Рабочая программа по биологии (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Чуваш-Кубово»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан


Утверждено

директором школы.

________/ П.И.Коваленко /

Приказ № _

От «____» августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР:

_______ / Г.С.Михайлова /

«___» _________ 2015 г.

«Согласовано»

Руководитель РМО:

_________ /Р.С.Закреев/

«___» _________ 2015 г.





Рабочая программа учебного курса

«Биология»

для 7 класса


Составитель: учитель биологии и химии

Закреева Любовь Владимировна






2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции РФ, ст. 43;

  2. Конвенции о правах ребенка;

  3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);

  5. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

  8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

  9. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ № 905 от 29 апреля 2015г.)

10. Программа развития образования Республики Башкортостан на 2012-2017 годы. Приказ №4 от 30.12.2008г.;

11. Учебного плана МБОУ СОШ с.Чуваш-Кубово Приказ № 59 от «14» августа 2015 г.;

12. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Чуваш-Кубово Приказ № 37 от «29» мая 2014г.

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2012//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на обучающихся 7 класса(*) и соответствует учебнику:

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2014

(*)Для обучающихся с отклонениями в развитии осуществляется подбор заданий и изложение материала с учетом их особенностей


Цели и задачи

освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7-го класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Общая характеристика учебного курса

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Место курса в учебном плане ОУ

Место курса «Биология» в Учебном плане МБОУ СОШ с. Чуваш-Кубово МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение биологии в 7 классе 2 час в неделю. В соответствии с годовым учебным календарным графиком МБОУ СОШ села Чуваш-Кубово на 2015-2016 учебный год всего 68 часов.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/ понимать

Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона

Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды

изучать: биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать наготовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.

выявлять: изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем

сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять: принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

Оказания первой помощи при укусах животных

Соблюдения правил поведения в окружающей среде

Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

Содержание учебного курса

Введение. Общие сведения о животном мире (2)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1.Многообразие животных. Простейшие (2)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа №1 Знакомство с разнообразием водных простейших

2. Многообразие животных. Беспозвоночные (16)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №2 Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №3 Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №4 Особенности строения и жизни моллюсков

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №5 Знакомство с разнообразием ракообразных

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №6 Изучение представителей отрядов насекомых.

3. Многообразие животных. Хордовые (18)

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №7 Внешнее строение и передвижение рыб

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №8 Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия Изучение многообразия птиц

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

4. Эволюция строения и функций органов и их систем(14)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

№9 Изучение особенностей различных покровов тела.

№10Наблюдение за способами передвижения животных

№11Наблюдение за способами дыхания животных.

№12Изучение ответной реакции животных на раздражения

№13Знакомство с различными органами чувств у животных

5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4)

Индивидуальное развитие животных Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа №14 Определение возраста животных

6. Биоценозы (6)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Количество:

-Лабораторных работ - 14

- Обобщающих уроков - 5

- Экскурсий - 2

Критерии оценивания знаний обучающихся

Оценка знаний учащихся

«5» полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4» раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

ответ самостоятельный;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3» усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

определения понятий недостаточно четкие;

не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2» Основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Критерии оценки устного ответа:

«5»

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

- Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.

- Допущены две существенные ошибки.

«2»

- Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

Критерии оценки лабораторных работ:

«5» - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»

- ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»

- ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2»

- ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;


Оценка практических умений учащихся

«5» - правильно определена цель опыта;

- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»

- правильно определена цель опыта;

-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:

- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

-в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3» правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2» не определена самостоятельно цель;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений проводить наблюдения

«5» правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»

- допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)

выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

для классификации типов уроков:

урок изучения новых знаний (УИНЗ);

комбинированный урок (КУ);

урок применения знаний и умений (УПЗУ);

урок обобщения и систематизации знаний(УОИСЗ);

урок контроля знаний(УКЗ).



График проведения лабораторных работ и обобщающих уроков

Обобщающий урок

Дата

Лабораторная работа

Дата

«Многоклеточные беспозвоночные животные»


Л. р. № 1

«Знакомство с разнообразием водных простейших»


«Многоклеточные хордовые животные»


Л. р. № 2

Знакомство с многообразием Круглых червей

«Эволюция строения и функций органов и их систем»

Л. р. № 3

Внешнее строение дождевого червя»

«Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»


Л. р. № 4

Особенности строения и жизни моллюсков.



