• Преподавателю
  • Биология
  • Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе на уроках биологии при проведении лабораторных работ

Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе на уроках биологии при проведении лабораторных работ

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе на уроках биологии при проведении лабораторных работ.Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе на уроках биологии при проведении лабораторных работ.Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе на уроках биологии при проведении лабораторных работ.Мастер- класс

Учитель биологии: Алдарова У.И. сш№3

г.Жанаозен Мангистауская область


Тема: Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе на уроках биологии при проведении лабораторных работ.

Методическое описание.

  • Представленный материал включает разработку урока с использованием ИКТ по биологии в 8 классе по темам «Кровь и кровообращение».

  • План проведения предусматривает активную деятельность учащихся на разных этапах урока.

  • Учащимся предложены различные формы работы, в том числе и индивидуальные.

  • Представленная разработка урока используется в учебном процессе в течение трех последних лет и имеет хорошие отзывы со стороны учащихся. Анализ уровня знаний учеников по темам, при обучении которых использовалась данная мультимедийная презентация, показывает положительную динамику.

  • По методической направленности представленная работа используется как источник новой информации и как источник материала для обобщения и проверки знаний учащихся; позволяет учителю в короткий промежуток времени выяснить степень усвоения учебного материала среди учащихся всего класса.

Основные требования по теме.

Учащиеся должны знать:

  1. основные компоненты внутренней среды организма, значение и функции форменных элементов крови, строение органов кровообращения;

  2. сущность понятий иммунитет, инфекционные заболевания, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток;

  3. правила личной и общественной гигиены, вредное влияние алкоголя и курения.

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать на таблицах, рисунках клетки крови и органы кровообращения;

  2. объяснять значение внутренней среды организма, ее компонентов;

  3. оказывать доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальное давление.

Тема: Движение крови по сосудам. Урок 11.

«Берегите здоровье друг друга,

У природы мы - малая часть.

Вы кому-то ответили грубо,

Чью-то жизнь сократили сейчас»

А. Дементьев

Цель урока: раскрыть причины движения крови и лимфы, продолжить формировать знания о строении органов кровообращения в связи с их функциями; формировать понятия кровяное давление и пульс; объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах; научить учащихся определять пульс.

Задачи:

Образовательные: формирование новых анатомических понятий кровяное давлении, пульс. Повторение, закрепление и учет знаний по теме «Транспорт веществ».

Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Воспитание самостоятельного мышления. Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

Развивающие: развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умения сравнивать, обобщать, конкретизировать,

классифицировать. Развитие памяти. Развитие подвижности нервной системы.

Оборудование: презентация, секундомер, тонометр, фонендоскоп, карточки, ламинированные листы А4, маркеры

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: рассказ, лекция-беседа, самостоятельная работа, демонстрация.

Форма урока: технология критического мышления.

Технология урока: работа в группах.

План урока.

  1. Вводно-мотивационный этап 3мин.

  2. Вызов - 5мин.

  3. Осмысление - 28 мин.

  4. Закрепление новых знаний- 5мин.

  5. Рефлексия- 3мин.

  6. Информация о домашнем задании- 1мин

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Опрос д/з

Мотивация

Приветствую учащихся, создаю доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяю готовность рабочего места ученика.

Предлагается слово, понятие. Задача учащихся высказать, ассоциации, которые у них возникают в связи с этим словом, понятием. Это могут быть как отдельные слова, так и словосочетания и даже короткие предложения. ( Пульс, кровяное давление) (слайд)

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Пульс- ритмические колебания стенок артерий, вызываемые повышением давления в период систолы. Кровяное давление - давление крови на стенки сосудов, создаваемое силой сокращения желудочков сердца.

2. Вызов

Ключевые слова: пульс, кровяное давление

Формирую перед классом проблемные вопросы, подводя учащихся к теме урока: А, для чего же мы изучаем кровь? Почему, нам это важно при изучении биологии? Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема и цель урока? Мозговой штурм

1. Постановка чётко сформулированной проблемы.

2. Генерация идей. Очень важно соблюдать следующие правила:

  • Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.

  • Полный запрет на критику и оценку высказываемых идей, так как оценка сбивает творческий настрой.

  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. Оценка не ограничивается, а приветствуется.

Отвечают на вопросы

Артериальный пульс - ритмическое колебание стенки артерии в период систолы желудочков сердца.

Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению.

Кровь движется по сосудам в результате:

Учитель предлагает несколько утверждений по теме.

Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

3.Осмысление

Класс делится на 4 группы. Перед началом работы инструктирую работу в группах. Каждой группе выдаю памятку работы в группе, ламинированные листы А4, маркеры

Что вы видите на слайдах?

1.Понятие кровяное давление.

2.Давление в различных участках кровеносной системы.

3.Измерение кровяного давления. Роль показателей для характеристики здоровья человека.

4.Подсчет пульса в разных условиях (лабораторная работа). Лабораторная работа. «Частота сердечных сокращений при работе и в состоянии покоя».
Цель работы: познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца, получить график зависимости ЧСС от физической нагрузки.

