Урок по биологии «А ведь всё это биология»

Биология - наука о живой природе («биос» - жизнь, «логос» - наука). Биология - это наука о жизни, одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.Живому миру характерно необычайное разнообразие. в настоящее время обнаружено и описано примерно 500 тысяч видов растений и более 1 млн видов ж...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Ленинск-Кузнецкий технологический техникум»






Методическая разработка

урока биологии

«А ведь все это - биология!»

I курс, профессия «Повар, кондитер»


Разработала:

преподаватель биологии

Капишина Е.Н.







Ленинск-Кузнецкий городской округ,

2014

Тема «А ведь все это биология!»

Задачи: повторение и закрепление основных терминов и понятий;

развитие интереса и познавательной активности обучающихся;

воспитание культуры поведения, умения работать в группах.

Форма проведения: игра-соревнование.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-задания.

Участники: ведущий, 4 команды, 3 ассистента.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

(Здравствуйте, садитесь. Как вы уже поняли, урок сегодня будет нестандартным. Для начала вашу группу нужно разделить на 4 команды. Все вы знаете настольную игру «пазлы» (т.е. собери картинку), из небольших фрагментов рисунков необходимо собрать целую картинку. Сейчас я вам раздам фрагменты, а вы из них соберете целиком рисунок, аналогичные рисунки лежат на столах. Каждый будет являться участником той команды, рисунок которой лежит на столе. Кому-то из вас достанутся чистые фрагменты - вы будете моими ассистентами.)

Итак, образовалось 4 команды:

У команды №1 рисунком являются бактерии, соответственно ваша команда будет называться «Бактерии», команда №2 - «Грибы», команда №3 -«Животные», команда №4 - «Растения».

А теперь вопрос: Бактерии, грибы, животные, растения - это что?

(Ответ: это 4 царства живой природы)

А как называется наука, изучающая живую природу? (Ответ: биология)

Вот мы и подошли к теме урока «А ведь все это - биология!»

Целью урока является: повторение и закрепление основных терминов и понятий общей биологии, цитологии и биохимии.

Урок пройдет в форме: урок - соревнование.

В первом туре будут соревноваться 4 команды.

Во второй тур пройдут 2 команды, набравшие наибольшее количество баллов.

А сейчас представляю ассистентов, тех кто будет вас проверять и оценивать.

  1. Конкурсы.

Первый тур.

I конкурс. «Основы цитологии».

(Я зачитываю вопрос, команда знающая на него ответ поднимает кружок и только после этого говорит ответ. Кружки лежат у вас на столах. За каждое верно угаданное слово - 1 балл)

1. «Цитос» в переводе с латинского обозначает …? (клетка)

2. Дайте определение понятию цитология. (наука о клетке)

3. Что такое клетка? (это элементарная единица живой системы: она осуществляет обмен веществ и энергии, растет, размножается и передает по наследству свои признаки)

4. Кто открыл клетку? (Р. Гук, в 1665 году)

5. Какие органические вещества входят в состав клетки? (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)

6. Какого цвета хлоропласты? (зеленого)

7. Кто такие прокариоты? (организмы, не имеющие оформленного ядра)

8. Назовите главные химические элементы клетки. (водород, кислород, углерод, азот)

9. Какие неорганические вещества входят в состав клетки? (вода, минеральные соли)

10. Чем растительная клетка отличается от животной? (наличием клеточной стенки, пластид и вакуолей)

II конкурс. Кроссворд «Биологические дисциплины»

(У вас на столах лежит кроссворд. За каждое верно угаданную биологическую дисциплину команда получает - 1 балл)






1.


Б









2.




И











3.





О







4.






Л






5.






0











6.







Г




7.









И



8.









Я



  1. Как называется наука о растениях?

  2. Как называется наука о многообразии и классификации живых организмов?

  3. Как называется наука о взаимоотношении живых организмов между собой и окружающей их средой обитания?

  4. Как называется исторический процесс развития органического мира?

  5. Как называется наука, изучающая ископаемые остатки живых организмов?

  6. Как называется наука о животных?

  7. Как называется наука о создании новых и улучшении существующих сортов растений и пород животных?

  8. Как называется наука, изучающая строение органов?

III конкурс. «Верен ли ключ?»

(За каждое верно угаданное утверждение команда получает - 1 балл)

Если утверждение верное, поставьте «1».

Если утверждение неверное, поставьте «0».

  1. Бактерии и грибы питаются готовыми органическими веществами.

  2. Среда обитания животного - это окружающие его живые организмы и неживая природа.

  3. Хромосомы клетки находятся в цитоплазме.

  4. В процессе фотосинтеза органические вещества образуют только наземные растения.

  5. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что не имеют хлорофилла.

  6. Организм растения состоит из органов - корня и побега.

Ключ: 1 1 0 0 1 1

IV конкурс. Филворд «Найди слово»

(ответьте на вопрос и найдите ответ в наборе букв

Правильный ответ - 5 баллов)

В среднем на Земле она составляет ≈ 2,4 × 1012 тонн.

