Конспект урока на тему Витамины

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока биологии в 8 классе

Тема урока: "Витамины"

Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм, сформировать у обучающихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе, рассмотреть продукты и лекарственные препараты, содержащие витамины.

Задачи урока:

Образовательная - сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы, познакомить с понятием "авитаминоз" и его последствиями, сориентировать обучающихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов.

Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом, учебником, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.

Воспитательные - способствовать формированию основных мировоззренческих идей: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. Воспитать дисциплинированность, самостоятельность, внимательность и аккуратность в работе.

Тип урока и форма его организации - урок комбинированный.

Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы:

- словесные (объяснение, рассказ, описание, беседа);

- словесно - наглядные (презентация, демонстрация лекарственных препаратов);

- словесно - наглядно - практические (самостоятельная работа обучающихся, работа с книгой, записи в тетради).

Оборудование: учебник Д.В. Колесова, рабочая тетрадь к учебнику Д. В.Колесова, презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации и слайдов.

План урока:

1. Организация начала урока (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (6 мин)

3. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала (актуализация знаний) (2 мин)

4. Изучение нового материала (20 мин)

5. Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке (7 мин)

6. Подведение итогов и результатов урока (2 мин)

7. Сообщение и комментирование домашнего задания (2 мин)

Литература:

  1. Биология. Человек. 8 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов,Р.Д.Маш ,И.Н Беляев - 9е- изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2008. - 332.

  2. Резанова Е.А.,Антонова И.П.,Резанов А.А., Биология человека.В таблицах и схемах.-М. «Издат-школа 2000», 1999 г.-208с.

  3. Пепеляева О. В. Поурочные разработки «Биология. Человек», Д.В. Колесова-М.: ВАКО,2005, 416с.

  4. school-collection.edu.ru

  5. images.yandex.ru/

  6. vit-amin.ru

Ход урока

1. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анатолий Геннадьевич. Я буду проводить сегодня у вас урок. Скажите, пожалуйста, кто у вас сегодня отсутствует.

2. Проверка домашнего задания

На прошлых уроках вы познакомились с пищеварением и обменом веществ. Сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.

  1. Вставьте пропущенные слова. (фронтально)

- Человек способен различать 4 вкуса: ………………., ………………., ………………. и ………………..

( кислый, соленый, сладкий и горький).

- В ротовой полости происходит ……………… и ………………. обработка пищи.

(механическая и химическая обработка пищи).

- Жиры в процессе пищеварения распадаются до ……………., ……………… ………………..

(глицерина и жирных кислот).

- Белки в процессе пищеварения распадаются до …………………

(аминокислот)

- Зубы человека делятся на ……………, ……………… и ………………

(резцы, клыки и коренные)

- Пища дробится и измельчается с помощью ……………… зубов.

(коренных зубов)

2. Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека. (индивидуально)

Тонкая кишка

Ротовая полость

Толстая кишка

Глотка

Желудок

Пищевод

3. Исключите лишнее. (индивидуально)

- желудок, пищевод, кишечник, легкие

- продукты животного происхождения яйца, творог, мясо, сахар

3. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала (актуализация знаний)

Ребята, сегодня мы должны изучить новую тему: «Витамины».

Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число (6.02.13г.), в центре листа тему урока - "Витамины".

Давайте вместе определим цель и задачи урока. Как вы думаете, какие мы должны поставить цели для изучения данной темы.

Заслушиваю предложения обучающихся.

Итак, перед нами поставлены следующие цели:

  1. Сформировать представление о витаминах;

  2. Дать понятие авитаминоза, гиповитаминоза и гипервитаминоза;

  3. Ознакомиться с продуктами и лекарственными препаратами содержащими витамины.

Тема урока интересная, поэтому не отвлекайтесь, внимательно слушайте и активно работайте.

Кто из вас уже слышал о витаминах?

А какие витамины вы знаете?

Молодцы, а сейчас посмотрите какие еще бывают витамины.

Как вы думаете, для чего нам нужны витамины?

4. Изучение нового материала

Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые

для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.

В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы - B1, B2, B12 и др.

Сообщение: «История открытия витаминов»

В 1881г. Русский врач Н. И. Лунин провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н. И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Н. И.Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни.

1912г.-польский ученый К. Функ выделил из рисовых отрубей активное вещество и назвал его «витамин»(от лат. vita - жизнь и...амин).

Записи в тетради:

Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Ввел понятие «витамины» польский ученый К. Функ в 1912г., в переводе с лат. vita - жизнь и...амин - название класса органических соединений.

