- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок по биологии на тему Соцветия
Открытый урок по биологии на тему Соцветия
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Акчурина Л.В. |
Дата | 22.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ Евлановская основная общеобразовательная школа
Открытый урок
по биологии
в 6 классе
на тему
«Соцветия»
I
Учитель: Проскурина Н. П.
2010-2011 учебный год
Тема: Соцветия.
Цель: познакомить уч-ся с наиболее распространенными видами соцветий, раскрыть их биологическое значение; формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Оборудование: Гербарий «Соцветия», раздаточные гербарные материалы, Демонстрационные материалы, таблица «Соцветия».
Ход урока.
-
Организационное начало.
На каждую парту раздаются жетоны, которые при правильном ответе разбирают дети.
-
Проверка домашнего задания.
-
Устный биологический диктант по теме «Части цветка».
(Я даю определение каждой части цветка и показываю на таблице «Строение цветка»)
-
Пестик
-
Тычинка
-
Венчик чашечка
-
Рыльце пестика
-
Завязь
-
Столбик
-
Семязачатки
-
Тычиночная нить
-
Пыльник
-
Лепесток
-
Чашелистик
-
Цветоложе
-
Цветоножка
-
Фронтальный опрос.
-
Какие части цветка находятся в его центре и каково их строение? (пестик: рыльце, столбик, завязь с семязачатками; тычинка: тычиночная нить, пыльник с пыльцой).
-
Чем простой околоцветник отличается от двойного? (Двойной состоит из венчика и чашечки, а простой - только из венчика).
-
Чем обоеполые цветки отличаются от однополых? (В обоеполых цветках находятся и пестик и тычинки, а в однополых - либо пестик, либо тычинки).
-
Растения с однополыми цветками могут быть двудомными и однодомными. Какие растения называются однодомными? Приведите примеры. (это растения, с однополыми цветками, располагающимися на одном растении. Береза, огурец, кукуруза: пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении.)
-
Какие растения называются двудомными? (Это растения с однополыми цветками, располагающимися на разных растениях: тычиночные на одном, а пестичные - на другом. Крапива двудомная, облепиха, ива, тополь).
-
Охарактеризуйте по формулам цветки растений: лютика - Ч5Л5Т∞П∞; сурепки - Ч2+2Л4Т2+4П1; гороха - Ч(5)Л3(2)Т(5+4)1П1.
-
Используя таблицу «Строение цветка», составьте его формулу. (Ч5Л5Т5П1)
-
Решите биологическую задачу. В цветках вишни развит околоцветник, образованный чашечкой и венчиком. Чем образован околоцветник тюльпана? (Лепестками венчика).
-
Решите биологическую задачу. Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата по несколько десятков. С чем это связано? (Это связано с количеством семязачатков в завязи пестика. В завязи вишни 1 семязачаток - 1 семя, а в томате несколько десятков семязачатков и столько же семян).
-
Биологическая задача. В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? Ответ поясните.( Нет , урожай огурцов при отсутствии пустоцветов получить нельзя. Пустоцветы - тычиночные цветки, с огурчиками - пестичные. Без пустоцветов не произойдет опыления и огурчиков не будет.)
-
Ребята, считаем количество набранных вами жетонов и получаем оценки за домашнее задание.
ІІІ. Работа по теме урока.
-
Сообщение темы, цели урока.
-
Изучение новой темы.
Демонстрация комнатных растений с одиночными цветками и с соцветиями.
Вопрос. Почему мелкие цветки собраны в группы на стебле, а крупные, как правило, расположены по одному? ( Мелкие цветки мало заметны насекомыми, поэтому они собраны в группы.)
Группа мелких цветков, близко расположенных друг к другу в определенном порядке, называется соцветием. Соцветия делятся на простые и сложные. В простых соцветиях цветки располагаются на главной оси соцветия, а в сложных - на боковых осях соцветия, которые располагаются на главной оси.
Рассказ с использованием демонстрационного материала.
Простые соцветия.
Различаются длиной и толщиной главной оси, расположением на ней цветков на цветоножках или сидячих.
Кисть. Колос. Щиток. Зонтик. Головка. Початок. Корзинка.
Сложные соцветия.
Сложный зонтик. Сложный колос. Метелка или сложная кисть.
-
Закрепление темы.
А) Игра «Угадай соцветие».
По картинкам демонстрационных материалов и соответственно описанию соцветия учителем дети называют предложенные им соцветия.
Б) Работа в парах с гербарием. Определение соцветий.
(Дети записывают в тетрадь название растения и определяют тип соцветия.)
Лук репчатый - зонтик шаровидный.
Клевер средний и клевер гибридный - головка.
Спирея - щиток.
Ландыш, белая акация, черемуха обыкновенная - кисть.
Кукуруза - метелка, початок.
Подсолнечник - корзинка.
Вех ядовитый, морковь - сложный зонтик.
В) Игра «Четвертый лишний»
1) Календула, осот, одуванчик, тюльпан. (одиночный цветок)
2) Черемуха, белая акация, клевер, ландыш. (головка)
3) георгина, астра, вишня, мать и мачеха. (зонтик)
4) Морковь, укроп, герань, петрушка. (простой зонтик)
5)Пшеница, пырей, ячмень, подорожник. (простой колос)
Г) Беседа по вопросам.
-
Что называется соцветием?
-
Чем различаются соцветия кисть и метелка?
-
Как называется соцветие у черемухи, ландыша?
-
Чем различаются простые соцветия кисть и колос?
-
В чем заключается биологическое значение соцветий?
ІV. Итоги урока.
V. Домашнее задание. §13; заполнить таблицу.