- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по учебному элективному предмету Ботаника
Рабочая программа по учебному элективному предмету Ботаника
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыбина И.В. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрена Утверждена К утверждению МС
на заседании ШМО приказом директора протокол №__
протокол №______ МБОУ «СОШ №3»
от ___ _____20____г №___ ___ ___ 20___г от___ ___ 20____г
Муниципальное Бюджетное
Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рабочая программа
элективного учебного предмета «Ботаника»
для 11 класса
агротехнологический профиль
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа на 2014-2015 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783;
- Приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);
- Законом Тамбовской области от 04.06.2007 №212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- Приказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Примерной программы среднего общего образования по биологи и (профильный
уровень)
- Программы МиЧГАУ агрономического факультета
Сведения о программе
Элективный учебный предмет «Ботаника» предназначен для учащихся 11 класса агротехнологического профиля средних школ. Рабочая модифицированная программа составлена на основе программы МиЧГАУ агрономического факультета учебной дисциплины «Ботаника» (Мичуринск - Наукоград 2010 г., Составители: Усова Г. С, доктор с.х. наук,; Иванова И. А., канд.с.х. наук, ;Титова Л. В., канд.с.х. наук, Кирина И. Б., канд.с.х. наук)
Цели: углубление и систематизация цитологических и гистологических, морфологических, геоботанических знаний по ботанике с целью освоения микроскопического строения клетки, тканей и органов растений, определения растений на базе сформированных понятий обшей биологии
Задачи:
1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области ботаники
2. владение информацией о разнообразие и эволюции растительного мира; о значение и использование растений
3. понимание принципов внешнего морфологического и внутреннего анатомического строения растений;
4. уметь выявлять отличительные признаки семейств и принадлежность растений к различным таксономическим единицам;
5. уметь выявлять основные факторы среды обитания, влияющие на строение и жизнедеятельность растений.
Место и роль элективного учебного предмета
Элективный учебный предмет «Ботаника» предназначен для учащихся 11 класса агротехнологического профиля средних школ. Курс ботаника в 11 классе является продолжением биологии растений, или ботаники, изучаемой за курс 10 класса. Особую сложность для учащихся при подготовке к ЕГЭ представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных организмов, их систематики и флорографии. Это связано с тем, что в 6 классах учащиеся еще не владеют знаниями и умениями проводить систематизацию, классифицировать растения по определённым признакам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к единому государственному экзамену и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Курс «Ботаника» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов. Курс направлен на формирование полных и четких знаний по морфологии, анатомии растений, систематике грибов, водорослей, высших споровых, голосеменных и покрытосеменных растений, основ экологии растений. Приобретаемые умения и навыки на основе полученных знаний для формирования частных компетентностей и свойств личности способствуют развитию навыков самостоятельной работы в области научно-ботанических исследований.
Информация о количестве часов
Элективный учебный предмет « Ботаника» рассчитан на 70 часов в 11 классе, 2 часа в неделю, в том числе лекций-30, практических работ -12, семинаров-9, зачет -1, экзамен-1.
Формы организации образовательного процесса
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации образовательного процесса является урок:
- урок-лекция;
- урок-семинар;
-урок-дискуссия;
-урок-контроль знаний;
- урок-практикум;
- урок-исследование.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Технологии обучения
Программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели
Механизмы формирования ключевых компетенций
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде. Одним из условий формирования компетенций является - внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Виды и формы контроля
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за полугодие (дифференцированный зачет)
- аттестация по итогам года (экзамен);
Планируемый уровень подготовки
Результаты изучения курса «Ботаника» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Сведения об используемом учебнике
Программа реализуется с помощью уроков- лекций на основе учебников:
-
Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., СеребряноваТ.И., Шорина Н.И. Ботаника. М.: Высшая школа, 1990.
-
Жуковский П.М. Ботаника. М.: Колос, -1982.
Содержание программы
Тема 1. Введение в систематику 1 час
Задачи и методы систематики и флорографии. Бинарная номенклатура. Таксономические единицы в систематике. Классификация, номенклатура, филогенетика. Краткая история систематики.
