• Преподавателю
  • Биология
  • Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы

Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы

Органы равновесия: вестибулярный аппарат.  Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.   Цель: изучить строение и значение: вестибулярного аппарата, кожно- мышечного чувства, органа обоняния – носа и органа вкуса- языка. Задачи Образовательная  Формировать знания строение и особенностях выполняемой функции: кожно-мышечного чувства,  вестибулярного аппарата, языке как органе вкуса, носе как органе обоняния. Развивающая -формировать информационную компетентность через работу с текстом учебника с помощью карточки с заданиями - формировать коммуникативную компетентность, через обсуждение изученного материала в группе. - формирование интеллектуальной компетенции,  через информационное взаимодействие (обсуждение) с учителем, при решении биологических задач  и наблюдения демонстраций, используя уже полученные знания по изучаемой теме. Воспитательная  Формировать знания необходимости соблюдения правил гигиены, для сохранения правильной работы органов чувств. Тип урока комбинированный с использованием ИКТ
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.



Цель: изучить строение и значение: вестибулярного аппарата, кожно- мышечного чувства, органа обоняния - носа и органа вкуса- языка.

Задачи

Образовательная

Формировать знания строение и особенностях выполняемой функции: кожно-мышечного чувства, вестибулярного аппарата, языке как органе вкуса, носе как органе обоняния.

Развивающая

-формировать информационную компетентность через работу с текстом учебника с помощью карточки с заданиями

- формировать коммуникативную компетентность через обсуждение изученного материала в группе.

- формирование интеллектуальной компетенции, через информационное взаимодействие (обсуждение) с учителем, при решении биологических задач и наблюдения демонстраций, используя уже полученные знания по изучаемой теме.

Воспитательная

Формировать знания необходимости соблюдения правил гигиены для сохранения правильной работы органов чувств.

Тип урока комбинированный с использованием ИКТ

Длительность- 45 мин

Оборудование: рабочие карточки, проверочные тесты, ароматизированные бумажные полоски, сахар, соль, стакан с теплой и холодной водой.

Ход урока

1. Организационный момент.

Форма - фронтальная

Метод - словесный

Задача- настрой учащихся на работу, сосредоточение внимания

Время 1 мин.

Учитель - Здравствуйте ребята. Для хорошей работы ребята: пожмите друг другу руки, почувствовали прикосновение? Потрогайте свои ушки, потрите их, что почувствовали? Указательными пальцами потрите крылья носа, носик лучше задышал? Улыбнитесь друг другу. Учиться готовы? Начали.


2. Проверка Д\З

Форма - индивидуальная

Средство - проверочный тест на карточке

Метод - контроля, тестовый, взаимопроверка

Задача - проверить уровень подготовки д\з

Время - 5 мин.

Учитель - Что мы изучали на прошлом уроке? (ответ) Давайте проверим как вы подготовили д\з. На столах лежат карточки с тестовыми заданиями 1 и 2 вариант. В каждом варианте 5 вопросов, в каждом вопросе только один правильный ответ. Ваша задача прочитать вопрос и обвести правильный ответ в кружочек. На выполнение работы -5 минут. Приступаем.

(Ученики выполняют тестовое задание)

Учитель - А сейчас обменяйтесь карточками с соседом по парте, ваша задача: проверить и оценить выполненные тестовые задания соседа по парте. На доске написаны правильные ответы, вы сравниваете их с ответами в карточке, считаете, количество правильных ответов и выставляете оценку.

(Ученики проводят взаимопроверку)

1 вариант

2 Вариант

Инструкция. Прочитай вопросы. В каждом тестовом вопросе выбери один ответ из нескольких предложенных вариантов

1. Состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода

  1. Наружное ухо

  2. Внутреннее ухо

  3. Среднее ухо

2. Слуховой проход соединяет ушную раковину с

  1. Наружным ухом

  2. Внутренним ухом

  3. Средним ухом

3. Наружное ухо отделено от среднего

  1. Тонкой мембраной

  2. Барабанной перепонкой

  3. Костной пластинкой

4.Слуховых косточек в среднем ухе всего

  1. 2

  2. 3

  3. 4

5. В какой доле головного мозга находиться слуховая зона

  1. Лобной

  2. Теменной

  3. Височной

Инструкция. Прочитай вопросы. В каждом тестовом вопросе выбери один ответ из нескольких предложенных вариантов

