- Преподавателю
- Биология
- Обобщение темы по самообразованию
Обобщение темы по самообразованию
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларина М.В. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2»
Тема самообразования
Развитие интеллектуальных способностей учащихся при использования межпредметных связей.
Автор Ларина М.В, учитель биологии
Содержание
-
«Развитие интеллектуальных способностей учащихся
при использования межпредметных связей»…………………...………....................................... 2
-
Связь биологии с различными предметами………………4
-
Динамика межпредметных связей при изучении
разных уровней организации и эволюции биологи-
ческих систем………………………………………………9
-
Вариант планирования межпредметных связей в
темах курса «Общая биология»…………………………..11
-
Литература………………………………………………....15
-
Из опыта работы по теме самообразования……………..16
Развития интеллектуальных способностей учащихся при использования межпредметных связей.
В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:
-
Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
-
Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
-
Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект, как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода интеллект - это совокупность тех или иных способностей.
В настоящие время перед школой стоит задача не только дать учащимся систему знаний, умений и навыков, но и в процессе формирования этой системы развить их (память, фантазию, мышление, умение творчески оперировать приобретенными знаниями, научить способам самостоятельного приобретения знаний) интеллектуальные способности. Интеллектуальные способности школьников могут быть развиты в том случае, когда обучение идет с привлечением, в качестве средств и методов решения, уже имеющихся знаний, когда проводятся параллели между знаниями различных областей науки, когда новая информация не отправляется в дальние «кладовые» памяти, а сопоставляется с полученной ранее. Таким образом, человек вооружается знаниями по определенной системе, это служит предпосылкой для создания оптимальных условий хранения и своевременного воспроизведения запасов памяти. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. Если ребенок видит, что ранее полученные знания пригодятся и в другой области, то и информация запоминается надолго. Так же информация лучше запоминается, если установлена связь между событиями, очень хорошо запоминаются рифмованные слова.
Много вопросов, связанных с развитием интеллектуальных способностей помогают разрешить межпредметные связи.
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных знаний, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общих направления:
-
Комплексное изучение разными науками одного и того же объекта;
-
Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках;
-
Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.
В процессе изучения отдельных предметов очень важно показать взаимосвязь между различными отраслями знаний. Известно также, что многие вопросы, изучаемые в одном курсе, учащиеся могут легче и глубже понять, если при этом будут основываться на знаниях других наук. Современные программы и учебники показывают, что в них заложены большие потенциальные возможности для осуществления межпредметных связей. В существующем курсе начиная с V класса, учитель биологии неизбежно «забегает вперед» и до изучения основ соответствующих наук в урезанной и поверхностной форме знакомит школьников с теми физическими, химическими, кибернетическими, математическими, те6хническими понятиями и теоретическими схемами, которые необходимы для понимания живой природы. И в дальнейшем интерес к уникальным особенностям каждого объекта в отдельности роднит биологию с гуманитарными науками, а конструктивный характер концепций и экспериментов сближает с географией, в поле зрения которой попадает организация среды обитания человека. Биология вступает в резонанс с физикой и химией, кибернетикой, математикой, экономикой, психологией и другими науками, отвечая на их воздействие формированием предметов исследования, составлением программ научного поиска, оформлением новых дисциплин.
Специфичность биологии подчеркивают все три типа ее законов (способы объяснения): причинные, функциональные, эволюционные. Объяснения с помощью понятий «причина - следствие» касается отдельных связей между явлениями, событиями; эти связи выявляются физическими и химическими методами исследования. Формулировка проблемы «как действует, функционирует орган» побуждает биолога выделять объект изучения, исключить все переменные характеристики или управлять ими. Вычленив явление, биологи подходят к нему как физики или химики. В основе функциональной постановки проблем лежит вопрос о том, для чего происходит явление, какой биологический смысл оно имеет.
Эволюционизм не без влияния биологии распространяется в астрономии, химии, физике, географии, лингвистике, этнографии и других науках.
Системно-кибернетические направления биологии - область резонанса с науками об управлении. Они «набрасывают» на живую природу концептуально-методологическую сеть системного подхода, в которую попадают вещественные, информационные и энергетические взаимодействия между элементами природных систем, используют модели, в частности математические, что дает возможность широко применять компьютер для имитирования процессов, происходящих в биологических системах.
