Эссе Роль учителя и школы в формировании экологической культуры

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Роль учителя и школы в формировании экологической культуры »


"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды

своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…"А.А.Плешаков

Экология… Это наука о доме, о том что в нем, как себя вести в своем доме. Культурный человек - тот кто умеет себя вести… в том числе и у себя дома. Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры - есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности.

Я считаю, что в воспитании экологической культуры большую роль играет личный пример, а так же народная педагогика.

Народная педагогика татар уделяет внимание хозяйственного, почтительного отношения к хлебу, зерновым культурам, другим народным дарам: «Будет день - будет и хлеб»; «Хлеб - батюшка, вода - матушка»…

В татарском народе бытует огромное количество пословиц и поговорок. Многие татарские пословицы и поговорки имеют целью привить детям любовь к родному краю, учат их быть честными, трудолюбивыми, смелыми, гуманными и правдивыми, приучают к нормам поведения в семье и обществе, на лоне природы. Например: «Не плюй в колодец - может, придётся из него воды напиться»; «Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства»

В настоящее время человечество проявляет глубокую озабоченность и беспокойство за состояние и здоровье планеты Земля: повсеместное применение ядовитых агрохимикатов, беспрецедентное загрязнение воды и атмосферы, использование отравляющих природу и человека видов топлива, синтетических материалов и как следствие - утрата пахотных земель, истощение подземных кладовых, невосполнимая потеря всё новых видов растений и животных, оскуднение биологического разнообразия, глобальное изменение климата, разрушение озонового слоя, наступление пустынь, массовая гибель лесов… В наше время это звучит тревожным набатом, суровым предупреждением: «Опомнитесь, одумайтесь, не губите!».

И не случайно, 22 апреля планета людей в том числе и наша школа отмечает День Земли. Нет это не очередной праздник, не «красная дата» - это день - напоминание. Как сохранить на Земле «золотой запас» жизни - генетический фонд животных и растений?

С момента зарождения человеческой жизни на Земле древние люди интуитивно понимали, что выжить они могут, только соблюдая законы природы, по которым и строили свои отношения с четырьмя стихиями - землёй, водой, воздухом и огнём, они уважали уникальность и вместе с тем взаимозависимость всего живого.

Сегодня мы, люди начала XXI столетия, забыли заповеди древних. И несмотря на то, что вооружены серьёзными научными знаниями, ежеминутно и повсеместно нарушая законы природы, поставили окружающий нас мир на грань неминуемой гибели.

Цель Дня Земли важна и благородна: сохранить живую природу, приумножить весьма оскудневшие зелёные насаждения, заставить всех землян задуматься о грозящей катастрофе.

Мы со школьниками организуем выставку рисунков, показывающих состояние природы родного края, так же приглашаем родителей.

Проводим встречи со специалистами сельского и лесного хозяйства, обсуждаем различные вопросы экологии: об использовании удобрений в сельском хозяйстве, о состоянии водоёмов, воздуха и почвы и многом другом.

Регулярно убираем территорию школы, ухаживаем за лесопосадками, сажаем деревья, участвуем в озеленении села, оказываем помощь ферме, колхозу во время весенне-осенних полевых работ.

Нельзя забывать, что каждый из нас - каждый человек и всё человечество - кормится от земли. «Плохо ей - и нам не хорошо». Эту фразу наши дети понимают и стараются воплотить в конкретные дела.

В процессе практической деятельности по возделыванию сельскохозяйственных культур учащиеся приобретают навыки бережного отношения к природным ресурсам сельской местности, сохранения растительности, почв и водоёмов от загрязнения стоками животноводческих ферм и ядохимикатами.

На мой взгляд, практическая работа по охране природы в сельских школах и при использовании различных форм и методов проведения мероприятий обуславливает формирование разнообразных экологических умений и навыков практического воздействия на природу, управления происходящими в ней процессами.

Единство усвоенных экологических знаний, убеждений в процессе изучения естественно-научных дисциплин, в процессе деятельности во внеурочное время; в активной трудовой и общественной деятельности в школе и вне школы, способствует формированию знаний, умений и навыков, развитию социальной активности, воспитанию экологической культуры, выработке осознанного, разумного подхода к использованию природных ресурсов, формированию естественнонаучных патриотических мотивов охраны природы у учащихся.


© 2010-2022