• Преподавателю
  • Биология
  • Календарно-тематическое планирование с применением образовательного модуля «Твоё здоровье»

Календарно-тематическое планирование с применением образовательного модуля «Твоё здоровье»

Курс «Биология.Человек.8» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения чело¬века в ряду живых существ, его генетическая связь с животными пред¬ками позволят ученикам осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Понять взаимосвязь строения и функций органов и с...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №1»









Календарно-тематическое планирование

«Биология. Человек.8 класс» с применением образовательного модуля «Твоё здоровье»

для 8 класса

химико-биологического направления с углубленным изучением биологии.




Составитель:

учитель биологии,

высшей квалификационной

категории,

Низинцева Галина Ивановна



г.Бийск

2014


Низинцева Галина Ивановна


УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО


«_____»___________ 200__. «____»_______ 200__г.






  • Календарно-тематическое планирование уроков биологии

  • Класс 8 «В» химико - биологического направления с углубленным изучением биологии

  • Учитель Низинцева Г.И

  • Количество часов на 1 полугодие 51

  • Всего 102 часа из них 30ч - модульный урок по программе «Твоё здоровье»

  • В неделю 3 часа

  • Плановых контрольных уроков 3

  • Зачетов 4

  • Тестирований 14

  • Лабораторных работ 10

  • Практические работы 9

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.), программы образовательного модуля «Твоё здоровье».

Учебник:

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» 4-е изд. М.: Дрофа, 2004.

  • Сборник учебных элементов курса «Твоё здоровье».

Используемая литература:

  • Д.В. Колесов «Поурочное и тематическое планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» Изд. М: Дрофа, 2003.

  • Суханова Л.В. «Лабораторные работы. Биология» Изд. М: «Интеллект-Центр», 2006.



Низинцева Галина Ивановна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Курс «Биология.Человек.8» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения чело­века в ряду живых существ, его генетическая связь с животными пред­ками позволят ученикам осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процес­сы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Та­ким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факто­рах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачеб­ную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности школьников. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной сре­ды, личной гигиене. Данный курс содержит сведения по психологии, что позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Включение модульного курса «Твое здоровье» предназначено для углубленного изучения учащимися основ здорового образа жизни.

Целью является формирование устойчивого интереса обучаемых к проблемам своего здоровья, бережного к нему отношения, а также выработке умений и навыков поведения, обеспечивающего сохранение оптимального уровня своего здоровья.

Курс «Твоё здоровье» разработан в рамках проекта «Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ/ИППП среди молодежи РФ», который осуществляется в России шестью агентствами ООН (Организации объединенных наций) (ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МОТ (Международная организация труда), УНОДП (Управление по контролю за наркотиками), ЮНФП (Фонд по народонаселению), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ПРООН (Программа развития ООН)).

В структуре курса использована модульная технология, которая позволяет учащимся знакомиться с отдельными темами, изложенными в сжатом виде, в любой последовательности, в соответствии с изучаемой темой образовательного курса «Биология. Человек. 8.», что дает возможность педагогу сделать воспитательную составляющую учебно-воспитательного процесса более интересной и разнообразной.

Проверка и оценка качества знаний предполагается с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела модульного курса и традиционных опросов в течении изучения темы. Основной акцент при изучении вопросов курса «Твоё здоровье» должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель-ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и)- ученик(и), ученик-учитель.


Низинцева Галина Ивановна

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- систематическое положение человека и его происхождение;

- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

- правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.

- содержание элементарных учебных элементов модуля «Твоё здоровье»,

поименованных в программе, напри­мер, понятия: здоровье, здоровый образ жизни,

привычки вредные, полезные, инфекци­онные заболевания и т.д.

- методы, сохраняющие уровень здоровья, оптимальный для данного пола и возраста

индивида;

- способы борьбы и преодоления вредных привычек

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- распознавать органы и их топографию, системы органов;

- объяснять связь между строением и функциями органов;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты.

- выполнять задания, выявляющие уровень их знаний проблемы «Твое здоровье»;

- пользоваться литературными и другими источниками для повышения уровня своих

знаний по проблеме «Твое здоровье»;

- составлять и использовать таблицы распределения времени дня (режим дня);

- составлять меню с учетом собственных энергозатрат и качества доступных продук­

тов;

- предотвращать опасные и экстремальные ситуации, вредные для их здоровья, в т.ч. и

конфликтные.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

- с актуальностью проблемам сохранения здоровья в современном обществе;

- с факторами, воздействующими на уровень здоровья;

- особенностями личности, влияющими на состояние индивидуального здоровья;

- основными направлениями сохранения индивидуального и коллективного здоровья;

- основными здоровьесберегающими технологиями.



