Открытое занятие Лекарственные растения

   Занятие я провела в 4 классе. Выбор данной темы  связан  с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитанием экологически культурной личности; активизацией познавательной и творческой деятельности младшего школьника; ведением здорового образа жизни. В ходе занятия осуществлялись связи: с литературой - жанры: рассказ, загадка, пословица, стих, выразительное чтение и декламация; экологией – «Правила друзей природы», физкультурой – проведение динамической п...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие я провела в 4 классе. Выбор данной темы связан с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитанием экологически культурной личности; активизацией познавательной и творческой деятельности младшего школьника; ведением здорового образа жизни.

В ходе занятия осуществлялись связи: с литературой - жанры: рассказ, загадка, пословица, стих, выразительное чтение и декламация; экологией - «Правила друзей природы», физкультурой - проведение динамической паузы.

Использованы следующие методы: словесно-наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские.

Цели и задачи занятия:

Образовательные: научиться определять и применять распространённые лекарственные растения родного края; приобрести умения собирать, засушивать, заваривать фиточай из лекарственных растений.

Развивающие: развитие умения работать в группе; умение работать по алгоритму.

Воспитательные: рассмотреть основные экологические правила поведения в природе; воспитывать сплочённость, аккуратность, организованность, бережное отношение к природе.

Оборудование:

Компьютерное оборудование; электронная методическая разработка «Лекарственные растения родного края»; правила поведения в природе (о растениях); разрезные бумажные полоски с названиями лекарственных растений; лекарственные растения в баночках с надписью: липа, сосновые почки, душица, шиповник, калина…; ложки столовые, стаканы с крышками, чайник с кипятком; аптечка «Лесная аптека»; карточки с заданиями; алгоритм «Приготовь по рецепту»; рисунки земляники, ягод с плодоножками красных, зелёных (по количеству учеников); жетоны.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

II. Создание проблемной ситуации.

Прослушивание рассказа.

- Миша с сестрой Леной отправились в поход. Вскоре Лена начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки подскочило давление. Как же быть?

III. Знания о лекарственных травах. Сообщение темы и задач занятия.

Варианты ответов детей. - Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.

- А как оказать помощь без лекарств?

-Применить лекарственные растения.

-Так о чём же будем говорить сегодня на занятие?

- О лекарственных растениях.

- Тема занятия: Лекарственные растения родного края. Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.

-Это природа родного села, куда и совершим экскурсию.

- Верно, мы туда за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём.

IV. Работа по теме занятия.

- Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы в гостях у природы. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать.

А вот и хозяйка природа. Кто она? (Луг ,лес).

1.Правила друзей природы.

Вспомни и назови «Правила друзей природы».

- Не шуми! (Лес, луг, опушка леса - это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).

- Не срывай растения для букетов.

- Лекарственные растения собирай только там, где их много.

- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

- Не повреждай кору деревьев.

-Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 10 цветов? (270 цветов).

-Какой вывод можно сделать? (От красоты луга, леса не останется и следа, если там побывает класс учеников - любителей «скромных букетов»).

- Выросший здесь цветок находится у себя дома. Чтобы ты чувствовал, если тебя выгнали из дома? Поэтому, помни: собирая, сохраняй.

- А теперь, добро пожаловать в природу.

Обучающийся: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский)

- Почему мы с лесом дружим?

- Лес наше богатство. Лес - это дом для зверей и птиц. Лес - это чистый воздух и здоровье. Лес - богатство и краса, береги свои леса.

2. «Лекарственные растения родного края». (Поиск решения проблемы детей.)

Открытое занятие Лекарственные растения

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

ипа)

Цветы липы являются потогонным средством.

Открытое занятие Лекарственные растения- Если сделался больной,

Быстро в баню - там в парной

Бабушки и деды лечили эти беды.

Когда кашель от мороза, парься веником березовым.

Вкусен и полезен березовый сок. За этот целебный дар люди часто губят березку.

- Не руби березы белой,

Не губи души лесной,

Не губи и зла не делай,

А особенно весной.

Не губи, не тронь березы,

Обойдись с ней по-людски,

А иначе брызнут слезы,

Сам засохнешь от тоски.

Пусть береза, как невеста,

Бережет свою красу,

Ей не в печке жаркой место,

Место ей всегда в лесу. (В. Боков)

- Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.

СОткрытое занятие Лекарственные растенияосна там красна, где взросла.

Всякая сосна своему бору шумит.

- Посади сосну.

Лучше не одну -

Вместе с кленом,

Елкой, вязом,

Посади их вместе

Разом.( М. Садовский.)

Из почек готовят «сосновый мёд», который полезен при весеннем недостатке витаминов.

Открытое занятие Лекарственные растения

На кустах колючей дикой розы

Витамина С большие дозы. (Шиповник)

Растение используется как витаминное, общеукрепляющее,

Открытое занятие Лекарственные растения

- На синем лугу распустилась ромашка. Какая на ней золотая рубашка!

Я глаз от нее отвести не могу. Да это же солнце на синем лугу!

(Ромашка) М. Найдёнова.

Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.

