Конспект урока по биологии на тему

 Конспект урока по биологии на тему "Органы чувств человека".Данный урок -  урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Органы чувств человека", рассчитан на детей с различными способностями. Все учащиеся  должны иметь навыки  самостоятельной познавательной деятельности, а также  построения учебных целей. На уроке используются элементы технологии сотрудничества и кластер - технологии. Форма организации урока, работа в  исследовательских группах.  Дополнительные ресурсы: информаци...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии на темуКонспект урока по биологии на темуКонспект урока по биологии на темуКонспект урока по биологии на темуМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вешенская средняя общеобразовательная школа»













Конспект урока по биологии в 8 классе

«Органы чувств человека»





Автор

:

учитель биологии

Безбородова Наталья Васильевна











ст .Вешенская

2013г.

Технологическая карта

Тема

Органы чувств

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности, в которой ученик сможет решить следующие задачи:

1.обобщить и систематизировать знания о строении и функциях анализаторов;

2.формировать представления о связи теории с практической жизнью;

3.применить полученные знания при решении задач практического характера;

4.развивать способности анализировать, делать выводы;

5.совершенствовать умение работать в группе;

6.воспитывать ответственность, самодисциплину.

Формируемые УУД

Личностные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве.

Основные понятия

Анализатор, чувствительный нейрон, орган зрения, орган слуха, орган равновесия, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса

Ресурсы:

- основные.

- дополнительные.

Информационные листы (путеводитель), лист оценивания; презентация по теме «Анализаторы»

компьютер, проектор, магнитофон, шарики с песком, лимон, сахар, соль, апельсин, мягкая игрушка, яблоко, бумага, фломастеры.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I. Самоопределение в деятельности Цель.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.







Приветствует учащихся.

Создает эмоциональный настрой на предстоящую деятельность:

читает отрывок из стихотворения (Б. Пастернак)

Приветствуют учителя. Слушают стихотворение.

Когда бы, человек,- я был пустым собраньем

висков и губ и глаз, ладоней, плеч и щек!

(Б. Пастернак)

Как удивительная природа человеческого организма! Борис Пастарнак называл наше тело пустым собранием висков, губ и глаз, ладоней, плеч и щек. И вот это собрание способно мыслить, чувствовать, ощущать. Кроме того, мы стремимся не только понять законы физических явлений, мы пытаемся объяснить, откуда берутся наши мысли, чувства, переживания. Мы пытаемся понять природу своих ощущений. А ощущения- это наши проводники в окружающий мир. Мир этот богат красками, запахами, звуками.

II. Постановка учебной задачи.

Цель.

Формулирование темы урока, определение целей и задач

В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока.

Отвечают на вопросы учителя,

Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цель и задачи своей деятельности на уроке.

- Ребята, а с помощью каких органов мы воспринимаем все эти ощущения?

(С помощью органов чувств или анализаторов).

-Назовите органы чувств человека.

(Глаз - орган зрения
Ухо - орган слуха
Нос - орган обоняния
Язык - орган вкуса
Кожа - орган осязания
Вестибулярный аппарат - орган равновесия).

Итак, ребята, нам сегодня предстоит вспомнить все, что мы знаем об анализаторах, т.е. совершить путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира.

III Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель.

создать условия для освоения содержания темы,

формировать представления о связи теории с практической жизнью.






1.Станция «Литературная»




2.Станция

«Узловая»











3.Станция

«Я вижу мир».









4. Станция

«Мир звуков».





5.Станция «Равновесие»



6.Станция

«Вкус и запах»




7.Станция «Осязание».





Страна «Здоровье»




IV. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



Организует работу в группах.

Проводит инструктаж,

организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Сообщает ребятам критерии оценивания.





Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

.


Проводит параллель с ранее изученным материалом.













Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения задания.









Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения задания.





Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения задания.



Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения задания.





Формулирует задание. Обеспечивает мотивацию выполнения задания.



Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Подводит итоги работы исследовательских групп. Анализирует причины успеха или неуспеха работы групп на уроке.


Формируют исследовательские группы.

Слушают инструктаж.








Определяют анализатор.

Выставляют количество баллов в лист оценивания.


Отвечают на вопросы.

.






Заполняют пропуски в тексте. Осуществляют проверку. Выставляют количество баллов в лист оценивания.




Выполняют лабораторную работу, формулируют выводы. Осуществляют проверку. Выставляют количество баллов в лист оценивания.



