- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса Общая экология (10 класс)
Программа элективного курса Общая экология (10 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корниенко А.В. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
станицы Терновской
Тихорецкого района Краснодарского края
П Р О Г Р А М М А
элективного курса
в рамках профильной подготовки для 10 класса
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Составитель программы: Корниенко Альбина Вячеславовна,
учитель биологии
МОУ СОШ №13 ст.Терновской
Тихорецкий район
2005 год
Р Е Ц Е Н З И Я
на элективный курс «Общая экология»
в рамках профильной подготовки
Автор Корниенко Альбина Вячеславовна
учитель биологии МОУ СОШ №13 ст.Терновской
Данный курс является предметным, направлен на углубление знаний учащихся по теме: «Основы экологии», изучаемом в курсе «Общая биология».
Содержание программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся, позволяет определиться в выборе профессии, связанной с экологической областью биологической науки.
Предлагаемый курс создает условия для формирования и развития у обучающихся экологического мышления (теоретического и практического), интеллектуальных и творческих способностей. Практикум включает задания разной сложности, основной целью которых является углубленная проработка отдельных теоретических разделов курса «Экология» и овладение практическими приемами обработки и анализа экологических данных методиками экологических исследований и оценки экологических ситуаций.
Программный материал учит осознанно воспринимать окружающий мир и предлагать конкретные меры по его улучшению и оздоровлению.
Программа соответствует требованиям предъявляемым к элективным курсам для профильного обучения и позволяет решать задачи углубления и расширения базового курса, способствует определению в выборе будущей профессии.
Председатель рецензионной комиссии: Рыжкова Т.Г. методист РУО
Члены экспертной группы: Безбородова Т.Н. руководитель РМО
учителей биологии, учитель высшей
категории СОШ №8
Матренина Т.И. учитель биологии
I категории МОУ СОШ №18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса «Общая экология» разделено на четыре раздела: 1. Аутэкология, 2. Демэкология, 3. Синэкология, 4. Основы учения о биосфере. Программа предусматривает овладение учащимися основными экологическими знаниями, позволяющими выделять, анализировать и объяснять экологические закономерности и природные явления, изучаемые в рамках курса.
Предлагаемый курс рассматривает вопросы адаптации и взаимодействия организмов в природе, знакомит с основными экологическими законами, процессами, поддерживающими биоразнообразие в экосистемах, обеспечивающими развитие, устойчивое сосуществование и сохранение жизни на планете.
Обучение учащихся опирается на ранее полученные ими знания по биологии, химии, географии, физике.
Приобретенные навыки учащиеся в дальнейшем смогут использовать при изучении других курсов экологии: социальной экологии, экологии города и др., либо в практической природоохранной деятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
-
Познакомить и научить учащихся использовать основные законы экологии.
-
Научить применять экологические понятия в предметной беседе.
-
Показать значение экологических знаний для сохранения биоразнообразия на планете.
-
Научить выделять и анализировать природные явления, давать им объяснения с экологической точки зрения.
Объем программы 34 часа.
Режим программы в рамках элективного курса за счет школьного компонента.
Всего аудиторных занятий - 34 часа
В том числе:
лекций - 10 часов
семинаров - 16 часов
практических занятий - 8 часов
В основе структуры курса лежат лекционные и семинарские занятия, направленные на овладение теоретическими знаниями необходимыми для выполнения практических работ, ведения предметных бесед по изучаемым темам.
Программа знакомит учащихся с основными понятиями, закономерностями и законами классической экологии, учит применять полученные знания при анализе экологических ситуаций, фактов и явлений природы, предполагать ожидаемые последствия действий, направленных на нарушение равновесия в экосистеме. По теме «Особо охраняемые территории» учащиеся выполняют творческое задание, а на заключительном этапе проводится обобщение и итоговое тестирование.
По окончании курса учащиеся должны
знать: основные экологические понятия и законы
уметь: пользоваться экологическим языком в предметной беседе, приводить примеры, решать экологические задачи, анализировать и объяснять экологические факты и явления.
Программа предназначена для учащихся 10 классов, выбирающих биологический профиль в школе, и значительно расширяет курс Общей биологии (раздел Основы экологии).
В качестве критерия оценки уровня усвоения курса учащимися использована оценочная система.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Формы контроля
лекций
семинаров
практических занятий
1
Предмет изучения современной экологии
1
1
2
Что такое аутэкология
1
1
Беседа
3
Виды экологических факторов. Законы Либиха и Шелфорда
1
1
Опрос
4
Адаптации организмов к важнейшим экологическим факторам
2
2
Опрос
5
Основные среды жизни
5
1
4
Зачетная работа
6
Биоритмы
1
1
Беседа
7
Популяция и ее основные характеристики
1
1
Тестиров.
8
Виды биотических факторов. Принцип Гаузе
1
1
Опрос
9
Динамика численности популяций. Законы Вольтера
1
1
Тестиров.
10
Сообщества живых организмов
1
1
Тестиров.
11
Классификация организмов по способу питания и механизму превращения энергии
1
1
Беседа
12
Гомеостаз и динамика экосистем
1
1
Тестиров.
