- Преподавателю
- Биология
- Конспект интегрированного урока. ФГОС 8 класс
Конспект интегрированного урока. ФГОС 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Танюшина Ю.Л. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок по теме "Энергетика жизнеобеспечения" (новые ФГОС). 8 класс.
Предмет
Биология
Химия
Физика
Класс
8
Тема урока
Энергетика жизнеобеспечения
Цель урока:
1. Организовать деятельность учащихся по углублению и закреплению знаний о энергетических затратах жизнеобеспечения подростка с точки зрения физики, химии, биологии. Учащиеся, используя дополнительный материал, смогут составлять меню и определить количество затраченной и полученной энергии.
2. Развивать логическое мышление через умение работать с дополнительной литературой, быстро мыслить, кратко и логично выражать и аргументировать свою точку зрения.
3. Воспитывать культуру общения: умение слушать, корректировать ответы учащихся, корректно оценивать работу одноклассников.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
ученик научится
-
рассчитывать затраченную и полученную энергию за день,
-
вычислять и делать вывод о необходимом количестве энергии.
ученик получит возможность научиться:
-
выбирать продукты питания в соответствии с целями и условиями затрат энергии для
-
эффективного использования сбалансированного питания;
-
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
ученик научится
работать с источниками информации, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
ученик
проявляет учебно-познавательный интерес к рассматриваемому материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Решаемые учебные проблемы
Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
ПК
Оборудование
Раздаточный материал, текст приложения, продукты питания, оборудование для проведения химических опытов.
СТРУКТУРА УРОКА
-
Актуализация знаний
Задача: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
Деятельность учителя
Учитель биологии
Здравствуйте ребята.
При изучении многих тем по курсу «Анатомия и физиология человека», мы часто обращались к вашим знаниям по химии и физике. Наше занятие сегодня будет интегрированным и глубже разобраться в процессах жизнедеятельности нам помогут учителя химии и физики.
Девизом сегодняшнему уроку пусть послужат слова Гиппократа: «Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть».
Учитель физики.
К сегодняшнему уроку вы получили домашнее задание: написали свой список дел за день.
Возникает вопрос: Сколько необходимо энергии в день для жизнедеятельности подростка?
На уроках физики вы знакомились с понятиями «работа», «энергия», с законом сохранения энергии.
Энергия не появляется и не исчезает, она переходит из одного вида в другой, качественно оставаясь неизменной.
Это из основных законов природы, которому подчиняются все процессы в живых организмах.
Учитель биологии.
На что же расходуется энергия в организме?
Процессы жизнедеятельности (дыхание, рост, развитие, движение и т.д.)
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Энергия жизнеобеспечения.
Как может поступить энергия в организм человека?
С продуктами питания.
Деятельность учащихся
С помощью справочной литературы подсчитывают затраченную энергию, вступают в диалог;
используя личностный результат, определяют кол-во энергозатрат.
Определяют ключевые слова урока: энергия
Затраты энергии
Получение энергии
кДж
2 . Создание проблемной ситуации.
Задача: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
Учитель биологии:
Из предложенных продуктов вам необходимо выбрать те, которые соответствуют традиционным кухням народов Японии, США и России.
Деятельность учащихся
Рассматривают продукты, вспоминают особенности национальных особенностей кухонь, предполагают, набор продуктов.
Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать особенности национальных кухонь.
3. Целеполагание
Задача: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.
Деятельность учителя
1. Организовать выполнение индивидуального опережающего задания по группам:
Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Какую цель вы поставите перед собой?
Познакомиться и выбрать наиболее рациональную кухню с точки зрения сбалансированного питания.
Для достижения цели, что мы должны сделать:
Познакомиться с особенностями национальных кухонь разных народов.
Опытным путем выявить содержание органических веществ в различных продуктах питания.
Сделать вывод о рациональности своего питания с точки зрения энергозатрат.
Для выполнения поставленных задач мы прослушаем индивидуальные сообщения учащихся.
Деятельность учащихся
Индивидуальный рассказ о национальных кухнях по группам.
Особенности кухонь заносят в карточки.
Информацию размещают на доску.
4. Планирование
Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся материал
Деятельность учителя
Учитель биологии
Так как меню на день состоит из большого количества блюд, а наше время ограничено уроком, то мы предлагаем поработать сегодня над составлением завтрака.
По одному представителю от команд на жеребьевку. (опорный лист)
А вот теперь вы можете из предложенных продуктов вам необходимо выбрать те, которые соответствуют традиционным кухням народов Японии, США и России. (опорный лист)
Однако необходимо помнить, что в рационе должны быть продукты разного происхождения.
Какие продукты питания Вы знаете?
Растительного и животного происхождения.
Что такое питательные вещества?
Вещества, из которых состоят продукты питания: органические и неорганические.
