Рабочая программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология». авторов И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.

Цели программы:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи программы:

1) обучения:

  • создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

  • обеспечить усвоение обучающимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;

  • добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

  • продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы;

2) развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

3) воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Учебный план МКОУ Новомарковской СОШ;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе «Общей биологии» существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Общей биологии» отведено экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

программа содержит сведения предусмотренные стандартом биологического образования, в ней имеются все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного раздела упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом их образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала.

В учебнике к данной программе часть текста дана шрифтом, отличным от основного. Этот материал предназначен для тех, кто хочет узнать больше о живой природе и изучать материал на повышенном уровне, что может быть использовано учителем при разноуровневом и дифференцированном обучении.

Данная программа имеет межпредметные связи с другими изучаемыми предметами, что способствует интеграции образования.

Программа позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

согласно программе И.Н. Пономаревой все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изучаются следующим образом: в 7 классе - «Животные», в 8 классе - «Человек», в 9 классе - «Основы общей биологии». Это позволяет ученикам, оканчивающим основную школу, получить полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы. Изучение биологии в 7- 9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Изучение курса «Общая биология» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях.

Количество учебных часов - 68 (2 часа в неделю), в том числе лабораторных работ - 7, экскурсии - 4.

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);

  • уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);

  • уроки - публичные формы общения (конференция, дискуссия, аукцион, ярмарка, телепередача, консилиум и т. д.);

  • уроки, имитирующие деятельность учреждений (суд, следствие, учёный совет, патентное бюро и т.д.)

  • уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-вернисаж, спектакль, студия, салон и т.д.);

  • уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);

  • уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)

  • интегрированные уроки;

  • лабораторные работы;

  • экскурсии;

  • заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.

Технологии обучения:

  • технология объяснительно-иллюстративное обучение;

  • технология разноуровневого дифференцированного обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология проектного обучения;

  • личностно-ориентированные технологии обучения;

  • игровые технологии;

  • информационные технологии обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц), подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.

Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные и групповые формы работы, уроки - публичные формы общения, уроки, имитирующие деятельность учреждений, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь.

Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, технологии проектного обучения по программе Intel-Обучение для будущего, различные формы самостоятельных работ.

Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, пишут рефераты, готовят сообщения и доклады, готовят презентации; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Для формирования компетенции личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила личной гигиены, экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, учатся заботиться о собственном здоровье. Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Виды и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;

  • тематическое тестирование (приближенное к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ);

  • устные зачёты;

  • лабораторный контроль;

  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);

  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);

  • промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий (приближенных к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ).

Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.

Информация об используемом учебнике:

Пономарёва и. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Содержание учебной программы:

Введение (3 ч)

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе.

Экскурсия № 1. Биологическое разнообразие вокруг нас.

Требования к уровню подготовки обучающихся по 1 разделу.

Обучающиеся должны знать:

- на базовом уровне:

общие свойства живого, многообразие форм жизни, уровни организации живой природы;

- на повышенном уровне:

причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле.

Обучающиеся должны уметь:

- на базовом уровне:

объяснять значение биологических знаний для современного человека, давать характеристику уровням организации живой природы;

- на повышенном уровне:

доказывать, что любой организм - это биосистема.

1. Основы цитологии (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клеток.

Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органические вещества в ней. Их функции. Вода и ее роль в клетках. Углеводы (полисахариды), жиры и липиды. Их разнообразие и свойства.

Белки. Аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль.

Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения.

Строение клетки. Основные компоненты клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Разнообразие клеток. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Автотрофы и гетеротрофы.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке - фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.

Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа № 1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Требования к уровню подготовки обучающихся по 1 разделу.

Обучающиеся должны знать:

- на базовом уровне:

основные положения клеточной теории, химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ, строение и функции основных органоидов клетки, особенности клеток про- и эукариот, сущность пластического и энергетического обмена веществ, сущность биосинтеза белка, фотосинтез, его значение;

- на повышенном уровне:

историю развития учения о клетке, строение и функции НАДФ, взаимосвязи строения и функций органоидов клетки, сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток, этапы энергетического и пластического обмена, свойства генетического кода.