Открытое занятие Лекарственные растения

Под зелёным под листом

Я люблю устроить дом.

А когда я повкуснею,

А когда я покраснею,

Ребятишки тут как тут! -

Обязательно найдут! (Земляника)

Ягоды земляники восстанавливают слабый организм.

Открытое занятие Лекарственные растения

ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ

- Как только не ругают меня. Я виновата лишь в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня - долго потом рука будет «гореть». На моём стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков - едкая жидкость. Если прикоснёшься ко мне, иголочками вопьюсь в кожу и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Конечно же я…(Крапива) Плешаков А. А.

Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!

-Открытое занятие Лекарственные растения Путника друг подорожник,

Скромный невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг

Многим из нас невдомёк

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног.. (Подорожник) В. Рождественский.

Листья растения останавливает кровотечение.

СОткрытое занятие Лекарственные растениянег не весь ещё сошёл

Обогрелся чуть песок,

А на нём уже расцвёл

Жёлтый маленький цветок. (Мать-и-мачеха).

Отвар травы полезен при кашле.

-Почему так названо растение? ( С одной стороны листья мягкие, а с другой жёсткие)

Открытое занятие Лекарственные растения

Говорят, я злой,

Для зверей плохой.

Не брани меня ,

Пожалей меня. веробой)

Заживляет раны человека .

ВОткрытое занятие Лекарственные растения сенокос - горька,

А в мороз - сладка,

Что за ягодка? (Калина)

Отвар плодов применяют при повышенном кровяном давлении.

Открытое занятие Лекарственные растения

- Этот цветок очень любопытный. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило и осветило его желтым лучиком. Пожелтел цветок и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - на восток смотрит, поднимется в зенит - поднимет головку кверху, приблизится к закату - не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. Что это за растение?

(Одуванчик) С. Красиков.

Сок одуванчика применяется при бородавках.

- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

3. Разгадывание кроссворда и чтение ключевых слов.

4





Ш

6


12



И

5

З


О



П

Р

Е

7

9

10

Д



2

О

О

М

К

М

З

У


1

Б

3

В

М

Л

Р

8

А

В

11

В


Л

Е

С

Н

А

Я

А

П

Т

Е

К

А


И

Р

О

И

Ш

Н

П

О

ь

Р

А

Н


П

Ё

С

к

К

И

И

Д

и

О

Л

Ч


а

З

Н

а

К

В

О

М

Б

И

И


а

а

а

а

Р

А

О

Н

к




О

Ч

й

а





Ж

Е





Н

Х





И

а





к




- Молодцы, ребята. Мы посетили с вами лесную аптеку. Здесь живут разнообразные лекарственные растения. С их помощью человек лечит и предупреждает болезни. Их собирают и сдают в государственные учреждения - аптеки. Но, собирая, соблюдай правила сбора и всегда помни: не навреди природе.

V Станция «Отдыхай-ка». Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться) (Слайд)

VI. Применение знаний обучающимися. Правила сбора и сушки.

1. Работа в группах по карточкам.

К. - 1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.

  • Собирай растения около автомобильных дорог.

К. - 2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай растения в дождливую погоду.

  • Собирай растения в сухую погоду.

К. - 3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собери травы с пятнами.

  • Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.

К. - 4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.

  • Собирай лекарственные растения все до единого.

  • Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.

К. - 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.

  • Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.

  • Избегай прямого попадания солнечного света.

  • Суши растения в сырой комнате.

2. Игра «Целители». (Приготовление фиточая)


  1. Составление алгоритма «Приготовь по рецепту».

Построй алгоритм из заданных действий.

Открытое занятие Лекарственные растения

Возьми банку с лекарственным сырьём.

Долей кипяток

Переложи сырьё в пустую банку

Открытое занятие Лекарственные растения

Отмерь столовую ложку сухого лекарственного сырья

2. Работа в группах. Приготовление фиточая по алгоритму «Приготовь по рецепту» и проведение исследования. (Каждая группа получает баночку с лекарственным растением и готовит фиточай по совместно составленному рецепту)

Заполни таблицу. (Слайд)

Растение

Запах

Цвет

Применение


Из лесной аптечки ребята достают баночки с лекарственными растениями.

1 группа Фиточай «От жара»; трава - липа.

2 группа Фиточай «От кашля» трава - сосновые почки.

3 группа Фиточай «От волнения» трава - душица.

4 группа Фиточай «Витаминный»; трава - шиповник

5 группа фиточай «От повышенного кровяного давления» - калина

3. Реклама «Наш фиточай самый полезный». (Ввывешивание заполненных таблиц и обоснование приготовленных продуктов)

VI. Рефлексия. Самооценка ответов учащихся.

- Что вы нового узнали на уроке?

- Как помочь Мише и Лене, бабушке и маме? Чем их лечить?

-Как правильно собирать растения, не навредив природе?

- Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как - мы, такая же - живая!




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов с.Эльхотово муниципального образования Кировский район РСО-Алания





Тема: «Лекарственные растения»




Габараева Мери Гергиевна-
педагог дополнительного образования
Обучающиеся 4 класса МКОУ СОШ №1






2013г.


© 2010-2022