Статья. Научно-исследовательская деятельность учащихся по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Целью научно-исследовательской деятельности является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности .

Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи: ·

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, интернет-источниками при выполнении наблюдений и опытов;

  • развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;

  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;

  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей, решать одну из важных задач - развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и экспериментов, навыков ориентации в информационных потоках, умений ставить и решать задачи.

Исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, способствует формированию положительной «Я-концепции», помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации, создаёт высокую мотивацию познавательной деятельности, способствует их социальной адаптации в среде сверстников, она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностное и профессиональное становление. Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует формированию познавательных навыков, расширению и актуализации знаний, развитию интеллектуальной и творческой инициативы, формированию развивающей образовательной среды, самореализации и повышению личностного статуса учащегося в глазах сверстников и учителей. научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности, т.е. способствует развитию социально активной личности. Исследовательская деятельность учащихся - деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи. Поэтому, главное при организации научно-исследовательской деятельности - личный интерес и личная увлеченность учащегося

Главная цель при изучении предмета - развитие познавательного интереса с использованием разнообразных методов, приемов .одной из важных задач является выявление высокомотивированных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала. Для определения , диагностики интересов предлагаются задания творческого характера, с нестандартным решением, требующие самостоятельного поиска информации и умения преобразования., разноуровневые домашние задания , ситуативные задачи , обязателен дифференцированный и индивидуальный подход.

В своей практике, я стараюсь предложить детям занимательное, проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Такие задания стимулируют обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Так можно пронаблюдать интерес, желание учащихся увидеть что-то новое, узнать что-то новое ,стремление проанализировать, докопаться до сути, найти ответ на поставленный вопрос. Диагностика интереса и возможностей осуществляется путем наблюдения , мониторинга , опроса , анкетирования. Школьники с интересом относятся к своему здоровью, проводят исследовательскую работу по изучению основных антропометрических данных у школьников разных возрастов, , делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека. Например в 8 классе давалось домашнее задание провести самонаблюдение в семье (определение доминантных и рецессивных признаков), затем через некоторое время проследить наследование признаков и предрасположенность к наследственным заболеваниям ,задание предлагалось всем желающим. По итогам выполнения -отмечалась форма и степень оформления работы , глубина, качество, вывод-- можно сформировать представление о том .у кого есть интерес желание и способности к исследовательской работе.

Недостаточно только познавательного интереса необходимы и возможности ( правильная фиксация результатов исследования , качественный и количественный анализ полученных данных; представление в виде графиков, диаграмм, плакатов, компьютерных презентаций, которые необходимо проиллюстрировать и прокомментировать

умение обосновать ), личностные качества (точность , наблюдательность , усидчивость, аккуратность, настойчивость, целеустремленность). Одно из заданий - подготовка сообщений, работа реферативная , но по такой работе можно судить о умении ученика найти информацию , выбрать главное , выявить существенное , сформулировать вывод.

Учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. После выявления учащихся способных заниматься научно-исследовательской деятельностью им предлагается участие в ман.. количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки достаточно. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями и уметь : работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования, критически осмысливать материал, представленный в источнике т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы :находить объект и предмет исследования ;формулировать цели исследования и выдвигать гипотезу; планировать эксперимент; проводить эксперимент; опрос, анкетирование, осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных; определять границы применения экспериментальных данных; анализировать полученные результаты, чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает. Занимаясь научной деятельностью вырабатываются необходимые качества: настойчивость, точность, аккуратность, наблюдательность, дисциплина .

В своей работе по организации научно-исследовательской деятельности учащихся я руководствуюсь вышеизложенным, и учащиеся нашей школы имеют хорошие результаты. Работа начинается с выбора и обоснования темы, а также ее актуальности для сегодняшнего дня. Это является, на мой взгляд, одним из важных моментов в исследовательской работе. Тема может быть выбрана как самим учащимся , так и предложена учителем в соответствии с возрастом и наклонностями, тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Поэтому необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки; , конечно же, должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям . Тема работы должна быть актуальна, интересна и понятна Основное требование к исследовательской работе -актуальность, новизна ,практическая значимость, предлагаемые рекомендации ,ожидаемый результат. Выбор темы исследования - исключительно важный и ответственный момент. Он в значительной степени определяет успех будущего исследования. Тема исследования, в первую очередь, должна определяться интересами ученика. Некоторые выбирают тему которую предлагала я ,например Куртаметова Эльвина «Аллергия. Аллергические реакции школьников.»(1место). Муслимова Мавиле , исходя из будущей профессии,- хотела стать психологом «Способности и темперамент. Профориентация» (2место) Нечаева Анастасия выбрала тему самостоятельно ,так как занималась музыкой, то ее тема «Влияние музыки на растения (1место) , «Влияние музыки на живые организмы»(2место). Нынешние одиннадцатиклассники в прошлом году сами захотели написать работу , так как решили поступать в мединститут , но попросили выбрать им тему, так как сами не могли определиться. Эминова Алиме «Вегетососудистая дистония» (2место), Шунгутова Дарья « Воля и способности» .Первый раз работу писала ученица 8 класса Довгалюк Ира , тему я ей предложила , исходя из ее возможностей « Лекарственные растения окрестностей Старого Крыма , используемые для профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний.»(1место). В этом году учащейся выбрана тема самостоятельно «Доминантность полушарий». Муминова Гульнора «Влияние энергетических напитков на организм человека»(1место),Остапенко Сергей «Метеочувствительность»(«место).

Обязательное условие достижения результата -желание, интерес,возможности, достаточный уровень знаний по предмету.

Исследовательская работа школьника должен быть итогом самостоятельного и серьёзного интеллектуального труда. В ходе его выполнения достигаются следующие результаты:

приобретение нового знания в рамках определенной предметной области и конкретной выбранной темы, расширение кругозора школьника;

развитие навыков поиска литературы и источников по проблеме (каталоги, картотеки, поиск в Интернет), работы с ними (учебники, монографии, научно-популярные издания, статьи) - эффективное конспектирование и анализа научной литературы;

владение навыками планирования исследования, в том числе, планирования эксперимента;

понимание методологии исследования и освоение методов изучения объектов и предмета исследования, адекватных выбранной теме;

приобретение навыков описания, графического представления, обсуждения и обобщения полученных результатов, формулирования выводов;

формирование умений подготовить устный доклад, презентацию, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.

В процессе исследования обучающийся выступает исполнителем разных социальных ролей. компетентность в особой области знаний(биологии) и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей - все это формирует уникальный опыт обучающегося. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание -исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая компетенция , общекультурная компетенция , учебно-познавательная ,нформационная , коммуникативная , социально-трудовая,личностная компетенция (самосовершенствование).

В своей работе по организации научно-исследовательской деятельности учащихся я руководствуюсь вышеизложенным, и учащиеся нашей школы имеют хорошие результаты

Куртаметова Эльвина «Аллергия. Аллергические реакции школьников.»(1место).

Муслимова Мавиле «Способности и темперамент.»(2место)

« Способности и темперамент. Профориентация» (2место)

Нечаева Анастасия «Влияние музыки на растения (1место) ,

«Влияние музыки на живые организмы»(2место).

Эминова Алиме «Вегетососудистая дистония» (2место),

Довгалюк Ирина «Лекарственние растения окрестностей Старого Крыма , используемые для профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний.»(1место).

Муминова Гульнора «Влияние энергетических напитков на организм человека»(1место),

Остапенко Сергей «Метеочувствительность»(2место)

Одуденко Дарья «Стресс»(«2место)

© 2010-2022