Отвечают на вопросы. Заполняют пропуски в схеме. Осуществляют проверку. Выставляют количество баллов в лист оценивания.


Выполняют лабораторную работу, формулируют выводы. Осуществляют проверку. Выставляют количество баллов в лист оценивания.

Один испытуемый из группы определяет вкус, группа называет, место расположения рецепторов данного вкуса.

Выставляют количество баллов в лист оценивания.


Заполняют пропуски в тексте. Осуществляют проверку. Выставляют количество баллов в лист оценивания.



Один испытуемый из группы определяет предмет при помощи осязания и объясняет результат опыта.

Выставляют количество баллов в лист оценивания.




Составляют кластер и представляют его.

Выставляют количество баллов в лист оценивания.




Анализируют причины успеха или неуспеха работы групп. выставляют и вывешивают на доску оценку деятельности группы.

Сегодня в путешествия отправляются три исследовательские группы. У вас на партах лист оценивания работы группы. Помните, что недаром говорят: «Один за всех и все за одного!» На уроке будет несколько видов работы. Из общего количества баллов, полученных на уроке, будет складываться ваша отметка. После каждого вида работы я предлагаю фиксировать уровень трудности и ваше отношение к заданию, в строке уровень правильности каждая группа будет обозначать числом баллов количество правильных ответов. Дополнительный балл начисляется группе, быстрее всех справившейся с заданием. Отважные путешественники, счастливого вам пути!

-Вам предстоит определить, ощущения какого анализатора, передает поэт в данном отрывке из произведения.

Приложение1

(Станция «Литературная»)

Появляется слайд с правильными ответами.

Органы чувств помогают воспринимать красоту окружающего мира, но от поэзии вернемся к сухому языку науки и дадим определение понятию анализатор.

-Как устроен анализатор?

(Анализатор состоит из трех частей- рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга.)

-Что такое рецепторы?

(Рецепторы - это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды)

- Какие функции выполняет проводник?

(Проводит импульсы от рецепторов в головной мозг)

-Какие функции выполняет зона коры полушарий большого мозга?

(Проводит анализ поступившей информации)

-Итак, предлагаю вам, в следующем задании вставить вместо пропусков недостающие части анализатора.

Приложение1 (Путеводитель

Станция «Узловая»)

-Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей, выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, зеленую листву сада или заснеженные улицы.

Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Много тайн хранит наш светоносный орган. Разгадать одну из них нам поможет лабораторная работа.

Задание. Карандаш, окрашенный в красный цвет, перемещайте впереди глаза таким образом, чтобы контуры карандаша были видны чётко, а цвет становился то красным, то чёрным. Объясните ваши наблюдения.

Приложение1 (Путеводитель

Станция «Я вижу мир»)

Появляется слайд с правильными ответами.

- Продолжим наше путешествие из мира красок в мир звуков, в котором мы можем наслаждаться пением птиц, журчанием ручейка, шорохом листвы, прекрасной музыкой. (звучит музыка)

Вставьте пропуски в схему: «Как слышит ухо?»

Приложение1 (Путеводитель

Станция « Мир звуков»)

Появляется слайд с правильными ответами.

-Какой еще орган чувств находится во внутреннем ухе человека?

(Орган равновесия)

Задание. Используя воздушный шарик с песком, объясните, как действует вестибулярный аппарат.

- Не менее важными для человека являются органы вкуса и обоняния.

-Проведем эксперимент для гурманов.

Испытуемому завязывают глаза, предлагают определить вкус пищи и узнать продукт).

-Где располагаются рецепторы того вкуса, который определил исследователь вашей группы?

-Определить качество пищи нам помогает не только вкус, но и запах.

Вставьте пропущенные слова в тексте. Приложение1 (Путеводитель

Станция « Вкус и запах»)

Появляется слайд с правильными ответами.

-Очень много рецепторов не только на языке и в полости носа гораздо большее их количество расположено на кончиках пальцев. С помощью осязания можно судить о показателях предмета и даже узнать его, если он нам знаком.

Задание. С завязанными глазами узнать предмет. (Благодаря кожной чувствительности мы воспринимаем механические воздействия на кожу, то есть осязаем).


-Главное условие деятельности анализатора - это его целостность.

-Что может нарушить целостность анализатора? Составьте кластер, в котором отразите факторы оказывающее вредное действие на работу анализаторов.

Поздравляю! Вы благополучно прибыли в страну «Здоровье».