Обучающиеся должны уметь:

- на базовом уровне:

пользоваться цитологической терминологией, характеризовать основные положения клеточной теории, объяснять роль химических веществ в жизни клетки, пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом, читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их;

- на повышенном уровне:

сравнивать строение клеток, находить взаимосвязь между строением и функциями, делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице, находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ, применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов, уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы.

2. Организм, его свойства и развитие (5 ч)

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы, их свойства. Формы размножения организмов. Бесполое и половое. Вегетативное размножение.

Деление клетки прокариот и эукариот. Подготовка клетки к делению. Митоз и его фазы. Гаплоидные и диплоидные наборы хромосом.

Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль бесполого и полового способов размножения.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Обучающиеся должны знать:

- на базовом уровне:

формы размножения организмов: бесполое и половое, способы деления клеток, фазы митоза, видовое постоянство числа хромосом, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, биологическое значение митоза и мейоза, оплодотворение, развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла, постэмбриональное развитие: прямое и непрямое;

- на повышенном уровне:

фазы мейоза, сравнительная характеристика митоза и мейоза, зародышевые листки и органогенез.

Обучающиеся должны уметь:

- на базовом уровне:

пользоваться терминологией, определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза;

- на повышенном уровне:

давать сравнительную характеристику процессам митоза и мейоза, раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)

3. Основы генетики (9 ч)

Основные понятия генетики. Понятие о гене, генетике, наследственности и изменчивости. Законы наследственности, закономерности изменчивости.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Генотип и фенотип.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом, у человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Причины мутаций. Значение мутаций для жизнеспособности особей. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторная работа № 3. Решение генетических задач.

Лабораторная работа № 4. Генотипические и фенотипические проявления у особей вида (или сорта), но произрастающих в неодинаковых условиях.

Обучающиеся должны знать:

- на базовом уровне:

генетическую символику и терминологию, законы Менделя, схемы скрещивания, хромосомное определение пола, особенности изучения наследственности человека, модификационную и мутационную изменчивость, их причины, значение генетики для медицины и здравоохранения;

- на повышенном уровне:

цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя, причины отклонения от них (закон Т. Моргана), хромосомную теорию наследственности, взаимодействие генотипа и среды при формировании признака, норма реакции, взаимосвязь наследственности и изменчивости в процессе эволюции, закон гомологических рядов.

Обучающиеся должны уметь:

- на базовом уровне:

характеризовать методы и законы наследственности, решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание, строить вариационный ряд и вариационную кривую;

- на повышенном уровне:

находить причинно-следственные связи в генетических явлениях, сравнивать генотипы и фенотипы, гомо- и гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость, объяснять генетические законы с позиций цитологии, определять сферу действия генетических законов применительно к конкретной ситуации, обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами, решать задачи на наследование, сцепленное с полом и группы крови.

4. Основы селекции растений и животных (4 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов, понятие о биотехнологии.

Обучающиеся должны знать:

- на базовом уровне:

основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный), основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание, что такое биотехнология;

- на повышенном уровне:

учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез, основные местные сорта и породы, методы работы И. В. Мичурина, основные направления развития биотехнологии.

Обучающиеся должны уметь:

- на базовом уровне:

пользоваться научной терминологией, характеризовать основные методы селекции, приводить примеры;

- на повышенном уровне:

применять знания законов наследственности и изменчивости для обоснования выбора методов селекции, раскрывать практическую значимость генетических законов в народном хозяйстве и на этой основе обосновывать развитие биотехнологии.

5. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч)

Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Современная форма развития жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в археозойскую эру. Усложнение жизни в протерозое. Эволюция от анаэробного к аэробному способам дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород, формирование первичных почв.

Освоение растениями суши в палеозойскую эру. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты, приспосабливающие животных к наземному образу жизни.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия № 2. «История живой природы в Елецком районе» (посещение краеведческого музея г. Ельца).

Обучающиеся должны знать:

- на базовом уровне:

развитие взглядов на возникновение жизни, основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину, основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события;

- на повышенном уровне:

современные гипотезы возникновения жизни, характеристику основных этапов, периоды в разных эрах развития жизни на Земле.

Обучающиеся должны уметь:

- на базовом уровне:

давать определение понятия жизни, характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни;

- на повышенном уровне:

приводить доказательства в пользу абиогенного происхождения жизни.

