Рабочая программа по биологии в профильных классах (11 класс)

          Рабочая программа по предмету биология для 11 класса разработана и составлена на основе Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта  общего образования ( 2004 г) , примерной программы курса биологии для профильного  изучения биологии в X—XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой, представленной в сборнике «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вентана-Граф, 2009...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ГМО Заместитель Директор МАОУ

______/______________/ директора по УР «Гимназия № 1»

Ф. И. О. МАОУ «Гимназия№1» ____/______________/

Протокол № ______ от ______/______________/ Ф. И. О.

«_____»_________20__г. Ф. И. О. Приказ № ________от

«____» ____________20__г. «____»_______20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология»

Муниципальное автономное общеобразовательное

наименование ОУ

учреждение «Гимназия № 1»

наименование ОУ

муниципального образования «город Бугуруслан»


_________Мордасова Наталия Александровна, 1К______

Ф. И. О., категория


по биологии 11 класс .

предмет, класс и т. п.













2014-2015 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету биология для 11 класса разработана и составлена на основе Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта общего образования ( 2004 г) , примерной программы курса биологии для профильного изучения биологии в X-XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой, представленной в сборнике «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вентана-Граф, 2009.-176с.».

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 11 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2013 г.

В Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 105 часов для обязательного изучения биологии в 11 классе ( 3 часа в неделю).

Согласно учебному плану и годовому учебному графику МАОУ «Гимназия №1» на изучении биологии в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 3 часа в неделю ( 102 часов в год) . В связи с этим рабочая программа рассматривается на 3 часа из резервного времени.

Программа профильного изучения биологии в 11 классе общеобразовательных учреждений является логическим продолжением курса биологии 6-9 классов и 10 класса. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса биологии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Это позволяет сформировать целостную биологическую картину мира и обеспечивает преемственность между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях. В рамках данной рабочей программы осуществляется расширенное изучение предмета, что отвечает социальному запросу учащихся и их родителей и способствует реализации задач профильного обучения на старшей ступени обучения, химико-биологического направления.

Рабочая программа направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии; осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г №273- ФЗ (ст.12, ст.13, ст.17, ст.34 п.7.8., ст.35)

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Примерная программа курса биологии в X-XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) ( Методкабинет РФ)

  • Приказа министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 г № 01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»

  • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. 10-11 классы. Профильный уровень. //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2009. - с.84-96.

Цель: обеспечение подготовки учащихся к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.

Для этого программой предусмотрено:

• освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

• овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

• воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Программа по биологии в 11 классе ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.

Программа направлена на решение следующих задач:

-системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;

-овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

-формирование научного миропонимания как компонента научного и природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

-развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.

В рабочей программе изложение учебного содержания приводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни.

Программа по биологии 11-го класса построена с учётом таких ведущих ориентиров, как:

-культурологическая парадигма образования, системный, интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;

- принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;

- концепция компетентностного подхода в обучении;

-концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;

-тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;

-ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.

В отборе содержания курса биологии рабочая программа исходит из наличия в нём пяти основных компонентов (знаний, умений, ценностных отношений, элементов творчества и личностной компетентности), а также из методологических оснований теории развития биологических понятий в школьном предмете современных достижений науки биологии, её прикладного и культурологического значения, экологизации и преемственности развивающего образовательного процесса.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

представленная рабочая программа учебного курса биологии 11 класса является непосредственным продолжением программы и учебников по биологии для 6-9 классов, 10 класса, созданных авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономарёвой (М.:.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2009). Поэтому настоящая рабочая программа по биологии для 11 класса представляет материалы более высокого, продвинутого и профилированного уровня обучения, его требует образовательный стандарт старшей школы с учётом профильного уровня содержания биологического образования.

Если в 9 классе (основной уровень общего образования) программа курса биологии предусматривала изучение основополагающих материалов важнейших областей биологии (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их рядоположенном изложении по областям науки, то в программе курса биологии 10-11 классов изложение учебного содержания представлено по-новому - в интегрированном виде и в системе структурных уровней организации жизни. При этом изложение основных положений, теорий и прикладных аспектов биологии осуществляется на фоне изучения свойств биосистем разных структурных уровней организации жизни.

Подобное изложение проводится как с целью актуализации ранее приобретённых знаний, так и в целях их расширения и углубления, на что ориентируют требования нового государственного стандарта старшей школы по изучению биологии на профильном уровне.

