Урок «Особенности внешнего строения и образ жизни представителей класса Земноводные»

Конспект урока нацеленный на создание условий для построения нового знания учащимися о позвоночных животных, начавших осваивать наземно-воздушную среду обитания, через активизацию познавательного интереса различными видами деятельности, условия для построения нового знания  о внешнем строении земноводных животных, освоивших две среды обитания по средствам активизации знаний о внешнем строении рыб и беспозвоночных животных,  условия для понимания учащимися взаимосвязи внешнего строения животных с...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности внешнего строения и образ жизни представителей класса Земноводные

Цель: создать условия для построения нового знания учащимися о позвоночных животных, начавших осваивать наземно-воздушную среду обитания, через активизацию познавательного интереса различными видами деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для построения нового знания о внешнем строении земноводных животных, освоивших две среды обитания по средствам активизации знаний о внешнем строении рыб и беспозвоночных животных.

  • Создать условия для понимания учащимися взаимосвязи внешнего строения животных с условиями внешней среды как адаптационного свойства.

  • Создать условия для развития умения находить (выявлять) усложнение во внешней организации животных в связи с сочетанием двух разных сред обитания.

  • Развивать умения логически мыслить, извлекать необходимую информацию из учебника.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы

Ход урока:



  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Стр. 188 учебника- фронтальный опрос.

  1. Изучение нового материала

I На экране экспонируется слайд с разными земноводными. Учитель ставит перед всеми учащимися класса следующие вопросы:

1. Кого мы видим с Вами на экране?
2. К какой систематической группе Вы их отнесете?
3. Что Вам известно об их образе жизни?

Совершенно верно эти животные относятся к классу Земноводные или Амфибии. Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? а как будет звучать, по Вашему мнению, тема урока? Учитель открывает доску, на которой записана дата и тема урока « Особенности внешнего строения и образ жизни представителей класса Земноводные». Какой, по Вашему мнению, должна быть цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать? С их особенностями строения и образа жизни мы с Вами сегодня и будем знакомиться.

- Давайте вначале попробуем дать названия систематическим категориям, к которым эти животные относятся.

II. Систематика

Проектируется на экране, вначале выясняем, какие есть систематические категории, а затем их названия для данных животных.

Тип Хордовые
Подтип Позвоночные или черепные
Надкласс Четвероногие
Класс Амфибии

Отряд Бесхвостые
Отряд Хвостатые
Отряд Безногие

III Рассказ учителя:

А) Сегодня мы на уроке поведем разговор о разнообразии земноводных, живущих на нашей планете. Ну вот, к примеру, всем известная лягушка - существо в высшей степени интересное, и даже полезное. Давайте-ка, вспомним всех известных вам по сказкам лягушек, и вы убедитесь, что о них есть, что рассказать.
(Класс называет сказки)
Самая, конечно, известная сказка - "Царевна лягушка" . Та лягушка, как мы помним, была заколдованная, а все-таки, немного научных сведений о лягушках содержится и в этой сказке - хотя бы то, что тело лягушки покрыто кожей. А вот В. Гаршин, сочинивший сказку про хвастливую и немножко глупенькую лягушку-путешественницу, " погрешил" против науки. На самом то деле, лягушка-домосед, каких мало. Зато как жаль, что американский писатель М. Твен, сочиняя свой смешной рассказ "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса", не указал, на какое именно расстояние прыгала его героиня. Вот скажем Царевна-лягушка и гаршенская хвастунья могли прыгнуть не дальше, чем на 30-40 см. Абсолютный мировой рекорд лягушиного прыжка в длину, как установили учёные - больше 4 м! Может, твеновская лягушка этот рекорд могла бы и побить? Во всяком случае, М. Твен наверняка имел ввиду что-нибудь подобное, когда совершенно серьёзно утверждал: "Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны".

Б) «Сегодня мы с вами изучаем новый класс позвоночных животных Земноводные. Справедливы слова Альфреда Брема: «Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно и столь несправедливо, как семейство жаб… И всё же нельзя отрицать: в презрении к жабе, в ненависти, с какой её преследуют и убивают, вполне сходятся и так называемые образованные и необразованные, белые и черные люди… Никто из тех, кто дурно говорит о жабе, не наблюдал её жизни, не прочел ни одной естественной истории».

Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек и им подобных?

Действительно, у многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.

Лягушке установлены памятники как дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки (показ слайдов)

IV Учащиеся выполняют задание:

Внимательно прочитайте текст учебника «Общая характеристика», выберите необходимые сведения для характеристики животных класса Земноводные.

  1. Обитаю в зависимости от стадии развития в воде или на суше.

  2. Претерпевают метаморфозы в течение жизни

  3. Изменение в кровеносной и дыхательной системе

  4. Появление конечностей

Особенности, связанные с образом жизни:

Приспособления к обитанию в водной среде

Приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде

1. Плавательная перепонка между пальцами (на задней конечности)

1. Наличие конечностей наземного типа

2. Обтекаемая форма тела, уплощенная в спинно-брюшном направлении

2. Уплощенная форма тела

3. Тело покрыто голой кожей со слизью, уменьшающей трение о воду

3. Тело покрыто слизью, предотвращающей высыхание тела (организма)

4. Глаза и ноздри, способные закрываться, находятся на возвышенностях головы

4. Глаза имеют веки и слезные железы

  1. Барабанные перепонки


Заполнение таблицы:

Название систем органов

Характеристика

Строения тела

Разделено на голову, туловище и хвост, две пары конечностей

Кожа

Богатая многоклеточными железами, выделяющими слизь. У некоторых имеется ядовитые железы.

Скелет

Позвоночник, череп, скелет конечностей и их поясов. Позвоночник: шейный отдел (1), туловищный (от 7 до 100), крестцовый отдел(1). Грудной клетки нет.

Мышечная система

Мощная мускулатура конечностей, мускулатура тела более дифференцирована.

Головной мозг

Крупные размеры переднего мозга, разделен на полушария. Средний мозг небольшой, мозжечок маленький, от г.м. отходит 10 пар черепно-мозговых нервов.

Органы чувств

Глаза - имеют подвижные веки, третье веко или мигательная перепонка - расположена в углу глаза.

Органы слуха - внутренне, среднее ухо - отделяется от окружающей среды тонкой барабанной перепонкой.

Органы обоняния - обонятельные капсулы, служат органами дыхания

Кровеносная система

Сердце - трехкамерное - два предсердия и один желудочек. 2 круга кровообращения в связи с появлением легочного дыхания.

Дыхательная система

Легкие, кожа

Пищеварительная система

Ротовое отверстие - ротоглоточная полость (язык) - пищевод - желудок - кишечник (поджелудочная железа, печень, желчный пузырь) - прямая кишка - клоака

Выделительная система

Почки - мочеточники - мочевой пузырь - клоака

Органы размножения

Парные семенники - семенной пузырек. Яичники (парные) .

V Закрепление изученного материала

РТ - № 137-138

VI Домашнее задание

РТ №140,141

Стр. 189-199

Время:

1-2 минуты

7-10 минут



25-30 минут















































































































































5 минут



1 минута





© 2010-2022