6. Эволюционное учение (9 ч)

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин - создатель материалистической теории эволюции.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Изменчивость организмов в природных условиях. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида, как генетическая система и единица эволюции.

Основные закономерности эволюции. Популяция и вид как надорганизменные биосистемы.

Образование новых видов в природе. Роль изоляции в расхождении видов. Видообразование. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Нарастание биологического разнообразия. Отражение хода эволюции в систематике растений и животных. Понятие о коэволюции видов.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа № 5. Изучение изменчивости у организмов.

Экскурсия № 3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе.

Обучающиеся должны знать:

- на базовом уровне:

эволюционную теорию Ч. Дарвина, движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические, вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции, формирование приспособлений в процессе эволюции, видообразование: географическое и экологическое, главные направления эволюции: прогресс и регресс, пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация;

- на повышенном уровне:

различные точки зрения на эволюцию, взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка на природу, гомологичные и аналогичные органы, биогенетический закон, биогеографические доказательства эволюции (реликты), взаимосвязь движущих сил эволюции, другие факторы эволюции: изоляция и дрейф генов, относительность критериев вида, формы естественного отбора, механизм возникновения приспособлений организмов к среде обитания.

Обучающиеся должны уметь:

- на базовом уровне:

пользоваться научной терминологией, характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида, иллюстрировать примерами главные направления эволюции, выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных;

- на повышенном уровне:

7. Происхождение человека (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными.

Доказательства происхождения человека от животных. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

Человеческие расы, и родство и происхождение. Человек как единый биологический тип. Движущие силы и этапы эволюции человека. Древнейшие, древние люди, становление человека разумного. Этапы развития материальной культуры человечества. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Обучающиеся должны знать:

- на базовом уровне:

факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных, движущие силы антропогенеза: биологические и социальные, этапы антропогенеза, расы, их краткая характеристика;

- на повышенном уровне:

работы Ф. Энгельса, различные точки зрения на происхождение человека.

Обучающиеся должны уметь:

- на базовом уровне:

характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза, давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям, определять по рисункам расы человека;

- на повышенном уровне:

делать выводы о происхождении человека от животных, давать сравнительную характеристику особенностей строения и образа жизни палеонтологических предков человека, использовать теорию антропогенеза для доказательства антинаучной сущности расизма.

8. Основы экологии (12 ч)

Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой.

Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и другие организмы как среда обитания.

Общие законы действия факторов среды на организмы. Законы: оптимума, лимитирующего фактора, комплексное действие факторов. Учет меры действия факторов как необходимый принцип в хозяйственной деятельности человека (удобрения, ядохимикаты, лекарства, радиация и другие загрязнения окружающей среды). Понятие экстремальных условий.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности). Экологические группы и жизненные формы организмов.

Суточные, сезонные и приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов как адаптации их к ритмам внешней среды. Свет как сигнал сезонных изменений. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные демографические и структурные характеристики популяции: рождаемость, смертность, численность, плотность, возрастная и половая структура. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Причины массового размножения популяций и видов. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярусное строение, количественное участие видов, средообразователи, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Связи: хищника и жертвы, паразита и хозяина, конкуренции. Взаимовыгодные отношения. Симбиоз. Понятие биологической продукции. Первичная и вторичная биологическая продукция, их соотношение. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Связи в экосистемах. Цепи и циклы питания. Круговорот веществ и баланс потоков вещества и энергии как основа устойчивости экосистемы. Роль разнообразия видов в устойчивости экосистем.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Понятие сукцессии как процесса развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Агроценоз, его особенности и значение для человека. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Рациональное использование биологических ресурсов. Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов.

Биосфера как система жизнеобеспечения человечества. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере и устойчивом развитии общества на Земле.

Экологические потребности и экологическая ответственность людей. Роль экологической культуры у человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа № 6. Приспособленность организмов и ее относительность.

Лабораторная работа № 7. Оценка качества окружающей среды.

Экскурсия № 4.Парк как пример искусственного биогеоценоза.

Обучающиеся должны знать:

- на базовом уровне:

предмет и задачи экологии, основные экологические факторы, структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи, что такое биосфера, границы биосферы, биомассу поверхности суши и Мирового океана, функции живого вещества, роль человека в биосфере;

- на повышенном уровне:

характер приспособлений организмов к различным экологическим факторам, сезонные изменения, фотопериодизм, биоритмы и биочасы, способы саморегуляции живых систем, агроценозы, плотность жизни, круговорот веществ в биосфере.