Интегрированный подход изложения общебиологического материала о свойствах живой природы использован и для того чтобы ученики воспринимали курс «Биология» не как повторное, хотя и более глубокое раскрытие учебного материала, а как новое содержание. Для этого в изложении свойств того или того уровня организации жизни интегрированы материалы о главнейших событиях живой природы, свойственных данным уровням. Так, в содержании биосферного уровня приводятся материалы о происхождении живого вещества, биогеоценотического - об экологических явлениях, популяционно-видового - о виде, популяции, видообразовании, происхождении человека и эволюционном учении. Тот же подход использован при изложении материалов по другим уровням организации жизни. Это делает учебное содержание курса биологии 10-11 классов более емким, обобщённым и интересным для учащихся.

В 10 классе изложение учебного содержания проводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни. В 11 классе идёт продолжение раскрытия курса на примере организменного, клеточного и молекулярного уровней жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии позволяет в 10 классе более подробно ознакомиться с учением о биосфере, с особенностями биогеоценозов (экосистем), процессами многообразия видов, чтобы затем (в 11 классе) на основе этих знаний изучать свойства организма, клетки и материалы о молекулярных основах жизни.

В последовательном раскрытии учебного содержания ведущая роль отведена фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям теоретической и прикладной биологии, современным проблемам общества, в решении которых необходима биологическая компетенция. Помимо основ наук, в содержание учебного предмета включен также ряд сведений занимательного, исторического, культурологического, экологического и практического характера, содействующих мотивации учения, формированию познавательных интересов и решению других задач развития личности.

Таким образом, настоящая рабочая программа по биологии для 11 класса профильного уровня полной общеобразовательной средней школы направлена на изучение как инвариантного содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии (профильный уровень), так и важных вопросов научно-практического и культурологического содержания.

Формы организации образовательного процесса:

• традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);

• уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);

• уроки - публичные формы общения (конференция, дискуссия, и т. д.);

• уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);

• уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)

• интегрированные уроки;

• лабораторные работы;

• экскурсии;

• заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.

Технологии обучения:

• технология объяснительно-иллюстративное обучение;

• технология разноуровневого дифференцированного обучения;

• технология проблемного обучения;

• технология проектного обучения;

• личностно-ориентированные технологии обучения;

• игровые технологии;

• информационные технологии обучения.

В ходе освоения учащимися биологического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: развитие логического и критического мышления, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

Метапредметными результатами обучающихся являются: формирование представлений о биологии как о части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для человеческой деятельности.

Предметными результатами обучающихся являются: овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для формирования механизмов мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц), подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.

Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные и групповые формы работы, уроки - публичные формы общения, уроки, имитирующие деятельность учреждений, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь.

Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, технологии проектного обучения по программе Intel-Обучение для будущего, различные формы самостоятельных работ.

Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, пишут рефераты, готовят сообщения и доклады, готовят презентации; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Для формирования компетенции личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила личной гигиены, экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, учатся заботиться о собственном здоровье. Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Виды и формы контроля:

• устный опрос в форме беседы;

• тематическое тестирование (приближенное к заданиям ЕГЭ);

• устные зачёты;

• лабораторный контроль;

• индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);

• индивидуальные домашние задания (письменные и устные);

• промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий (приближенных к заданиям и ЕГЭ).

Планируемый уровень подготовки обучающихся: профильный.

К программе прилагается календарно-тематическое планирование, план распределения общего количества учебного времени, определённого федеральным компонентом государственного стандарта для профильного уровня изучения биологии в 11 классе (3 ч в неделю). В тематическом плане приведено общее количество часов, отводимых на изучение разделов курса, включая часы на обобщения по темам, лабораторные работы.

Для систематизации знаний, текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено 4 контрольных работы по разделам. Программа включает также 6 лабораторных работ.

Для формирования необходимой тестовой культуры старшеклассников и мониторинга их обученности запланировано проведение итоговой тестовой контрольной работы в формате ЕГЭ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого

• сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их

• цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

• строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

• современную биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

• устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

• решать задачи разной сложности по биологии;

• составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

• описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

• исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

• сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

• осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• грамотного оформления результатов биологических исследований;

• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).













