- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для 10-11 класса к учебнику Л. Н. Сухоруковой
Рабочая программа по биологии для 10-11 класса к учебнику Л. Н. Сухоруковой
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калюжная В.В. |
Дата | 14.05.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс
Учебник Биология. Живой организм 10 класс.
Автор: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В.Иванова
35 часов ( 1 час в неделю)
№
урока
Основное содержание по темам
Сроки выполнения
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Практическая часть
Оборудование урока
Формы и темы контроля
дата
факт
Введение (1 час)
1.
Почему важно изучать общую биологию
Обосновывать важность знаний по цитологии, гистологии, эмбриологии, биохимии, генетике, экологии;
Называть фундаментальные разделы общей биологии и предмет их изучения;
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.
Беседа
Строение и функции клетки .Размножение и индивидуальное развитие ( 19ч.)
2.
Неорганические вещества клетки
Называть группы химических элементов клетки и иллюстрировать их примерами;
Определять понятия по теме урока;
Описывать значение микро- и макроэлементов, строение молекул воды , свойства и функции воды в клетке.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
3.
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
Называть основные группы углеводов, липидов;
Определять понятия по теме урока;
Описывать строение углеводов разных групп, функции, выполняемые углеводами и липидами.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по карточкам, индивидуальный опрос
4.
Белки. Строение белковых молекул.
Называть структурные компоненты белковой молекулы. Группы белков;
Определять понятия по теме урока;
Объяснять явления денатурации и ренатурации.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Биологический диктант
5.
Функции белков.
Называть выполняемые белками функции;
Определять понятия по теме урока;
Описывать функции, выполняемые белками в клетке;
Уметь ставить эксперимент и оформлять его результаты.
Лабораторная работа №1 «Роль ферментов в клетке»
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Лабораторный урок
6.
Нуклеиновые кислоты. Аденозинтрифосфорная кислота.
Называть виды нуклеиновых кислот, азотистых оснований;
Определять понятия по теме урока;
Сравнивать особенности строения ДНК и РНК;
Объяснять: устанавливать взаимосвязь особенностей строения и выполняемых функций на примере молекул ДНК, РНК и АТФ.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Индивидуальный опрос у доски
7.
Клеточная теория- первое теоретическое построение биологии
Называть основные даты в истории развития цитологии;
Определять понятия по теме урока;
Описывать вклад учёных в развитие знаний о клетке;
Формулировать основные положения современной клеточной теории.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по карточкам, индивидуальный опрос
8.
Строение клеток эукариот. Плазматическая мембрана.
Называть отличительные особенности клеток эукариот;
Определять понятия по теме урока;
Описывать отличительные особенности строения плазматической мембраны и поверхностных структур клетки;
Работать с микропрепаратами;
Проводить наблюдения и фиксировать их результаты.
Лабораторнаяработа №2
« Строение клетки эукариот: растений, животных, грибов.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Лабораторный урок
9.
Цитоплазма.
Вакуолярная и опорно-двигательная системы клетки
Называть компоненты, входящие в вакуолярную и опорно-двигательную системы клетки;
Определять понятия по теме урока;
Устанавливать взаимосвязь между строением входящих в вакуолярную и опорно-двигательныю системы органоидов и функциями , которые они выполняют в клетке.
Лабораторная работа №3
« Движение цитоплазмы»
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Проверочная работа №1 по теме
« Строение клеток эукариот. Цитоплазма. Плазматическая мембрана.»
10.
Особенности строения и функционирования пластид и митохондрий. Рибосомы.
Называть мембранные и немембранные органоиды клетки;
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности строения изучаемых органоидов;
Сравнивать строение митохондрий и пластид, митохондрий и рибосом, и функциями , которые они выполняют.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
11.
Энергетическое обеспечение клетки.
Называть процессы , входящие в обмен веществ, группы организмов по способу питания;
Определять понятия по теме урока;
Описывать результаты световой и темновой фазы фотосинтеза;
Сравнивать особенности энергетического обмена у аэробов и анаэробов;
Объяснять значение фотосинтеза для жизни на Земле.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Биологический диктант
12.
Строение и функции клеточного ядра.