Обучающиеся должны уметь:

- на базовом уровне:

пользоваться научной терминологией, характеризовать экологические факторы, приводить примеры биогеоценозов, составлять цепи питания, определять границы биосферы, характеризовать функции живого вещества, приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу;

- на повышенном уровне:

выявлять взаимосвязь организмов с экологическими факторами, выявлять биотические взаимосвязи, вскрывать причины сезонных изменений в природе, показывать возможные пути применения экологических знаний в практической деятельности человека, устанавливать связи между основными компонентами биосферы, обосновывать значение круговорота веществ, доказывать относительную устойчивость биосферы

Заключение (1 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности человека.

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

Лабор.

работы

Экскурсии

1.

Введение

3


1

2.

Основы цитологии

10

1


3.

Организм, его свойства и развитие

5

1


4.

Основы генетики

9

2


5.

Основы селекции растений и животных

4



6.

Происхождение жизни и развитие органического мира

4


1

7.

Эволюционное учение

9

1

1

8.

Происхождение человека

6



9.

Основы экологии

12

2

1

10.

Заключение

1



Повторение. Подготовка к ГИА.

5






















п/п

Тема

К-во час

Дата

Тип

урока

Оборудование

Монито-ринг

Базовый уровень

Уровень возможностей

Д/з

Примечание


Введение в основы общей биологии (3 час)

1.

Биология - наука о живом мире

1

Урок актуализации знаний

Биология - наука о живой приро­де. Роль биологии в практиче­ской деятельности людей. Мето­ды изучения живых объектов: биологический эксперимент, на­блюдение, описание и измере­ние биологических объектов.

Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация.

Этапы научного исследования

§1, п.т. задание №1, 2, 5,6,7

2.

Общие свойства живых организмов

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный пректор

Основные понятия

Жизнь

Открытая система Факты Отличительные особенности жи­вых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изме­нения окружающей среды, го-меостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчи­вость, приспособление к опреде­ленной среде обитания. Обмен веществ, процессы син­теза и распада.

Особенности развития: упорядо­ченность, постепенность, после­довательность, реализация на­следственной информации

§2, п.т. задание №1,3,6, 7

3.

Многообразие живых организмов (экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»)

1

Урок актуализации знаний

Таксон

Система

Иерархия

Факты

Уровни организации живой при­роды.

Многообразие живых организ­мов.

Краткая характеристика естест­венной системы классификации живых организмов. Царства жи­вой природы.

§3, задание «Проверьте себя» стр.12; п.т. задание № 6, 7;



1(4)

Цитология - наука, изучающая живую клетку. Многообразие клеток

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

*Цитология

Факты Клетка - основная структурная и функциональная единица орга­низмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Теория Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Нарушения в строении и функционирова­нии клеток - од­на из причин заболеваний организмов.

§4, п.т. задание № 1-5,8

2(5)

Химический состав клетки.

1

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Микроэлементы

Макроэлементы

Углеводы

Липиды

Гормоны

Факты Особенности химического соста­ва живых организмов. Микро­элементы и макроэлементы, их вклад в образование неоргани­ческих и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические, органические вещества, их роль в организме

§5, п.т. задание № 1-3, 6-8

3(6)

Органические вещества клетки.

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Белки

Гло6ула

Гормоны

Ферменты

Нуклеиновые кислоты

Нуклеотид

Факты Особенности химического соста­ва живых организмов. Органиче­ские вещества, их роль в орга­низме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нук­леиновые кислоты, их структура и функции.

Объекты Молекула белка, нуклеиновых кислот-ДНК, РНК.

§6, п.т. задание № 3,6,8

4(7)

Строение клетки

1

(УИиПЗНЗ)

DVD - плеер, телевизор, микролаборатория

Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клетки»

Цитоплазма Эукариоты Прокариоты

Факты Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клет­ки бактерий. Прокариоты, эука­риоты. Клеточное строение орга­низмов как доказательство их родства, единства живой приро­ды. Вирусы - неклеточные фор­мы.

Внутриклеточ­ное перевари­вание.

§7, п.т. задание № 1,2,6,7

5(8)

Основные органоиды клетки растений и животных.

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Тест

Факты

Особенности строения расти­тельной, животной, бактериаль­ной клеток.

