- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии в 7 классе Тема: Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами
Урок биологии в 7 классе Тема: Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стаховская О.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Класс: 7
Дата:
Учитель: Стаховская О.А.
Тема: Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки,её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. обеспечить в ходе урока усвоение особенностей строения земноводных, в связи с приспособленностью к среде обитания
2. продолжить формирования общеучебных умений и навыков через планирование ответа, сравнение представителей разных отрядов, обобщение изученного материала, работу с учебником, самоконтроль
3. развивать у учащихся логическое мышление - умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изученных фактов
4. развить познавательный интерес, самостоятельного мышления, осознанное отношение к предмету через использование частично - поисковых материалов и элементов проблемного обучения, самостоятельных упражнений, нахождение собственных примеров к теме, оказание необходимой помощи
5. развивать память и эмоциональную сферу учащихся
Оборудование: влажные препараты, таблицы, иллюстрации, планшеты, проектор.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Усвоение новых знаний
1. Общая характеристика класса
Вопрос? Объясните название «Земноводные?»
Это животные, которые обитают и на земле и в воде!
Вопрос? Отражается ли такой образ жизни на жизнедеятельности амфибий и на строении их органов?
Да, отражается. (подводим учащихся к определенным выводам)
-
Размножение проходит несколько стадий развития
-
Огромная роль кожного дыхания
2. Происхождение земноводных
Земноводные возникли в нижнем или среднем девоне, т. е. не меньше 300 млн. лет назад. Предками их были рыбы, обладающие легкими и такими парными плавниками, из которых могли развиться пятипалые конечности. Таким требованиям удовлетворяют древние кистеперые рыбы.
А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.
- Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?
-
(Уч-ся высказывают свои предположения)
«Сравнительная характеристика сред обитания»
характеристика сред обитания
вода
суша
1. плотность воды
высокая
невысокая
2.доступность кислорода
Количество кислорода, растворенного в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от условий
Кислород - составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна
3.вес тела в среде
Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой
Вес тела в полной мере определяется силой тяжести
4.испарение с поверхности тела
Испарения нет, избыток влаги
Существенное испарение, особенно при высокой температуре
5.температурный режим
Колебания температуры в ограниченных пределах
Существенные колебания температуры, как в течение суток, так и в разные сезоны года
6.прозрачность среды (видимость)
небольшая
большая
Вывод: для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи:
-
дыхание кислородом воздуха
-
проблема высыхания
-
возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.
-
изменение характера передвижения.
-
размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
-
восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
-
перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижение температуры в осеннее и зимнее время.
Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение своего организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.
-
Выявите черты приспособленности земноводных к жизни на суше. (Используя Рис. , заполните соответствующую колонку таблицы «Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни»)
После обсуждения формулируются выводы:
-
Земноводные научились дышать с помощью легких, куда атмосферный воздух поступает через ноздри.
-
Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы.
-
Амфибии первыми из позвоночных «встали на ноги».
-
Земноводные первыми начали мигать - чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.
-
Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган - среднее ухо, закрытое гибкой мембраной - барабанной перепонкой - и снабженное специальными косточками для усиления и передачи колебаний.
-
На суше активны в ночное время суток, в воде и днем и ночью. При понижении температуры впадают в оцепенение.
Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.
- Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?
(После ответов уч-ся делаем обобщение).
-
У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.
-
Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.
-
Икра лягушек не может противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде.
Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка - животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.
Уч-ся заполняют таблицу в тетради.
Черты приспособленности земноводных
К наземной среде
К водной среде
-
Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;
-
Ноздри; легкие;
-
Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза;
-
Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха;
-
Свободные конечности для передвижения.
-
Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде;
-
Размножение возможно только в воде;
-
Кожное дыхание.
Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями.
Кожа с чешуёй - никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. Их влажная кожа - словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоемов, в сырых местах - там испарение невелико.
Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озерах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определенные участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуливаются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды.
А еще оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа - единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее 4 раз.
Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и их мускулатуре.
- Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?
Выполнение лабораторной работы.
В ходе этого заполняется таблица.