Любой биологический объект подчиняется физико-химическим законам, любой процесс можно свести к ним, объяснить на их основе.
Для диалектико-материалистической трактовки соотношение биологии с физикой и химией может быть полезна идея дополнительности, которая характеризует отношения между явлениями, наблюдаемыми в разных экспериментальных ситуациях. Эта идея может применяться как в физико-содержательном смысле (на уровне атомно-молекулярных отношений), так и методологическим - как принцип упорядочения знаний, правило использования разноуровневых понятий. Она открывает путь для признания действия в живых системах физических и химических закономерностей и не препятствует познанию специфики биологических законов. Выдающийся физик Н. Бор подчеркивал, что живую систему можно описать в понятиях, которые образовались в процессе человеческой истории в результате общения с живыми существами (живое, функции органов, обмен веществ, дыхание, лечение и др.), либо, применяя язык физики и химии, можно говорить о причинном ходе событий. Это типичный случай взаимно дополнительных подходов.
В системе научного знания биология занимает промежуточное положение между естественными и общественными науками, испытывает влияние тех и других и оказывая, в свою очередь, воздействия на них. Многие области биологии вступают в резонанс с общественными науками. Среди них надо выделить, прежде всего описательную биологию (систематика, биогеография, описательная эмбриологи и другие дисциплины).
Весьма близки к общественным наукам такие дисциплины, как этология и зоопсихология, которые «питаются» моделями, понятиями и образами психологии и человекознания. Результаты исследований этих наук дают новое видение истоков человеческого разума и культуры, создают основу для многих отраслей деятельности, связанных с использованием живых существ.
Ч. Дарвин положил начало осмыслению биологии с позиций социологии и гуманитарной культуры. Знание истории природы помогает человеку понять свое место во Вселенной и оценить перспективы развития.
Одно из проявлений резонанса биологии с экономикой - рождение экологии, которая в своем развитии испытала мощное воздействие системно-математических и кибернетических областей знаний.
Связь биологии с различными предметами
-
Предмет
Области перекрывания
Химия
-
Все живые организмы состоят из химических элементов и веществ;
-
Последствия для живых организмов при отсутствии или недостатке химических элементов (Mn - серая пятнистость злаков, хлороз листьев; Cu - скручивание и засыхание кончиков листьев, увядание верхушек веток; P Ca - входят в состав костей организма; Mg - участвует в образовании хлорофилла; S - входит в состав многих белков; Zn - входит в состав инсулина; I - участвуют в образовании гормона щитовидной железы; Fe - входит в состав гемоглобина).
-
Круговорот химических элементов ( кислорода, углерода, серы, фосфора и др.), переход их из неживой природы в состав живых организмов.
-
Значение катионов и анионов для живых организмов (ион натрия - водный обмен, расслабление мышцы сердца; калия - противоположное действие).
-
Представление о составе, строении и свойствах белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот.
-
Химические реакции, протекающие в организмах (гидролиз и синтез веществ).
-
Болезни, связанные с нарушением биохимических процессов в организме (диабет, цинга, базедова болезнь, ревматизм, отложение солей, гемофилия, фенилкетонурия и др. )
-
Токсическое воздействие различных веществ на живые организмы (мутации; кислоты и щелочи - киста мембраны; тяжелые металлы - ингибиторы ферментов; СО - связь с гемоглобином; бутулистический и столбнячный токсины и др.).
-
Пищевая промышленность:
-
Изготовление различных продуктов;
-
Использование химических веществ (селитра - колбаса, уксус, соль - консервирование, протрава семян, гидролиз глюкозы, целлюлозы, получение бумаги, обесцвечивание тканей (перекись, хлор), окраска тканей, вулканизация натурального каучука).
-
Воздух, вода, углекислый газ, почва, удобрения и их состав, и значение для роста и развития растений.
-
Процесс хемосинтеза - превращение одних веществ в другие при участии бактерий.
-
Аккумуляция солнечной энергии зелеными растениями.
-
Образование нефти и каменного угля.
-
Достижение современного органического синтеза и успехи молекулярной биологии.
-
Запахи.
