- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Науки об организме человека
Конспект урока по биологии на тему Науки об организме человека
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Варнавская А.А. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УРОК 1. ВВЕДЕНИЕ. НАУКИ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.
Цель: формировать у учащихся представления о таких науках, как анатомия, физиология, психология и гигиена человека.
Задачи:
Обучающие: ознакомить с понятиями анатомия, физиология, психология и гигиена человека.
Развивающие: развивать мышление на основе материала урока.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственного отношения к окружающей природе.
Тип урока: Урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок беседа с использованием презентации.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
ТЕТРАДИ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
II. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Многие миллионы лет продолжалась эволюция живой природы, высшие приматы превращались в древних людей, а затем и в современное человечество. Параллельно с развитием общественных отношений шло становление самого вида человек разумный (Homo sapiens) как биосоциального существа.
Удлинение периода детства и юности дало возможность старшим передавать свой жизненный опыт и знания молодому поколению.
Давайте с вами рассмотрим систематическое положение человека:
1) надцарство: Эукариоты
2) царство: Животные
3) подцарство: Многоклеточные
4) тип: Хордовые
5) подтип: Позвоночные
6) класс: Млекопитающие
7) отряд: Приматы
8) семейство: Гоминида
9) род: Человек
10) вид: Человек разумный
2. Работа с учебником.
Выпишите из учебника отличия человека от животных:
- более развитый мозг;
- способность к мышлению;
- прямохождение;
- членораздельная речь;
- умение преобразовавыть окружающий мир сознательным трудом.
Как вы понимаете, что такое искусственная и социальная среда?
4. Науки об организме человека.
В процессе эволюции животного мира сформировался человек, который, изучая законы окружающего мира, стал изучать и самого себя. Благодаря этому возникли науки, изучающие человека в разных аспектах. Важнейшее место среди этих наук занимают анатомия, физиология, гигиена и психология.
Наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и воздействием окружающей среды, называется анатомией.
Анатомия человека является фундаментальной дисциплиной в системе медицинского и биологического образования. В связи с наличием у человека характерных анатомических признаков и формированием сознания, мышления и речи анатомия человека выделяется в отдельную дисциплину.
ЗАПИСАТЬ Анатомия - наука о строении организма и его органов.
Систематическая (изучение здорового тела человека по системам органов)
Топографическая (положение органов и их взаимоотношением между собой и скелетом)
Пластическая (внешние формы и пропорции тела человека)
АНАТОМИЯ
Патологическая (морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях)
Функциональная (строение тела человека с точки зрения его функций)
Возрастная (возрастные изменения строения тела)
Наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при различных условиях и состоянии организма называется физиологией.
ЗАПИСАТЬ Физиология - наука о жизненных функциях организма и его органов.
ФИЗИОЛОГИЯ
Общая
Специальная или частная
Прикладная
ЗАПИСАТЬ Общая физиология рассматривает природу основных жизненных процессов, общие проявления жизнедеятельности (метаболизм органов и тканей), общие закономерности реагирования организма на воздействия окружающей среды.
ЗАПИСАТЬ Специальная или частная физиология изучает особенности отдельных тканей, органов, закономерности их объединения в системы.
ЗАПИСАТЬ Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (например, физиология труда).
ФИЗИОЛОГИЯ
Нормальная (изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, устойчивость организма и механизмы адаптации функций при воздействии различных факторов)
Патологическая (исследует изменения функций больного организма, закономерности появления и развития патологических процессов в организме, механизмы выздоровления)
Физиология вместе с анатомией является основой медицины, благодаря физиологии врач может объединить знания и факты про отдельного пациента в единое целое, а по степени функциональных нарушений учесть, как устранить эти отклонения от нормы.
ЗАПИСАТЬ Психология изучает закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Исследует особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний, свойств психики человека.
ЗАПИСАТЬ К психическим процессам относят ощущение, восприятие, память, мышление и воображение, к свойствам - способности, характер, темперамент. Психическими состояниями называют мотивацию, эмоции, чувства.
Под психикой понимается форма активного отображения субъектом объективной реальности, которая возникает в результате взаимодействия с внешним миром и служит для регуляции поведения (деятельности).
ЗАПИСАТЬ Гигиена - область научных знаний, которая изучает влияние условий жизни и труда на человека.
ЗАПИСАТЬ Гигиена как область науки разрабатывает профилактику различных заболеваний, изучает влияние внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей.
5. Работа с учебником.
Найдите в учебнике и запишите:
1) Методы исследования организма.
2) Что такое эксперимент? Что означает хронический эксперимент?
3) Методы науки гигиены?
III. Рефлексия.
Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функционировании организма человека?
IV. Подведение итогов.
Что вы узнали на уроке?
V. Д/з.: стр. 3 - 4, § 1. Записи в тетради.