Тематический план изучения курса биологии в 11 классе ( профильный уровень)

№ разделов и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Раздел 1

Организм

Всего 58 ч (56ч по стандарту + 2ч резерв)

Тема 1

Живой организм как биологическая система

10 ч

Входная контрольная работа

1 ч

Тема 2

Размножение и развитие организмов

5 ч

Тема 3

Основные закономерности наследования признаков

15 ч

Тема 4

Основные закономерности изменчивости

10 ч

Тема 5

Селекция и биотехнология на службе человечества

7 ч

Тема 6

Царство Вирусы, его разнообразие и значение

9 ч

Контрольная работа по разделу «Организм»

1 ч

Раздел 2

Клетка

Всего 40 ч ( 30 ч по стандарту + 10 резерв)

Тема 1

Строение живой клетки

14 ч

Тема 2

Молекулярный состав живых клеток

6 ч

Контрольная работа по теме «Строение живой клетки»

1 ч

Тема 3

Процессы жизнедеятельности клетки

10 ч

Тема 4

Химические процессы в молекулярных системах

9 ч

Повторение

4 ч

Обобщение и систематизация знаний

2 ч

Итоговая контрольная работа

1 ч

Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами различных уровней сложности

1 ч

Итого в 11 классе

102 ч

Основное содержание (102 ч)

Темы по стандарту выделены жирным шрифтом.

Раздел 4. Организм. 58 ч (56ч по стандарту + 2ч резерв)

Тема 13. Живой организм как биологическая система. (10 ч). Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотрофы ( хемотрофы и фототрофы).

Тема 14. Размножение и развитие организмов (5 ч). Воспроизведение организмов , его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов . Причины нарушений развития организмов . Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша.

Тема 15. Основные закономерности наследования признаков. (15 ч). Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. История развития генетики. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Основные понятия генетики. Гены и её признаки. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Генотип как целостная система. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики . Основные факторы, формирующие здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.

Тема 16. Основные закономерности изменчивости (10 ч). Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа - изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Тема 17. Селекция и биотехнология на службе человечества (7 ч). Селекция и её задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции . Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Биотехнология , её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Тема 18. Царство Вирусы, его разнообразие и значение (6 ч). Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе. Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царства неклеточных организмов- вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний.

Лабораторная работа №10 «Свойства живых организмов»

Лабораторная работа №11. «Модификационная изменчивость»

Лабораторная работа №12. «Вирусные заболевания растений»

Резерв - 1 ч

Раздел 5. Клетка. 40 ч ( 30 ч по стандарту + 10 резерв)

Тема 19. Строение живой клетки (14 ч). Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки. М.Шлейден и Т.Шванн - основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей. Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Тема 20. Молекулярный состав живых клеток (6 ч). Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке. Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке. Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.

Тема 21. Процессы жизнедеятельности клетки (9 ч). Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходства и различия митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка- единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Тема 22. Химические процессы в молекулярных системах (10 ч). Биосинтез в живых клетках. Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез и его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.

Лабораторная работа №13. «Изучение и строение клетки».

Лабораторная работа №14. «Изучение свойств клетки»

Лабораторная работа № 15. «Органические вещества клетки»

Экскурсии в природу: 1. Весенние явления в природе. 2. Биологическое разнообразие в вашем регионе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии



Класс 11 Б

Учитель Мордасова Н.А.

Количество часов

Всего 102 час.; в неделю 3 час.

Плановых контрольных уроков 4 , лабораторных работ 6 .

Планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, отраженном в примерной программе по биологии (профильный уровень) и программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. -под.ред. И.Н.Пономарёвой. - М.: изд.центр «Вентана-Граф», 2009г

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 11 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2013 г.





Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

Раздел 1. Организм. 58 ч (56ч по стандарту + 2ч резерв)


Тема 1. Живой организм как биологическая система (10 ч.)

1

Организм как биосистема

П.1

2.09

2

Организм как открытая биосистема

П.2

2.09

3

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

П.3

5.09

4

Свойства многоклеточных организмов

П.4

5.09

5

Свойства многоклеточных организмов

П.4

9.09

6

Лабораторная работа № 1. ««Свойства живых организмов»

9.09

7

Транспорт веществ в живом организме

П.5

12.09

8

Системы органов многоклеточного организма

П.6

16.09

9

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

П.7

16.09

10

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

П.7

11

Входная контрольная работа (1 ч)


Тема 2. Размножение и развитие организмов (5 ч)

12

Размножение организмов

П.8

13

Оплодотворение и его значение

П.9

30.09

14

Индивидуальное развитие многоклеточного организма

П.10

30.09

15

Рост и развитие организма

П.11

1.10

16

Обобщающий урок по теме «Живой организм и его развитие»

14.10

Тема 3. Основные закономерности наследования признаков (15 ч)

17

Генетика - наука о наследовании свойств организмов

П.12

14.10

18

Гибридологический метод исследования наследственности

П.13

17.10

19

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем

П.14

21.10

20

Закон Т.Моргана

П.13-14

21.10

21

Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании

П.15

24.10

22

Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

28.10

23

Наследование при взаимодействии генов

П.16

28.10

24

Ген и хромосомная теория наследственности

П.17

25

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

П.18

31.10.