География
-
Локализация биосистем в пространстве, связь их со средой.
-
Включает популяции, виды, биоценозы, биосферу в предмет своего исследования - ландшафты и географическую оболочку.
-
Ландшафтоведение занимается типологией, картированием ландшафтов, установлением их таксономической иерархии.
-
Живые существа формируют и развивают природную среду.
Астрономия
-
Влияние излучений космоса, геомагнитных волн, климатических факторов, смены фаз Луны, смена дня и ночи, смена времен года на течение процессов жизнедеятельности.
-
Информация о космических компонентах абиотической среды.
-
Этапы эволюции Вселенной и возникновение жизни на Земле.
Физика
-
Сопротивление (передвижение в различных средах).
-
Изменение температуры (теплокровность и холоднокровность).
-
Улавливание света (глаз, фотоаппарат).
-
Использование физических приборов (определение частоты звука).
-
Ультразвук (дельфины, летучие мыши).
-
Некоторые животные видят УФ и инфракрасное излучения.
-
Физиология передвижения жидкостей (давление, выделение).
-
Фотосинтез.
-
Нейрофизиология (передача импульсов).
-
Гравитация.
-
Биомеханика, биологическая термодинамика (закономерности потока энергии в клетке, организме, экосистеме, биосфере), биооптика, биоакустика.
-
Организмы обладают биологическими часами, компасом, измерение геомагнитного поля.
-
Механические свойства органов и тканей.
-
Кинематический и динамический анализ движений.
-
Упругие свойства сосудов и сердца.
математика
-
1.Методы измерения, статистической обработки результатов, планирование экспериментов.
-
Построение биологических концепций по образцу математических теорий (теория вероятности).
-
Графики (вариационная кривая).
-
Логико-математический анализ общих принципов классификации.
-
Математический принцип систематики.
-
Бионика.
-
Симметрия живых организмов.
-
Золотое сечение.
-
Моделирование, в том числе и компьютерное, отдельных биологических процессов.
Человекознание, философия, история
-
Социальная сущность человека, место в научной картине мира.
-
Цели, смысл и ценность существования человека.
-
Антропогенез.
-
Трудовая теория антропогенеза.
-
Ноогенез.
-
История жизни человека.
-
Здоровый образ жизни.
-
Коэволюция человека и природы.
-
Определение общих методов и принципов научного познания.
-
Логика и методология научного познания, его социально-экономическая обусловленность.
-
Философские законы.
-
Истоки и развитие биологических идей, развитие взглядов на природу и место в ней человека, представления о живой природе в мифологии и религии.
-
Влияние на искусство, этику, религию.
-
Ценность природы, ее практическая и эстетическая значимость для человека.
-
Этические нормы и правила отношения к живым организмам.
Искусство, литература
-
Формирование чувства прекрасного (красота живых форм, звуков, изящество движений).
-
Единство логического и образного отражения природы.
-
Связь научного и художественного понимания природы.
-
Эмоционально-чувственное восприятие и познание.
-
Роль искусства, литературы, живописи в формировании экологической культуры.
-
Динамика межпредметных связей при изучении разных уровней организации и эволюции биологических систем.
Молекулярный уровень.
Исследование процессов молекулярного уровня несовместимо с сохранением жизни. Невозможно и наблюдать, как молекулярные процессы «перерастают» в жизнедеятельность. Это проблема теоретического плана. Молекулярные компоненты клеток изучаются дополняющими друг друга молекулярной биофизикой, биохимией, биологической термодинамикой и кибернетикой. Информация по молекулярной биологии допускает рассредоточение по курсам физики и химии, ибо биологический подход проявляется лишь в способах постановки проблем о характерах связей между физическими и химическими свойствами и возможными биологическими функциями. Биологическая функция - это свойство, которое отличает подход молекулярной биологии от чисто физических и химических.
Клеточный уровень.