Тема 2. Надцарство Ядерные организмы. Царство Грибы 9 часов
Общая характеристика, строение, размножение. Классификация грибов. Низшие грибы. Классы, представители, значение. Высшие грибы, их отличие от низших. Классы: Аскомицеты, Базидиомицеты (характеристика, представители, особенности размножения), значение. Роль грибов в природе и значение человека.
Отдел Слизевики . Общая характеристика, представители, значение.
Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения. Представители. Роль в природе, использование человеком.
Лабораторные работы: Строение низших грибов: фитофтора, мукор.
Строение высших грибов класса аскомицеты.
Строение высших базидиальных грибов.
Тема 3. Царство Растения. Водоросли . 9 часов
Общая характеристика растений. Характерные признаки низших и высших растений. Классификация растений.
Общая характеристика, классификация водорослей. Отделы: Красные (Багряные) водоросли , Зеленые водоросли, Диатомовые, Бурые водоросли. Эволюция водорослей. Чередование ядерных фаз. Распространение и экология водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.
Лабораторные работы: Строение низших водорослей.
Строение бурых и красных водорослей.
Тема 4. Высшие растения. Высшие споровые растения. 10 часов
Общая характеристика высших растений. Происхождение и классификация высших растений. Высшие споровые растения. Классификация, размножение. Чередование ядерных фаз.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и классификация. Экология мхов, их роль в заболачивании и торфообразовании.
Отдел Плауновидные. Общая характеристика и классификация. Равноспоровые и разноспоровые плауны. Значение плаунов.
Отдел Хвощевидные. Общая характеристика. Значение хвощей.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика, классификация. Строение и жизненные циклы. Водные папоротники как представители разноспоровых папоротников. Значение папоротников.
Лабораторные работы: Внешнее строение Моховидных и Плауновидных.
Строение хвоща и папоротника.
Тема 5. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения.7 часов
Эволюционные связи с высшими споровыми растениями. Биологические преимущества семенных растений. Классификация и значение.
Отдел Голосеменные (Сосновые). Происхождение, общая характеристика. Класс Хвойные. Семейства: Сосновые, Кипарисовые. Характеристика представителей семейств. Роль хвойных в растительном покрове, хозяйственное использование.
Лабораторные работы: Изучение внешнего вида хвойных растений.
Тема 6. Отдел Покрытосеменные. 18 часов
Цветковые - высшая ступень эволюции растений. Общая характеристика. Происхождение Покрытосеменных. Теории происхождения цветка. Деление на классы, сравнительная характеристика классов.
Класс Двудольные .Подкласс Магнолииды. Подкласс Ранункулиды.
Подкласс Дилленииды. Семейства Тыквенные, Крестоцветные .
Подкласс Розиды. Семейства: Розовые, Подсемейства Яблоневые, Сливовые. Семейство Мотыльковые.
Подкласс Ламииды. Семейство: Пасленовые.
Подкласс Астериды . Семейство Сложноцветные.
Класс Однодольные. Подкласс Лилииды. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки .
Подкласс Арециды . Cемейство Пальмы, семейство Рогозовые.
Лабораторные работы: Определение растений класса Двудольные семейств Розовые, Пасленовые, Сложноцветные, Крестоцветные.
Определение растений класса Однодольные.
Тема 7. Флора и растительность. 5 часов
Флора. Ареалы растений и типы ареалов. Понятие о флористическом районировании Земного шара. Антропофиты. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
Растительность. Распределение растительности в зависимости от климатических условий зоны. Понятия зональной, интразональной и азональной растительности.
Тема 8. Экология растений. 9 часов
Общая экология и экология растений. Разделы экологии.
Аутэкология. Классификация экологических факторов (абиотические, биотические, антропогенный). Их влияние на растения.
Правило лимитирующих факторов и пределы выносливости. Экологические группы растений по отношению к свету, воде, почве. Зоохорные и зоофильные растения. Взаимовлияние растений. Понятие об аллелопатии.