Называть составные части ядра;
Определять понятия по теме урока;
Описывать строение основных структур компонентов ядра и выполняемые ими функции;
Уметь работать с различными источниками информации.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Проверочная работа №2 по теме « Строение и функции клеточного ядра.»
13.
Деление клетки. Митоз. Мейоз.
Называть фазы митоза и мейоза:
Определять понятия по теме урока;
Описывать характерные особенности процессов, протекающих в фазах митоза и мейоза;
Распознавать стадии митоза и мейоза на рисунках;
Объяснять биологическое значение митоза и мейоза.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по карточкам, индивидуальный опрос.
14.
Способы размножения организмов.
Называть способы бесполого размножения и иллюстрировать их примерами;
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности разных способов бесполого размножения;
Распознавать формы размножения.
Практическая работа №1 «Вегетативное размножение комнатных растений»
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Практический урок
15.
Образование половых клеток. Оплодотворение.
Называть стадии формирования гамет;
Определять понятия по теме урока;
Описывать характерные особенности стадий гаметогенеза.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
16.
Индивидуальное развитие клеток ( онтогенез).
Называть этапы онтогенеза, стадии;
Определять понятия по теме урока;
Сравнивать разные стадии эмбриогенеза;
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием условий окружающей среды и протеканием процессов онтогенеза.
Лабораторная работа №4 «Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки»
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Биологический диктант
17.
Особенности строения и жизнедеятельности прокариот
Называть группы бактерий по способам питания и получения энергии;
Определять понятия по теме урока;
Описывать значение бактерий в природе и практической деятельности человека;
Сравнивать особенности строения и размножения клеток прокариот и эукариот.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по карточкам, индивидуальный опрос
18.
Вирусы- неклеточные формы жизни.
Называть заболевания вирусной природы;
Определять понятия по теме урока;
Описывать характерные особенности строения вирусов, процесса взаимодействия вируса с клеткой;
Сравнивать строение вирусов и клеточных форм жизни;
Осознавать важность соблюдения здорового образа жизни для профилактики заражения СПИДом.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Тестирование
19.
Контрольная работа № 1
Называть основные даты в истории развития цитологии, основные методы изучения клеток, органоиды клеток эукариот;
Определять понятия по теме урока;
Описывать вклад учёных в развитие знаний о клетке, основные положения клеточной теории, строение органоидов клеток эукариот и выполняемые ими функции, способы поступления веществ в клетку;
Сравнивать строение растительной ,животной и грибной клеток.
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Контрольная работа №1
Тема 2 Основные закономерности наследственности ( 15ч.)
20.
Закономерности наследственности. Первый и второй законы Г. Менделя.
Определять предмет изучения генетики;
Определять понятия по теме урока;
Описывать сущность первого и второго законов Г. Менделя;
Использовать общепринятую генетическую символику.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
21.
Объяснение закона Г. Менделя с позиции гипотезы чистоты гамет
Определять понятия по теме урока;
Описывать основные положения гипотезы чистоты гамет;
Устанавливать причины неполного доминирования, последствия анализирующего скрещивания;
Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по карточкам, индивидуальный опрос
22-23.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.
Описывать сущность дигибридного скрещивания;
Объяснять особенности наследования признаков при дигибридном скрещивании;
Уметь решать задачи на законы Г. Менделя.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Тестирование
24.
Хромосомная теория наследственности. Цитологическое обоснование законов Г. Менделя.
Называть учёных , стоящих у истоков хромосомной теории наследственности;
Определять понятия по теме урока;
Описывать положения хромосомной теории наследственности;
Объяснять значение идеи дискретной наследственности для развития дарвинизма;
Устанавливать причины единообразия гибридов второго поколения с точки зрения хромосомной теории.
Практическая работа № 2 Решение задач по генетике
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Биологический диктант
25-26.
Сцепленное наследование генов. Генетические карты хромосом.
Определять понятия по теме урока;
Описывать сущность закона Т. Моргана, явление перекрёста хромосом;
Обосновывать значение генетических карт хромосом;
Объяснять роль кроссинговера в обеспечении наследственной изменчивости организмов, прогнозировать его последствия;
Устанавливать причины и следствия сцепления генов.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Проверочная работа №3 по теме
« Хромосомная теория наследственности. Цитологическое обоснование законов Г. Менделя.»
27-28.
Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом.
