Урок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Визитная карточка урока


Учитель: Дубинина Н. А.

Класс: 7

Предмет: биология

Тема: Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их роль в природе.


Учебная задача: Изучить особенности организации паукообразных, их роль в природе.

Образовательная

цель: Учащиеся раскрывают характерные признаки паукообразных.

Учащиеся выявляют значение этих животных в природе и жизни человека.

Развивающая цель: Учащиеся обобщают знания и используют их в качестве опорных при изучении нового материала;

Учащиеся продолжают работу с научно-популярной литературой.

Воспитательная

цель: У учащихся формируется экологическая культура, самооценка и взаимооценка.

Тип урока: Постановка учебной задачи и отработка открытого способа.




Партитура урока:


  1. Мотивационно - ориентировочный этап

1.1. Актуализация

1.2. Постановка учебной задачи


2. Исполнительский этап

2.1. Решение частных задач и построение конкретно-практических задач, решаемых общим способом.


3. Рефлексивно-оценочный этап

3.1. Самооценка участия в учебном сотрудничестве

3.2. Домашнее задание




ХОД УРОКА:

1.Мотивационно-ориентировачный этап.

1.1.Актуализация.

Мы с вами продолжаем изучать беспозвоночных животных. Какого типа животных мы изучаем? (Мы изучаем животных типа Членистоногие.)

Назовите животных принадлежащих данному типу. (Речной рак, паук- крестовик, майский жук.)

Используя идеограммы, ответьте, по каким признакам внешнего строения этих животных относят к членистоногим? (Наличие членистых конечностей, тело покрыто хитиновым покровом, тело сегментировано, имеют двустороннюю симметрию тела.)

Назовите основные классы этого типа. ( Класс: ракообразные, паукообразные, насекомые.)

Задание «Найди лишнее». Из данных животных найди лишнее и объясни, почему так считаешь.


КРЕВЕТКИ СКОРПИОНЫ МОКРИЦЫ


А к какому классу относятся скорпионы? ( К классу паукообразные.)

Назовите представителей этого класса. ( Пауки, клещи.)

А можем мы сейчас ответить, что объединяет этих животных? Какое строение они имеют? (Нет).

1.2.Постановка учебной задачи.

( Нам необходимо изучить особенности организации паукообразных и их роль в природе).


  1. Исполнительский этап.

2.1. Решение частных задач и построение системы конкретно-практических задач, решаемых общим способом.

Паукообразные - одни из наиболее древних обитателей суши. Существуют различные легенды и мифы о появлении пауков на Земле.

Выступление ученика с заданием опережающего характера.

В старину жила искусная ткачиха Арахна, прявшая из тончайших нитей легкие ткани, не имевших равных по красоте. Гордая своим умением, Арахна вызвала на состязание саму богиню Афину. Началось соревнование двух ткачих. Афина выткала на покрывале изображения людей, наказанных богами за непокорство. А Арахна изобразила богов, одержимых человеческими страстями, не внушающих почтения. По красоте ее работа не уступала работе богини. Разгневанная Афина порвала ткань Арахны и в наказание превратила ее в паука. Но и здесь не утратила своего искусства Арахна и в новом обличье ткет свою пряжу.

По-гречески слова "паук" и "Арахна" звучат одинаково. Арахнологией называется наука о пауках.


МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ


ОУрок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)бщая характеристика класса



ОУрок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)собенности внешнего строения



ОУрок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)тделы тела

Урок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)

ОУрок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)рганы, расположенные на отделах тела

Урок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)

Особенности внутреннего строения


Урок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)

Значение в природе и жизни человека


Используя модель, составленную ранее, скажите, что нам необходимо сейчас сделать? ( Дать общую характеристику класса.) И в этом нам поможет учебник. (стр.152.)

На доске поместите идеограммы (см. Приложение), которые отображают характеристику паукообразных, как членистоногих животных.

Типичным представителем этого класса является паук-крестовик. А что же объединяет его с другими паукообразными.

Используя текст учебника, влажные препараты и таблицы; ответьте на этот вопрос. Работа с учебником. (Стр.152.)

А теперь составьте идеограмму, изображающую внешнее строение пауков. Что вы на ней должны изобразить? ( Отделы тела и органы, расположенные на них.)

Работа в группах.

Сравните свои идеограммы с моей (см. Приложение), и выполните графический диктант:

Графический диктант

  1. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.

  2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

  3. Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.

  4. Брюшко членистое.

  5. Брюшко не членистое.

  6. Животные имеют по три пары ног.

  7. Животные имеют по четыре пары ног.

  8. На голове есть усики.

  9. Усиков нет.

  10. Усиков две пары- длинные и короткие.

  11. Усиков одна пара.

  12. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют.

  13. У большинства по два сложных фасеточных глаза.

Урок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)Урок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)Урок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)Урок по биологиина темуПаукообразные (8 класс)-ДА - НЕТ




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Взаимопроверка. Критерии оценки. Выставление оценки.

Еще древнейшие пауки, жившие 380 млн. лет назад имели паутину. Сначала паутина, вероятно, защищала от высыхания и хищников яйцевой кокон. Затем паутина стала материалом для убежищ и ловчих сетей. А сейчас паутина используется для расселения молодых паучков. Попавшее на паутину насекомое паук парализует введением секрета «ядовитых» желез, который начинает расщепление питательных веществ и приводит к разжижению пищи. Только после этого паук всасывает полужидкую пищу, переваривание которое заканчивается у него в организме.

Ребята, что вам необходимо изучить дальше? (Особенности внутреннего строения.)

Работа с учебником. Стр.152-153.

Индивидуальная работа с карточками ( см. Приложение)

Закрасьте и назовите органы, следующих систем:

Пищеварительная система - зеленый

Кровеносная система - красный

Нервная система - желтый

Дыхательная система - синий

Половая система - черный

Выделительная система - коричневый

Задание- тест. (см. Приложение.)

Самопроверка Критерии оценки. Выставление оценки.

В природе встречаются 20 тыс. видов различных пауков. А в нашей стране обитает только 200 видов. У вас на партах небольшие тексты о разнообразных пауках. Прочитайте их, расскажите.

Работа в группах. Взаимообучение.

В ходе рассказов ученики заполняют таблицу.


Вид животного

Среда обитания

Значение в природе и жизни человека


Кто такие паукообразные? Каковы особенности их строения? Но прежде, чем ответить выполните задание. Найди в тексте ошибки.

Большинство паукообразных - обитатели наземно-воздушной среды. Их можно узнать по членистым головогруди и брюшку, отсутствию усиков. Многие паукообразные имеют сложные глаза. Передвигаются эти животные при помощи трех пар ног. Органы дыхания у большинства видов служат жабры. У большинства паукообразных сосательный желудок. Для всех паукообразных характерно наличие паутинных бородавок.

3.Рефлексивно- оценочный этап.

Кто такие паукообразные?

Какие идеограммы можно добавить к имеющимся? (см. Приложение)

3.1.Самооценка участия в учебном сотрудничестве

3.2.Домашнее задание: стр.152-157, проблемные вопросы:

Кишечник пауков в отличие от других членистоногих имеет множество выростов. Чем это можно объяснить?


© 2010-2022