Какие питательные вещества дают нам энергию?
Органические.
Вспомните сколько Е дают при разложении органические в-ва?
1 г белков - 17,6 к Дж
1г углеводов - 17,6 кДж
1г жиров - 38,9 кДж
Значит надо питаться только жирами?
Нет, пища должна быть сбалансированной.
Отметьте в опорной схеме знаком + наличие веществ в выбранных продуктах.
Деятельность учащихся
Выбор карточек с названием кухни.
Работа в группах по выбору, из предложенного списка, набора продуктов, характерного для выбранной кухни.
В опорной схеме на доске отметки о продуктах.
В индивидуальной опорной схеме и на доске отметки о веществах в продуктах.
5. "Открытие нового знания".
Задача: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.
Деятельность учителя
Учитель химии:
Определить энергетическую ценность продуктов питания, не зная их состав невозможно, а это задача химиков. Мы можем определить наличие белков, углеводов и жиров при помощи качественных реакций.
При выполнении опытов мы должны соблюдать правила ТБ при работе с веществами:
1. Категорически запрещается пробовать вещества на вкус, принимать пищу или класть продукты на рабочий стол, нюхать вещества из горлышек склянок, при растворении веществ в пробирке зажимать отверстие пальцем.
2. Наливать или насыпать вещества можно только над столом или специальным поддоном; просыпанные или случайно пролитые вещества надо немедленно убирать специальной тряпочкой (тампоном). Необходимо содержать в чистоте рабочее место; огарки, спички и другие отходы собирают в специально приспособленную для этого емкость.
3. Опыты проводить только с таким количеством веществ, которые обозначены в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
При изучение органических веществ на уроке биологии мы с вами выполняли качественные реакции с химически чистыми в-вами.
Что является признаком качественной реакцией на белки?
При взаимодействии белка с гидроксидом меди образуется фиолетовое окрашивание.
Что является признаком качественной реакцией на углеводы?
При взаимодействии углевода со спиртовым раствором йода наблюдается синие окрашивание.
Что является признаком качественной реакцией на жиры?
При взаимодействии жира с хлоридом железа (III)наблюдается светло желто-зеленое окрашивание.
Деятельность учащихся
Работа по инструктивной карточке для учащихся по выполнению опытов.
6. Применение нового знания
Задача: применить знания в новой ситуации
Деятельность учителя
Учитель химии
В каждой команде разделитесь попарно для выполнения качественных реакций на органические вещества.
И если вы готовы, получите оборудование.
Результаты своих опытов внесите в опорную схему.
Учитель физики
С помощью таблицы «Состав пищевых продуктов и их калорийность» рассчитайте, какое количество энергии мы получим, съев такой завтрак?
Результаты впишите в опорную схему.
Учитель биологии
Зная, правила приема пищи, определите, количество полученной энергии за день.
Результаты впишите в опорную схему.
Сравните полученные значение по затрате энергии за день с полученной энергией
Какой вывод мы можем сделать?
При японской и русской кухне энергия затрачивается,
При американской кухне энергия накапливается.
Деятельность учащихся
Работа в парах
Выполнение опытов
В индивидуальной опорной схеме и на доске отметки о веществах в продуктах.
Используя свои знания и дополнительную литературу, определяют количество Е получаемое за день.
Полученный результат заносят в схему на доске.
7. Рефлексия
Задача: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
К каким выводам мы с вами пришли на этом уроке.
1.Энергетические затраты подростка составляют 12 000 к Дж.
2. Энергия поступает в организм с питательными веществами: белками, жирами, углеводами.
3.В своем питании предпочитаю продукты _____ кухни.
Итог урока:
Кто для себя выбрал японскую кухню?
Кто для себя выбрал русскую кухню?
Кто для себя выбрал американскую кухню?
4. Основное правило любого питания сбалансированное.
Учитель химии.
Сегодня на уроке вы показали знания по 3 наукам в решении проблемы энергозатрат человека и все работали на 5.
И можем с полной уверенностью согласиться с высказыванием Гиппократа «Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть».
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.
8. Домашнее задание
Составить рациональное меню для своей семьи на день с учетом необходимых затрат энергии.