Л. р. № 5

Знакомство с многообразием ракообразных



Л. р. № 6

Изучение представителей отрядов насекомых.


Л. р. № 7

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб


Л. р. № 8

Изучение внешнего строения птиц.



Л. р. № 9

Изучение особенностей покровов тела.



Л. р. № 10

Изучение способов передвижения животных.


Л. р. № 11

Изучение способов дыхания животных


Л. р. № 12

Изучение ответной реакции животных на раздражение


Л. р. № 13

Изучение органов чувств животных.


Л. р. № 14

Определение возраста животных


Итого

4

14










































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Тип

урока

Термины и понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Д/з

Дата проведения

план

факт

Введение (2 часа)


1








Инструктаж по ТБ.

История развития зоологии








УИНЗ










Зоология - наука о животных.

Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных


Называть:

- предмет изучения зоологии;

- систематические категории.

Объяснять значение классификации животных.

Характеризовать этапы развития зоологии

§1













2





Современная зоология


УИНЗ





Черты сходства и различия животных и растений.

Значение животных

Называть:

области применения зоологических знаний.

Отличать животных от растений

§2







РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (34 часа)

Тема 1. Простейшие (2 часа)

3











Простейшие: Корненожки, Радиолярии,

Солнечники, Споровики.

Лабораторная работа №1

«Знакомство с разнообразием водных простейших»



УИНЗ





Простейшие - одноклеточные организмы. Колониальные организмы.

Образование цисты.

Корненожки. Особенности строения и многообразие


Определять принадлежность организмов к простейшим.

Характеризовать

типы простейших



§3

















4














Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории




УИНЗ













Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие - возбудители заболеваний человека


Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.

Описывать

органоиды передвижения простейших.

Объяснять

значение простейших в природе и в практической деятельности человека

§4















Тема 2. Многоклеточные животные

Беспозвоночные (16 часов)

5















Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные




УИНЗ















Среда обитания.

Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов.

Роль губок в природе и в жизни человека







Называть: способы защиты от врагов.

Распознавать и описывать

строение слоев тела губки.

Объяснять усложне

ние строения тела губок по сравнению с простейшими.

Доказывать, что губки - многоклеточные организмы.

Характеризовать

значение губок

§5

















6







Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы


УИНЗ




Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Роль кишечнополост

ных в природе и жизни человека

Называть: значение в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать

представителей кишечнополостных.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу

§6










7











Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные










УИНЗ










Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление системы органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная).Плоские черви - возбудители заболеваний человека и животных

Давать определение основным понятиям.

Распознавать и описывать

представителей типа Плоские черви.

Выделять особенности строения связанные с паразитизмом.

Сравнивать строение кишечнополостных и

червей

§7













8












Тип Круглые черви.

Лабораторная работа№2

« Знакомство с многообразием круглых червей»



КУ











Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение в природе и в жизни человека









Распознавать и описывать

животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Выделять особенности строения.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских

и круглых червей


§8














9






Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты






УИНЗ


Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе

Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать

представителей типа Кольчатые черви.

Сравнивать строение органов кольчатых черве и круглых червей

§9









10












Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки.

Лабораторная работа №3

«Внешнее строение дождевого червя»





КУ









Образ жизни. Особенности строения. Значение в природе и жизни человека






Распознавать и описывать

по рисункам принадлежность червей к различным типам.

Характеризовать

роль дождевого червя в почвообразовании.

Определять принад

лежность кольчатых червей к классам


§10














11









Тип Моллюски.

Лабораторная работа№4

«Особенности строения и жизни моллюсков»



КУ












Общая характеристика. Особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Мантийная полость, легкое, терка


Давать определение понятиям: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёг

кое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки»,

«дифференциация тела»

§11













12







Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие


УИНЗ







Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Реактивное движение, чернильный мешок

Определять понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр»,

«чернильный мешок», «жемчуг»

Выявлять различия между представителями разных классов моллюсков

§12









13










Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры


УИНЗ









Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Водно-сосудистая система, известковый скелет




Определять понятия: «воднососудистая система», «известковый скелет». Сравнивают между собой представителей разных классов иглокожих

§13












14






















Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.