1. Представляет собой узкую полость и находится в височной доли кости

  1. Наружное ухо

  2. Внутреннее ухо

  3. Среднее ухо

2. Слуховые косточки расположены в

  1. Внутреннем ухе

  2. Среднем ухе

  3. Наружном ухе

3. Состоит из слуховой улитки, полукружных каналов, овальных и округлых мешочков

  1. Наружное ухо

  2. Внутреннее ухо

  3. Среднее ухо

4. Механические колебания барабанной перепонки передаются

  1. Слуховым косточкам

  2. Полукружным каналам

  3. Улитке

5. Различение характера звука, его тона, ритма происходит в какой доле больших полушарий головного мозга

  1. Лобной

  2. Теменной

  3. Височной

Учитель - Ребята поднимите руку, кто написал на оценку 5,4,3,2. Ученикам, написавшим работу на оценку 3 и 2 дома прочитать параграф «Строение органа слуха» восполнить недостающие знания и исправить полученную оценку 3 или 2. Запишите свою оценку в оценочный лист под колонной Д\з.

3. Мотивация

Форма - фронтальная

Метод - беседа

Средство - общение

Задача - Через постановку вопросов вывести учеников на изучаемую тему урока. Выявить уже имеющиеся знания и что мы можем узнать сегодня на уроке.

Время - 2 мин.

Учитель Ребята, мы изучаем большую тему - «Органы чувств». Посмотрите на слайд . Какие органы чувств мы уже изучили? (ответы учеников). Правильно с помощью глаз мы видим, а с помощью ушей мы можем распознавать слышать звуки, распознавать речь. Ребята скажите, а с помощью ещё каких органов чувств человек может познавать окружающий его мир? Что вам уже известно о данных органах чувств?

(Ученики смотрят на слайд и отвечают на вопрос учителя)

Учитель Ребята, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? (ответы учеников). Что мы ещё не знаем, что бы мы хотели узнать?

(Совместная постановка целей и задач урока с учениками, демонстрация после предположительных ответов учеников слайда с целями и задачами)

4. Изучение новой темы

Форма - индивидуальная, групповая

Метод - самостоятельная поисковая деятельность

Средство - карточки с заданием

Задача - Через выполнение заданий в карточках изучить строение и функции изучаемых органов чувств, развивать внимание, умение заполнять схемы, находить и подписывать части строения изучаемых органов чувств, смысловое чтение, словесно - логическую память через обсуждения в группе.

Время - 25 мин.

Время на работу с карточкой - 4 мин

Представление информации- 1мин

Особенность работы - при изучении новой темы класс делится на 4 группы. Сначала карточка выполняется индивидуально, затем обсуждается в группе и группа представляет свой ответ.

После изучения каждого органа чувств, показывается слайд и делается закрепление через решения биологических задачи или наблюдения демонстрационного эксперимента.


Карточка 1 группы

Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1. Подпиши название частей органа равновесия

1…

2…

3…

4…

5…

2. Допиши в схеме недостающие пути по которым движется нервный импульс при восстановлении равновесия тела

ДУрок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.авление кристалликов ….. чувствительный нерв …. группы скелетных мышц …. восстановление равновесия

3. Допиши предложение

Вестибулярный аппарат постоянно информирует …

Стр. учебника 71-72

Карточка 2-ой группы

1Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы..Определи к рецепторам каких ощущений относится данные кожные рецепторы.

1…

2…

3…

4…

5…

6…

2. Допиши определения

Осязания - это…

Мышечное чувство- это…

3. Допиши предложение

Ощупывая рукой предмет, мы можем….

Стр.учебника 73

Карточка 3 группы Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1. Вкус возникает при условиях

1….

2…

2. Допиши определение

Вкусовые рецепторы это….

3. Рассмотри рисунок. Какие части языка, за какое ощущение вкуса отвечают?

Стр. учебника 73-74

Карточка 4 группы

1Урок Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.. Рассмотри рисунок. Подпиши из каких частей состоит орган обоняния

А.

1..

2..

Б.

1..

2..

3..

4..

2. О чем сигнализирует орган обоняния?

3. Допиши предложение.

В верхней раковине носовой полости…

Стр. Учебника 74

5. Первичная проверка понимания материала

Форма - фронтальная

Метод - проблемный, наглядный

Средство - ИКТ, ароматизированные полоски, стакан с горячей и холодной водой, пробирки с соленой и сладкой водой.

