часто очень значительных, устраиваемых ее организаторами.
Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением сына, которое часто выходило за рамки чисто семейной радости. Ими были торжество, посвященное рождению младенца (шилдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесик той), торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (кыркынан шыгару), торжество, связанное с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от 3 до 10 лет (сундет той).
Одним из самых крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана считался Наурыз (Новый год), празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта. По установившемуся поверью в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства - скота. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык), состоящее из семи традиционных продуктов. Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение целого года.
Как и во всех странах, где был распространен ислам, принято было отмечать два ежегодных религиозных праздника - разговения или окончания поста - ураза айт и через 70 дней - жертвоприношения - курбан айт. Духовенство старалось всячески поддерживать эту традицию
В силу кочевого уклада жизни казахов наибольшее распространение получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях силу, ловкость, мужество. Почитание лошади и любовь к конным играм стали традицией, сохранившейся до наших дней.
Аламан байга - скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является одним из древних и популярных видов состязаний. Состязания проводились в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы. В наездники обыкновенно выбирали для легкости мальчиков в возрасте 8 - 14 лет.
Байга проводилась также на всех праздниках и была доступна всем желающим в ней участвовать.
Кокпар тарту, известный у русских как козлодранье. Цель - первым донести тушу козла до условленного места.
Большой популярностью в народе пользовалась борьба (казахша курес), разновидность которой встречалась и у других народов Средней Азии. Казахша курес проводился на всех празднествах между известными силачами (палуанами) и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Среди зрелищных игр, где ярко выражены коммуникативные функции, следует назвать различные молодежные игры и развлечения.
Кыз куу (догони девушку), алты бакан (буквально «шесть столбов»), ак суек (белая кость). Наряду с молодежными играми широко были представлены и детские игры. Самыми любимыми играми были альчики (асыки) - раскрашенные овечьи надкопытные бабки. Нередко к этим играм подключалась молодежь и взрослые. Встречались и интеллектуальные игры. Среди них древняя настольная игра тогыз кумалак.
Таким образом, мы видим, что казахские народные игры и состязания составляли неотъемлемую часть общественных, семейных и других праздников, пользуясь всенародной любовью. В зависимости от кочевого уклада хозяйственной жизни и окружающей среды игры отражали действительность.
Хотелось бы охарактеризовать некоторые обычаи казахского народа.
Ерулик. Угощение новым соседям. Аулчане звали новоселов на «ерулик», то есть приглашали к себе в гости, чтобы они быстрее адаптировались в новой среде. Этот обычай характеризует еще одну грань человеческого отношения к нуждам ближних, а сама традиция имеет социальное и нравственное значение. Она сохраняется и в наши дни.
Конил сурау - справится о здоровье. Пришедший справиться о здоровье больного, говорит ему обнадеживающие слова (да покинет вас ваш недуг вскоре), внушает ему надежду, вселяет веру в исцеление, в выздоровление.
Туган жерге аунату. Человека, живущего вдали от родных мест (обычно мужчину), по приезде на Родину обваливали в земле. Этот обряд означал, во-первых, «не забывай, что ты родился на этой земле, выполняй свой сыновний долг»; во-вторых, «родная земля - она и мать с отцом, и Родина.
Бас (букв. спорить). Издревле существующая интересная традиция заключать пари - бас тигу. Шли на спор не только во время свадеб или поминок, но и в будние дни.
Существует множество обрядов и традиций, охватывающих детей и молодежь.
Аузына тукирту. Отношение казахов к батырам, популярным акынам, биям, ораторам и другим выдающимся людям всегда было особенным. Каждый родитель хотел, чтобы его ребенок был похож на знаменитость. Следуя примете, таких людей просили «аузына тукиру», чтобы ребенок перенял их прекрасные, неповторимые черты.
Ашамайга мингизу. Этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика. В торжественный момент дедушка ребенка благословляет внука, а бабушка радостно осыпает его «шашу». Дети постарше устраивают байгу, а взрослые - небольшой той.
Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» - остова (деревянная решетка), сферического купола - «шанрак», радиально расположенныхжердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100-120 кв. м. 12,-15,-18 - канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в. Каждая решетка (кереге) состоит из 36 планок - «саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой - «тор коз» и тонких планок крупной сеткой -«жел коз». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двустворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи обкладывалась циновками из тростника - шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода- узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бсльдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей. Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.
Центр юрты - ошак - служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - тор - для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Направо от входа располагались утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской - шымылдык.
Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры текемет, войлочные ковры с аппликациями - сырмык, менее - тканые ковры клем.
Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлочных коробках (шабдан), ковровых сумках (коржын), состоящих из двух равных карманов и соединяющих их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки. Деревянные предметы - подставки - (жук аяк), коробы для продуктов (адалба-кан) украшались художественной резьбой.
В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров, мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из меха пушных зверей назывались «ишик» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - бас тон, синим сукном - кок тон, парчой - барша тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребячьих- жаргак тон. Из козьих шкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, и шили шубы «кылка жаргак».
Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - калпак - из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки борик, круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки - треухи назывались «тымак».