Называть признаки человека сцепленные с полом;
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности половых хромосом у животных и человека, механизм наследования признаков, сцепленных с полом;
Уметь решать задачи на наследование признаков , сцепленных с полом.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.
Фронтальный опрос
29.
Взаимодействие генов . Цитоплазматическая наследственность.
Называть типы взаимодействия генов;
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности наследования признаков при разных типах взаимодействия генов;
Объяснять причины множественного действия генов;
Уметь решать задачи не взаимодействие генов.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по карточкам, индивидуальный опрос
30.
Молекулярная природа гена. Удвоение ДНК. Транскрипция.
Определять понятия по теме урока;
Описывать процесс образования иРНК на матрице ДНК:
Объяснять роль ферментов в процессе транскрипции;
Уметь определять последовательность нуклеотидов В ДНК, иРНК, составлять цепочки нуклеиновых кислот.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Биологический диктант
31.
Генетический код, его свойства.
Называть свойства генетического когда;
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности строения и функции тРНК;
Уметь использовать таблицу генетического кода для решения различных познавательных задач.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по карточкам, индивидуальный опрос
32.
Биосинтез белков.
Называть типы РНК, выполняемые ими функции;
Определять понятия по теме урока;
Описывать сущность, значение процесса трансляции;
Объяснять явление обратной транскрипции;
Решать задачи по молекулярной генетике.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
33.
Контрольная работа № 2
Применять знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях, при решении генетических задач, владеть информационной компетентностью.
Тетрадь-экзаменатор
Контрольная работа №2
34
Молекулярная теория гена. Генная инженерия.
Определять понятия по теме урока;
Описывать основные положения молекулярной теории гена;
Сравнивать геном прокариот и эукариот;
Объяснять практическое значение молекулярной теории гена.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
35
Итоговый урок
Тематическое планирование уроков биологии 11 класс
Учебник Биология. Живой организм 10-11 класс.
Автор: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова
35 часов ( 1 час в неделю)
№
урока
Основное содержание по темам
Сроки выполнения
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Практическая часть
Оборудование
урока
Формы и темы контроля
Основные закономерности изменчивости. Селекция ( 11 часов).
1.
Наследственная изменчивость. Типы мутаций.
Называть типы наследственной изменчивости, типы мутаций и иллюстрировать их примерами;
Определять понятия по теме урока;
Описывать вклад Г. Де Фриза в становление знаний о наследственной изменчивости;
Объяснять причины комбинативной изменчивости;
Прогнозировать последствия мутаций.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Беседа
2.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Называть следствия, вытекающие из закона Н.И. Вавилова.
Работать с различными источниками информации.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.
Индивидуальный опрос
3.
Методы изучения наследственной изменчивости человека
Называть основные методы изучения наследственности человека, меры профилактики наследственных заболеваний человека;
Определять понятия по теме урока;
Описывать сущность основных методов изучения наследственности человека;
Объяснять значение медико-генетического консультирования;
Уметь строить и анализировать схему родословных.
Практическая работа №1
Составление родословных
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
4.
Модификационная изменчивость
Называть признаки отличающие модификации от мутаций ;
Определять понятия по теме урока;
Устанавливать взаимосвязь между выраженностью модификационной изменчивости и вариационного ряда от условий среды;
Уметь строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Лабораторная работа №1
«Модификационная изменчивость. Вариативный ряд»
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по инструктивной карточке
5.
Генетика и селекция. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений.
Называть основные центры происхождения культурных растений;
Определять понятия по теме урока;
Описывать вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции как науки;
Объяснять результаты искусственного отбора.
Лабораторная работа №2
«Искусственный отбор и его результаты»
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по инструктивной карточке
6.
Селекция растений
Называть основные методы, используемые в селекции растений;
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности использования методов генетики применительно к селекции растений, вклад отечественных учёных в её развитие.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по инструктивной карточке
7.
Селекция животных. Близкородственное и дальнородственное скрещивание, межвидовые гибриды.
Называть основные методы селекции животных
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности использования селекции животных и микроорганизмов;
Воспроизводить информацию о достижениях в селекции животных.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Индивидуальный опрос у доски
8.
Разнообразие пород сельскохозяйственных животных
Называть местные породы животных;
Описывать особенности местных пород животных;
Проводить наблюдения и фиксировать их результаты.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.