Низинцева Галина Ивановна

УМК.

Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии и модульного курса «Твое здоровье».

(авторы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.) в соответствии с учебником Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» / Под ред. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./ 4-е изд. М.: Дрофа, 2004.

Д.В. Колесов «Поурочное и тематическое планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» Изд. М: Дрофа, 2003.

Суханова Л.В. «Лабораторные работы. Биология» Изд. М: «Интеллект-Центр», 2006.

Сборник учебных элементов «Твоё здоровье»/ Международная организация труда.- М.,-178с.

ЦОР: мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

ВСЕГО ЧАСОВ:

  • по программе - 102 часов из них модульный курс «Твоё здоровье» - 30 часов

Характеристика ОУУН класса по предмету: среди учащихся класса есть группы детей с высокими реальными учебными возможностями, поэтому необходимо развивать у них умения характеризовать, обосновывать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. У детей со средними и низкими учебными возможностями необходимо развивать умения называть, приводить примеры, наблюдать, применять знания на практике.

Используемая педагогическая технология: с целью реализации основных направлений модернизации образования применяю в практике учебного процесса элементы педагогических технологий - разноуровневого обучения, модульного обучения, метод проектов, здоровьесберегающие технологии. Это дает мне возможность организовать урок с максимальной результативностью.





Низинцева Галина Ивановна

у урока

Дата

Коррекция

Тема урока


Результаты обучения

ИКТ, учебно-наглядные пособия

Лабораторные и практические работы

ТУЗ


Дом. задан.

Здоровье-

сберегающие

технологии

Введение (2 ч)


1-2




1. Науки о человеке, их становление и методы исследования.

Анатомия, физиология, психология, гигиена.

Сходства и различия человека и животных

Человек как биосоциальное существо.

Изучение человека в различные эпохи.


Портреты ученых

- биологов,

д/м коллекций палеонтологических ископаемых.


Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.


Сообщения учащихся

§1

§2


Раздел 1. Происхождение человека. (4 ч)


3.






1.Систематическое положение человека

Место человека в системе живых существ. Таксоны, рудименты, атавизмы.

В/фр.

д/м коллекций палеонтологических ископаемых.


Беседа о правильной осанке.



§3

4.









2. Историческое прошлое людей.

Этапы эволюции человека и возникновение социальной среды.

Древнейший, древний и современный человек.


д/м коллекций палеонтологических ископаемых, черепа человека и его предков.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.


§4

5.



3. Расы человека.

Раса, как систематическое подразделение внутри вида. История формирования рас.

д/м наглядного пособия

«Расы человека»

Беседа о необходимости соблюдения светового режима.

Тестирование по изученным темам.

§5

6.



4.Происхождение человека.


Видеофильм

Просмотр видеофильма




Раздел 2.Строение и функции организма (58 часов)


Общий обзор организма (3 час)

7.



1. Общий обзор организма человека.

Уровни организации организма человека, общий план строения. Топография органов.

Торс человека, в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.



§6

8.



2.Урок -практикум

Тема: «Самооценка здоровья»

Самооценка своего здоровья, измерение артериального давления, антропометрия, измерение окружности грудной клетки определение нормального веса.

Прибор-измеритель артериального давления, ростомер, полотнянная измерительная лента, ручной динамометр.

Практическая работа №1,2,3

Отчет по выполнению практической

работы

Практикум по гигиене

«Общий обзор организма»

9.



3. .Урок -практикум

Тема: «Определение физиологического состояния человека методом регрессии»

Определение уровня физиологического состояния.

Прибор-измеритель артериального давления, ростомер, напольные весы, микрокалькулятор.

Практическая работа №4,5

Отчет по выполнению практической

работы

Практикум по гигиене

«Общий обзор организма»


Клеточное строение организма. Ткани. (6 ч)


10.



1. Клеточное строение организма.

Внешняя и внутренняя среда организма. Клетка, ее строение и функции.

Модель клетки, таблицы.

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»

Беседа


§7

11.



2. Ткани.

Ткань. Основные типы тканей, их сходства и различия. Особенности строения нейрона, нейроглии, синапса.

Лабораторное оборудование, таблицы «Ткани»,

Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека» Инструктаж по технике безопасности.

Отчет по выполнению лабораторной работы.

§8

12.



3. Рефлекторная регуляция.

Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга

«Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.


§9


13.