Связь результатов биохимических, биофизических, биокибернетических и эволюционных исследований с традиционными анатомическими и морфологическими. Клетка может быть представлена как механическая система, если она исследуется методами механики, а особое внимание обращается на ее механические параметры (плотность, упругость и др.). Она может выглядеть как электрическая цепь, Состоящая из полупроводников, конденсаторов, сопротивлений, если ее изучение ведется с позиций электростатики и динамики. Физико-химический взгляд видит в клетке дисперсную систему, совокупность электролитов, полупроницаемых мембран и т. Д. Кибернетики составляют сложные схемы процессов регуляции и передачи информации в ней. Без совмещения всех этих «образов», возможного только на уроках биологии, не может быть подлинно биологического понятия о клетке.
Организменный уровень.
На этом уровне биология вторгается в область физики, химии, кибернетики, причем меняется удельный вес и спектр используемых разделов этих наук, несколько снижается значение географических подходов и усиливаются геофизические, астрономические и др. Биохимия особи занимается спецификой биохимической деятельности отдельных органов и вопросами регуляции на организменном уровне. Значительно расширяется предметная область биофизики (биомеханика, биологическая термодинамика, биооптика, биоакустика). С точки зрения биофизической экологии организм рассматривается как обладатель биологических часов, компаса, измерителя геомагнитного поля. Электромагнитные поля биосферы играют роль в настройке биологических часов, в ориентации особей в пространстве, влияют на регуляцию физиологических функций.
Надорганизменный уровень.
На этом уровне организм рассматривается как элемент, обладающий свойствами, благодаря которым проявляет себя в экосистеме (способность поглощать, преобразовывать и накапливать энергию, реагировать на сигналы из среды обитания, размножаться, взаимодействовать с другими организмами.
Биогеоценозы и биосфера представляют собой геофизические, термодинамические, химические, биологические и кибернетические системы. Биофизические подходы к их изучению связаны с рассмотрением биологического сигнального поля как результата различных способов обмена информацией между особями (химических, оптических, звуковых и др.).
Вариант планирования межпредметных связей в темах курса
«Общая биология».
План к темам курса
1.Учебно-воспитательные цели.
2.Возможные межпредметные связи:
Преемственные;
Перспективные.
Тема «Эволюционное учение»
1.Сформировать знания об основных положениях эволюционного учения и его значении для развития естествознания.
2. Перспективные. Обществознание. Предпосылки марксизма.
Преемственные. История. Обществознание. Экономическое положение в мире.
География. Географические открытия.
Химия. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Теория органических веществ Бутлерова.
Тема «Развитие органического мира»
-
Сформировать знания о развитии органического мира и влиянии на него климатических условий в различные эры.
-
Преемственные. География 8 класс. Общая характеристика природы. Геологическое летоисчисление.
Химия - 8 класс. Кислород, распространение в природе. Кислород. Оксиды. Горение.
Тема «Происхождение человека»
-
Сформировать умение объяснять взаимосвязь биологических и социальных факторов в антропогенезе.
-
Преемственные. География - 6 класс. Население Земли. Основные человеческие расы, равенство рас.
География - 7 класс. Население и политическая карта мира. Освоение земли человеком.
География - 10 класс. География населения мира. Решение национального вопроса.
Тема «Основы экологии»
-
Обеспечить усвоение сущности основных понятий и закономерностей экологии: практическое значение экологии для народного хозяйства и решение проблемы охраны природы.
-
Преемственные. География - 6 класс. Природа и население своей местности.
Физика - 10 класс. Первый закон термодинамики.
География - 8 класс. Почвы и земельные ресурсы. Растительный и животный мир.
Перспективные. Физика - 11 класс. Воздействие инфракрасного и ультрафиолетового излучения на живые организмы. Электромагнитные волны.
Тема «Учение о биосфере»
-
Усвоить основные закономерности процессов в биосфере и убедить учащихся в необходимости комплексного подхода к ее охране.
-
Преемственные. География - 6 класс. Биосфера. Взаимосвязи компонентов природы.
География -7 класс. Население и политическая карта мира. Сравнение природных комплексов и материков.
География - 10 класс. География мировых природных ресурсов. Экологические проблемы.
Химия - 8 класс. Окисление. Охрана воздуха. Кислород. Оксиды. Горение.
Химия - 9 класс. Подгруппа азота, подгруппа углерода.
Физика - 10 класс. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана природы. Основы термодинамики.
Тема «Размножение и развитие организма».
-
Сформировать убеждения в материальном т органического мира и причинности свойство изменчивости.
