Инструктивные карточки для лабораторных работ 6кл

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инструктивная карточка

к лабораторной работе по теме: «Определение состава семян пшеницы» - 6 кл.

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах неорганических веществ (минеральных солей и воды) и органических веществ (крахмала, жира, белка).

Оборудование: банка с водой, пипетка, кусок марли,, раствор йода, немного пшеничной муки.

Ход работы:

1. Обнаружение в составе семян неорганических веществ.

- Понаблюдайте за действием учителя при проведении опытов, доказывающих наличие в семенах воды и минеральных солей. После обсуждения результатов заполните две строки таблицы.

2. Обнаружение в семенах белка.

-заверните в марлю комочек теста из пшеничной муки и промойте его несколько раз в банке с водой, на марле останется вязкая масса, которая называется клейковиной. Рассмотрите ее. Убедитесь в том, что она клейкая, тягучая. Клейковина является одной из разновидностей растительного белка.

3. Обнаружение крахмала.

-капните в воду, в которой промывали тесто, 1-2 капли раствора йода. Обратите внимание на цвет раствора. В присутствии йода крахмал становится темно-синим.

4. Обнаружение жира.

- Положите семя ореха между листами бумаги и сильно надавите тупым концом карандаша. Что появилось на бумаге? Как это объяснить?.

Цель

Действия

Наблюдения

Выводы

Доказать наличие

в семенах воды

В состав семян

входит

_______

Доказать наличие

в семенах

минеральных солей

В состав семян

входит

_______

Доказать наличие

в семенах белка

В состав семян

входит

_______

Доказать наличие

в семенах крахмала

В состав семян

входит

_______

Доказать наличие

в семенах жира

В состав семян

входит

_______



Инструктивная карточка

к лабораторной работе по теме: «Строение клеток живых организмов» - 6 кл.

Цель: научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении растений.

Оборудование: микроскоп, набор лабораторного оборудования (предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка) салфетка.

Объекты: сочные чешуи лука.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука.

-протрите салфеткой предметное стекло, положите на предметный столик и зажмите зажимами;

- капните на него 1-2 капли воды;

-аккуратно с помощью препаровальной иглы снимите небольшой кусочек с внутренней поверхности сочной чешуи лука;

- поместите кожицу в каплю воды, расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

2. Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

- зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение;

- внимательно рассмотрите одну клетку. Найдите в ней оболочку,цитоплазму и ядро. Рассмотрите вакуоли;

-зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите названия её основных частей.

Вывод: Клетка кожицы лука имеет строение____________________________________





Инструктивная карточка

к лабораторной работе по теме: «Ткани растений» - 6 кл.

Цель: научиться распознавать растительные ткани на микропрепаратах.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Поперечный срез корня», «Кожица листа»

Ход работы:

1.Рассмотрите рисунки растительных тканей на с.31 учебника.

2. Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите микропрепарат №1. Найдите на нем проводящую ткань.

- зарисуйте небольшой фрагмент так, чтобы по вашему рисунку можно было узнать проводящую ткань.

4. Рассмотрите микропрепарат №2. Какая ткань на нем представлена? Прочтите об этой ткани текст на с.30 учебника.

- на микропрепарате №2 представлена ___________________ткань.

Признаки этой ткани: её клетки _________________. Функции этой ткани _____________________.

Вывод: что рассматривали под микропрепаратами №1 и№2.







Инструктивная карточка

к лабораторной работе по теме: «Ткани животных» - 6 кл.

Цель: научиться распознавать животные ткани на рисунках и микропрепаратах.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Костной и гладкой ткани»

Ход работы:

1. Рассмотрите изображения тканей на рисунках учебника.

2. Рассмотрите микропрепараты.

- определите, какая это ткань. Зарисуйте и подпишите.

Вывод: По каким признакам вы распознали ткани?



Инструктивная карточка

к лабораторной работе по теме: «Действие слюны на крахмал» - 6 кл.

Цель: Убедиться, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал.

Оборудование: крахмальная полоска, раствор йода, ватный тампон.

Ход работы:

1.Подготовьте крахмальную полоску к наблюдению.

- с помощью ватного тампона смочите часть крахмальной полоски слюной;

- подержите полоску в течение 30с между ладонями;

- поместите полоску в слабый раствор йода.

2. Обратите внимание на различие в окраске крахмальной полоски. Помните: при действии йода крахмал окрашивается в темно-синий цвет.

- какие участки изменили цвет? Какие остались без изменения?

- что при этом произошло с крахмалом?

3. Объясните результаты эксперимента, вставив в текст нужные слова.

Часть крахмальной полоски, обработанная слюной, при действии йода __________________________________________, потому что под влиянием ферментов слюны крахмал ________________________________________, остальная часть окрасилась в ____________________________________, что свидетельствует о наличии __________________.

Какой вывод можно сделать по результатам данного опыта?

Инструктивная карточка

к практической работе по теме: «Передвижение воды и минеральных веществ» - 6 кл.

Цель: Выяснить, по каким частям стебля передвигаются в растительном организме вода и минеральные вещества..

Оборудование: Опыт №1. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные минеральные вещества.

Опыт №2. Два побеге: один контрольный, а у другого снято кольцо коры ближе к нижнему концу. Побеги стоят в воде на свету в течение 5-7 дней.

Ход работы:

1. Передвижение по стеблю растворенных минеральных веществ.