13
Сукцессия
2
1
1
Зачетная работа
14
Трофические уровни, занимаемые организмами в сообществе
2
1
1
Зачетная работа
15
Накопление вредных веществ в пищевых цепях
1
1
Беседа
16
Типы экологических пирамид
1
1
Опрос
17
Биосфера и ее границы
1
1
Опрос
18
Функции живого вещества биосферы
1
1
Беседа
19
Ноосфера
1
1
Опрос
20
Биогеохимические циклы
2
2
Опрос
21
Причины разрушения экосистем биосферы
1
1
Опрос
22
Решение экологических задач
1
1
Зачетная работа
23
Красная книга, значение ее создания, структура
1
1
Сообщение
24
Особо охраняемые территории
1
1
Творческое задание
25
Экологический мониторинг
1
1
Беседа
26
Обобщение
1
1
Тестиров.
ИТОГО:
34
10
16
8
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Предмет изучения современной экологии. История науки. (Эмпедокл, Аристотель, Теофраст, Фибоначчи, Бойль Р., А.ван Левенгук, К.Линней, Б.Ф.Зуев, Ч.Дарвин, Ю.Либих, Н.А.Северцов и др.)
-
Аутэкология - экология организмов. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Виды экологических факторов: абиотические,биотические, антропогенные. Классификация экологических факторов в зависимости от плотности популяции (не зависящие и находящиеся в прямой или обратной зависимости от плотности популяции) и степени реакций организмов на воздействие факторов сферы (первичные и вторичные - периодические и непериодические). Закон минимума Ю.Либиха. Закон толерантности В.Шелфорда. Адаптации организмов к экологическим факторам. Правила Аллена и Бергмана. Основные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, живой организм) их характеристика (температурный и световой режимы, плотность, влажность, соленость и т.д.) Экологические группы растений по отношению к свету, водному режиму, классификация гидробионтов и геобионтов. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Типы растений по отношению к фотопериодизму. Спячка. Анабиоз.
Фенология как наука.
Практические работы:
1. Приспособленность дождевого червя к среде обитания.
2. Приспособленность птиц (голубя и страуса) к среде обитания.
3. Приспособленность паразитических червей к среде обитания.
4. Приспособленность рыб к среде обитания.
-
Демэкология - экология популяций. Понятие популяции, ее основные характеристики (численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост, темп роста, половая и возрастная структуры). Методы оценки размеров популяций (методы: квадрата, изъятия, прямого наблюдения и фотографирования). Биотические факторы и их виды (внутривидовые и межвидовые). Виды гетеротипических реакций: конкуренция, симбиоз, сотрудничество, комменсализм, аменсализм, хищничество и паразитизм. Принцип конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе. Динамика численности популяций. Гомеостаз в популяции. Законы В.Ю.Вольтера (периодического цикла; сохранения средних величин; нарушения средних величин).
-
Синэкология - экология сообществ. Биоценоз. Виды экосистем: микроэкосистемы, мезоэкосистемы и макроэкосистемы. Классификация организмов по способу питания, механизму превращения энергии. Гомеостаз и динамика экосистемы. Сукцессия. Трофические уровни, занимаемые организмами в сообществе (продуценты, консументы, редуценты). Типы экологических пирамид (чисел, биомасс, энергии). Накопление вредных веществ в пищевых цепях. Практические работы:
5. Составление сукцессионных рядов лесной растительности для
биомов умеренного пояса.
6. Составление пищевых цепей.
-
Основы учения о биосфере. Биосфера - глобальная экосистема, ее границы. Функции живого вещества биосферы: энергетическая, газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, деструктивная, средообразующая, транспортная. Ноосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биогеохимические циклы веществ в биосфере (азота, фосфора, серы, углерода). Причины разрушения экосистем биосферы. Глобальные антропогенные кризисы Земли (кризисы консументов, продуцентов и редуцентов). Проблемы разрушения озонового слоя, парникового эффекта, кислотных дождей, сохранения биоразнообразия. Красная книга: значение ее создания, структура. Особо охраняемые территории (заповедники, национальные парки, памятники природы). Экологический мониторинг.
Практические работы:
7. Редкие и исчезающие виды Красной книги Краснодарского края.
(«Круглый стол»).
8. Решение экологических задач.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для успешного выполнения программы, кроме опроса, желательно проводить тестирование на 5-7 минут по терминам из предыдущего занятия, постоянно приводить примеры, указывать значение данных знаний. Учащимся рекомендуется вести словарь, записи лекций, семинаров, практических занятий в одной тетради. Формулировки изученных законов с фамилиями авторов вывешивать на доску и постоянно, при необходимости, обращать на них внимание учащихся.
ЛИТЕРАТУРА.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
-
А.Т.Зверев. Экология. Практикум 10-11 классы. М., «ОНИКС 21 век», 2004.
-
Красная книга Краснодарского края. Краснодарское книжное издательство. 1994.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
-
С.В.Алексеев. Экология 9,10-11кл., С-Петербург, СМИО ПРЕСС, 1997.
-
А.Т.Зверев. Экология. Учебник 10-11 классы. М., «ОНИКС 21 век», 2004.
-
Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. Экология. Учебное пособие 9-11 классы. М., «Школа-Пресс». 1996.
-
В.А.Вронский. Прикладная экология. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 1996.