- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока по биологии Тип Членистоногие 7 класс
Разработка урока по биологии Тип Членистоногие 7 класс
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ондар Ч.К. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных.
Тип урока: комбинированный урок.
-
Цели урока: Дать представление о членистоногих как об одной из наиболее организованной группе беспозвононочных животных, об их классификации.
Раскрыть особенности внешнего строения ракообразных в связи со средой обитания
-
развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, формирование умений работать с биологическими объектами при выполнении лабораторной работы, делать выводы, вытекающие из лабораторных наблюдений.
-
воспитывать умение выслушивать чужое мнение, прививать любовь к природе, понимание необходимости ее охраны, значение ракообразных в природе и в жизни человека.
Оборудование: видеоролик «Движение рака», раздаточный материал коллекция «Речной рак», презентация, интерактивная доска.
Ход урока
Занятие сопровождается компьютерной презентацией.
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
- Сегодня м работаем по плану: изучение нового материала, речевая разминка, закрепление.
II. Разминка.
Перед изучением новой темы проведем разминку. Причитайте загадку.
Кто это? Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку
Сапожник не сапожник,
Портной не портной,
Во рту держит щетину
А в руках ножницы
Фразеологизмы
Прочитайте и закончите высказывания.
-
Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?
-
«Покраснел как …..».
-
«Я покажу тебе, где раки ………».
-
- Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:
-
Почему раки краснеют?
-
Где зимуют раки?
-
Ответы на эти вопросы мы получим при изучении нового материала. О каком животном шла речь? (о раке)
-
Изучение нового материала.
Тип членистоногие животные - самый многочисленный. Включает 1.5 миллиона видов животных. Первые представители членистоногих, появились на земле 130 миллионов лет назад. Они произошли от древних кольчатых червей.
Почему Членистоногие составляют более 2/3 видов всех животных на Земле? Какие черты усложнения появились у Членистоногих?
- Для ответа на этот вопрос заполним схему Тип членистоногих в тетради.
Тип членистоногие включает три класса.
Систематика Членистоногих
Какие черты усложнения появились у Членистоногих?
Признаки типа «Членистоногих
1.Плотный хитиновый покров - воздухо- и водонепроницаемый.
2. Членистые конечности.
3. Тело состоит из отдельных сегментов, что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей.
4. Появление отделов тела: головы, груди и брюшка.
Все вышеперечисленные признаки позволили членистоногим так широко расселиться на Земле и приспособиться к самым разным условиям обитания.
Самое крупное изменение - это возникновение хитинового покрова. С одной стороны, хитиновый покров обладает высокой прочностью и препятствует испарению влаги с поверхности тела, с другой стороны, он не растяжим и воздухонепроницаем. В связи с этим у животных появились трудности.
Представители класса Ракообразных
Низшие ракообразные - циклоп, гаммарус. Высшие ракообразные обитатели морской фауны - лангусты, креветки, морской краб и т.д. Паразитические ракообразные которые паразитирую на теле животных. Обитатели пресных водоемов, - речной рак.
-
Как могли сгибаться конечности, покрытые хитиновым покровом?
2. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных?
3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?
Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного рака.
Внешнее строение речного рака.
-
Тело речного рака состоит из двух отделов - головогруди и брюшка.
-
Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина.
-
На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков.
-
Окраска у речного рака зеленовато-черная.
-
Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны.
-
Каждый глаз состоит из множество мелких глазков - фасеток. На головогруди располагается 5 ходильныг ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара ног превращена в большие клешни. Ими рак добывает и захватывает пищу, защищается. На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник.
-
Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные.
-
Конечности состоят из отдельных члеников.
ДВИЖЕНИЕ РАКООБРАЗНЫХ
Рак - донное животное. Двигается по дну на ходильных ногах.
С помощью плавательных ножек плавает в толще воды, головой вперед.
Но стоит его напугать, как он делает резкий взмах хвостовым плавником под себя и быстрыми толчками уплывает задом наперед (пятится).
Пользуясь демонстрационным материалом коллекции «Речной рак», определите особенности внешнего строения и ответьте на вопросы устно. Ответы занесите в тетради.
На задание отводится 3 минуты.
-
Закрепление.
«Внешнее строение речного рака»
-
Цель: на примере строения речного рака определите характерные признаки класса ракообразных .
-
Рассмотрите речного рака.
-
1. Чем покрыто тело рака?
-
2. Найдите отделы тела рака.
-
3. На голове найдите органы чувств.
-
4. Установите особенности строения конечностей рака:
-
а) определите, сколько их.
-
б) к какому отделу тела они прикрепляются, какую функцию выполняют.
-
5. В каком отделе имеется хвостовой плавник?
-
6. Сделайте вывод о признаках класса ракообразных на примере строения речного рака.
Проверка выполнения лабораторной работ.
-
1. Тело покрыто панцирем который состоит из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружным скелетом.
-
2. Тело речного рака состоит из двух отделов - головогруди и брюшка.
-
3. На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков - органы осязания , обоняния и органы зрения.
-
4. На головогруди имеется 5 пар ходильных ног.
-
При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу и защищается.
-
5. Хвостовой плавник имеется в брюшке.
1.Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром.
Хитиновый покров на стыке соседних члеников развит гораздо слабее, что позволяет конечностям изгибаться в разных направлениях. По строению конечностей весь тип и получил свое название - «Членистоногие»..
2.Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?
Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях
3.Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?
4.Где зимуют раки?
Итак, раки - это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает. С поздней осени до ранней весны раки ведут малоактивный образ жизни, отсиживаясь в укрытиях по 20 часов в сутки. Весной, когда вода прогревается, раки становятся весьма активными, добывают пищу, и защищая свой дом.Так что никакой загадки, касающейся места, где раки зимуют, вовсе и не существует.
5. Почему когда варят раков, они краснеют?
Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.
Значение
-
Ракообразные настоящая белковая еда
-
Пища для рыб, птиц, морских млекопитающих
-
Промежуточные хозяева червей паразитов (широкий лентец)
-
Биологические фильтры (дафнии)
Заполните схему. Расположите по порядку представителей членистоногих.
Закончите предложения:
-
Панцирь ракообразных состоит из…
-
Тело ракообразных разделено на…
-
Сложные глаза состоят из мелких глазков…
-
Способ смены покрова - …
-
Речной рак имеет … пар ходильных ног.
-
Линька хитина фасеток пять головогруди и брюшка
-
Выводы.
-
Тело ракообразных имеет хитиновый покров.
2. Конечности членистые и специализированы по выполняемым функциям.
3. Отделы тела ракообразных - головогрудь и брюшко.
4. Рост раков происходит благодаря линьке.
-
Домашнее задание.
Прочитать параграф 14, подготовить сообщения на темы: «Паукообразные - вредители сельскохозяйственных культур», «Таежный и пастбищный клещи, их опасность для здоровья и жизни человека», «Речной рак: что мы о нем занем», «Промысловое значение морских ракообразных».
Работа с терминами: хитин, клешни, фасетки.
-
Итог урока.