Борик девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшат борик», вышитые золотом - «алтын борик», украшенные кораллами - «калмаржан борик». Летние легкие шапочки из бархата или парчи - «такия» - украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным был свадебный убор саукеле - высокий, конусообразный, украшен золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - кимешек.
Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - бир така, а также ичиги - маси - из козлиной юфти и калошы - кебис - из более плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки - шокай и шарке.
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - кебис. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги - кестели етик, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - белдик.
Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой и инкрустацией. Серьги изготовляли в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.
Широко использовались накосные украшения - шашбау- в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой кольцами.
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.
Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли - кылыш, мечи - селебе, палаши - семсер. Наиболее распространенным орудием были лук - садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - найза - имели стальной наконечник и кисти из конских волос. С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами.
Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока готовили кумыс (кымыз), из верблюжьего - шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.
Один из любимых напитков казахов было кислое молоко - айран. Смесь айрана с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло - сары май. Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и укладывали в бараний желудок - карын. Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог- курт употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие виды сыров - сары иримшик, ак иримшик и др.
Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основными продовольственными культурами были просо, реже - пшеница и рожь. Жареное пшено ели с молоком, маслом: приготовляя из него толокно - талкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки - тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент».
Пшеница ценилась более. Из нее готовили похлебку бидай коже, талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе), обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов (палау) и кашу (ботка).
Основной пищей казахов были мясные блюда.
Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда: подкожный жир верхней части шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили «карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром - «казы». Колбасы из мяса, других частей туши назывались шужик.
Баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо - основное блюдо казахов - подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне назывались «куырдак».
Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева.
Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш, ожау), нередко украшенные резьбой инкрустацией из серебра и кости. Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел (казан), в оседлых районах Казахстана широко использовалась керамическая посуда.
Материальная культура казахов отражала особенности хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственно-экономический уклад, пища, одежда была наиболее приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.
Материальную и духовную жизнь народа отражают традиции и обычаи. Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии казахов, сохранившейся в исторических преданиях.
Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык салт».
Супружеские узы (жубайлык) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар», исполнявшихся на свадебном торжестве. Переживания невесты, часто отягощенные сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, выливались в искренние и волнующие песни- плачи (сынсу, «Кыз-танысу»), в которых она, прощаясь с родными и аулом, выражала свою печаль. Традиция требовала, чтобы девушка в сопровождении подруг с прощальной песней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с родными у казахов называлось «кыз-танысу».
В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением «бет-ашар» (открывание лица невесты).
Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни - свадьбе, рождению ребенка, поминкам (ас) и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках устраивались игры: скачки (байге), борьба джигитов-силачей (курсе), борьба всадников. Для участников игр назначались ценные призы. День Нового года (наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс).
Казахская мифология запрещала рвать весеннюю зеленую траву, ибо в ней люди видели непрерывность жизни. Казахи почитали дух земли (жер-ана) и воды (су-ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня - алас. По казахскому поверью, огонь - покровитель жилища домашнего очага. Невестка при вступлении в новую семью должна была поклониться огню в большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отка май кую).
У казахов сохранился древний обряд очищения огнем (аластау) от древнего слова «алас» - ночной свет, священный огонь. Этот обряд совершался при перекочевке с зимовки на джайлау.
Основу казахского народного календаря составляли астрономические представления и знания звездного неба, накопленные веками. Большое практическое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.
Большую роль в жизни народа играл циклический календарь, унаследованный ими от предшествующей эпохи. Казахи считали время циклами в 12 лет - мушел. Каждый цикл назывался именем животного: мышь (тышкан), корова (сыйыр), тигр (барс), заяц (коян), дракон (углу), змея (жылан), лошадь (жылкы), овца (кой), обезьяна (мешен), курица (тауык), собака (ит), свинья (доныз).
Вывод
В данной работе был проведен анализ литературы по проблеме исследования. В частности был обобщен теоретический материал, изложенный в фундаментальных исследованиях Нурболата Массанова («Кочевая цивилизация казахов»), Хазанова А.М («Кочевники и внешний мир») и др.
Проведен анализ экологических условий, в которых формировался и эволюционировал кочевой образ жизни казахского народа. Проведена сравнительная оценка традиционных форм экологического поведения казахского народа применительно к условиям аридных ландшафтов Казахстана. Рассмотрены национальные обычаи и традиции, сохранившиеся в настоящее время и сделан прогноз их развития в будущем.
В дальнейшем планируется разработка рекомендации эффективного применения элементов традиционной экологической культуры в современных условиях. А также в летние месяцы планируются экспедиционные выезды по регионам для сбора этнографической информации.
Литература:
-
Грижмек. Б. «Экологические очерки о природе и человеке». Прогресс, 1988;
-
Масанов Н.Э. «Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества». Алматы «Социнвест» - Москва «Горизонт», 1995;
-
Патлина Г.И. «путешествие в восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука». Алматы «Ғылым», 1993;
-
Хазанов А.М. «Кочевники и внешний мир». Алматы «Дайк-Пресс», 2002.