Лабораторная работа№5

«Знакомство с разнообразием ракообразных»








КУ






Общая характеристика. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.

Системы внутренних органов: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Клещи.

Хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, легочные мешки, трахея, партеногенез



Определять понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез»

Проводить наблюдения за ракообразными; паукообразными

Оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

§14























15














Класс Насекомые.

Лабораторная работа №6

«Изучение представителей

отрядов насекомых»











КУ




Общая характеристика. Особенности внешнего строения: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий





Определять понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие»,

«непрямое развитие». Выполнять

непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы


§15
















16






Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки


КУ







Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

Уметь работать с текстом параграфа; готовить презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

§16









17








Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы








КУ







Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы


Определять понятие «развитие с превращением». Обосновывать необходимость использования полученных знаний в жизни

§17










18






Отряд насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

КУ





Отряды насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

Определять понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи».

Уметь готовить презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

§18







19















Отряд насекомых: Перепончатокрылые























КУ




















Признаки отряда Перепончатокрылые. Представители.

Медоносная пчела - домашнее животное. Роль в природе и жизни человека





Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.

Объяснять роль в природе и жизни человека




§19,подг к

обобщению по теме «Много-

клеточ-

ные беспозвоночные живот-

ные»













20

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

УКЗ


Применять полученные знания в новой ситуации




Позвоночные (18 часов)

21




Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

УИНЗ




Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость

Распознавать животных типа Хордовых.

Выделять особен-

ности строения ланцетника для жизни воды.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложне-

ние в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями

§20






22


















Классы рыб: Хрящевые, Костные.

Лабораторная работа №7

«Внешнее строение и передвижение рыб»




КУ


















Общие признаки подтипа Черепных: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей.

Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб.

Расположение и значение органов чувств

Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Распознавать и описывать

внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Выделять особен-

ности строения рыб








§21




















23











Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные










УИНЗ










Хрящевые рыбы: акулы, скаты.

Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и жизни человека

Распознавать и описывать

представителей хрящевых рыб.

Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Объяснять значение

хрящевых рыб в природе и жизни человека

§22













24









Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразны





УИНЗ









Многообразие костных рыб.

Отряды: Осетровые, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

Распознавать и описывать

представителей костных рыб.

Приводить примеры видов рыб.

Характеризовать по плану


§23











25




















Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые





УИНЗ



















Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие.

Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных









Определять принадлежность к отряду, классу, типу

Распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Распознавать и описывать

внешнее строение.

Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Сравнивать внешнее

строение земноводных и рыб


§24





















26











Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые










УИНЗ











Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Отряд Чешуйчатые

Определять принадлежность к отряду, классу, типу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Выделять особенности строения.

Распознавать и описывать

представителей класса.

Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам.

Объяснять роль в природе и жизни человека

§25













27









Отряды пресмыкающихся:

Черепахи и Крокодилы








УИНЗ









Отряды: Черепахи, Крокодилы


Определять понятие «панцирь».

Сравнивать изучаемые группы животных между собой. Работают с учебником и дополнительной литературой

§26










28
















Класс Птицы. Отряд Пингвины

Лабораторная работа №8

«Изучение внешнего строения птиц»




КУ
















Общая характеристика.

Приспособленность к полету. Гнездовые птицы, выводковые птицы, инкубация.

Отряд Пингвины



Определять понятия: «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация»,

«двойное дыхание», «воздушные мешки». Проводить наблюдения за внешним строением птиц.

Оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

§27


















29










Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные


УИНЗ









Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные


Определять понятия: «роговые пластинки», «копчиковая железа».

Выявлять черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц

§28











30















Отряды птиц:

Дневные хищные, Совы, Куриные














УИНЗ
















Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц




Распознавать и описывать

представителей отрядов птиц.

Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.

Объяснять роль в природе и жизни человека, необходимость защиты.

Наблюдать в природе за представителями птиц

§29

















31










Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые



КУ










Отряды: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные)


Определять понятия: «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеядные птицы».