Объекты Эукариотические клетки расте­ний, животных. Клетки бактерий.

§8, п.т. задание № 1,3-7

6(9)

Обмен веществ и энергии в клетке

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Ассимиляция

Диссимиляция

Фермент

Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых орга­низмов, основа жизнедеятельно­сти клетки. Ассимиляция и дис­симиляция - противоположные процессы.

Синтез белка и фотосинтез -важнейшие реакции обмена ве­ществ.

Процессы Обмен веществ

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.

§9, п.т. задание № 3-5

7

(10)

Биосинтез белков в живой клетке

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

тест

Основные понятия

Ген

Триплет

Генетический код

Кодон

Транскрипция

Антикодон

Трансляция

Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых орга­низмов, основа жизнедеятельно­сти клетки.

Процессы

Механизм транскрипции, меха­низм трансляции.

Закономерности

Принцип комплементарности. Реализация наследственной ин­формации в клетке (биосинтез белков).

§10, п.т. задание № 2-4,6

8

(11)

Биосинтез углеводов - фотосинтез.

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Питание

Фотосинтез

Фотолиз

Факты Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космиче­ская роль зеленых растений.

Объекты Хлоропласты.

Процессы Световая и темновая фазы фо­тосинтеза.

Хемосинтез как способ питания

§11, п.т. задание № 2,5

9

(12)

Обеспечение клетки энергией

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Гликолиз

Брожение

Дыхание

Факты Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Процессы Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, непол­ное бескислородное расщепление. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы.

Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточ­ное пищеварение и накопле­ние энергии.

§12, п.т. задание № 1,3,4

10

(13

Обобщающий урок по теме «Цитология»

1

Урок контроля, оцен­ки и коррекции зна­ний

Контрольная

работа №1



1

(14)

Типы размножения организмов

1

УИиПЗНЗ

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Размножение

Бесполое размножение

Вегетативное размножение

Гаметы

Гермафродиты

Факты Половое и бесполое размноже­ние. Бесполое размножение - древнейший способ размноже­ния. Виды бесполого размноже­ния: деление клетки, митоз, поч­кование, деление тела, спорооб­разование.

Виды вегетативного размноже­ния.

Процессы

Размножение

§13, п.т. задание № 2,3, 5,6

2

(15)

Деление клетки. Митоз.

1

(УИиПЗНЗ)

Микролаборатория

Л/р №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения».

Основные понятия

Интерфаза Митоз

*Редупликация *Хроматиды

Факты Деление клетки эукариот. Биоло­гический смысл и значение мито­за (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологиче­ских условиях). Деление клетки прокариот.

Процессы Митоз.

Дифференцировка клеток много­клеточного ор­ганизма. Митотический цикл: интерфаза, ре­дупликация ДНК; митоз, фа­зы митотическо­го деления и преобразования хромосом.

§14, п.т. задание № 3-5

3

(16)

Образование половых клеток. Мейоз

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом

Факты Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Оплодотворение, его биологиче­ское значение.

Объекты Половые клетки: строение, функции.

Процессы Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оп­лодотворение.

Сущность мейоза: мейоз I (профаза I, ме­тафаза I, ана­фаза I, телофаза I), мейоз II (профаза II метафаза II, анафаза II, телофаза II).

§15, п.т. задание № 1,3-5,7,8

4

(17)

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.

1

(УИиПЗНЗ)

Основные понятия

Оплодотворение, Онтогенез, Эмбриогенез

Факты Рост и развитие организмов. Он­тогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Процессы Дробление. Гаструляция. Орга­ногенез.

Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).

Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша -бластулы. Гаструляция; первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. влияние факторов среды на онтогенез. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека.

§16, п.т. задание № 1,3,5

5

(18)

Обобщающий урок по теме «Размножение и развитие организмов»

1

Урок контроля, оцен­ки и коррекции зна­ний

Контрольная

работа №2



1

(19)

Наука генетика. Из истории развития генетики.

1

Урок актуализации знаний

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Краткий экскурс в историю генетики.

§17, п.т. задание №3,7

2

(20)

Основные понятия генетики.

1

(УИиПЗНЗ)

Основные понятия

Гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, , рецессивный признак, аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

§18, п.т. задание №1-3

3

(21)

Генетические опыты Г.Менделя

1

Урок изучения нового материала

DVD - плеер, телевизор

Биологический диктант

Основные понятия

моногибридное скрещивание

Факты.