Жизненные формы растений, как результат приспособления к экологическим факторам.
Синэкология - экология растительных сообществ. Понятие о фитоценозе, его структура, классификация. Влияние фитоценозов на среду обитания.
Агроценозы, их отличие от естественных сообществ. Создание высокопродуктивных агроценозов.
Лабораторные работы: Жизненные формы растений.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название разделов курса
Всего часов
Лекц.
Практ.
Сем.
Зачет
Экзамен
Введение в систематику.
1
1
Надцарство Ядерные организмы. Царство Грибы
9
3
3
1
Царство Растения. Водоросли .
9
3
2
1
Высшие растения. Высшие споровые растения.
10
4
2
2
1
Семенные растения. Отдел Голосеменные растения.
7
3
1
1
Отдел Покрытосеменные.
18
9
3
3
Флора и растительность.
5
3
8.
Экология растений.
9
4
1
1
1
9.
Резервное время
2
Итого
70
30
12
9
1
1
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Ботаника» ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
уметь:
- объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов ; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов,
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
- выращивания и размножения культурных растений.
Литература и средства обучения
По всем разделам - уроки лекции
1. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., СеребряноваТ.И., Шорина Н.И. Ботаника. М.: Высшая школа, 1990.
2. Жуковский П.М. Ботаника. М.: Колос, -1982.
Дополнительная литература:
3. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 2003.
4. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. - Санкт-Петербург, Изд-во: СПХФА, 2003.
4. Губанов И.А., Киселев К.В., Новиков B.C., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. Изд. 2-ое, дополненное и переработанное. М.: Аргуз, 1995.
5. Жизнь растений. Т.1-6. М.: Просвещение 1974 - 1982.
6. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР. Л.: Колос, 1965.
7. Суворов В.В и др. Пособие к учебной практике по ботанике. М.: 1982.
8.. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. Ч. 1,2. М.: Высшая школа, 1989.
9. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1989.
10. Хржановский В.Г., Викторов С.В., Литвак П.В., Родионов Б.С., Родман Л.С. Ботаническая география с основами экологии растений (1-ое изд. перераб, и доп.), М.: Колос, 1994.
Приложение. Календарно- тематическое планирование по ботанике
2014-15 уч. год 11 класс.
2ч/нед. Всего: 70 часов
Количество часов - 70
Количество л/р -12
№ п/п
Наименование раздела
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Дата провед. фактич
Виды, формы контроля
Введение в систематику.
1
1.
Задачи и методы систематики и флорографии.
1
Надцарство Ядерные организмы. Царство Грибы
9
2.
Общая характеристика, строение, размножение, классификация грибов.
1
3.
Низшие грибы. Классы, представители, значение.
1
4.
Л/р «Строение низших грибов: фитофтора, мукор».
1
л/р
5.
Высшие грибы: Аскомицеты, Базидиомицеты Характеристика, представители, особенности размножения, значение.
1
Индивидуальная самостоят.работа
6.
Л/р «Строение высших грибов класса Аскомицеты»
1
л/р
7.
Л/р «Строение высших базидиальных грибов»
1
л/р
8.
Отдел Слизевики .
1
9.
Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения.
1
Фронтальный опрос
10.
Обобщение по теме : Царство грибы.
1
тестирование
Царство Растения. Водоросли .
9
11.
Характерные признаки низших и высших растений. Классификация растений.
1
12.
Общая характеристика, классификация водорослей.
1
13.
Отделы: Красные (Багряные) водоросли , Зеленые водоросли.
1
Фронтальный опрос
14.
Л/р « Строение низших водорослей».
1
л/р
15.
Отделы : Диатомовые водоросли.
1
16.
Отдел:Бурые водоросли.
1
Индивидуальный опрос
17.
Л/р «:Строение бурых и красных водорослей.»
1
л/р
18.
Распространение и экология водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.
1
Индивидуальный опрос
19.
Обобщение по теме : Водоросли.
1
тестирование
Высшие растения. Высшие споровые растения.
10
20.
Общая характеристика высших растений. Происхождение и классификация высших растений.