Наше путешествие подходит к концу. У финиша я предлагаю вам взглянуть на лист оценивания.

-Какую оценку получает ваша группа за работу на уроке?- Какие выводы вы можете сделать?
- Знаний, по каким вопросам у вас недостаточно?
- Какие задания вызвали интерес?
- О чём бы вам хотелось узнать подробнее?


Приложение №1

Путеводитель.

Исследовательская экспедиция №_______

1.Станция «литературная».

Вам предстоит определить, ощущения, какого анализатора, передает поэт в данном отрывке из произведения.

(Все живо посреди степей:

Забота мирная семей,

Готовых с утра в путь недальний,

И песни жен, и крик детей,

И звон походной наковальни. А.С. Пушкин) _________________

Нынче удались цветы повсюду,

Вдоволь им дано покрасоваться.

Я смотрю на землю как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Вот раскрылся лютик, милый, милый,

А на холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила,

Вышел клевер в розовой рубашке.

(А. Прокофьев)________________________

Один цветок, который не возьми,

Души твоей дремоту пробуждая,

Зажжет в тебе одно из новых чувств,

Неведомых тобой…

А вместе все в один венок душистый

Сплетясь пестро, сливая ароматы

В одну струю, - зажгут все чувства разом.

(А.Н. Островский)____________________________

За каждый правильный ответ запишите в лист оценивания 1балл.

2.Станция «Узловая».

Вставьте вместо пропусков недостающие части анализатора:

?____________ - зрительный нерв- зрительная зона коры полушарий головного мозга

Кортиевый орган - ?________________ - слуховая зона коры полушарий головного мозга

Вкусовые сосочки языка - подъязычный нерв - ?_____________________

?_________________ - лицевой нерв - обонятельная зона коры полушарий головного мозга.

За каждый правильный ответ запишите в лист оценивания 1балл.

3.Станция «Я вижу мир». Лабораторная работа.

Карандаш, окрашенный в красный цвет, перемещайте впереди глаза таким образом, чтобы контуры карандаша были видны чётко, а цвет становился то красным, то чёрным.

Объясните ваши наблюдения.

__________________________________________________________________________________За правильный ответ запишите в лист оценивания 2балла.

4.Станция «Мир звуков».

Вставьте пропуски в схему. За каждый правильный ответ запишите в лист оценивания 1балл.

Звуковая волна ______________ ___________ ____________ Нервный импульс


5.Станция «Равновесие».

Задание. Используя воздушный шарик с песком, объясните, как действует вестибулярный аппарат. __________________________________________________________________________________

За правильный ответ запишите в лист оценивания 2 балла.

6.Станция «Вкус и запах». Правильно угадали вкус и запах?

Запишите 2 балла в лист оценивания.

Где располагаются рецепторы того вкуса, который определил исследователь вашей группы?_______________________________

За правильный ответ запишите в лист оценивания 2балл.

7.Станция «Осязание». Узнали предмет, запишите в лист оценивания 1 балл.

Ответить на вопрос: Как вам удалось узнать предмет?

За правильный ответ запишите в лист оценивания 1балл.

__________________________________________________________________________________

8. Страна «Здоровье». Составьте кластер, в котором отразите факторы оказывающее вредное действие на работу анализаторов, поясните свою работу.

За выполненное задание запишите в лист оценивания 5 баллов.

Поздравляю! Вы благополучно прибыли в страну «Здоровье».

Предлагаю вам взглянуть на лист оценивания, подсчитать баллы за урок и выставить в дневники оценки.

Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Хочу, чтобы знания вам пригодились!

Лист оценивания.

Название станции

Количество

набранных баллов

Доп.

0.5 балла

Новизна

+или-

Трудность

+или-

Отношение

+или-

1.

«Литературная».


2.

«Узловая»


3.

«Я вижу мир»


4.

«Мир звуков»


5.

«Равновесие»


6.

«Вкус и запах»


7.

«Осязание»


8.

Кластер


Общая сумма баллов за урок


Оценка за урок: 25-23 балл- «5» 22-18 балла-«4» 17-1 2балл- «3»

Список литературы



1. Биология. «Человек» М.Р. Сапин Н.И. Сонин Москва. «Дрофа» 2010г 2.Биология. «Человек». Поурочные планы. Т.В. Козачек «Учитель» 2005г.

3.Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. М.: Вентана Граф, 2005
4.Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998
5.Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
6.Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
7.Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1997



© 2010-2022