Наследственность - свойство организмов. Использование Г.Менделем гибридологического метода. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей.

Закономерности.

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1.

§19, п.т. задание № 3-5

4

(22)

Дигибридное скрещивание

1

(УИиПЗНЗ)

DVD - плеер, телевизор

Основные понятия

Генотип

Дигибридное скрещивание

Полигибридное скрещивание

Фенотип

Факты Наследственность - свойство организмов. Условия проявления закона независимого наследова­ния.

Соотношение генотипов и фено­типов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.

Процессы

Механизм наследования призна­ков при дигибридном скрещива­нии.

Закономерности Закон независимого наследова­ния.

§20, п.т. задание № 2,3,6,8

5

(23)

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

1

(УИиПЗНЗ)

DVD - плеер, телевизор

Л/р №3 «Решение генетических задач»

Основные понятия

Локус гена , перекрёст, конъюгация, сцепленные гены.

Факты

Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрёст хромосом.

§21, п.т. задание № 4-7

6

(24)

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1

(УИиПЗНЗ)

Основные понятия

Аллельные гены, генотип, фенотип, доминирование.

Факты

Генотип- система взаимодействующих генов. Количественные и качественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие.

§22, п.т. задание № 1,4,6

7

(25)

Наследование признаков, сцепленных с полом

1

(УИиПЗНЗ)

DVD - плеер, телевизор

Основные понятия

Гетеро- гомогаметный пол, половые хромосомы. Закон сцепленного наследования.

Факты

Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека.

Процессы

Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

§23, п.т. задание № 3,5

8

(26)

Наследственные болезни человека

1

(УИиПЗНЗ)

DVD - плеер, телевизор

Тест

Основные понятия

Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Факты

Причины проявления наследственных заболеваний человека.

Значение генетики в медицине и здравоохранении.

§26

9

(27)

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

(УИиПЗНЗ)

Основные понятия

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия

Факты

Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций: генные. Геномные, хромосомные. Виды мутагенов.

Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Роль мутации в эволюционном процессе. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

§24, п.т. задание № 3,5,6

10

(28)

Другие типы изменчивости

1

Урок актуализации знаний

интерактивная доска

Л/р №4 «Изучение изменчивости у организмов»

Основные понятия

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Факты

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость, её характеристика

Онтогенетическая изменчивость

§25, п.т. задание № 3,4,6,8

11

(29)

Обобщающий урок .

1

Урок обобще-ния и систематизации знаний




1

(30)

Генетические основы селекции организмов

1

УИиПЗНЗ

Основные понятия

Селекция

Факты

Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора.

§27, п.т. задание №3-6

2 (31)

Особенности селекции растений

1

(УИиПЗНЗ)

DVD - плеер, телевизор

Основные понятия

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт

Факты

Применение знаний об искусственном отборе, наследственности, изменчивости при выведении новых сортов. Основные методы селекции растений: гибридизация, отбор. Виды искусственного отбора: массовый, индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез.

Достижения селекции растений

§28, п.т. задание №2-4,6

3

(32)

Центры происхождения культурных растений

1

Урок изучения нового материала

ПК, мультимедийный проектор

Тест

Факты.

Центры происхождения культурных растений. Учение Н.И. Вавилова о центрах. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах

§29, п.т. задание №3-5

4 (33)

Особенности селекции животных и микроорганизмов

1

(УИиПЗНЗ)

DVD - плеер, телевизор

Основные понятия

Мутагенез, порода, биотехнология, штамм

Факты

Применение знаний об искусственном отборе, наследственности, изменчивости при выведении новых пород. Основные методы селекции животных, микроорганизмов: гибридизация, отбор. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической промышленности.

Достижения селекции животных и микроорганизмов.

§30, п.т. задание № 1-7;

§31, п.т. задание №3-5

5 (34)

Контрольно-обобщающий урок

1

Урок контроля, оцен­ки и коррекции зна­ний

Контрольная

работа №3



1 (35)

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

Урок актуализации знаний

DVD - плеер, телевизор

Основные понятия

Гипотеза, кооцерваты, пробионты.

Факты

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина.химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§32, п.т. задание № 3-6

2 (36)

Современная теория возникновения жизни на Земле.