Всегда ли в организме человека достаточно витаминов?

Авитаминоз - отсутствие витаминов.

Гиповитаминоз - нехватка витаминов.

Гипервитаминоз - избыток витаминов.


Название витамина

Описание

Продукты, богатые витамином

Водорастворимые витамины

Витамин С - аскорбиновая кислота

Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

При недостатке - цинга.

Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель.

Витамин В1 - тиамин

Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке - бери-бери

Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби.

Витамин В2 - рибофлавин

Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке - катаракта, поражаются слизистые оболочки рта.

Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые.

Витамин В12 или цианокоболамин

Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия.

Мясо, печень, рыба.

Жирорастворимые

Витамин А

Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой.

При недостатке - "куриная слепота".

Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры.

Витамин Д - эргокальциферол

Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

При недостатке - рахит.

Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток.

Витамин Е

Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

При недостатке - дистрофия мышечной ткани.

Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис.

5. Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке

1) Скажите, пожалуйста, что же такое витамины?

2) На какие классы делят витамины?

3) Какие витамины мы сегодня изучили?

4) Какие витамины синтезируются в организме?

А сейчас вам нужно ответить на 10 тестовых заданий на листочках.

1. Много витамина С содержится в:

А - семенах бобовых растений

Б - печени

В - плодах шиповника

Г - рыбьем жире

2. Много витамина D содержится в:

А - плодах шиповника

Б - капусте

В - печени

Г - плодах смородины

3. При недостатке витамина С развивается:

А - цинга

Б - «куриная слепота»

В - расстройство деятельности нервной системы

Г - рахит

4. При недостатке витамина А развивается:

А - рахит

Б - расстройство деятельности нервной системы

В - «куриная слепота»

Г - цинга

5. При недостатке витамина В развивается:

А - цинга

Б - расстройство деятельности нервной системы

В - рахит

Г - «куриная слепота»

6. При недостатке витамина D развивается:

А - цинга

Б - расстройство деятельности нервной системы

В - «куриная слепота»

Г - рахит

7. Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин:

А - В

Б - С

В - Д

Г - А

8. К жирорастворимым витаминам относятся:

А - витамины А, B, С

Б - витамины D и группы В

В - витамины А, D, Е

9. К водорастворимым принадлежат витамины:

А - витамины В1, В2, С

Б - витамины D и группы В

В - витамины А, D, E

10. Отсутствие витаминов - это:

А - гипервитаминоз

Б - авитаминоз

В - гиповитаминоз

Демонстрация лекарственных препаратов.

6. Подведение итогов и результатов урока

Итак, ребята, сегодня на уроке мы изучили важную и интересную тему. Познакомились с витаминами и продуктами содержащими витамины. Также изучили роль витаминов в жизни человека. Ознакомились с заболеваниями, возникающими при недостатке витаминов. Узнали что такое гиповитаминоз, гипервитаминоз и авитаминоз. Изучили лекарственные препараты, в которых содержатся витамины.

Учитель выставляет оценки за работу при повторении пройденного материала и за работу на уроке в целом.

7. Сообщение и комментирование домашнего задания

Прочитайте § 37, заполнить таблицу в тетради.

Название витамина

Роль в организме

Продукты, богатые витамином

«Это интересно»


  • Для того чтобы выделить 1 г витамина В, нужно переработать 1 т дрожжей;

  • Чтобы получить 0,5 г витамина В2, нужно переработать 1 т молочной сыворотки;

  • Стакан абрикосового сока полностью возмещает суточную потребность в витамине А;

  • 100 г сока из черной смородины удовлетворяет суточную потребность в витамине С.

Как сохранить витамины


  • Не замачивать продукты на длительное время в воде, а промывать их под струей воды.

  • При обработке овощей, фруктов, грибов пользоваться нержавеющими ножами.

  • Не держать сырые плоды и овощи на солнце, свет которого разрушает витамины.

  • При очистке овощей удалять тонкий слой кожуры, потому что слой под кожурой особенно богат витаминами и солями.

  • При варке овощи должны быть полностью покрыты водой или бульоном.

  • При варке в соленой воде овощи теряют до 70% витаминов, поэтому соль кладите, когда они будут готовы.

  • Жарьте овощи в обильном жиру.

  • Готовый суп не оставляйте с открытой крышкой.

  • Чем крупнее нарезаны овощи, тем меньшее количество витаминов они теряют при варке. Не переваривайте овощи, не допускайте их разваривания.

© 2010-2022