26

Решение генетических задач на сцепленное наследование

11/11

27

Наследственные болезни человека

П.19

11.11

28

Этические аспекты медицинской генетики

П.20

29

Факторы, определяющие здоровье

П.21

30

Решение генетических задач

31

Обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследования признаков»


Тема 4.Основные закономерности изменчивости (10ч)

32

Изменчивость - важнейшее свойство организмов

П.22

33

Многообразие форм изменчивости у организмов

П.23

34

Многообразие форм изменчивости у организмов

П.23

35

Лабораторная работа №2 «Модификационная изменчивость»

36

Наследственная изменчивость и её типы

П.24

37

Наследственная изменчивость и её типы

П.24

38

Многообразие типов мутаций

П.25

39

Мутагены и их влияние на живую природу и человека

П.26

40

Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами

41

Развитие знаний о наследственной изменчивости

П.27

Тема 5. Селекция и биотехнология на службе человечества (7 ч)

42

Генетические основы селекции

П.28

43

Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции

П.29

44

Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений

П.29

45

Методы селекции, их генетические основы

46

Достижения селекции растений и животных

П.30

47

Биотехнология, её направления и значение

П.31

48

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований

П.32

Тема 6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение (9 ч)

49

Неклеточные организмы - вирусы

П.33

50

Строение и свойства вирусов

П.34

51

Вирусные заболевания

П.35

52

Профилактика вирусных заболеваний.

53

Лабораторная работа №3 ««Вирусные заболевания растений»

54

Организменный уровень жизни и его роль в природе

П.36

55

Царства клеточных неклеточных организмов

56

Обобщение и систематизация знаний по теме «Царство Вирусы»

57

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Организм»

58

Контрольная работа по разделу «Организм» (1 ч)


Раздел 2. Клетка. 40 ч ( 30 ч по стандарту + 10 резерв)


Тема 7.Строение живой клетки (14 ч)

59

Клеточная теория, её основные положения

П.37- 38

60

Современные методы цитологических исследований

П.39

61

Основные части клетки

П.40

62

Поверхностный комплекс клетки

П.41

63

Цитоплазма и её структурные компоненты

П.42

64

Немембранные органоиды клетки

П.43

65

Мембранные органоиды клетки

П.44

66

Двухмембранные органоиды клетки

П.45

67

Ядерная система клетки

П.45

68

Хромосомы, их строение и функции

П.47

69

Особенности клеток прокариот

П.48

70

Гипотезы о происхождении эукариотической клетки

П.49

71

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли

П.50

72

Лабораторная работа №4 «Изучение и строение клетки»


Тема 8. Молекулярный состав живых клеток (6 ч)

73

Органические соединения в живой клетке- углеводы, липиды и белки

П.57-58

74

Лабораторная работа № 5 «Органические вещества клетки»

75

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Компактизация молекул ДНК

П.61-62

76

Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства.

П.63

77

Наследственная информация, её хранение и передача

П.64

78

Молекулярные основы гена и генетический код

П.65

79

Контрольная работа по теме : «Строение живой клетки» (1ч)


Тема 9. Процессы жизнедеятельности клетки (9 ч)

80

Клеточный цикл

П.51

81

Деление клетки- митоз

П.52

82

Свойства клетки

П.52

83

Лабораторная работа № 6 ««Изучение свойств клетки»

84

Мейоз - редукционное деление клетки

П.53

85

Образование мужских гамет - сперматогенез

П.54

86

Образование женских клеток - оогенез

П.55

87

Клеточные уровень организации живой материи и его роль в природе

П.56

88

Обобщение и систематизация знаний по теме « Процессы жизнедеятельности клетки)


Тема 10 Химические процессы (10 ч)

89

Биосинтез белков в живой клетке

П.66

90

Трансляция как этап биосинтеза белков

П.67

91

Молекулярные процессы синтеза у растений

П.68

92

Энергетический этап фотосинтеза у растений

П.69

93

Пути ассимиляции углекислого газа

П.70

94

Ферментативные процессы в клетке

П.70

95

Бактериальный фотосинтез и хемосинтез

П.71

96

Молекулярные энергетические процессы

П.72

97

Кислородный этап биологического окисления

П.73

98

Молекулярные основы обмена веществ живой клетки

П.74-75

Повторение (4 ч)

99

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Организм»

100

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Клетка»

101

Итоговая контрольная работа

102

Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами различных уровней сложности



























© 2010-2022