Работа по карточкам, индивидуальный опрос
9.
Селекция микроорганизмов. Биотехнология.
Называть методы селекции микроорганизмов
Описывать механизм мутагенеза, культуры тканей, особенности использования селекции животных и микроорганизмов;
Проводить исследования по теме и подготовить проекты
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.
10.
Защита проектов по теме: «Достижения современной селекции»
Называть методы селекции микроорганизмов
Описывать механизм мутагенеза, культуры тканей, особенности использования селекции животных и микроорганизмов;
Применять: умения защищать по теме проекты
Проекты учащихся
11.
Контрольно-обобщающий урок
Применять знания и умения в различных ситуациях, владеть основными учебными компетенциями.
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Контрольная работа №1
Закономерности микро- и макроэволюции (12 часов)
12.
Из истории развития эволюционной теории
Называть учёных , внёсших вклад в развитие теории эволюции;
Определять понятия по теме урока;
Воспроизводить информацию об истории становления эволюционной теории.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
13.
Микроэволюция. Популяция как эволюционная структура
Называть критерии вида;
Определять понятия по теме урока;
Воспроизводить учебную информацию об элементарном эволюционном явлении, о вкладе ряда учёных в развитие эволюционных представлений;
Описывать популяцию как элементарную единицу эволюции;
Объяснять, устанавливать взаимосвязь между генетическим разнообразием и приспособленностью популяции к условиям обитания.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по инструктивной карточке
14.
Факторы- поставщики материала для эволюции. Изоляция
Прогнозировать последствия
Н дрейфа генов малочисленной
а популяции.
з
ывать факторы микроэволюции;
Определять понятия по теме урока;
Описывать действие мутационного процесса, популяционных волн, дрейфа генов, изоляции в эволюционном процессе;
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Биологический диктант
15.
Естественный отбор и его результаты.
Называть результаты эволюции;
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности действия естественного отбора как направляющего фактора эволюции;
Объяснять : использовать знания о движущих силах эволюции для объяснения её результатов , уметь устанавливать относительный характер приспособлений.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Проверочная работа №1 по теме « Факторы- поставщики материала для эволюции. Изоляция».
16.
Видообразование.
Называть: основные типы видообразования;
Описывать: особей одного вида по морфологическому критерию.
Объяснять: генетические основы видообразования.
Лабораторная работа № 3 «Описание особей вида по морфологическому критерию».
учебник, тетрадь-
17.
Макроэволюция: законы и закономерности.
Называть основные закономерности макроэволюции;
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности конвергенции ,
параллелизма, раскрыть сущность биогенетического закона и закона необратимости эволюции;
Сравнивать особенности процессов микро- и макроэволюции.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.
Работа по карточкам, индивидуальный опрос.
18.
Палеонтология и эволюция
Иллюстрировать примерами палеонтологические доказательства эволюции,
переходные формы;
Определять понятия по теме урока;
Использовать знания о движущих силах для объяснения процесса формирования приспособлений на примере эволюции лошадей;
Уметь работать в группах.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.
Фронтальный опрос
19.
Биогеографические доказательства эволюции
Иллюстрировать примерами биогеографические доказательства эволюции;
Определять понятия по теме урока;
Описывать вклад А. Уоллеса и Ч. Дарвина в развитие эволюционных представлений , особенности флоры и фауны разных континентов, видового состава флоры и фауны островов;
Делать выводы на основе сравнения флоры и фауны разных континентов и островов;
Уметь работать в группах.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по инструктивной карточке
20.
Основные направления и пути эволюционного процесса
Называть основные направления и пути эволюции, виды , стоящие на пути биологического прогресса и регресса;
Определять понятия по теме урока;
Описывать характерные особенности биологического прогресса и регресса, вклад А.Н. Северцова в становление представлений об основных направлениях процесса эволюции;
Объяснять значение ароморфозов , идиоадаптаций , общей дегенерации ;
Обосновывать причины биологического регресса видов , имеющих статус редких и исчезающих.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по инструктивной карточке
21.
Направленность и предсказуемость эволюции.
Иллюстрировать примерами генетические и морфофизиологические эволюционные ограничения; Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности генетических и морфофизиологических ограничений эволюции.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Проверочная работа №2 по теме « Основные направления и пути эволюционного процесса».