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Готовить презентацию на основе собранных материалов

§30












32









Экскурсия «Изучение многообразия птиц»


УПЗУ











Определять понятие «приспособленность». Отрабатывать правила поведения на экскурсии.

Проводить наблюдения и оформлять отчёт, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы

Офор-

мить отчёт










33




















Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые





КУ




















Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые



Определять понятия: «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка».

Сравнивать изучаемые классы животных между собой.

Выявлять приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрировать примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека

§31






















34







Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные


КУ







Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. Резцы


Определять понятие «резцы».

Работать с текстом параграфа.

Сравнивать представителей изучаемых отрядов между собой

§32









35



















Инструктаж по ТБ.

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные







КУ

















Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Миграция, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы




Определять понятия: «миграции», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», «хищные зубы». Составлять схемы «Отряд Китообразные»,

«Особенности строения и образа жизни хищных». Получать сведения о значении животных данных отрядов, используя дополнительные источники

информации, включая Интернет

§33




















36












Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные



КУ











Признаки отряда.

Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране









Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать

представителей класса Млекопитающие.

Объяснять роль в природе и жизни человека

§34














37













Отряд млекопитающих Приматы




КУ












Признаки отряда.

Сходство человекообразных обезьян с человеком



Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать

представителей класса Млекопитающие





§35,подг. к обобщению по теме «Многоклеточные хордовые живот-

ные»






38

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные»


УКЗ


Применять полученные знания в новой ситуации




РАЗДЕЛ II. Строение, индивидуальное развитие, эволюция (34часа)

Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)










39












Покровы тела.

Лабораторная работа №9

«Изучение особенностей покровов тела»



КУ












Разнообразие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих


Называть функции покровов тела.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих.

Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания



§36















40














Опорно-двигательная система




КУ












Функции. Приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных


Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы.

Называть функции опорно-двигательной системы, типы скелетов.

Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих.

Сравнивать скелеты позвоночных

§37

















41











Способы передвижения животных. Полости тела.

Лабораторная работа№10

«Изучение способов передвижения животных»


КУ










Передвижение животных. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная


Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела.

Давать определения терминам.

Распознавать и описывать способы передвижения.

Выявлять приспособления организмов к передвижению

§38













42











Органы дыхания и газообмен.

Лабораторная работа №11

«Изучение способов дыхания животных»


КУ










Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни


Называть пути поступления кислорода в организм животных.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

§39













43









Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии


КУ









Питание. Обмен веществ и превращение энергии.

Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительных систем млекопитающих

Называть функции органов пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения.

Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания

§40











44










Кровеносная система. Кровь



КУ










Транспортировка веществ. Приспособления к условиям жизни


Называть функции кровеносной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы.

Сравнивать строение органов кровеносной системы

§41












45







Органы выделения


КУ







Органы выделения.

Приспособления к условиям жизни и выполняемым функциям. Строение органов выделения млекопитающих

Называть функции органов выделения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения

§42









46

















Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Лабораторная работа№12

«Изучение ответной реакции животных на раздражения»




КУ

















Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности.

Приспособления к условиям жизни. Строение нервной системы млекопитающих



Называть функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведения животных.

Давать определения терминам.

Сравнивать строение органов нервной системы.

Выявлять приспособ-

ления в строении органов к среде обитания

§43



















47









Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Лабораторная работа№13

«Изучение органов чувств животных»



КУ









Органы чувств. Приспособления к условиям жизни.

Механизм регуляции


Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств.

Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания.

Сравнивать строениеорганов чувств.

§44












48







Продление рода. Органы размножения


КУ







Размножение. Бесполое и половое размножение у животных.

Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты

Называть функции органов размножения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения

§45









49







Способы размножения животных. Оплодотворение


КУ







Размножение. Бесполое и половое размножение у животных.

Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты

Называть функции органов размножения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения

§46









50






Развитие животных с превращением и без превращения.

Лабораторная работа №14

«Определение возраста животных»



КУ




Типы развития.

Стадии развития с превращением.

Стадии развития без превращения

Приводить примеры животных с развитием( с метаморфозом) и без.

Сравнивать развитие с метаморфозом и без

§47








51

















Периодизация и продолжительность жизни животных




КУ

















Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость














Называть периоды жизни животных.