4. Обобщающее повторение по теме «Строение организма»

Основные понятия темы

Таблицы «Ткани», «Схема рефлекторной дуги», в/фр.


Проверочная работа.

§6-9


14.



5.Модульный урок здоровья: «Твоё здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»

Основные понятия темы: «здоровье», факторы влияющие на здоровье.

Презентация.

УЭ«Твоё здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»


Беседа о здоровом образе жизни.


Учебный элемент «Твоё здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»»

15.




6. Модульный урок здоровья: «Твоё здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».

(продолжение)

Основные понятия темы: факторы влияющие на здоровье.

Презентация.

УЭ«Твоё здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»


Беседа о здоровом образе жизни

Выпуск газеты «Наше здоровье в наших руках!»

Рисунки

О здоровом образе жизни

Учебный элемент «Твоё здоровье и ОБЖ»




Нервная система (9 часов)


16.



1. Значение нервной системы, строение. Спинной мозг.

Центральная и периферическая н.с. Головной, спинной мозг, нервы и нервные узлы. Эволюция н.с.

Мультимедийный

диск «Анатомия», в/фр.Таблицы «Строение н.с.», «Строение мозга»

Беседа о правильной осанке.


§43


17.



2. Строение головного мозга. Функции переднего и среднего мозга.

Строение и функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

Мультимедийный

диск «Анатомия»,

модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга»

Лабораторная работа №2 «Строение головного мозга» Инструктаж по технике безопасности.

Отчет по выполнению лабораторной работы.

§44


18.



3. Функции переднего мозга.

Строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.

Модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга»

Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

Самостоятельная работа с учебником.

§45


19.



4. Соматический и автономный отделы н.с. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

Функции соматического и автономного отделов н.с. Рефлексы, рефлекторная дуга.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги»

Беседа о правильной осанке.

Тестовый контроль по теме.

§43-46



20.



5. Анализаторы.

Виды анализаторов, их строение и функции.

Таблицы различных органов чувств, «Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Сообщения учащихся.

§48


21.



6. Зрительный анализатор. Гигиена зрения.

Значение зрения, строение и функции зрительного анализатора. Профилактика глазных болезней.

Таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, в/фр.

Тренажер для сохранения полноценного зрения.


§49,50


22.



7. Слуховой анализатор.

Значение слуха, строение и функции слухового анализатора.

Таблица «Слуховой анализатор», модель уха, в/фр.

Беседа о гигиене слуха.

Сообщения учащихся.

§51


23.



8. Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса.

Строение и механизм работы анализаторов.

Таблицы по данным анализаторам, в/фр.

Лаб. оборудование.

Лабораторная работа №3 «Кожное чувство» Инструктаж по технике безопасности.

Отчет по выполнению лабораторной работы.

§52


24.



9. Обобщающее повторение по теме «Нервная система»

Основные понятия темы

Таблицы, модели.


Тестовый контроль.


Опорно-двигательная система (10 ч)


25.



1. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Строение и функции опорно-двигательной системы.

Строение и рост костей.

Таблицы «Скелет человека», «Мышцы».

Беседа о правильной осанке.

Отчет по выполнению лабораторной работы.

§10


26.



2. Скелет человека.

Строение и функции основных частей скелета.

Скелет человека, в/фр, дидактические карточки.

Лабораторная работа №4 «Строение скелета» Инструктаж по технике безопасности.

Отчет по выполнению лабораторной работы.

§11


27.



3. Типы соединения костей.

Типы соединения костей, строение и работа суставов.

Скелет человека, таблица «Типы соединения костей»

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.


§12


28.





4. Строение мышц.

Обзор мышц человека.

Особенности мышечной ткани. Морфология мышц, основные группы.

Таблицы «Мышцы человека, в/фр, дидактические карточки.

Лаб. оборудование:

Микроскопы, микропрепараты мышц.

Лабораторная работа №5 «Мышцы, их строение и функции» Инструктаж по технике безопасности.


Отчет по выполнению лабораторной работы.

§13


29.



5. Работа скелетных мышц.

Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировках. Гиподинамия.

Таблица «Мышцы человека», в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Сообщения учащихся.

§14


30.




6. Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Методы самоконтроля и коррекции осанки. Причины и профилактика плоскостопия.

Таблицы «Мышцы человека», «Нарушения ОДС» в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.


§15


31.



7. Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов.

Признаки и доврачебная помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов.

Бинты, шины,

в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Отработка навыков оказания I помощи при травмах.


§16,

п. всю тему


32.



