Конспект урока по внеурочной деятельности Что мы знаем о насекомых

Раздел Биология
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта к внеклассному занятию окружающий мир в 3 классе


Тема урока

Что мы знаем о насекомых.

Тип урока

Открытия нового знания (ОНЗ)

Цель

Создать условия для ознакомления учащихся с представителями класса «Насекомые».

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- Создать условия для закрепления знаний о насекомых.

- Создать условия для формирования уважительного и бережливого отношения к насекомым.

- Создать условия для развития умений узнавать насекомых.

Личностные:

осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные Регулятивные:

освоение умения принимать и сохранять учебную роль и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Насекомые.


Межпредметные связи

Окружающий мир.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.


Сценарий урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята.

Дети, сядьте прямо, расправьте плечи, поднимите голову, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошего настроения на нашем занятии.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Что нового для себя вы узнали на предыдущем занятии?

Какие исследования вы провели дома? (наблюдения за своими питомцами - кто что ест)

Вам было предложено сделать фотографии или рисунки своих животных и описать, чем они питаются.

Кто из вас выполнил это задание?

Расскажите о своих наблюдениях.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выявления признаков

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

3.Постановка учебной задачи

Ребята, посмотрите на доску, и послушайте загадки и попробуйте отгадать тему нашего занятия.

1.Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он - гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

2. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

3. Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет

4. На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята -

Вся жизнь их связана с трудом.

5. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

6.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.

Итак, ребята как вы думаете чему посвящено наше занятие?

Верно ребята, сегодня мы будем с вами разговаривать о насекомых.

А каких насекомых вы знаете?

Ребята, а что отличает насекомых от других животных?






Кузнечик

Стрекоза

Бабочка

Муравьи

Жук

Оса

Насекомым

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; логические - формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

«Насекомые - самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается 3 млн. видов, 75 % от всех животных. Их больше чем звезд в галактике. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, опоясывающая земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль на Земле и для человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 миллионов ползающих, бегающих, прыгающих, плавающих, летающих насекомых). Вот о них сегодня и пойдет речь на уроке.

Ребята сейчас нам предстоит разгадать кроссворд, благодаря которому мы узнаем не только насекомых, но и их свойства.

Итак, все готовы?

На травинке возле ног

Заметался огонёк,

Но недолго он горел -

Вместе с ветром улетел.

Мотыльки - это ночные бабочки, то есть они активны ночью. Мотыльки имеют более мохнатое и толстое тело.

У кого вся спинка в точках?

Кто пасётся на листочках?

Кого мы просим

Подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба?

Божьи коровки - семейство жуков, отличающееся тем, что лапки их кажутся трёхчленистыми, так как третья, очень маленькая. Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое с чёрными точечками.

Летит птица - Нос долог,
Голос тонок,
Кто убьет -
Свою кровь прольет.

Комары - семейство двукрылых насекомых, принадлежащих к группе длинноусых.

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

Кузнечики- надсемейство прямокрылых насекомых подотряда длинноусых с единственным современным одноименным семейством. Более 6800 видов на всех континентах (кроме Антарктиды).

Целый день кружит, летает -
Всё цветочки опыляет.
Заодно, как Божий дар,
Собирается нектар!

Пчёлы - секция в надсемействе летающих насекомых

подотряда Стебельчатобрюхие , родственное осам и муравьям.

Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать …

Сверчок домовый, или сверчок домашний - вид прямокрылых насекомых из семейства сверчков.

Это что за вертолет

Отправляется в полет
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями?

Стреко́зы - отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Крупные с подвижной головой, большими глазами, короткими щетинковидными усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком.

Вот ребята и закончили мы с вами разгадывать кроссворд, посмотрите сколько насекомых мы разгадали. И ведь это не все насекомые, которые существуют на нашей планете.










Да

Мотылёк


Божья коровка


Комар

Кузнечик


Пчёлы


Сверчёк


Стрекоза

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

5.Реализация построенного проекта

Работайте в парах: на листах бумаги нарисуйте насекомое, так как вы его себе представляете (первый ряд - красным фломастером, второй ряд - синим, третий ряд зеленым). Рисунок должен быть крупным.

А теперь мы поменяем ваши рисунки по рядам, и вы дорисуете своим фломастером, то, что, по вашему мнению, можно добавить еще.


Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция

Познавательные: самостоятельное создание алгоритма деятельности , осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

6.Демонстрация проектов

Продемонстрируйте свои проекты и расскажите о том, что собой представляет насекомое (2-4 рисунка)

Молодцы, ребята! Вы, так или иначе, справились с заданием.

