- Преподавателю
- Биология
- Комплексные задания по генетике
Комплексные задания по генетике
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Аникина Н.Н. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Проектирование комплекса многоуровневых заданий по биологии.
Тема :
Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза
Подуровни дифференциации (и номер задания экзаменационной работы)
Преимущественная деятельность (Требования к уровню подготовки выпускников
БЗ №1 Определение строения и функции молекулы ДНК
БЗ №2 Передача информации при синтезе белка
БЗ №3 Свойства генетического кода
…
ЗЗ
Репродуктивная
Знать:
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства.
Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых и нуклеиновых кислот.
3 Молекулы какого вещества являются посредниками в передаче информации о первичной структуре белка из ядра к рибосоме?
1) ДНК;
2) т-РНК;
3) АТФ;
4) и-РНК.
Ответ: 4
3 Выберите правильную последовательность передачи информации в процессе синтеза белка
в клетке
1)ДНК >и-РНК > белок
2) ДНК > т-РНК > белок
3)р-РНК>т-РНК > белок
4) р-РНК > ДНК >
т-РНК > белок
ответ:1
3 Какой триплет на ДНК соответствует кодону УГЦ на и-РНК?
1) ТГЦ
2) АГЦ
3) ТЦГ
4) АЦГ.
Ответ:4
МЗ
Частично поисковая, эвристическая
Устанавливать взаимосвязи между компонентами биосинтеза.
33 Установите последовательность процессов происходящих в интерфазной клетке:
1) на одной из цепи ДНК синтезируется и-РНК;
2) две цепи участка молекулы ДНК под воздействием ферментов разъединяются;
3) и-РНК перемещается в цитоплазму;
4) на и-РНК, служащей матрицей происходит синтез белка.
Ответ:2134
26 Какие из указанных процессов относятся к биосинтезу белка?
1) рибосома нанизывается на и-РНК;
2) в полостях и канальцах эндоплазматической сети накапливаются органические вещества;
3)т-РНК присоединяет аминокислоты и доставляет их рибосоме;
4) перед делением клетки из каждой хромосомы образуются по две хроматиды;
5) присоеденненые к рибосоме аминокислоты взаимодействуют между собой с образованием пептидной связи;
6) в ходе окисления органических веществ освобождается энергия.
Ответ:135
26 Выберите правильное положения характеризующие однозначность генетического кода.
1) каждый триплет соответствует только одной аминокислоте;
2) ген в цепи ДНК имеет строго фиксированное начало считывания;
3) генетический код един для всех живущих на земле организмов;
4) одной аминокислоте соответствует несколько триплетов;
5) генетический код универсален.
Ответ:15
НЗ
Исследовательская
Решать:
задачи разной сложности по генетическому коду (составлять схемы цепочек ДНК,РНК)
39 Задача. Фрагмент цепи
ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦЦТТТТЦГТАА. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Ответ:
и-РНК ГГААААГЦАГУУ;
и антикодоны т-РНК :
ЦЦУ, УУУ,ЦГУ,ЦАА, последовательность аминокислот:
гли-лиз-ала-вал.
39 Белок состоит из100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена,кодирующего данный белок,превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты-110,а нуклеотида-300.Ответ поясните.
Ответ:
1)генетический код триплетен,следовательно,белок, состоит из 100 аминокислот, кодируют 300 нуклеотидов;
2) молекулярная масса белка: 100х110=11000; молекулярная масса гена: 300х300=90000;
3) участок ДНК тяжелее,чем кодируемый им белок,в 8 раз (90000/11000)
39 Фрагмент одной из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АТААГГАТГЦЦТТТТ.Определите последователность нуклеотидов в
и-РНКи аминокислот в полипептидной цепи.Что произойдет в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
Ответ:
1)последовательность нуклеотидов в и-РНК: УАУУЦЦУАЦГГАААА;
2) последовательность аминокислот в полипептидной цепи: тир-сер-тир-гли-лиз;
3) если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов,то аминокислота сер будет отсутствовать,и изменится первичная структура белка, а возможно, и его функции.