8.Урок - практикум


Работы: «Определение быстроты реакции»,

« Определение гибкости позвоночника».


Практическая работа №9,10

Отчет по выполнению практической

работы

Практикум по гигиене. Тема: «Опорно-двигательная система»


33.



9.Урок - практикум


Работы: «Сохранение правильной осанки», «Выявление плоскостопия», «Значение ритма и нагрузки в работе мышц».

Книга, лист бумаги, акварельные краски, карандаш.

Практическая работа №11,12,13,14,15

Отчет по выполнению практической

работы

Практикум по гигиене. Тема: «Опорно-двигательная система»



34.



10. Обобщающее повторение по теме.

Основные понятия темы

Таблицы, модели.


Разноуровневая контрольная работа.



Внутренняя среда организма. (3 ч)


35.





1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.



Внутренняя среда организма, ее компоненты. Строение и функции клеток крови. Гомеостаз.


Лаб. оборудование:

микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки.

Таблица «Клетки крови»


Лабораторная работа №6 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» Инструктаж по технике безопасности.


Отчет по выполнению лабораторной работы.


§17








36.



2. Борьба организма с инфекциями. Иммунитет.

Механизм барьеров, защищающих организм, на уровне кожи, внутренней среды, клетки. Значение иммунитета.

Мультимедийный

диск «Анатомия».


Беседа о необходимости профилактических прививок.

Сообщения учащихся

§18


37.



3. Иммунология на службе здоровья.

Иммунология, история открытия вакцинации.

Портреты

Л. Пастера,

И. Мечникова.

Мультимедийный

диск «Анатомия».


Беседа о необходимости профилактических прививок.

Сообщения учащихся.

§19



Кровеносная и лимфатическая системы организма (10 ч)


38.



1. Транспортные системы организма.

Строение и функции

кровеносной и лимфатической систем организма.

Мультимедийный

диск «Анатомия», в/фр.

Таблица «Кровеносная система»

Беседа о необходимости соблюдения светового режима.


§20


39.



2. Круги кровообращения.

Циркуляция крови по большому и малому кругу кровообращения.

Схема «Круги кровообращения», таблица «Эволюция кровеносной системы»


Сообщения учащихся.

§21


40.



3. Строение и работа сердца.

Строение и особенности работы сердца. Сердечный цикл.

Схема «Круги кровообращения», таблица «Строение сердца», «Сердечный цикл»

Беседа о необходимости занятий спортом для укрепления сердечной мышцы.

Тестовый контроль.

§22


41.



4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Причины и механизм движения крови по сосудам. Правила измерения А.Д.

Тонометр, часы

Лабораторная работа №7 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»


Отчет по выполнению лабораторной работы.


§23


42.



5. Гигиена ССС. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов, при кровотечениях.

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Факторы, пагубно влияющие на ССС.

Жгут резиновый, бинт, вата, бумага, карандаш.

Лабораторная работа №8 «Первая помощь при кровотечениях» Инструктаж по технике безопасности.


Отчет по выполнению лабораторной работы.


§24-25


43.



6. Модульный урок здоровья: «Психоактивные вещества, наркотики».

Психоактивные вещества.

Наркомания , токсикомания, наркотики.


Видиофильм

УЭ«Твоё здоровье и наркотики»

Беседа о влиянии психоактивных ых веществ на здоровье.



Учебный элемент «Твоё здоровье и наркотики»

44.



7. Модульный урок здоровья «Вред наркотиков».

Этапы развития зависимости от наркотиков. Наркотик разрушает.


в/фрагмент

Презентация

УЭ«Твоё здоровье и наркотики»

Тренинг

Работа в группе

Учебный элемент «Твоё здоровье и наркотики»

45.



8. Модульный урок здоровья «Последствия употребления наркотиков»



Видиофильм.

УЭ«Твоё здоровье и наркотики»

Просмотр видиофильма


Учебный элемент «Твоё здоровье и наркотики»

46.




9. Модульный урок здоровья «Как отказаться от предложенных наркотиков»

Пять способов сказать «НЕТ» - наркотикам

Презентация

УЭ«Твоё здоровье и наркотики»

Тренинг

Зачётная работа

Учебный элемент «Твоё здоровье и наркотики»

47.



10. Зачет по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы»

Основные понятия тем.

Таблицы, модели.


Зачетная работа.



Дыхательная система (8 ч)


48.



1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы, заболевания дыхательных путей.

Строение и функции органов дыхания. Болезни дыхательных путей.