1
21.
Высшие споровые растения: классификация, размножение, чередование ядерных фаз.
1
22.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и классификация. Экология мхов.
1
23.
Отдел Плауновидные. Общая характеристика и классификация, значение. Равноспоровые и разноспоровые плауны.
1
Индивидуальная самостоят.работа
24.
Л/р «Внешнее строение Моховидных и Плауновидных».
1
л/р
25.
Отдел Хвощевидные. Общая характеристика. Значение.
1
26.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика, классификация. Строение и жизненные циклы.
1
Фронтальный опрос
27.
Л/р «Строение хвоща и папоротника».
1
л/р
28.
Водные папоротники как представители разноспоровых папоротников. Значение папоротников.
1
Индивидуальный опрос
29.
Зачетная работа по теме: Царство Грибы, Растения.
1
дифференцированная работа
Семенные растения. Отдел Голосеменные растения.
7
30.
Биологические преимущества семенных растений. Классификация и значение.
1
31.
Отдел Голосеменные или Сосновые: характеристика строения и развития.
1
32.
Семейство: Сосновые, Кипарисовые. Представители, их значение.
1
устный опрос
33.
Семейство: Кипарисовые. Представители, их значение.
1
устный опрос
34.
Л/р «Изучение внешнего вида хвойных растений».
1
л/р
35.
Роль хвойных в растительном покрове, хозяйственное использование.
1
Фронтальный опрос
36.
Обобщение по теме : Семенные растения. Отдел голосеменные растения.
1
тестирование
Отдел Покрытосеменные.
18
37.
Общая характеристика, происхождение Покрытосеменных. Теории происхождения цветка.
1
38.
Деление на классы, сравнительная характеристика классов Двудольные и Однодольные.
1
39.
Подкласс Магнолииды. Представители.
1
40.
Подкласс Ранункулиды. Представители.
1
41.
Подкласс Дилленииды. Семейство Тыквенные.
1
42.
Семейства Крестоцветные (Капустные).
1
43.
Подкласс Розиды. Семейства: Розовые, Подсемейства Яблоневые, Сливовые.
1
Фронтальный опрос
44.
Семейство Мотыльковые.
1
Фронтальный опрос
45.
Семейство: Пасленовые
1
46.
Подкласс Астериды . Семейство Сложноцветные
1
Фронтальный опрос
47-48
Л/р «Определение растений класса Двудольные семейств Розовые, Пасленовые, Сложноцветные, Крестоцветные».
2
л/р
49.
Обобщение по теме: Класс Двудольные.
1
тестирование
50.
Систематика класса Однодольные.
1
51.
Подкласс Лилииды. Семейства: Лилейные, Луковые.
1
Индивидуальн.опрос
52.
Подкласс Арециды . Cемейство Пальмы, семейство Рогозовые.
1
53.
Л/р «Определение растений класса Однодольные»
1
л/р
54.
Обобщение по теме: Класс Однодольные.
1
тестирование
Флора и растительность.
5
55.
Флора. Ареалы растений и типы ареалов.
1
56.
Понятие о флористическом районировании Земного шара. Антропофиты.
1
57.
Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
1
Индивидуальн.опрос
58.
Распределение растительности в зависимости от климатических условий зоны.
1
59.
Обобщение по теме: Флора и растительность.
1
Дифференциров.работа
Экология растений.
9
60.
Общая экология и экология растений. Разделы экологии.
1
61.
Аутэкология. Классификация экологических факторов. Их влияние на растения.
1
62.
Экологические группы растений по отношению к свету, воде, почве.
1
Индивидуальн.опрос
63.
Взаимовлияние растений. Понятие об аллелопатии.
1
64.
Жизненные формы растений, как результат приспособления к экологическим факторам.
1
65.
Синэкология - экология растительных сообществ.
1
66.
Агроценозы, их отличие от естественных сообществ.
1
Устный опрос
67.
Л/р «Жизненные формы растений».
1
л/р
68
Итоговое тестирование по курсу ботаники
1
экзамен
69-70
Резервное время
2