- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока биологии в 9 классе на тему Бесполое размножение
Конспект урока биологии в 9 классе на тему Бесполое размножение
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Северина И.В. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Северина Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории
МОАУ «Усть - Нюкжинская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока - Бесполое размножение, 9 класс
Объяснительная записка
Содержание учебного материала соответствует требованиям авторской программы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова, В.И.Сивоглазова.
Данную тему целесообразно изучать с использованием медиапрезентации. Это позволяет обеспечить более высокий уровень динамичности, наглядности урока. Таким образом, можно увеличить объём учебной информации по сравнению с традиционными методами. Данный метод способствует поддержанию познавательного интереса и познавательной активности учащихся.
Подробный конспект урока
Тема урока «БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: изучить основные формы бесполого размножения; выявить роль бесполого размножения.
Задачи урока:
-
Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями полового и бесполого размножения; показать многообразие способов бесполого размножения, определить роль бесполого размножения.
-
Развивающие: развитие общеучебных умений и навыков (работа с материалом учебника, картой урока); развитие логического мышления (умение делать сравнения, формулировать выводы, умение проводить синтез и анализ), развитие внимания.
-
Воспитательные: воспитание эстетики и культуры умственного труда; формирование познавательного интереса к предмету биологии.
Методы проведения урока: эвристический (беседа); частично - поисковый (работа с учебником); исследовательский (анализ иллюстраций) с использованием медиа презентации и материала учебника; объяснительно - иллюстративный; тестирование.
ЗУНК В результате учебной деятельности на уроке ученик должен:
-
иметь представление об основных формах размножения организмов
-
усвоить понятия «гермафродитизм», «партеногенез», «митоз», «спора», «вегетативное размножение», «почкование»
-
уметь объяснять суть различных способов бесполого размножения
-
иметь представление о роли бесполого размножения в природе и жизни человека
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Биология 9 класс» авт. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, учебная карта, тест для проверки полученных знаний, лист самооценки с дифференцированным домашним заданием.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-
приветствие
-
проверка наличия учащихся
-
обратить внимание учащихся на то, что им понадобится для работы на уроке: учебник, ручка, карта урока, лист самооценки, лист с тестом и дифференцированным домашним заданием.
2. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы познакомимся с уникальным явлением живой природы - «создание» новой жизни. Узнаем, каким образом может «создаваться» новая жизнь. Познакомимся с особенностями и формами «клонирования», а также определим, в каких областях науки и практики могут быть использованы полученные на уроке знания. Лист самооценки и вопросы теста отложите пока в сторону. В карте урока укажите фамилию, имя.
3. Изучение нового материала с использованием медиапрезентации «Бесполое размножение»
Медиапрезентация не имеет названия темы урока. Тему учащиеся должны сформулировать самостоятельно на определённом этапе урока.
Учитель: А теперь обратите внимание на школьную доску.
Ознакомьтесь с планом урока.
План урока:
-
Уникальное явление - «создание» новой жизни.
-
Новая жизнь? Каким образом?
-
Формы «клонирования» организмов и их особенности.
Cлайд 1. «Заставка для медиапрезентации»
Учитель (демонстрирует слайд 2): Внимательно рассмотрите изображенные на слайде организмы. Прокомментируйте увиденное. Какое свойство всех живых организмов представлено на слайде?
Слайд 2. «Размножение» (На слайде размещены живые организмы: гидра, смородина, картофель, пырей, земляника, на примере которых демонстрируется одно из свойств живых организмов - размножение).
Учащиеся самостоятельно определяют, какое из свойств живых организмов на нём представлено.
Учащиеся: - На слайде представлен процесс размножения различных организмов.
Учитель: - Дайте определение понятию «размножение».
Учащиеся: - Размножение - это способность организмов воспроизводить себе подобных.
Слайд 3. «Определение понятия размножения» (На данном слайде представлено определение понятия «размножение»).
Учитель: Запишите определение понятия «размножение» в учебную карту.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего раздела общей биологии - «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Благодаря размножению существует преемственность между родительскими особями и их потомством, а также поддерживается существование любого вида живых организмов. Какие?
Слайд 4. «Какие типы размножения представлены?» (Учащимся предлагается внимательно рассмотреть изображенные на слайде организмы: гидру, смородину, картофель, пырей, землянику и определить характерный для них тип размножения.)
Учитель: Какие типы размножения организмов представлены на экране?
Учащиеся: На слайде представлены два типа размножения: половое и бесполое размножение.
Учитель: В природе существует множество форм размножения организмов, но все они объединены в два типа: половое и бесполое. Таким образом, возникает новая жизнь.
Слайд 5. «Схема: типы размножения» (На слайде представлена схема типов размножения организмов.)
ТИПЫ РАЗМНОЖЕНИЯ
1. ПОЛОВОЕ 2. БЕСПОЛОЕ
Учитель: Укажите в схеме учебной карты типы размножения, представленные на слайде.
Учитель: Какое размножение называют половым? Попытайтесь дать определение.