У некоторых получились сказочные насекомые.

1.Теперь вам предстоит заполнить карту исследователя: «Строение и особенности насекомых»:

ПРИЗНАКИ

ОСОБЕНОСТИ ПРИЗНАКОВ У НАСЕКОМЫХ

1.Количество отделов тела

(три)

3

2.Название отделов тела

Голова, грудь, брюшко

3.Усики

1 пара

4.Глаза

1 пара сложных глаз (у некоторых наряду со сложными имеются простые глазки)

5.Ноги

3 пары (6 ног)

6.Крылья

4 крыла

(или 2, или отсутствуют)

У некоторых насекомых вторая пара крыльев превращена в жужжальца. Как вы думаете, у кого? (муха, комар)

7. Ротовой аппарат

Грызущий, сосущий, колюще-сосущий, лижущий

8.Органы дыхания

Трахеи (дыхательные трубки, пронизывающие все тело)

2. Значение насекомых в природе и жизни человека:…………

- опыляют растения;

- одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд - используются для получения меда, прополиса; шелковых нитей);

- вредители растений (медведки, саранча, тля);

- переносчики возбудителей болезней (мухи, малярийные комары);

- насекомые-паразиты человека и животных (вши, блохи, клопы);

- хищные насекомые уменьшают численность других насекомых (божьи коровки - поедают тлю);

- являются кормом для птиц и других насекомоядных;

- повышают плодородие почвы (муравьи рыхлят почву).

3. «Что это за насекомое?»

1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.

а) Капустница; б) лимонница; в) махаон.

2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.

а) муха; б) клещ; в) комар.

3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

а) пчелы; б) муравьи; в) стрекозы.

4. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а) кузнечик; б) блоха; в) долгоносик.

5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку - вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.

а) оса; б) бабочка; в) пчела.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, оценка действий партнера

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

7.Рефлексия деятельности

- О ком эта загадка:

Расту червяком.

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу,

Но теплой весной

Я вновь оживаю

И, как птичка порхаю. (Бабочка)



8.Подведение итогов занятия

- Можно ли считать насекомых самым многочисленным классом животных?

- Что нового вы узнали о насекомых сегодня?

- Какую роль выполняют насекомые?

- Какие экологические правила мы должны выполнять?

- Что произойдет, если исчезнут все насекомые?

Молодцы ребята! Вы очень хорошо поработали



9. Организация на перемену

Вот и подошло к концу наше занятие. Приведите в порядок свое рабочее место и сядьте ровно. Ребята если вам понравилось наше занятие поднимите обе ручки и хлопните. Если нет - поднимите одну ручку.

Нам очень понравилось с вами работать, желаем вам никогда не болеть и бережно относится к природе. До свидания!



КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯКонспект урока по внеурочной деятельности Что мы знаем о насекомых


Фамилия, имя_______________________________________________


  1. 1. «Строение и особенности насекомых»:

ПРИЗНАКИ

ОСОБЕНОСТИ ПРИЗНАКОВ У НАСЕКОМЫХ

РИСУНОК

1.Количество отделов тела



2.Название отделов тела


3.Усики


4.Глаза


5.Ноги


6.Крылья


7. Ротовой аппарат


8.Органы дыхания


2. Значение насекомых в природе и жизни человека:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Что это за насекомое?»

1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.

а) капустница; б) лимонница; в) махаон.

2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.

а) муха; б) клещ; в) комар.

3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

а) пчелы; б) муравьи; в) стрекозы.

4. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а) кузнечик; б) блоха; в) долгоносик.

5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку - вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.

а) оса; б) бабочка; в) пчела.

КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯКонспект урока по внеурочной деятельности Что мы знаем о насекомых


Фамилия, имя_______________________________________________


  1. 1. «Строение и особенности насекомых»:

ПРИЗНАКИ

ОСОБЕНОСТИ ПРИЗНАКОВ У НАСЕКОМЫХ

РИСУНОК

1.Количество отделов тела



2.Название отделов тела


3.Усики


4.Глаза


5.Ноги


6.Крылья


7. Ротовой аппарат


8.Органы дыхания


2. Значение насекомых в природе и жизни человека:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Что это за насекомое?»

1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.

а) капустница; б) лимонница; в) махаон.

2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.

а) муха; б) клещ; в) комар.

3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

а) пчелы; б) муравьи; в) стрекозы.

4. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а) кузнечик; б) блоха; в) долгоносик.

5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку - вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.

а) оса; б) бабочка; в) пчела.


© 2010-2022