Краткосрочный план урока биологии в 10 классе по теме Биосинтез белка

Данный конспект  составлен в форме краткосрочного плана в соответствии со среднесрочным планом и календарно - тематическим планированием стандарта образования Республики Казахстан. Использование опережающих творческих заданий будет способствовать успешной работе с одарёнными и способными учениками   Применение технологии критического мышления позволит учащимся учиться рассуждать, размышлять над практическим опытом, рефлексировать собственную деятельность, ставить учебные задачи на следующие уро...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Класс 10

Четверть 2 Урок № 30 Предмет биология

Дата: 12.14

Тема занятия:

Биосинтез белка. Понятие о гене - источнике генетической информации.

Общие цели:

изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности

Задачи. Обр- ные

сформировать понятие генетический код и его свойства, процесс биосинтеза белка, сущность понятий трансляция и транскрипция;

Развивающие:

Учить самостоятельно добывать знания, анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Воспитательные

1.развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологичес-ких и других качеств личности школьника.2. Воспитание высокого чувства гражданского долга, правильного отношения к общечеловеческим ценностям, людям с ограниченными возможностями.

Ссылки, ресурсы:

таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка», карточки с тестовыми заданиями, презентация, анимация «Синтез белка»

Результаты обучения:

Ученик будет: знать о сущности понятий генетический код и его свойства, процессе биосинтеза белка; Уметь: работать в группе, составлять постер, работать с новым материалом.

Этапы

Время

Действия учителя

Действия учеников

Орг. Момент

2 мин+2 мин

Деление учащихся на 3 разноуровневые по успевае-мости группы Физминутка «Настроение»

делятся на 3 группы

выполняют физмин.

II.Актуализация знаний - 8 мин

Предлагает выбрать от каждой группы по 1 представите-лю для защиты постеров. 1 и 2 группы. Сравнение фото-синтеза и хемосинтеза. 3 и 4 группы. Характеристика процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Выбирают спикера группы для ответов

Выступают с защитой постера

Мотивация к изучению темы (1-2 мин.)

На экране записаны слова: миозин, актин, ге-моглобин, инсулин, у-глобулин, липопротеины. Что это за слова?

(Приложение. Слайд 1) Вспомните, какие функции они выполняют? А как они образуются и где, по какому при-нципу? Это мы узнаем на уроке. Запишите тему урока

отвечают на вопросы: Это все белки!

Записывают тему, сос-тавляют цели

III.Изучение нового материала.

5 мин.

Знание и пони-мание 5 мин.

Показывает слайды. Предлагает самостоятельно подго-товить материал в группе и обсудить его. 1 группа. Генетический код. Каждой аминокислоте в в молекуле ДНК соответствует комбинация из трех нуклеотидов - триплет (ЦАЦ- вал). Суть генетического кода заключает-ся в том, что последовательность расположения нуклео-тидов в и- РНК определяется последовательность распо-ложения аминокислот в белках. Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственно участие в синтезе белка принимает и-РНК, то генетичес-кий код записан на «языке» РНК.

Свойства генетического кода: 1) Код триплетен: 1 АК кодирует 3 нуклеотида. 61 триплет кодирует АК, причем один АУГ означает начало белка, а 3 - знаки препинания

2) Код вырожден - 1 а/к кодирует 1,2,3,4,6 триплетов

3) Код однозначен - 1 триплет только 1 а/к.4) Код не пе-рекрывающийся -от 1 и до последнего триплета ген ко-дирует только 1 белок. 5) Код непрерывен - внутри гена нет знаков препинания. Они только между генами.6) Код универсален - все 5 царств имеют один и тот же код. 2 группа. Сущность транскрипции. Осуществляется в хромосомах на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза. При участии ферментов ДНК - полимеразы на участках молекулы ДНК (генах) синтезируются все виды РНК (и - РНК, р- РНК, т- РНК) 3 группа. Сущность тран-сляции. Это перевод последовательности нуклеотидов молекулы и РНК в последовательность аминокислот мо-лекулы белка. Важную роль здесь играют т РНК. Каждая тРНК присоединяет определённую аминокислоту и тран-спортирует её к месту сборки полипептида в рибосоме.

Отвечают на вопросы, заполняют таблицы, обсуждают задания.

Применение

8 мин.

Предлагает выполнить задания по карточкам

Выполняют задания

Анализ и Синтез

5 мин

Предлагает выполнить постер и подготовить одного ученика для его защиты.

Выполняют постер Защита и обсуждение

Оценивание

2 мин

Предлагает провести само - и взаимооценивание работы групп.

Заполняют оценочные листы

Рефлексия-2 мин

Для самооценивания раздает каждому учащемуся раздаточный материал «лестница успеха» для определения уровня знаний.

оценивают, как они поняли изученный материал

Д/з 1мин

Выучить параграф, сделать записи в тетради. По жела-нию - дополнительное творческое задание.

Записывают Д/з
















Приложение№ 1

Задача 1. Найдите аминокислоты закодированные во фрагменте ДНК.

-Т-А-Ц- Г-А-А- А-А-Т -Ц-А-А- Т-Ц-Т -Ц-У-А- У-

Решение: -А-У-Г- Ц-У-У- У-У-А -Г-У-У -А-Г-А- Г-А-У- А-

МЕТ ЛЕЙ ЛЕЙ ВАЛ АРГ АСП

Надо составить фрагмент и-РНК и разбить на триплеты.

2. Найдите антикодоны т-РНК для переноса указанных аминокислот к месту сборки.

Мет, три, фен, арг.

3. Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с?

Решение задачи: 5I : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.). (Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)

Действительно, скорость передвижения рибосомы по u -РНК составляет 5-6 триплетов в секунду, а на синтез белковой молекулы, состоящей из сотен аминокислот, клетке требуется 1-2 минуты.

Приложение № 2

Тест. 1. В молекуле ДНК две полипептидные нити соединены с помощью: А) Водородных связей между.азотистыми основаниями; Б) Химических связей между остатками фосфорной кислоты; В) Простых и сложных углеводов; Г) Заменимых и незаменимых аминокислот

2. В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 5% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле? А) 40% Б) 45% В) 90% Г) 95%

3. Какое число нуклеотидов на участке гена кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот? А)150 Б)300 В) 600 Г) 900

4. Наибольшее количество энергии освобождается при расщеплении одной связи в молекуле

А) Полисахарида Б) белка В) глюкозы Г) АТФ

5. Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации? А) Ген - иРНК - тРНК - белок - признак; Б) Признак - белок - иРНК - ген - ДНК; В) иРНК - ген - белок - признак; Г) ген - ДНК - признак - белок

6. Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу: А) АТФ Б) рРНК В) тРнк Г) иРНК

7. Какой триплет в молекуле и РНК соответствует кодовому приплету ААТ в молекуле ДНК?

А) УУА Б) ТТА В) ГГЦ Г) ЦЦА

8. В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле? А) 10%; Б) 20% ; В) 40%4 Г) 90%



© 2010-2022