Характеризовать

возрастные периоды домашних животных













§48,подг. к обобщению по теме

«Эволю-

ция строения и функций органов и их систем»







52
















Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»













УКЗ























Применять полученные знания в новой ситуации










Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)


53








Доказательства эволюции животных








УОИСЗ







Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизм





Определять понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм».

Анализировать палеонтологические, сравнительноанатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных. Описывать и характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявлять факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса

§49









54


































Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира









УОИСЗ





























Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор








Определять понятия: «наследственность», «определённая изменчивость», «неопределённая изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор». Получать из разных источников биологическую информацию о причинах эволюции животного мира, проявлении наследственности и изменчивости организмов в животном мире. Объяснять значение наследственности, изменчивости и борьбы за существование в формировании многообразия видов животных.

Приводить доказательства основной, ведущей роли естественного отбора в эволюции животных

§50




































55
















Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции




УОИСЗ














Основные этапы развития органического мира на Земле.

Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу



Называть основные этапы развития жизни на Земле.

Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных

§51


















56









Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных


УОИСЗ







Закономерности размещения животных.

Миграции животных и их роль


Называть причины миграций.

Приводить примеры мигрирующих животных.

Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных

§52












Тема 5. Биоценозы (6 часов)


57







Естественные и искусственные биоценозы


УИНЗ







Биоценоз.

Примеры биоценозов: естественные и искусственные

Давать определение понятию биоценоз.

Приводить примеры биоценозов.

Распознавать и описывать компоненты биоценозов

§53







58





Факторы среды и их влияние на биоценозы

УИНЗ





Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная.

Условия в различных средах

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания

§54






59






Цепи питания. Поток энергии



УИНЗ






Цепи питания.

Примеры цепей питания





Давать определение понятию цепь питания.

Приводить примеры цепей питания

§55







60






Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу


УИНЗ





Взаимосвязь компонентов в биоценозе.

Пищевые связи

Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза.

Давать определение пищевые связи

§56








61
















Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»






Уметь работать в группах.

Выполнять практические задания в ходе экскурсии



Подг к обобще-

нию потеме

«Разви-

тие и законо-

мерности размеще-

ния живот-

ных на Земле. Биоцено-

зы»



62




Обобщающий урок по теме

«Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

УКЗ




Применять полученные знания в новой ситуации





Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов)


63














Воздействие человека и его деятельности на животный мир




УОИСЗ




Положительное и отрицательное воздействие.

Домашние животные. Промыслы



Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду.

Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.

Распознавать и описывать домашних животных.

Приводить примеры промысловых животных

§57
















64










Одомашнивание животных










УОИСЗ


Домашние животные. Отбор, селекция, разведение


Определять понятия: «одомашнивание», «отбор», «селекция», «разведение».

Изучать методы селекции и разведения домашних животных. Анализировать условия их содержания

§58












65






Законы России об охране животного мира. Система мониторинга


УОИСЗ


Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных

§59








66










Охрана и рациональное использование животного мира



УОИСЗ







Заповедники, заказники, памятники природы, Красная книга, акклиматизация. Рациональное природопользование


Определять понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы», «акклиматизация». Знакомится с Красной книгой. Определять признаки охраняемых территорий

§60











67





Обобщение. « Животный мир и деятельность человека»

УПИОЗ






Обосновывать необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Прорабо-

тать записи в тетради



68



Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс»

УПИОЗ




Применять полученные знания и умения

Подгото-

вить лет.зад.-е




Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическая литература для учителя

1) В.В.Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2014.

2) Латюшин В. В., Уфимцева Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2003

3) И.Ф. Ишкина. Биология. Поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина,В.А.Шапкина.: пособие для учителя. -Волгоград:Учитель-АСТ,2002

Электронные издания:

1)1С: Репетитор. Биология.

2) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 7 класс. Животные.

3) Ястребиные птицы Башкортостана

4) Соколиные птицы Башкортостана

5) Интерактивное учебное пособие. Версия 2.0.Наглядная биология .7 кл.

Электронные ресурсы:

  1. ЭОР - fcior.edu.ru/

  2. ФИПИ - fipi.ru/

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/

Технические средства обучения:

1) компьютер;

2)мультимедийный проектор;

3)экран проекционный


© 2010-2022