Справочный материал к уроку
Состав пищевых продуктов и их калорийность
Название продукта
Белки
%
Жиры
%
Углеводы
%
Калорийность на 100 г, кДж
Гречневая крупа
12,5
2,5
67,4
1 473
Рис
7,6
1,0
75,8
1 475
Фасоль
23,2
2,1
53,8
1 407
Хлеб ржаной
6,9
0,9
42,9
933
Хлеб пшеничный
8,1
0,9
47,0
983
Картофель
2,0
-
20,0
378
Морковь
1,3
-
8,7
172
Огурцы
1,0
-
2,4
58
Помидоры
1,0
-
3,8
82
Апельсины
0,9
-
9,1
172
Яблоки
0,5
-
11,2
201
Сахар
-
-
99,9
1 720
Шоколад
6,3
37,2
53,2
2 477
Масло растительное
-
99,8
-
3 898
Масло сливочное
0,5
83,5
0,5
3 278
Майонез
3,0
30,0
2,5
1 266
Творог жирный
15,0
20,0
1,0
978
Мороженое сливочное
4,0
10,0
17,0
752
Сыр
22,5
25,0
3,5
1 424
Мясо говяжье
20,0
10,7
-
762
Мясо свинина
23,5
10,0
-
795
Курица
20,0
5,0
-
539
Колбаса
13,7
27,9
-
1 325
Сосиски
12,4
19,4
0,4
978
Яйца
12,5
12,0
0,5
692
Рыба
19,0
0,8
1,3
358
Икра красная
31,6
13,8
7,7
1 083
Сельдь
19,7
24,5
12,4
1 294
Режим питания:
Завтрак: 25-30%
Обед: 40-45%
Полудник:10-15%
Ужин: 15-20%
Список продуктов для завтрака.
Хлеб (булочки), соевое соус, сосиски, каша (овсяная), рис, яйцо, масло сливочное, кальмары, морская капуста, листья салата, сок, чай с сахаром, кофе со сливками.
Качественная реакция на углеводы
Налейте в пробирку 2-3 мл. охлажденного клейстера
и добавьте несколько капель спиртового раствора
иода. Появляется синее окрашивание.
Качественная реакция на белок
В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка и
2-3 мл. раствора гидроксида натрия, затем 1-2 мл.
раствора медного купороса. Появляется
фиолетовое окрашивание.
Качественная реакция на белок
В пробирку поместите небольшое количество жира
и добавьте 2-3 капли 1% -ного раствора FeCl3.
Появляется ярко-зеленое окрашивание
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
1. Категорически запрещается пробовать вещества на
вкус, принимать пищу или класть продукты на рабочий
стол, нюхать вещества из горлышек склянок, при
растворении веществ в пробирке зажимать отверстие пальцем.
2. Наливать или насыпать вещества можно только над
столом или специальным поддоном; просыпанные или
случайно пролитые вещества надо немедленно убирать
специальной тряпочкой (тампоном). Необходимо содержать
в чистоте рабочее место; огарки, спички и другие
отходы собирают в специально приспособленную для
этого емкость.
3. Опыты проводить только с таким количеством
веществ, которые обозначены в методическом руководстве
по проведению каждого опыта.
Качественная реакция на углеводы
Налейте в пробирку 2-3 мл. охлажденного клейстера и добавьте несколько капель спиртового раствора иода. Появляется синее окрашивание.
Качественная реакция на белок
В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка и 2-3 мл. раствора гидроксида натрия, затем 1-2 мл. раствора медного купороса. Появляется фиолетовое окрашивание.
Качественная реакция на белок
В пробирку поместите небольшое количество жира и добавьте 2-3 капли 1% -ного раствора FeCl3.
Появляется ярко-зеленое окрашивание
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
1. Категорически запрещается пробовать вещества на вкус, принимать пищу или класть продукты на рабочий стол, нюхать вещества из горлышек склянок, при растворении веществ в пробирке зажимать отверстие пальцем.
2. Наливать или насыпать вещества можно только над столом или специальным поддоном; просыпанные или случайно пролитые вещества надо немедленно убирать специальной тряпочкой (тампоном). Необходимо содержать в чистоте рабочее место; огарки, спички и другие отходы собирают в специально приспособленную для этого емкость.
3. Опыты проводить только с таким количеством веществ, которые обозначены в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть.
Гиппократ
Тема__________________________________.
-
Личные затраты энергии за день ___________кДж.
-
Особенности национальных кухонь:
Японская кухня ________________________________
_______________________________________________
Продукты
Наличие питательных веществ
Е ценность
Белки
Жиры
Углеводы
Теоретические знания
Практический результат
Теоретические знания
Практический результат
Теоретические знания
Практический результат
Итого
Американская кухня _______________________ ____
_______________________________________________
Русская кухня ________________________________
_______________________________________________
-
Состав завтрака ______________________кухни.
-
Количество энергии, полученное за день
Завтрак: 25-30% _________________ к Дж
Всего за день ________________ к Дж
-
Затрачено за день _____________ к Дж
Получено за день _____________ к Дж
Накоплено (растрачено) _____________ к Дж
-
Выводы:
1. Энергетические затраты подростка составляют
__________________________________________.
2. Энергия поступает в организм с ____________:
__________________________________________.
3. В своем питании предпочитаю продукты ____________________________________________.
4. Основное правило любого питания:
_________________________________________.