Учитель: Откройте учебник на странице 146, найдите определение полового размножения и прочитайте вслух. Запишите определение в карту урока.
Слайд 6. «Половое размножение» (На слайде представлен процесс размножения гидры и даётся определение полового размножения.)
Учащиеся: Половым размножением называют смену поколений и развитие организмов из половых клеток, образующихся в половых железах .
Учитель: В природе существуют обоеполые организмы - гермафродиты, у которых яйцеклетки и сперматозоиды формируются в одном организме. Обоеполые организмы есть среди беспозвоночных животных, покрытосеменных растений. Есть в природе и такие организмы, которым для размножения не нужен партнёр. Тли, трутни у пчёл развиваются из неоплодотворённой яйцеклетки. Такое явление называют партеногенезом.
Учитель: Мы определили, какое размножение называют половым. А какой тип размножения называют бесполым? На странице 146 учебника найдите определение бесполого размножения, прочитайте вслух, запишите в карту урока.
Учащиеся: 2. Бесполое размножение - это процесс образования и развития организмов из неполовых, соматических клеток.
Слайд 7. «Бесполое размножение». (На слайде даётся определение бесполого размножения, изображены пырей и земляника.)
Учитель: Итак, тема нашего урока: «Бесполое размножение».
Запишите тему урока в учебную карту.
Цель урока: ознакомиться с основными формами бесполого размножения, определить его особенности, выявить роль.
Учитель проводит физминутку (с целью снятия глазного и статического напряжения)
Существует множество форм бесполого размножения. С некоторыми из них мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
Слайд 8. «Митотическое деление клетки» (На слайде представлен процесс размножения эвглены зелёной.)
Учитель: Многие простейшие (амёба, эвглена зеленая и др.), одноклеточные водоросли размножаются путем митотического деления клетки. Найдите определение митотического деления в учебнике на стр. 147. Прочитайте, выпишите определение в таблицу учебной карты. Приведите примеры организмов, способных размножаться таким образом.
Учащиеся: Митотическое деление - это способ деления клеток, заключающийся в точном распределении генетического материала между дочерними клетками.
Слайд 9. «Спорообразование» (На слайде представлен зелёный мох кукушкин лён и процесс его размножения.)
Учитель: Внимательно рассмотрите слайд. Таким способом размножаются грибы, мхи, водоросли, папоротникообразные и некоторые другие организмы. Найдите определение спорообразования в учебнике на стр. 147. Прочитайте, выпишите определение формы размножения в таблицу. Приведите примеры живых организмов, которые размножаются таким образом.
Учащиеся: Спорообразование - это процесс образования и развития организма из микроскопических зачатков организма, называемых спорами.
.Слайд 10. «Почкование». (На слайде представлены организмы, которые способны размножаться почкованием: дрожжи и гидра.)
Учитель: У дрожжевых грибов при почковании на материнской клетке первоначально образуется бугорок, содержащий ядро - это почка. Она растет, достигает размеров материнской клетки, а затем отделяется и переходит на самостоятельное существование. У пресноводной гидры почка состоит из группы клеток обоих слоев стенки тела. Почкование завершается образованием маленькой гидры, которая отделяется от материнского организма. Найдите определение почкования в учебнике на стр. 147. Прочитайте, выпишите определение почкования в таблицу. Приведите примеры организмов, которые размножаются таким способом.
Учащиеся: Почкование - это процесс развития организма из почки, образовавшейся на теле матери или материнской клетки.
Слайд 11. «Вегетативное размножение». (На слайде представлены растения, способные размножаться вегетативным способом: земляника, дикий лук, картофель, ирис, элодея.)
Учитель: Клубнями размножают картофель. С помощью черенков размножают виноград, смородину, крыжовник. Землянику размножают усами. Бегонию размножают листовыми черенками. С помощью черенков из боковых корней размножают малину, вишню, розу. С помощью корневых клубней размножают георгины. Осот с помощью корневища может дать более тысячи новых особей на 1м2 почвы. Найдите определение вегетативного размножения в учебнике на стр. 148. Прочитайте, выпишите определение в таблицу. Приведите примеры организмов, которые таким образом могут размножаться.
Учащиеся: Вегетативное размножение - это размножение растительных организмов частями тела.
А теперь нам необходимо определить особенности полового размножения.
Слайд 12. «Назовите особенности бесполого размножения» (На слайде представлены: гидра, земляника, пырей, картофель, смородина.)
Учитель: Внимательно рассмотрите следующий слайд и попытайтесь ответить на мои вопросы.
1. Из каких клеток формируется новый организм при бесполом размножении?
2. Сколько особей участвует в бесполом размножении?
3. Каково сходство по наследственным признакам потомства и материнской особи?
Учащиеся:
1. Новый организм формируется из соматических (неполовых) клеток.
2. Участвует одна родительская особь.
3. Материнская особь и её потомство одинаковые по наследственным признакам.
Слайд 13. «Особенности бесполого размножения» (На слайде перечисляются особенности бесполого размножения.)
Учитель: Запишите данные утверждения в учебную карту. Подумайте над вопросом: какое отношение к теме урока имеет понятие «клонирование»? Где данное свойство живых организмов можно использовать?
