- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по внеурочной деятельности Что мы знаем о насекомых
Конспект урока по внеурочной деятельности Что мы знаем о насекомых
Раздел | Биология |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дорошенко В.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта к внеклассному занятию окружающий мир в 3 классе
Тема урока
Что мы знаем о насекомых.
Тип урока
Открытия нового знания (ОНЗ)
Цель
Создать условия для ознакомления учащихся с представителями класса «Насекомые».
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
- Создать условия для закрепления знаний о насекомых.
- Создать условия для формирования уважительного и бережливого отношения к насекомым.
- Создать условия для развития умений узнавать насекомых.
Личностные:
осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную роль и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия
Насекомые.
Межпредметные связи
Окружающий мир.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Сценарий урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте ребята.
Дети, сядьте прямо, расправьте плечи, поднимите голову, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошего настроения на нашем занятии.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений
Что нового для себя вы узнали на предыдущем занятии?
Какие исследования вы провели дома? (наблюдения за своими питомцами - кто что ест)
Вам было предложено сделать фотографии или рисунки своих животных и описать, чем они питаются.
Кто из вас выполнил это задание?
Расскажите о своих наблюдениях.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выявления признаков
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание
3.Постановка учебной задачи
Ребята, посмотрите на доску, и послушайте загадки и попробуйте отгадать тему нашего занятия.
1.Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он - гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
3. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет
4. На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята -
Вся жизнь их связана с трудом.
5. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
6.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Итак, ребята как вы думаете чему посвящено наше занятие?
Верно ребята, сегодня мы будем с вами разговаривать о насекомых.
А каких насекомых вы знаете?
Ребята, а что отличает насекомых от других животных?
Кузнечик
Стрекоза
Бабочка
Муравьи
Жук
Оса
Насекомым
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка вопросов
Познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; логические - формулирование проблемы
4.Построение проекта выхода из затруднения
«Насекомые - самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается 3 млн. видов, 75 % от всех животных. Их больше чем звезд в галактике. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, опоясывающая земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль на Земле и для человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 миллионов ползающих, бегающих, прыгающих, плавающих, летающих насекомых). Вот о них сегодня и пойдет речь на уроке.
Ребята сейчас нам предстоит разгадать кроссворд, благодаря которому мы узнаем не только насекомых, но и их свойства.
Итак, все готовы?
На травинке возле ног
Заметался огонёк,
Но недолго он горел -
Вместе с ветром улетел.
Мотыльки - это ночные бабочки, то есть они активны ночью. Мотыльки имеют более мохнатое и толстое тело.
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба?
Божьи коровки - семейство жуков, отличающееся тем, что лапки их кажутся трёхчленистыми, так как третья, очень маленькая. Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое с чёрными точечками.
Летит птица - Нос долог,
Голос тонок,
Кто убьет -
Свою кровь прольет.
Комары - семейство двукрылых насекомых, принадлежащих к группе длинноусых.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Кузнечики- надсемейство прямокрылых насекомых подотряда длинноусых с единственным современным одноименным семейством. Более 6800 видов на всех континентах (кроме Антарктиды).
Целый день кружит, летает -
Всё цветочки опыляет.
Заодно, как Божий дар,
Собирается нектар!
Пчёлы - секция в надсемействе летающих насекомых
подотряда Стебельчатобрюхие , родственное осам и муравьям.
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать …
Сверчок домовый, или сверчок домашний - вид прямокрылых насекомых из семейства сверчков.
Это что за вертолет
Отправляется в полет
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями?
Стреко́зы - отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Крупные с подвижной головой, большими глазами, короткими щетинковидными усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком.
Вот ребята и закончили мы с вами разгадывать кроссворд, посмотрите сколько насекомых мы разгадали. И ведь это не все насекомые, которые существуют на нашей планете.
Да
Мотылёк
Божья коровка
Комар
Кузнечик
Пчёлы
Сверчёк
Стрекоза
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации
Познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
5.Реализация построенного проекта
Работайте в парах: на листах бумаги нарисуйте насекомое, так как вы его себе представляете (первый ряд - красным фломастером, второй ряд - синим, третий ряд зеленым). Рисунок должен быть крупным.
А теперь мы поменяем ваши рисунки по рядам, и вы дорисуете своим фломастером, то, что, по вашему мнению, можно добавить еще.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция
Познавательные: самостоятельное создание алгоритма деятельности , осознанное построение речевого высказывания
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
6.Демонстрация проектов
Продемонстрируйте свои проекты и расскажите о том, что собой представляет насекомое (2-4 рисунка)
Молодцы, ребята! Вы, так или иначе, справились с заданием.