Мультимедийный

диск «Анатомия», модель гортани, в/фр.

Таблица

«Органы дыхания»

Упражнения дыхательной гимнастики.

Сообщения учащихся.

§26


49.



2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Строение легких, легочное и тканевое дыхание.

Мультимедийный

диск «Анатомия», в/фр.

Таблица

«Органы дыхания»

Упражнения дыхательной гимнастики.

Самостоятельная работа с учебником.

§27


50.



3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана окружающей среды.

Физические причины вдоха и выдоха. Защитные рефлексы. Вред курения.

В/фр.

Беседа о вреде курения.

Сообщения учащихся.

§28


51.



4. Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания.

Приемы самообследования дыхательной системы.

Приемы оказания первой помощи при травмах дыхательной системы.

Таблица

«Органы дыхания»

Лаб. оборудование:

воздушный шар, линейка.

Лабораторная работа №9 «Измерение жизненной емкости легких» Инструктаж по технике безопасности.


Отчет по выполнению лабораторной работы.


§29,

п. всю тему


52.



5.Урок-практикум

Работы: «Подружись со своим голосом», «Измерение продолжительности задержки дыхательных движений при вдохе и выдохе».

Часы с секундной стрелкой.

Практическая работа №20,21

Отчет по выполнению практической

работы

Практикум по гигиене. Тема «Дыхание».

53.



6.Модульный урок здоровья:

«Курение».

Активное курение. Пассивное курение. Компоненты табачного дыма.

Презентация

УЭ «Твоё здоровье и курение»

Тренинг

Беседа

Учебный элемент «Твоё здоровье и курение»

54.



7. .Модульный урок здоровья: «Влияние курения на здоровье»

Органы и системы органов человека.

в/фрагмент

УЭ «Твоё здоровье и курение»


Тренинг

Сообщения учащихся

Выпуск газеты «Здоровье это здорово!».

Учебный элемент «Твоё здоровье и курение»

55.



8. .Модульный урок здоровья: «Возможности избавиться от привычки курить».

Психотерапия. Заместительная терапия. Аверсионная терапия.

Презентация.

в/фрагмент

УЭ «Твоё здоровье и курение»

Тренинг

Контрольное тестирование

Учебный элемент «Твоё здоровье и курение»


Пищеварение (11 ч)

56.



1. Питание и пищеварение.

Органы пищеварительной системы, их функции.

Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр.

Беседа о правильном питании.


§30


57.



2.Модульный урок

«Пищеварение в ротовой полости.

Гигиена зубов и полости рта»

Строение ротовой полости, особенности пищеварения в ротовой полости. Гигиена зубов и полости рта

Лаб. оборудование:

накрахмаленный бинт, раствор йода,

в/фр.

УЭ«Твоё здоровье и личная гигиена».

Лабораторная работа №10 «Действие слюны на крахмал»

Отчет по выполнению лабораторной работы.

Тест.

§31

Учебный элемент «Твоё здоровье и личная гигиена».

58.



3. Пищеварение в желудке и

12-перстной кишке. Действие ферментов П.С.

Особенности пищеварения в желудке и 12-перстной кишке.

Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр.

Беседа о необходимости горячего питания школьников.


§32


59.



4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Печень.

Строение и функции кишечника, кишечных ворсинок, печени.

Аппендицит.

Мультимедийный

диск «Анатомия», торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр.


Беседа о правильном питании.

Сообщения учащихся.

§33


60.



5. Модульный урок здоровья: «Действие алкоголя на организм».


Алкоголь.

Алкогольное опьянение.

в/фрагмент

Карточки.

УЭ «Твоё здоровье и алкоголь»

Беседа.


Работа в группе.


Учебный элемент «Твоё здоровье и алкоголь».

61.



6. Модульный урок здоровья «Злоупотребление алкоголем».


Зависимость.

Презентация.

Раздаточный материал.

УЭ «Твоё здоровье и алкоголь»

Беседа.

Демонстрация опыта.


Учебный элемент «Твоё здоровье и алкоголь».

62.



7. рок здоровья «Алкоголизм в России»


Видеофильм.

Просмотр видеофильма. Беседа.



63.



8. Модульный урок здоровья «Умение отказаться »

Отказ и отработка навыка отказа от нежелательного действия.

Раздаточный материал .

УЭ «Твоё здоровье и алкоголь»

Практические упражнения.

Работа в группе.

Тест.

Учебный элемент «Твоё здоровье и алкоголь».


64.



9. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Нервная и гуморальная регуляции пищеварения, их взаимосвязь. Правила потребления пищевых продуктов. Ж-к инфекции.

В\фрагмент.

Беседа «Продукты полезные и вредные для пищеварения»

Тестовая проверочная работа.

§34-35


65.



10. Урок - проект «Твоё здоровье и питание».


Презентации

Защита проектов

Зачетная работа.



66.



11. Зачет по теме «Пищеварение».

Основные понятия темы.

Таблицы, модели, схемы.

Семинар.

Зачетная работа.



Обмен веществ и энергии (5ч)


67.







1. Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.


Пластический и энергетический обмен.

Мультимедийный

диск «Анатомия»

Таблица «Строение клетки животного»

Беседа об основных свойствах живых существ.


Презентации

учащихся.

§36


68.



2. Модульный урок здоровья №1: «Роль питания в поддержании здоровья».

Правильное питание.


Презентация.

УЭ«Твоё здоровье и питание»

Беседа о правильном питании.


Беседа.

Учебный элемент «Твоё здоровье и питание»

69.



3. Модульный урок здоровья №2: «Принципы рационального питания»

Принципы рационального питания

Нормы питания.

Сбалансированное питание.

УЭ «Твоё здоровье и питание»

Беседа о принципах рационального питания


Беседа.

§38 Учебный элемент «Твоё здоровье и питание»


70.



4. Витамины.

Значение витаминов. Авитаминоз и гипервитаминоз.


В\фрагмент, таблица «Витамины»

Презентация.

Беседа о пользе витаминов.

Сообщения учащихся.

§37

71.



5. Модульный урок здоровья: «Влияние питания на здоровье»

Режим питания.

Пищевые вещества. Модель здорового питания.


Практикум.

УЭ «Твоё здоровье и питание»

Правила здорового питания.

Практическая работа.

«Составление рационального меню»

Работа в парах

Контрольное тестирование

§38 Учебный элемент «Твоё здоровье и питание»

Покровные органы. Терморегуляция. (5 ч)


72.




5. Модульный урок здоровья «Здоровый образ жизни».


Здоровый образ жизни.

УЭ «Твоё здоровье и личная гигиена»

Презентация

Беседа о правильном распределении времени различных видов деятельности и отдыха.


§41

Учебный элемент «Твоё здоровье и личная гигиена».


73.



1. Модульный урок здоровья

«Кожа - наружный покровный орган. Гигиена кожи.»


Строение и функции кожи.

Правила ухода за кожей.

Таблица «Строение кожи»

Беседа о правильном уходе за кожей.

Сообщения учащихся.

§39

Учебный элемент «Твоё здоровье и личная гигиена».


74.



2. Модульный урок здоровья

«Гигиена одежды и обуви», «Гигиена »

Правила ухода за одеждой и обувью.

УЭ «Твоё здоровье и личная гигиена»


Беседа.

Сообщения учащихся.

§40

Учебный элемент «Твоё здоровье и личная гигиена».


75.



3.Урок-практикум.

Работы: «Определение типов кожи на разных участках лица», «Определение чувствительности кожи».


Практическая работа №39,40

Отчет по выполнению практической

работы

Практикум по гигиене. Тема «Кожа, её строение и функции».



76.




4. Модульный урок здоровья: «Терморегуляция организма. Закаливание.

Здоровье.

Механизм терморегуляции.

Правила закаливания.

УЭ «Твоё здоровье и личная гигиена»

Беседа о пользе закаливания.

Ознакомление учащихся с комплексом физических упражнений.

Тест.

§41

Учебный элемент «Твоё здоровье и личная гигиена».


Выделение (2ч)


77.



1. Выделение.

Строение и функции органов выделения. Заболевания.

Мультимедийный

диск «Анатомия», таблица «Органы выделения», в/фр.

Беседа о возможных последствиях переохлаждения.

Составление схемы «Образование первичной и вторичной мочи»


§42


78.



2. Контрольная работа по темам «Обмен веществ», «Покровы тела», «Выделение»

Основные понятия тем.

Таблицы, модели, схемы.


Разноуровневая контрольная работа.



Эндокринная система (1 час)


79.



1. Роль эндокринной регуляции, функции желез внутренней секреции.

Железы внутренней, внешней, смешанной секреции. Гормоны, их влияние на рост, развитие, обмен веществ.

Мультимедийный

диск «Анатомия», таблица «Железы внутренней секреции», в/фр.

Модели почек с надпочечниками, гортани со щитовидной железой.

Упражнения дыхательной гимнастики.