Учащиеся: «Клонированием» живых организмов можно считать бесполое размножение. Формы бесполого размножения издавна человек использует в своих целях: в кондитерской промышленности, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине.
Физминутка для снятия глазного напряжения.
Проверка и оценивание ЗУНКов. Определение уровня усвоения полученных знаний. Тестирование.
Инструктаж по работе с тестом.
Ответы на вопросы теста.
Взаимопроверка.
Слайд 14. «Ключ к ответам на вопросы теста» (Демонстрируются правильные ответы)
Проведение взаимопроверки.
Слайд 15. «Ответы на задание №2» (Правильные ответы на задание №2.)
Проведение взаимопроверки.
Самооценка. Определение количества набранных баллов.
Инструктаж по выполнению домашнего задания. Дифференцированное домашнее задание. Статистика:
набрали 15 и более баллов -
набрали 11 - 12 баллов -
набрали 8 - 9 баллов -
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы:
-
Познакомились с уникальным явлением живой природы - размножением.
-
Узнали, что новый организм может сформироваться в результате полового или бесполого размножения.
-
Существует несколько форм «клонирования» живых организмов: митотическое деление, спорообразование, почкование, регенерация, вегетативное размножение.
-
Различные формы «клонирования» можно использовать в кондитерской промышленности, хлебопечении, медицине, сельском хозяйстве, и т.д.
-
При бесполом размножении новый организм формируется из соматических клеток, в размножении участвует одна родительская особь, потомство и родительская особь одинаковые по наследственным признакам.
Приложение 1
Учебная карта
Дата ___________________
Фамилия, Имя учащегося _________________________
Тема урока_______________________________________
___________________________________________________________
Размножение____________________________________________________
________________________________________________________________
Типы размножения
1____________________________ 2___________________________
1.Половое размножение_________________________________________
______________________________________________________________
2.Бесполое размножение_________________________________________
_______________________________________________________________
Заполни таблицу:
Формы бесполого размножения
Определение
Примеры организмов
1.Митотическое деление клетки
2.Спорообразование
3.Почкование
4.Вегетативное размножение
Особенности бесполого размножения:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Задание1. Тест по теме «Бесполое размножение»
Выбери один правильный ответ. Задание оценивается в баллах. За каждый правильный ответ - 1 балл.
-
Бесполым размножением не является
а) вегетативное
б) спорообразование
в) семенное
-
Бесполое размножение встречается
а) у амёбы
б) у лягушки
в) у пшеницы
-
Почкование - способ размножения
а) берёзы
б) белого гриба
в) дрожжей
-
Деление клетки митозом - способ размножения
а) простейших
б) круглых червей
в) кишечнополостных
-
Вегетативное размножение характерно для
а) рыб
б) картофеля
в) моллюсков
-
Зооспоры у водорослей служат для
а) прикрепления к подводным предметам
б) паразитизма на других растениях
в) бесполого размножения
-
Гидра размножается половым способом
а) при неблагоприятных условиях
б) никогда
в) постоянно
-
Бактерии размножаются
а) почкованием
б) делением клеток митозом
в) вегетативно
-
Лишайники размножаются
а) почкованием
б) делением клеток митозом
в) вегетативно
-
Земляника может размножаться
а) почкованием
б) вегетативно
в) спорами
Правильных ответов______
Баллов _________________
Задание 2.
Против каждого выражения укажите форму бесполого размножения
За каждый правильный ответ - 1 балл.
1. Размножение ламинарии спорами -
2. Размножение ягеля частями слоевища -
3. Размножение амёбы обыкновенной -
4. Размножение белого гриба частями грибницы -
5. Размножение фиалки листовыми черенками -
Правильных ответов_______
Баллов _______________
Приложение 3
Лист самооценки
1. Получено баллов за задание № 1 (тест)________________
2. Получено баллов за задание № 2 _____________________
3. Получено за работу на уроке ________________________
Всего набрано баллов ______________________________
Критерии оценки:
Если набрали 15 баллов и более - «5»
Если набрали 11 - 12 баллов - «4»
Если набрали 8 - 9 баллов - «3»
Оценка__________
Дифференцированное домашнее задание
Если набрали 15 баллов и более - п. 30, стр. 146 учебника, ответить на вопросы, составить кроссворд по изучаемой теме.
Если набрали 11 - 12 баллов - п. 30, стр. 146 учебника, ответить на вопросы, выполнить задания № 1, 2 , приведённые ниже.
Если набрали 8 - 9 баллов - п. 30, стр. 146 учебника, ответить на вопросы, выполнить задание № 2, приведённое ниже.
Задание № 1
Укажите форму вегетативного размножения следующих растительных организмов:
а) гладиолус -
б) пырей -
в) малина -
г) лук -
д) лютик ползучий -
Задание № 2
Против каждого выражения укажите тип размножения:
а) размножение тюльпанов луковицами -
б) размножение земляники семенами -
в) появление молодой поросли берёзы -
г) размножение красной смородины черенками -