1

Урок изучения нового материала

ПК, мультимедийный проектор

§33, п.т. задание № 3,7

3

(37)

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

Урок обобщения и систематизации знаний

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эукариоты, эволюция

Факты

Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Происхождение эукариотической клетки.

Влияние живых организмов на состав атмосферы. Осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

§34, п.т. задание № 2,6

4 (38)

Этапы развития жизни на Земле

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Ароморфоз, идиоадаптации

Факты

Изменение животного и растительного мирав катархее, протерозое. Палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

§35, п.т. задание № 3

5 (39)

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (экскурсия «История живой природы местного региона»)

1

(УИиПЗНЗ)

Л/р №5 «Приспособленность организмов и её относительный характер»

Основные понятия

Ароморфоз, идиоадаптации

Факты

Эволюция и основные приспособительные черты наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных - результат эволюции. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Вопросы «Проверьте себя» стр.132 учебника, на стр.70 п.т.



1 (40)

Идея развития органического мира в биологии.

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия

Эволюция, естественный отбор

Факты

Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук

Представления К.Линнея. взгляды Ж.Б. Ламарка. Факторы эволюции.

§36, п.т. задание № 1,2,6

2 (41)

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

1

(УИиПЗНЗ)

Основные понятия

Наследственная изменчивость, борьба за существование

Факты

Эволюционное учение Ч. Дарвина, основные положения теории.

§37, п.т. задание № 1-5

3 (42)

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Изменчивость, ее виды. Естественный отбор, его виды. Формы борьбы за существования

Факты

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

§37, п.т. задание №7

4 (43)

Современные представления об эволюции органического мира

1

(УИиПЗНЗ)

Тест

Основные понятия

Факторы эволюции

Факты

Общее представление о современном состоянии теории эволюции

Основные типы эволюционных изменений. Главные линии эволюции

§38, п.т. задание №1-4, 6,7

5 (44)

Вид, его структура и особенности

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Вид.виды- двойники, ареал, популяция

Факты

Вид, его критерии. Роль популяций в экологических системах. Демографические показатели популяции. Морфологическое описание объекта.

§39, п.т. задание №3,5

6 (45)

Процесс образования видов - видообразование

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Микроэволюция.

Факты

Основные формы видообразования. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды золяций.

§40, п.т. задание № 3,4,6,8

7 (46)

Понятие о микроэволюции и макроэволюции

1

(УИиПЗНЗ)

Основные понятия

Микро- и макроэволюция, биологический прогресс и регресс

Факты

Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и регресс.

§41, п.т. задание № 4,6

8 (47)

Основные направления эволюции

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Факты

Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Пути достижения биологического прогресса. Сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Общие закономерности эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость.

§42, п.т. задание № 1,2,4,8

9 (48)

Основные закономерности эволюции

1

(УИиПЗНЗ)

Основные понятия

параллелизм, конвергенция, дивергенция.

Общие закономерности эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость

§43

10 (49)

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Л/р №6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Факты

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия

Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия.

§43

11 (50)

Обобщающий урок

1

Урок контроля, оцен­ки и коррекции зна­ний

Контрольная

работа №4



1 (51)

Место и особенности человека в системе органического мира

1

Урок актуализации знаний

Основные понятия

Антропология, антропогенез

Факты

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство и отличие от них.

§44, п.т. задание № 3-7

2 (52)

Доказательства эволюционного происхождения человека

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Факты

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.

§45, п.т. задание № 2-8

3 (53)

Этапы эволюции вида Человек разумный

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Движущие силы антропогенеза

Факты

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди.

§46, п.т. задание № 1-5

4 (54)

Биосоциальная сущность вида Человек разумный

1

(УИиПЗНЗ)

Факты

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. биологическая природа и социальная сущность человека.

§47

5 (55)

Человеческие расы, их родство и происхождение.

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Тест

Основные понятия

Человеческие расы

Факты

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как биологический вид.

Антинаучная сущность расизма.

§48, п.т. задание № 1-5

6 (56)

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

1

семинар


§49



1 (57)

Среда жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

1

Урок изучения нового материала

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Экология, абиотические, биотические и антропогенный факторы. Ограничивающий фактор.

Факты

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Взаимодействие факторов среды.