А

Э

И

А

Б

В

А

Н

Р

П

Ц

Р

О

Л

С

О

И

О

У

Е

Н

О

С

Р

Б

Ч

Р

Ф

А

Т

А

У

Ы

В

А

С

К

А

М

К

З

А

Д

О

В

П

О

Д

Р

А

С

Т

Е

Н

И

Я

Е

Л

И

И

С

Е

Б

А

Т

У

Н

Л

А

Л

О

Д



V конкурс. «Соедини верно - Ученые и их открытия»

(За каждую верно угаданную пару - 1 балл)

1609г. (Г. Галилей) Открыты бактерии.

1665г. (Р. Гук) Открыты вирусы.

1674г. (А. Левенгук) Сформулирована клеточная теория.

1892г. (Д. Ивановский) Изготовлен первый микроскоп.

1839г. (Т. Шванн, М. Шлейден) Открыта клетка.

VI конкурс. «Убери лишнее и определи царство»

(За каждый верный ответ - 1 балл)

  1. … - способность к фотосинтезу, наличие корней, гетеротрофный тип питания, наличие тканей, наличие листьев.

  2. … - подвижный образ жизни, способность к фотосинтезу, гетеротрофный тип питания, способность к активному заглатыванию пищи, отсутствие жесткой клеточной стенки.

  3. … - тело состоит из переплетающихся нитей, гетеротрофный тип питания, размножение спорами, малоподвижный образ жизни, способность существовать в симбиозе с растительными организмами, наличие жесткой клеточной стенки.

  4. … - наличие тканей, отсутствие ядра, одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, могут вызвать различные заболевания.

Второй тур.

«Заработай оценку»

На листе в клетку ставится точка, а затем от нее ведутся стрелки определенной длины и направления, в зависимости от правильного ответа.

1. Заражение болезнетворными бактериями происходит:

А - при контакте с больными и животными (контактный способ) (3 ↑)

Б - капельно-воздушным путем (2 →)

В - при потреблении продуктов, содержащих болезнетворные бактерии (3 ↓)

Г - всеми перечисленными путями (2 ←)

2. Грибы обитают:

А - в почве, в воде (1 ↑)

Б - на поверхности и внутри других организмов (2 ←)

В - на продуктах питания (2 →)

Г - все ответы верны (1 ↓)

3. Растения имеют способность расти:

А - в течение всей жизни (2 →)

Б - до определенного возраста (2←)

В - до определенных размеров (2 ↑)

Г - Б+В (2 ↓)

4. Среда обитания животного - это окружающие его:

А - живые организмы (3 ↑)

Б - неживая природа (2→)

В - живые организмы и неживая природа (2 ↓)

Г - растения (3 ←)

5. Клеточное строение организмов свидетельствует о:

А - принципиальном отличии растений от животных (1 →)

Б - единстве органического мира (2 ←)

В - принципиальном отличии животных от бактерий (1 ↑)

Г - принципиальном отличии растений от бактерий (2↓)


  1. Подведение итогов.

(Победившая команда получает отметку «отлично»)

4. Выставление отметок.

(Приложение №1)

Кроссворд «Биологические дисциплины»




1.


Б


о


т


а


н


и


к


а


2.


с


И


с


т


е


м


а


т


и


к


а


3.


э


к


О


л


о


г


и


я


4.


э


в


о


Л


ю


ц


и


я


5.


п


а


л


е


О


н


т


о


л


о


г


и


я


6.


з


о


о


л


о


Г


и


я


7.


с


е


л


е


к


ц


И


я


8.


а


н


а


т


о


м


и


Я

1. Как называется наука о растениях?

2. Как называется наука о многообразии и классификации живых организмов?

3. Как называется наука о взаимоотношении живых организмов между собой и окружающей их средой обитания?

4. Как называется исторический процесс развития органического мира?

5. Как называется наука, изучающая ископаемые остатки живых организмов?

6. Как называется наука о животных?

7. Как называется наука о создании новых и улучшении существующих сортов растений и пород животных?

8. Как называется наука, изучающая строение органов?

Приложение №2

А

Э

И

А

Б

В

А

Н

Р

П

Ц

Р

О

Л

С

О

И

О

У

Е

Н

О

С

Р

Б

Ч

Р

Ф

А

Т

А

У

Ы

В

А

С

К

А

М

К

З

А

Д

О

В

П

О

Д

Р

А

С

Т

Е

Н

И

Я

Е

Л

И

И

С

Е

Б

А

Т

У

Н

Л

А

Л

О

Д








Приложение №3

1609г. (Г. Галилей) Открыты бактерии.

1665г. (Р. Гук) Открыты вирусы.

1674г. (А. Левенгук) Сформулирована клеточная теория.

1892г. (Д. Ивановский) Изготовлен первый микроскоп.

1839г. (Т. Шванн, М. Шлейден) Открыта клетка.






Приложение №4

  1. Растения - способность к фотосинтезу, наличие корней, гетеротрофный тип питания, наличие тканей, наличие листьев.

  2. Животные - подвижный образ жизни, способность к фотосинтезу, гетеротрофный тип питания, способность к активному заглатыванию пищи, отсутствие жесткой клеточной стенки.

  3. Грибы - тело состоит из переплетающихся нитей, гетеротрофный тип питания, размножение спорами, малоподвижный образ жизни, способность существовать в симбиозе с растительными организмами, наличие жесткой клеточной стенки.

  4. Бактерии - наличие тканей, отсутствие ядра, одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, могут вызвать различные заболевания.






© 2010-2022