Самостоятельная работа

§58-59



Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 часов)


80.



1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.

Роль ученых в развитии учения о ВНД.

И.М. Сеченов и

И.П. Павлов. Условные и безусловные рефлексы.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Гимнастика для мозга.

Сообщения учащихся.

§53


81.



2. Врожденные и приобретенные программы поведения.

Врожденные: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Гимнастика для мозга.

Самостоятельная работа

§54


82.



3. Сон и сновидения.


Биологические ритмы. Природа и фазы сна.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Беседа о необходимости чередования умственного и физического труда.

Сообщения учащихся.

§55


83.



4. Особенности ВНД человека. Речь, сознание. Познавательные процессы.

Особенности ВНД человека: речь, сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Гимнастика для мозга.

Сообщения учащихся.

§56


84.



5. Воля, эмоции, внимание.

Значение эмоций, свойства внимания. Внушаемость, негативизм.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент


Тест на проверку внимания.

Тестовая работа

§57


85.



6. Урок - практикум.

Работа «Определение темперамента».


Практическая работа №44

Отчет по выполнению практической

работы

Практикум по гигиене. Тема «Нервная система. ВНД»


Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (15 ч)


86.



1. Жизненные циклы. Размножение.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.

Схемы «Циклы развития растений, животных»

Беседа о вреде ранних половых контактов.


Самостоятельная работа

§60


87.



2.Модульный урок здоровья:

«Здоровье и планирование семьи

Последствия неразборчивых половых связей. Основы планирования семьи.

УЭ«Твое здоровье и планирование семьи»

с..3.

Беседа

в/фрагмент

Работа с учебным элементом

Учебный элемент

«Твое здоровье и планирование семьи»


88.



3. Модульный урок здоровья:

«Беременность. Контрацепция.»

Закон индивидуального развития Геккеля и Мюллера. Развитие плода, беременность, роды.

Контрацепция .

Таблица «Зародышевое сходство животных и человека»

УЭ«Твое здоровье и планирование семьи»


Беседа о вреде ранних абортов.

Тест

§61

Учебный элемент

«Твое здоровье и планирование семьи»

89.



4. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передаваемые половым путем. СПИД. Этапы развития человека. Темперамент, характер, личность.



Беседа о влиянии наркотиков, алкоголя, никотина на развитие и здоровье человека.

Сообщения учащихся

§62-63


90-92.



5-7.

Просмотр видеофильма «Твоё тело»

Эмбриональное развитие.

Постэмбриональное развитие.

Видиофильм.




Видеофильм «Твоё тело»

93.



8. Модульный урок здоровья «Какие заболевания относятся к ИППП?»

Инфекции передающиеся половым путём.


Презентация.

УЭ«Твое здоровье и инфекции передающиеся половым путём»

Беседа.

Рассказ учителя

Учебный элемент

«Твое здоровье и инфекции передающиеся половым путём»

94.



9. Модульный урок здоровья «Заболевания передающиеся половым путём» (продолжение)

Инфекции передающиеся половым путём.


Презентация.

УЭ«Твое здоровье и инфекции передающиеся половым путём»

Беседа.

Тест

Учебный элемент

«Твое здоровье и инфекции передающиеся половым путём»

95



10. Модульный урок здоровья

«ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий»

Вирус ВИЧ, ВИЧ-инфекция, СПИД.

Пути передачи ВИЧ.


Видеофрагмент.

УЭ «Твоё здоровье и ВИЧ/СПИД»


Просмотр видеофрагмента.

Беседа.

Игра-активатор.

Рассказ с элементами беседы.


Учебный элемент

«Твоё здоровье и ВИЧ/СПИД»


96-97



11. Модульный урок здоровья

«СПИД -болезнь 21 века».


СПИД, синдром, противовирусная терапия.

УЭ «Твоё здоровье и ВИЧ/СПИД»

Видеофильм. Видеофрагмент.


Беседа.


Рассказ с элементами беседы.

Контрольное тестирование

Учебный элемент

«Твоё здоровье и ВИЧ/СПИД»


98-99



12.Модульный урок здоровья

«Знать, чтобы жить!»


Видеофильм

УЭ«Твоё здоровье и ВИЧ/СПИД.

Лекция.


Учебный элемент

«Твоё здоровье и ВИЧ/СПИД»

100.



13. Интересы, склонности, способности.

Интерес, склонность, способности, их развитие.

В/фрагмент

Рассказ с элементами беседы.

Тестовая работа

§64


101.



14..Модульный урок здоровья: «Моё свободное время»

Основные понятия темы.

