Самореализация учащихся в контексте проектной деятельности

Реформирование школьного образования и внедрения новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшие условия интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Такой поворот к новому подходу в обучении связа...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самореализация учащихся в контексте проектной деятельности

Реформирование школьного образования и внедрения новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшие условия интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Такой поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимися общественно-экономическими условиями в России. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, развития умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и прогнозировать итоги работы.

Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, одной из которых является проектная. Проектную технологию называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.

В чем же её приемущества? Разработка проекта позволяет решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагает обязательную презентацию результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Проектная деятельность даёт возможность школьнику изучить материал, выходящий за пределы учебной программы, пользуясь информацией как из традиционных источников (книги, словари), так и сети Интернет.

При разработке проекта учащиеся выбирают партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности, повышает мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь разными источниками информации;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач;

- развивают коммуникативные умения, работая в группах;

- развивают системное мышление;

-развивают исследовательские умения (умения выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент).

Личный педагогический опыт позволяет сделать вывод о том, что при использовании данной методики в учебном процессе решается следующие важные дидактические задачи:

-занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

-учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы;

-в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом;

-в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося;

-усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащегося за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся должен представить всей группе результаты своей деятельности;

-совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статические данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте. Продукты проектной деятельности могут быть следующие: Web - сайт, бизнес-план, видеофильм, презентации, законопроект, макет, модель, пакет рекомендаций, газета, выставка и т.д. При разработке проекта необходимо наметить этапы проекта и его реализацию, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график.

На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

Проектная деятельность осуществляется при обязательном взаимодействии учителя и ученика. Но важно, чтобы ученик чувствовал, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных замыслов и идей.

Функция учителя при работе над проектом заключается в помощи подбора нужной информации, координации всего процесса, поддержании непрерывной обратной связи.

Результаты, к которым должен стремиться любой учитель, работающий по проектной методике, - это повышение уровня активности школьников и качества знаний, интереса между предметами различных образовательный областей; профессиональное самоопределение учащихся.

В преподавании биологии и экологии проектную деятельность применяют в зависимости от цели и задач обучения. В своей практике использую различную типологию проектов:

- проектно-ориентированные - «Наш школьный двор», «Умный за Клинским не пойдёт», «Их право жить».

- информационные-«Радиация и здоровье человека».»

- исследовательские - «Оценка качества питьевой воды централизованного водоснабжения г.Владикавказ», «Исследование влажности воздуха в кабинетах МБОУ гимназии № 4»

- ролевые -сказки «Берегите лес», «Огонёк и зайка».

Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.

Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.

В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.

Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта .По количеству участников проекты бывают - парные, групповые, индивидуальные; по продолжительности - краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеурочной работы.

Проект для ученика - средство самореализации. Потребность в самопознании и самореализации - важнейшая в подростковом возрасте потребность, это один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой другой деятельности.

Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Суть проектной методики состоит в стимулировании интереса детей к определённым проблемам через проектную деятельность, практическом применении полученных знаний. Другими словами, проектная деятельность - это движение от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими, где цели и способы достижения конкретной идеи должны определяться с позиции самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2010, 286 стр.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2009 - 163стр.

3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007, 65 стр.



© 2010-2022