-рассмотрите результаты опыта 1 ( поперечный и продольный срез побега). Какая часть стеблю окрасилась?______________________________________________________________________

Вспомните, какие структуры проводящей ткани проводят воду и минеральные соли________________________________________________________________________________

В какой части стебля они находятся?

- Результаты наблюдений и выводы внесите в первую строку таблицы.

2. Передвижение по стеблю органических веществ.

- Рассмотрите результаты опыта 2. Обратите внимание на утолщение на одном из побегов - наплыв. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?_____________________________________________________________________

Откуда они взялись?______________________________________________________________

Почему у другого побега наплыв не образовался?____________________________________

- Результаты наблюдений и выводы внесите во вторую строку таблицы.

Цель опыта

Действия

Наблюдения

Выводы

Выяснить,

по какой части

стебля

передвигаются

растворенные

минеральные

вещества

Побеги растений

поставлены

на 5-7 дней в

подкрашенную

чернилами воду.

Чернила в этой

работе заменяют

растворенные

минеральные

вещества

Следовательно, минеральные вещества в растении передвигаются по ______________________

Выяснить,

по какой части

стебля

передвигаются

растворенные

органические

вещества

Два побега:

один контрольный,

а у другого (опытного)

снято кольцо коры

ближе к нижнему

концу. Побеги стоят

в воде на свету

в течение 5-7 дней

В утолщении стебля скапливаются органические вещества, значит органические вещества передвигаются по ____________________



Инструктивная карточка

к лабораторной работе по теме: «Изучение органов цветкового растения» - 6 кл.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем.

Оборудование: Гербарии растений с различными типами корневых систем, рисунки корневых систем.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип корневой системы изображен на рисунке.

2. Найдите в гербарии не менее 2-3 растений с такой корневой системой.

3. Какие корни образуют эту корневую систему?

4.Попишите вид корня.

Вывод: ____________________ корневая система образована в основном___________________ корнями.


Инструктивная карточка

к лабораторной работе по теме: «Изучение органов цветкового растения.Строение почек и расположение их на стебле» - 6 кл.

Познавательная задача: Выяснить, чем отличаются цветочные почки от вегетативных

Оборудование: побеги сирени, лупа, препаровальная игла.

Ход работы:

1. Рассмотрите предложенные побеги. Определите, как расположены почки на стебле. Зарисуйте их.

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Сравните их размеры, форму.

3. на побеге найдите мелкую, продолговатую почку. Препаровльной иглой снимите почечные чешуйки и рассмотрите, что под чешуями расположены тесно прижатые друг к другу зеленые зачатки листьев.

4. Как вы назовете рассмотренную почку? Что разовьется из такой почки весной? Зарисуйте её в тетради и подпишите название её частей.

5.Изучите строение цветочной почки по аналогии с изучением листовой почки. Сравните её с листовой. Зарисуйте её в тетради и подпишите название.

Вывод:

Отличие цветочных почек от листовых.

Инструктивная карточка

к лабораторной работе по теме: «Вегетативное размножение комнатных растений» - 6 кл.

Цель: Научиться размножать комнатные растения стеблевыми черенками; вести дневник наблюдений; высаживать комнатные растения и ухаживать за ними.

Оборудование: Комнатные растения: пеларгония, традесканция; стакан с водой, банки, ящик и с почвой, этикетки, песок, посадочные колышки, ножик.

Ход работы.

1. Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3-4 листьями с растений.

2. Удалите с них два нижних листа, пометите в стакан ( банку) с водой так, чтобы нижний узел был в воде, Поставьте черенки в теплое и хорошо освещенное место. Как вы думаете, зачем удаляются нижние листья черенка.

3. Через каждые 3-4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой. Наблюдайте за появлением придаточных корней.

4. После того как придаточные корни достигнут 2 см, высадите черенки в ящик с почвой, предварительно подготовив лунки при помощи посадочных колышков. Расстояние между ними должно быть 10 и 10 или 6 и 6 см. В лунку насыпьте щепотку песка. Затем посадите черенок под углом 45 градусов, аккуратно подсыпьте почву к черенку. Полейте. Попишите и привяжите этикетки. Подумайте, почему черенок высаживают под углом 45 градусов.

5. Накройте черенки стеклянной банкой и выдерживайте на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система и они не тронутся в рост. Зачем при посадке черенки накрывают банками.

6. Ведите регулярные наблюдения за их развитием. Данные записывайте в таблицу.

Развитие растения

Название растения

Начало

окоренения

Начало

образования

придаточных

корней

Высадка в ящик

Начало роста растений


Сделайте вывод: Какое значение имеет вегетативное размножение в природе?



Инструктивная карточка

к лабораторной работе по теме: «Прямое и непрямое развитие насекомых» - 6 кл.

Цель: Выявить особенности различных типов развития насекомых.

Оборудование: Коллекции « Развитие насекомых»

Ход работы.

1. Рассмотрите коллекции насекомых и рисунки учебника на с.147.

2. Обратите внимание на сходство или различие промежуточных стадий и взрослых особей по внешнему виду.

- подумайте, будут ли различаться среда обитания и питание у взрослых насекомых и их личинок.

- данные наблюдения занесите в таблицу.

Названия насекомых

Тип развития

Отличаются ли

по внешнему виду

взрослые особи

от личинок? («да» или «нет»)



Вывод: Прямое развитие насекомых отличается от непрямого _______________________

Преимущества прямого типа развития в том, что _____________________________________

Преимущества непрямого типа развития в том, что ________________________________________

© 2010-2022