Оборудование: секундомер, линейки, датчик ЧСС, соединительный провод, Nova

Пульс. Пульс определяют на артериях, которые лежат поверхностно (лучевая, височная) (слайд)

  • Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе на уроках биологии при проведении лабораторных работ.У здорового человека пульс ритмичный, 60 - 80 ударов в мин. Учащение пульса - тахикардия, урежение - брадикардия

  • На частоту пульса влияет рост (обратная зависимость - чем выше рост, тем меньше, как правило, количество сердечных сокращений в минуту),

  • возраст

  • пол (у мужчин в среднем пульс несколько ниже, чем у женщин),

  • натренированность организма (при подверженности организма постоянным активным физическим нагрузкам пульс в состоянии покоя уменьшается)

Частота пульса зависит от возраста:

* Ребенок в лоне матери - 160 ударов в минуту

* Ребенок после рождения - 140

* От рождения до года - 130 * От года до двух лет - 100

* От трех до семи лет - 95 * От 8 до 14 лет - 80

* Средний возраст - 72 * Преклонный возраст - 65

* При болезни - 120 * Время смерти - 160

Определение пульса (слайд)

Распределение крови в организме

  • Мышцы - 25%

  • Почки - 25%

  • Кишечник - 15%

  • Печень - 10%

  • Мозг - 8%

  • Сосуды сердца - 4%

  • Легкие и другие органы - 13%.

5. Движение крови по сосудам: в артериях; в венах; в капиллярах.

Сделайте выводы, какое это имеет значение для функций организма?

Класс делится на группы при помощи цветных фигур и рассаживаются по группам. «Конкурс барона Мюнхгаузена»

Прочитайте данные утверждения. Определите, какое из них неверное.

Задание №1

  1. Эритроциты содержат гемоглобин.

  2. Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге.

  3. Кровь, насыщенная кислородом, называется артериальной.

  4. Эритроциты имеют форму диска и округлое ядро.

Задание №2

  1. У людей различаются 4 группы крови.

  2. Люди с IV группой крови называются универсальными донорами.

  3. Кровь I группы можно переливать всем людям.

  4. Резус-фактор - это особый белок, содержащийся в эритроцитах большинства людей.

Задание №3

  1. Лейкоциты активны, они могут самостоятельно передвигаться, проникать сквозь стенки кровеносных сосудов.

  2. И.И. Мечников - автор фагоцитарной теории иммунитета.

  3. Во время прививки вводят готовые антитела.

  4. Воспаление - защитная реакция организма от инфекции.

Задание №4

  1. В 1 мм3 крови содержится 5,5 миллионов эритроцитов.

  2. Адреналин замедляет и ослабляет сердечную деятельность.

  3. Тромбоциты участвуют в свертываемости крови.

Лейкоциты, вырабатывающие антитела, называются лимфоцитами

Результат каждая группа заносит в таблицу. Осуществляется обмен информацией между группами. Выступают, защищают свои флипчарты каждая команда. Дают взаимооценку за работу в группе.

Причины движения крови по сосудам

Работа сердца.

Разность давления крови в сосудах.

Наличие клапанов в венах.

Сокращение близлежащих скелетных мышц.

Разность давления в грудной и брюшной полостях при вдохе.

Кровяное давление - это давление крови на стенки кровеносных сосудов и камер сердца, возникающее в результате сокращения сердца, нагнетающего кровь в сосудистую систему, и сопротивления сосудов.

Кровяное давление наиболее высоко в аорте; по мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах.

Физминутка

Играем игру: дядя Сэм сказал…..

Повторяют движения под музыку

4. Закрепление новых знаний

Выводы: 1.В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами.

2.Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.

3.Давление крови зависит от ряда факторов, н\р, от количества циркулируемой крови, работы сердца и является одним из важных показателей состояния сердца и кровеносных сосудов.

4.Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью.

5.Кровь в организме постоянно перераспределяется, в первую очередь она направляется к работам органам.

6.Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется как нервными, так и гуморальными механизмами регуляции.

Формулируют вывод.

6.Рефлексия

Обратная связь

Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Выходя из класса, приклейте смайлики, которое отражает ваше настроение после урока.

Я весь урок активно Я много работал. Я иногда работал. работал.

Даётся анализ и оценка успешности достижения цели, разноцветные смайлики берут и прицепляют магнитом на доску

7.Задание на дом.

1. Страница 126-131 (читать)

2. Ответить на вопросы 1-9

3. Творческое задание (на выбор):

Исследовать АД у членов семьи. Сделать вывод о наличии или отсутствии нарушений.

Сообщение о профилактике нарушений АД.

Записывают домашнее задание

Источники информации

  • Е.А.Очкур.,Л.Е.Аманжолова., Р.Е.Джумабаева Биология. 8класс Мектеп., 2012.

  • Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1981.

  • Гальперин С.И. Физиология человека и животных. М., 1977.

  • Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 1985.

  • Никишов А.И., Рохлов В.С., Человек и его здоровье. Дидактический материал. М., 2001.

  • pressfoto.ru

© 2010-2022