Карта свободного времени.

Презентация

УЭ «Твоё здоровье и твой досуг»

Беседа .

Практическая работа

Сочинение на тему «Как я провожу своё свободное время»

Тест.

Учебный элемент «Твоё здоровье и твой досуг»

102.



15.Модульный урок здоровья:«Насилие»


Основные понятия темы.

Статьи Уголовного кодекса 116, 111, 117, 119, 129, 130, 127

УЭ «Твое здоровье и насилие»

Беседа

Тест

Учебный элемент: «Твое здоровье и насилие»



Низинцева Галина Ивановна

Диагностика информированности учащихся

основ здорового образа жизни






Ф.И.О


УЭ Твоё здоровье и ОБЖ

УЭ Твоё здоровье

и личная гигиена


УЭ Твоё здоровье и питание


УЭ Твоё здоровье и твой досуг


УЭ Твоё здоровье и курение


УЭ Твоё здоровье и алкоголь


УЭ Твоё здоровье и наркотики


УЭ Твоё здоровье и инфекции передающиеся половым путём




УЭ Твоё здоровье и ВИЧ/СПИД


УЭ Твоё здоровье и планирование семьи


УЭ Твоё здоровье и насилие

На входе (в баллах)

На выходе (в баллах)














Анкета на входе (выходе).

"Мое здоровье"

Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью,

понимание ими важности физического совершенствования.

Поставь соответствующий балл рядом с позицией, с которой ты согласен:

3 - да;

2 - частично;

1 - затрудняюсь ответить

0 - нет.

1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни, и по каким причинам?

2. Делаешь ли утром физическую зарядку?

3. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?

4. Занимаешься ли ты спортом длительно?(в школьной секции, в спортивной школе)

5. Соблюдаешь ли распорядок дня?

6. Устаешь ли при выполнении домашних заданий?

7. нравится ли вам учиться?

8. Вы СОГЛАСНЫ что ?

а)курение опасно только в том случае, если человек выкуривает в день больше одной сигареты.

б) опасность курения значительно снижается, если использовать качественные сигареты с фильтром.

в) сигаретный дым причиняет вред не только КУРЯЩЕМУ, НО И ТЕМ, КТО НАХОДИТСЯ С НИМ В ОДНОЙ КОМНАТЕ.

г) не стоит даже пробовать курить.

9. как Вы считаете, почему современные подростки НАЧИНАЮТ КУРИТЬ?

а) Они считают, что это не причинит вреда их ЗДОРОВЬЮ.

поддаются влиянию друзей, незнают, как от­казать ПРЕДЛАГАЮЩЕМУ.

б) так принято в их компании, нехотят выде­ляться.

в) считают, что это престижно.

г) затрудняюсь ответить.

10.Как Вы оцениваете следующие действия?

Это

совершенно

недопустимо



В некоторых

случаях это возможно


Это обычное

дело, нет ничего особенного

Использование сигарет юношами

Использование сигарет девушками

11. Как вы считаете, почему молодые люди использу­ют наркотики:

а) это считается престижным, вызывает уважение свер­стников;

б) чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки;

в) чтобы избавиться от неприятных переживаний (оби­ды, страха, чувства одиночества);

г) чтобы снять напряжение при общении с другими людьми;

д) чтобы не выделяться среди других, быть таким, как все.

12.Наркотики влияют на ваше здоровье:

а) положительно

б)отрицательно

в) не оказывают воздействия

13. Употребление наркотиков может стать причиной заражения:

а) ВИЧ-инфекцией

б) ОРЗ

в) пневмонией

г) гепатитами

14. Наркотики - это:

а) алкоголь

б) психоактивные вещество

в) оба ответа верны

15. ВИЧ и СПИД - это:

а) одно и тоже

б) два разных заболевания

в) ВИЧ - это вирус, который вызывает СПИД

г) СПИД - это последняя стадия ВИЧ-инфекции

16.Алкоголизм - это:

а) повышение активности, работоспособности

б) нарушение способности к самоконтролю

в)появление провалов в памяти

г) токсическое воздействие этанола на печень, сердце и других органов

д) повышение умственной активности

17. Может употребление алкогольных напитков вызвать зависимость (привыкание) к ним?

а) да

б) нет

в) нет, если употреблять в умеренном количестве

18. Насилие - это:

а) поведение человека, стремящегося к власти;
б) принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, применение физической силы к кому-нибудь;
в) лишение возможности работать.

Итого: max количество - 98 баллов


© 2010-2022