-
Преемственные. Химия - 10 класс. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Белки. Нуклеиновые кислоты. Спирты и фенолы. Ядовитость спиртов, их губительное действие на организм человека.
Тема «Основы генетики»
-
Изучить основные закономерности наследственности и изменчивости и влияние на них загрязнения окружающей среды.
-
Преемственные. Алгебра - 7 класс. Выполнение арифметических действий над приближенными значениями и использование калькулятора.
Математика - 6 класс. Формулы сокращенного умножения. Степень многочлена.
Математика - 11 класс. Понятие о математическом моделировании. Математика и естествознание. Применение производной.
Физика - 11 класс. Свойства и применение электромагнитных излучений. Электромагнитные волны. Атомы и атомное ядро. Поглощенная доза излучения и ее биологическое воздействие. Защита от излучений.
География - 10 класс. География мировых и природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества.
Тема «Селекция»
-
Усвоить особенности методов селекции растений, животных и микроорганизмов, изучить успехи отечественных селекционеров, основные направления биотехнологии .
-
Преемственные. География - 7 класс. Материки и океаны.
Тема «Основы цитологии»
-
Усвоение учащимися основных положений клеточной теории, состава, строения и функций основных компонентов клетки, сущности энергетического и пластического обмена веществ и превращения энергии в клетке.
Совершенствование умений пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, проводить цитологические опыты, выявлять основные компоненты клетки, работать с учебником и дополнительной литературой, составлять конспекты.
Формирование убеждений в необходимости знаний о клетке для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщего характера связей в природе и для обоснования мероприятий по охране природы.
-
Преемственные. Физика - 8 класс. Отражение света. Световые явления.
Химия -8 класс. Изотопы. ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химические элементы. Первоначальные химические понятия. Вода. Растворы. Основания. Химическая связь. Строение веществ. Водород. Кислоты. Соли.
Химия -10 класс. Жиры. Углеводы. Нуклеиновые кислоты. Принцип комплементарности. Роль нуклеиновых кислот. Сложные эфиры.
Химия - 11 класс. Белки. Успехи в изучении и синтезе белков. Роль микробиологической промышленности. АТФ (пуриновые основания). Амины. Аминокислоты. Азотосодержащие гетероциклические соединения.
Химия - 9 класс. Ионы. Электролитическая диссоциация. Гидролиз.
Физика - 7 класс. Диффузия.
Физика - 8 класс. Удельная теплоемкость веществ. Тепловые явления.
Обществознание. Материя. Диалектика.
Перспективные. Физика- 11 класс. Использование радиоактивных изотопов. Атомы и атомное ядро. Электромагнитные волны. Свойства и применение излучений.
Тема «Обмен веществ и энергии»
-
*
-
Преемственные. Химия -8 класс. Тепловой эффект химической реакции. Первоначальные химические понятия. Галогены. окислительно-восстановительные реакции.
Физика - 8 класс. Тепловые явления. Закон сохранения и превращения энергии.
Химия -10 класс. Химические свойства глюкозы: реакции окисления и брожения.
Физика - 10 класс. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов, КПД теплового двигателя. Основы термодинамики.
Физика - 11 класс. Электромагнитные волны. Электромагнитные излучения разных длин волн.
Химия -11 класс. Белки. Нуклеиновые кислоты. Успехи в изучении и синтезе белков.
Перспективные. Физика - 11 класс. Световые кванты. Действие света. Химическое действие света и его применение.
Литература
1.Брейгер Л. М, Клёнова А. В.Интегрированный урок в 11 классе. Биология - химия. Возникновение и начальной развитие жизни на Земле. - В.: Учитель, 2003 - 64 с.
2. Зверев И. Д. Интеграция и интегрированный предмет // Биология в школе. 1991.№5
3. Комисаров Б. Д.Методологические проблемы школьного биологического образования. - М.: Просвещение, 1991 - 160 с. - (Библиотека учителя биологии)
4. Лунина Л. Н. Учебные комьютерные г по генетике.//Биология в школе. 1993. №5
5. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. -М.: 1994
6.Программа по биологии.
7. Учебники образовательной линии Н. И. Сонина.
18