§50, п.т. задание № 1,3,5

2 (58)

Закономерности действия факторов среды на организмы

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Экология, абиотические, биотические и антропогенный факторы. Ограничивающий фактор

Факты

Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; их влияние на организмы. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

§51, п.т. задание № 4,5

3 (59)

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Факты

Приспособления организмов к различным экологическим факторам

Экологические группы и жизненные формы организмов.

§52, п.т. задание № 1-6

4 (60)

Биотические связи в природе.

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Конкуренция, хищничество, паразитизм. Симбиоз.

Факты

Типы взаимодействия разных видов. Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозах: продуценты, консументы, редуценты.

§53, п.т. задание № 3-5

5 (61)

Популяции как форма существования видов в природе.

1

(УИиПЗНЗ)

Тест

Основные понятия

Популяция

Факты

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура.

§54, п.т. задание № 3-5

6 (62)

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Популяция

Факты

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе

§55, п.т. задание № 1-7

7 (63)

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Популяция, биоценоз. Экосистема.

Факты

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Классификация экосистем. Свойства экосистемы.

§56, п.т. задание № 2,5,10

8 (64)

Понятие о биогеоценозе и экосистеме (Экскурсия «Лес и водоём как природные экосистемы»)

1

экскурсия

Основные понятия

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Факты

Классификация природных сообществ, связи с ландшафтами. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направление потока вещества в пищевой цепи.

Типы равновесия: замкнутое сообщество, приток органического вещества извне. Свойства сукцессий: изменение видового состава, повышение видового богатства.

§57, п.т. задание № 4-6

9 (65)

Развитие и смена биогеоценозов

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

тест

Основные понятия

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы

Факты

Экологическая сукцессия. Ее природа, механизм, стадии и значение для человека. факторы существования равновесной системы в сообществах

§58, п.т. задание № 4,7,8

10 (66)

Основные законы устойчивости живой природы

1

(УИиПЗНЗ)

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Биосфера

Факты

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Учение В.И. Вернандского о биосфере.

Особенности структурной организации биотического сообщества. Вещественно-энергетические связи в экосистемах

§59, п.т. задание № 1,4,5

11 (67)

Рациональное использование природы и её охрана. Реакции матричного синтеза.

1

видеоурок

ПК, мультимедийный проектор

Основные понятия

Природные ресурсы

Факты

Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах: загрязнение воздуха, воды, антропогенное изменение почвы, радиоактивное загрязнение биосферы. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического биоразнообразия. Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые. Проблемы рационального природопользования.

§60, п.т. задание № 1-7

12 (68)

Обобщающий урок

1

Урок контроля, оцен­ки и коррекции зна­ний

Контрольная

работа №4


Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны называть:

  • общие признаки живого организма;

  • причины и результаты эволюции.

Приводить примеры:

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Характеризовать:

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • питание автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности.

Обосновывать:

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;

  • вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Распознавать:

клетки бактерий, растений, животных;

Сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы.

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.

Делать вывод:

  • о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

Соблюдать правила:

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека.





Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного процесса

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  2. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В.С.Кучменко. - М.: Дрофа, 2001.

  5. Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001.

  6. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. - М.: АСТ-Астрель, 2002.

  7. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2000.

  8. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. - М.: Мнемозина, 1998.

  9. Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  10. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1996.

  11. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998.

  12. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. - М.: Вентана-Граф, 2002.

  13. Анастасова Л. П. и др. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. - М.: Вентана-Граф, 2004.

  14. Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов, Лицей, 2005 г.

  15. Ващенко О. Л. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

  16. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. - М.: Просвещение, 1985.

  17. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М.: Просвещение, 1981.

  18. Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания. - Аквариум ГИППВ, 2000.

Электронные издания

  1. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг.

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 2006 г.

  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 - 9 класс. - «Кирилл и Мефодий», 2003 г.

  4. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. - «Просвещение», 2002 г.

  5. Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену. 18 вариантов ЕГЭ. - «Меридиан», 2001-2004 гг.


Перечень средств обучения:

  • набор готовых микропрепаратов по разделу «Общая биология»,

  • микроскопы,

  • гербарий по общей биологии,

  • модель ДНК,

  • модели «Происхождение человека»,

  • муляжи гибридных и полиплоидных растений,

  • модель «Перекрёст хромосом»,

  • комплект таблиц по разделу «Общая биология»,

  • мультимедийные презентации,

  • комплект мультимедийного оборудования.


© 2010-2022