Особенности строения и значение скелета лягушки
Отделы скелета
Название костей, особенности строения
Значение
1.Череп
Мозговая часть, кости челюстей
Защита головного мозга
2.Позвоночник
Позвонки (у лягушки 9:1+7+1+хвостовой отдел)
Защита спинного мозга и опора внутренних органов
3.Плечевой пояс
Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости
Опора для передних конечностей
4.Скелет передних конечностей
Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти
Участвуют в передвижении
5.Пояс задних конечностей
Сросшиеся тазовые кости, прочно соединившиеся с позвоночником
Опора задним конечностям
6.Скелет задних конечностей
Кость бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы
Участвуют в передвижении
Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.
И последнее: по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловища мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.
Дыхательная.
Дышит лягушка атмосферным воздухом. Для дыхания служат легкие и кожа. Легкие имеют вид мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых совершается газообмен. Легкие развиты слабо, и кожное дыхание для нее также важно, как и легочное. В воде лягушка полностью переходит на кожное дыхание.
Кровеносная система.
Сердце лягушки помещается в передней части тела, под грудиной. Оно состоит из трех камер: желудочка и двух предсердий. Сокращаются поочередно - то предсердия, то желудочек.
Нервная.
Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия - большие полушария. Тело близко расположено к земле и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с этим мозжечок, управляющий координацией движений, развит слабее, чем у рыб.
Размножение земноводных.
Раздельнополые. С наступлением весны, земноводные просыпаются и вскоре приступают к размножению. Самцы некоторых видов громко квакают. Усилению звуков способствую особые мешки - резонаторы. При размножении животные разбиваются попарно. Половые клетки по трубчатым протокам попадают в клоаку, а оттуда попадают наружу. Самки откладывают икру похожую на икру рыб. Самцы выпускают на нее жидкость содержащую сперматозоиды.
Через некоторое время оболочка каждой икринки разбухает и превращается в студенистый прозрачный слой, внутри которого видно яйцо. Верхняя половина его темная, а нижняя светлая: темная часть яйца лучше использует солнечные лучи и сильнее нагревается. Комки икры у многих видов лягушек всплывают на поверхность, где вода теплее.
Низкая температура задерживает развитие. Если погода теплая, яйцо многократно делится и превращается в многоклеточный зародыш. Через одну-две недели из икринки вылупляется личинка лягушки - головастик. Внешне она напоминает маленькую рыбку с большим хвостом.
Приспособления для жизни в воде и наземно-воздушной среде жизни:
Наличие век.
Наличие барабанной перепонки.
Наличие конечностей.
Длинные, мощные задние ноги.
Влажная, гладкая кожа.
Глаза и ноздри на верхней стороне головы.
Наличие плавательной перепонки между пальцами.
Сочетание легочного и кожного дыхания.
Оплодотворение и развитие личинки в в воде
Основные отличия земноводных и рыб связаны со средой обитания и образом жизни этих животных.
Обтекаемая форма тела рыб и строение плавников обеспечивает эффективное передвижение этих животных в воде. Земноводные также обладают обтекаемой формой тела, необходимой для водного образа жизни, но для передвижения на суше у них имеются развитые свободные конечности.
Рыбы, как правило, покрыты чешуей, а у земноводных кожа голая. Это связано с тем, что наружные покровы земноводных принимают участие в дыхании.
С переходом к дыханию атмосферным воздухом большинство земноводных утратили жабры - основные органы, обеспечивающие дыхание в водной среде и характерные для рыб. Наружные жабры имеются только у личинок земноводных - головастиков и у некоторых видов хвостатых земноводных, ведущих преимущественно водный образ жизни, например у протеев.
III. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Цель: дать общую характеристику работы класса, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их устранения.
Выбери правильный ответ.
1.На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:
А) короткое тело, лишенное хвоста;
Б) заостренная клиновидная голова;
В) перепонка на задних конечностях.
2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает:
А) широкое туловище;
Б) наличие конечностей;
В) клиновидная голова.
3.При движении в воде:
А) лягушка плавает вперед, отталкиваясь задними лапами;
Б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки;
В) задние конечности управляют положением тела в воде.
Вывод: Итак, ребята, сегодня мы поговорили о земноводных, их строении, многообразии. И выяснили, что земноводные стали следующей ступенью на пути эволюционного развития после рыб, поэтому приобрели особые черты в своем внешнем и внутреннем строении
IV. Информация о домашнем задании.
Выполнить задание в рабочей тетради № 30