Подуровни дифференциации (и номер задания экзаменационной работы) | ЗЗ 6 П Основные генетические понятия. Закономерности наследственности. Генетика человека. | МЗ | НЗ | |||
Преимущественная деятельность (Требования к уровню подготовки выпускников) | Репродуктивная ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ: 1.1.1. основные положения биологических теорий (хромосомная) 1.1.3. сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического) 1.1.4. сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя) 1.1.5. сущность гипотез (чистоты гамет) 1.4. современную биологическую терминологию и символику по генетике УМЕТЬ объяснять: 2.1.4. причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций УМЕТЬ 2.3. решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции | Частично поисковая, эвристическая УМЕТЬ 2.1. объяснять 2.1.4. причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций
| Исследовательская УМЕТЬ 2.3. решать задачи разной сложности по генетике (составлять схемы скрещивания) | |||
БЗ №1 Моногибридное скрещивание: Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей | 6 П При скрещивании растений гороха с карликовым (аа) и с высоким ростом (Аа) в поколении F1 получится 1) 100% с высоким ростом 2) 50% с карликовым, 50% с высоким ростом 3) 75% с карликовым, 25% с высоким ростом 4) 25% с карликовым, 75% с высоким ростом Пояснение. Р: аа х Аа G: а А а а F: Аа аа 50% 50%
| 26 П I закон Менделя - это 1) закон расщепления 2) закон единообразия гибридов первого поколения 3) Аа х Аа 4) АА х аа 5) расщепление по фенотипу в соотношении 1:0 6) расщепление по фенотипу в соотношении 3:1 Ответ: 245 29 П Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками. ХАРАКТЕРИСТИКА | ЗАКОНЫ Г. МЕНДЕЛЯ | |||
А) скрещивание гомозигот Б) скрещивание гетерозигот В) родительские формы - чистые линии Г) родительские формы взяты из F1 Д) в F1 100% гетерозигот Е) расщепление по фенотипу 3:1 | 1) I закон Г. Менделя 2) II закон Г. Менделя |
А
Б
В
Г
Д
Е
1
2
1
2
1
2
У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные нерыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?
Пояснение.
1) Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос.
2) Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребенка (25%).
3) Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все нерыжие или все рыжие.
БЗ №2
Моногибридное скрещивание:
Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве
При самоопылении красноплодного томата в его потомстве могут появиться растения с желтыми плодами, что свидетельствует о
1) гетерозиготности родительского растения
2) наличии у гибридов доминантных аллелей
3) гомозиготности родительского растения
4) проявлении сцепления генов
Пояснение.
Р: Аа х Аа
G: А А
а а
F: АА 2Аа аа
АА - красный, Аа - красный, аа - желтый
По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных растений в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, поэтому образуются представители желтого цвета.
БЗ №3
Моногибридное скрещивание:
Определение вероятности появления потомства с заданным признаком
При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F1 получится кроликов
1) 100% черных
2) 75% черных, 25% белых
3) 50% черных, 50% белых
4) 25% черных, 75% белых
Пояснение.
Р: Аа х Аа
G: А А
а а
F: АА 2Аа аа
По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е 75% с черной шерстью и 25% с белой шерстью.
Базовые задачи генетики по разделам
Моногибридное скрещивание:
Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей
Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве
Определение доминантности или рецессивности признака
Определение вероятности появления потомства с заданным признаком
Наследование летальных и сублетальных генов
Ди(поли)гибридное скрещивание:
Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей
Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве
Определение доминантности или рецессивности признака
Определение вероятности появления потомства с заданным признаком
Наследование летальных и сублетальных генов
Сцепленное наследование:
Наследование сцепленных признаков
Определение расстояния между генами и порядка их расположения в хромосоме
Картирование хромосом
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом:
Наследование сцепленных с полом признаков
Наследование ограниченных полом и зависимых от пола признаков
Взаимодействие генов
Взаимодействие аллельных генов
Полное доминирование
Неполное доминирование
Кодоминирование
Взаимодействие неаллельных генов
Комплементарность
Эпистаз
Полимерия
Составление и анализ родословных:
Анализ родословных
Составление родословных
Цитоплазматическая наследственность
Генетика популяций:
Определение частот генов и генотипов в панмиктической популяции
Определение генетической структуры панмиктической популяции
Определение генетической структуры популяции при условии самооплодотворения особей
Эти базовые задачи содержат основные понятия, законы, гипотезы, закономерности генетики и исчерпывают содержание программ, кодификаторов ОГЭ и ЕГЭ, КИМов, школьных учебников и задачников по теме.