Задача - закрепить полученные знания через решение биологических задач, демонстрации экспериментов

Особенность- закрепление проводится по очереди после выступления каждой группы

Время -5 мин

Закрепление по 1 группе (Вестибулярный аппарат)

Учитель - Ответьте на вопрос. В какой профессии необходимо хорошо развитый вестибулярный аппарат? Хотите ли вы проверить свой вестибулярный аппарат?

Внимание на экран (демонстрация слайда )

Закрепление по 2 группе (Кожно - мышечное чувство)

Учитель- Какая опасность подстерегает человека если

А) перестанут функционировать болевые рецепторы

Б) престанут функционировать тепловые рецепторы

(ответы учащихся)

Учитель - На столе стоят 2 стакана с водой. Как мы можем определить в каком стакане вода теплая, а в каком холодная? (приглашаются добровольцы, которые через прикосновение определяют по ощущениям вода теплая или холодная воды)

Учитель - Предлагаю с закрытыми глазами описать предмет на ощупь находящийся в черном мешочке.(приглашаются добровольци)

Учитель - Внимание на экран (демонстрация слайда )

Закрепление по 3 группе (Орган вкуса)

Учитель-Какая опасность подстерегает человека, если он лишится способности определять вкус?

(ответы учащихся)

-Почему сладкоежки кушают мороженое кончиком языка?

(ответы учащихся)

Учитель - На столе стоят 2 пробирки разными вкусами. Как мы можем определить в какой пробирке вода солёная, а в какой сладкая (приглашаются добровольцы)

Учитель - Внимание на экран (демонстрация слайда )

Закрепление по 4 группе (Орган обоняния)

Учитель - Какой человек больше подвержен риску отравления недоброкачественными продуктами?

А) тот, у которого хорошее зрение, но слабое обоняние

Б) тот, у которого неважное зрение, но очень хорошее обоняние

(ответы учащихся)

Учитель -Предлагаю распознать запах знакомых веществ (приглашаются добровольцы). Перд вами три полоска ваша задача определить, чем они пахнут.

Учитель - внимание на экран (демонстрация слайда)

Учитель - Поставьте себе оценку в оценочный лист, самостоятельно оценив, на сколько хорошо вы поработали для получения знаний на уроке по сегодняшней теме.

(Ученики выставляют в оценочный лист вторую оценку за работу на уроке)

6. Итоговое закрепление

Форма - фронтальная

Метод контроля и самоконтроля - биологический диктант (верное не верное утверждение)

Средство - карточка с заданием

Задача- проведение проверочной работы для закрепления изученного материала и выявления пробелов. Развивать самопроверку.

Время -5 мин.

Учитель - Перед вами карточка с утверждениями. Они из них верные другие нет. Если утверждение верное ставим «+» если не верное «-». Приступаем. Время выполнения 4 мин.

1 вариант

2 вариант

1Вестибулярный аппарат- это орган равновесия.

2. Тепло воспринимается болевыми рецепторами

3.Кончик языка отвечает за ощущение сладкого вкуса.

4.Орган обоняния расположен в нижней раковине носовой полости

5. Орган обоняния обеспечивает восприятия вкуса

1. Орган равновесия находится во внутреннем ухе

2. Орган равновесия состоит из двух полукружных каналов и двух мешочков.

3.Без мышечного чувства человек может выполнить координированное движение.

4.Вкусовые рецепторы могут воспринимать только вкус веществ растворённых в воде.

5.Корень языка отвечает за ощущение кислого вкуса.

Учитель. - Внимание на доску пред вами правильные ответы. Самостоятельно проверьте, и выставьте себе оценку. Затем поставьте эту оценку в оценочный лист. Эта ваша 3 оценка за урок. Сложите все три оценки и поделите на 3 - это ваша итоговая оценка за урок.

7. Рефлексия

Форма - фронтальная

Метод - словесный

Средство- беседа

Задача - дать возможность учащимся через проговаривание понять, что хорошо запомнилось на уроке, где испытывали затруднения.

Учитель-

- Какие цели мы поставили пред собой в начале урока?

- Достигли ли мы своей цели?

- Что же мы узнали сегодня на уроке?

- Как мы это узнали?

- Что хорошо запомнилось?

- В чем испытывали затруднение при запоминании?

8. Домашнее задание

Учитель

- ученики, получившие итоговую оценку -5 -4 для вас д\з подготовить ответ на вопрос, почему при простудных заболеваниях, когда у человека насморк теряется вкусовое ощущение пищи.

- ученики, получившие оценку 2-3 читать и пересказывать параграф 20 и текст на стр. 71-72


© 2010-2022