У некоторых получились сказочные насекомые.
1.Теперь вам предстоит заполнить карту исследователя: «Строение и особенности насекомых»:
ПРИЗНАКИ
ОСОБЕНОСТИ ПРИЗНАКОВ У НАСЕКОМЫХ
1.Количество отделов тела
(три)
3
2.Название отделов тела
Голова, грудь, брюшко
3.Усики
1 пара
4.Глаза
1 пара сложных глаз (у некоторых наряду со сложными имеются простые глазки)
5.Ноги
3 пары (6 ног)
6.Крылья
4 крыла
(или 2, или отсутствуют)
У некоторых насекомых вторая пара крыльев превращена в жужжальца. Как вы думаете, у кого? (муха, комар)
7. Ротовой аппарат
Грызущий, сосущий, колюще-сосущий, лижущий
8.Органы дыхания
Трахеи (дыхательные трубки, пронизывающие все тело)
2. Значение насекомых в природе и жизни человека:…………
- опыляют растения;
- одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд - используются для получения меда, прополиса; шелковых нитей);
- вредители растений (медведки, саранча, тля);
- переносчики возбудителей болезней (мухи, малярийные комары);
- насекомые-паразиты человека и животных (вши, блохи, клопы);
- хищные насекомые уменьшают численность других насекомых (божьи коровки - поедают тлю);
- являются кормом для птиц и других насекомоядных;
- повышают плодородие почвы (муравьи рыхлят почву).
3. «Что это за насекомое?»
1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.
а) Капустница; б) лимонница; в) махаон.
2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
а) муха; б) клещ; в) комар.
3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
а) пчелы; б) муравьи; в) стрекозы.
4. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.
а) кузнечик; б) блоха; в) долгоносик.
5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку - вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.
а) оса; б) бабочка; в) пчела.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, оценка действий партнера
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
7.Рефлексия деятельности
- О ком эта загадка:
Расту червяком.
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу,
Но теплой весной
Я вновь оживаю
И, как птичка порхаю. (Бабочка)
8.Подведение итогов занятия
- Можно ли считать насекомых самым многочисленным классом животных?
- Что нового вы узнали о насекомых сегодня?
- Какую роль выполняют насекомые?
- Какие экологические правила мы должны выполнять?
- Что произойдет, если исчезнут все насекомые?
Молодцы ребята! Вы очень хорошо поработали
9. Организация на перемену
Вот и подошло к концу наше занятие. Приведите в порядок свое рабочее место и сядьте ровно. Ребята если вам понравилось наше занятие поднимите обе ручки и хлопните. Если нет - поднимите одну ручку.
Нам очень понравилось с вами работать, желаем вам никогда не болеть и бережно относится к природе. До свидания!
КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Фамилия, имя_______________________________________________
-
1. «Строение и особенности насекомых»:
ПРИЗНАКИ
ОСОБЕНОСТИ ПРИЗНАКОВ У НАСЕКОМЫХ
РИСУНОК
1.Количество отделов тела
2.Название отделов тела
3.Усики
4.Глаза
5.Ноги
6.Крылья
7. Ротовой аппарат
8.Органы дыхания
2. Значение насекомых в природе и жизни человека:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. «Что это за насекомое?»
1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.
а) капустница; б) лимонница; в) махаон.
2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
а) муха; б) клещ; в) комар.
3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
а) пчелы; б) муравьи; в) стрекозы.
4. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.
а) кузнечик; б) блоха; в) долгоносик.
5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку - вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.
а) оса; б) бабочка; в) пчела.
КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Фамилия, имя_______________________________________________
-
1. «Строение и особенности насекомых»:
ПРИЗНАКИ
ОСОБЕНОСТИ ПРИЗНАКОВ У НАСЕКОМЫХ
РИСУНОК
1.Количество отделов тела
2.Название отделов тела
3.Усики
4.Глаза
5.Ноги
6.Крылья
7. Ротовой аппарат
8.Органы дыхания
2. Значение насекомых в природе и жизни человека:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. «Что это за насекомое?»
1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.
а) капустница; б) лимонница; в) махаон.
2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
а) муха; б) клещ; в) комар.
3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
а) пчелы; б) муравьи; в) стрекозы.
4. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.
а) кузнечик; б) блоха; в) долгоносик.
5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку - вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.
а) оса; б) бабочка; в) пчела.