22.
Антидарвиновские концепции эволюции.
Называть антидарвиновские концепции эволюции
Определять понятия по теме урока;
Воспроизводить информацию о сущности номогенеза, молекулярного дрейфа;
Уметь вести диалог, аргументировано отстаивать свои позиции, оценивать альтернативные концепции эволюции с позицией учения Ч. Дарвина и СТЭ.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Индивидуальный опрос
23.
Урок-обобщения по теме
Называть учёных, внёсших вклад в развитие теории эволюции, основные пути и направления макроэволюции;
Воспроизводить информацию об истории становления эволюционного учения;
Сравнивать процессы микро- и макроэволюции;
Описывать действие факторов эволюции;
Обосновывать причины биологического регресса видов , имеющих статус редких и исчезающих.
Тетрадь- экзаменатор
Проверочная работа
Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере. ( 10 часов)
24.
Сущность жизни
Называть основные свойства живого;
Определять понятия по теме урока;
Описывать сущность основных свойств живого;
Сравнивать тела неживой природы, живые системы и экосистемы.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
25.
Абиогенез: возникновение жизни- результат развития неживой природы.
Приводить аргументы, служащие для доказательства или опровержения теорий абиогенеза;
Определять понятия по теме урока;
Описывать сущность гипотезы А.И. Опарина.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.
Работа по карточкам, индивидуальный опрос
26.
Живое только от живого- теория биогенеза.
Описывать основные события, лежащие в основе становления гипотез биогенеза;
Определять понятия по теме урока;
Описывать сущность гипотез биогенеза, вклад В.И. Вернадского, Г.А. Заварзина в развитие гипотезы биогенеза
.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Проверочная работа №3 по теме « Абиогенез: возникновение жизни- результат развития неживой природы».
Тестирование
27.
Развитие жизни на Земле. Криптозой. Ранний Палеозой
Называть основные этапы развития жизни на Земле в хронологической последовательности;
Описывать особенности растительного и животного мира разных геологических эр по экспонатам.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Биологический диктант
28.
Развитие жизни в позднем палеозое.
Называть возникшие в позднем палеозое ароморфозы
Определять понятия по теме урока;
Объяснять значение , возникших в позднем палеозое ароморфозов.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
29.
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
Называть периоды мезозойской и кайнозойской эр;
Определять понятия по теме урока;
Описывать особенности жизни в мезозое и кайнозое, формулировать гипотезы вымирания динозавров;
Сравнивать характерные особенности папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных растений, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Работа по карточкам, индивидуальный опрос
30.
Взаимодействие общества и природы.
Называть периоды взаимодействия природы и общества;
Определять понятия по теме урока;
Описывать характерные особенности периодов в истории взаимодействия природы и общества;
Устанавливать причины возникновения первых экологических кризисов.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Биологический диктант
31.
Деятельность современного человека как экологический фактор. Коэволюция природы и общества.
Называть глобальные экологические проблемы;
Определять понятия по теме урока;
Описывать сущность экологических кризисов современности;
Устанавливать основные причины экологических проблем
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику
Проверочная работа №4 по теме « Взаимодействие общества и природы».
32.
Развитие жизни на Земле
Называть методы изучения истории Земли, основные этапы развития жизни на Земле ( эоны, эры, периоды);
Определять понятия по теме урока;
Описывать характерные особенности жизни в архее, протерозое и раннем палеозое;
Объяснять происхождение названий периодов.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Фронтальный опрос
33.
Итоговая контрольная работа.
Называть периоды взаимодействия природы и общества;
Описывать сущность гипотез биогенеза, вклад В.И. Вернадского, Г.А. Заварзина в развитие гипотезы биогенеза;
Объяснять происхождение названий периодов;
Сравнивать характерные особенности папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных растений, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
Контрольная работа №3
34.
Урок-обобщения по теме
Называть периоды взаимодействия природы и общества;
Описывать сущность гипотез биогенеза, вклад В.И. Вернадского, Г.А. Заварзина в развитие гипотезы биогенеза;
Объяснять происхождение названий периодов;
Сравнивать характерные особенности папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных растений, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику .
Семинар по теме
35.
Итоговый урок