- Преподавателю
- Биология
- Статья по использованию регионального компонента на уроках
Статья по использованию регионального компонента на уроках
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исакова И.А. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВКО НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Исакова И.А. ГУ СОШ-лицей №7 Семей.
В докладе представлен опыт реализации регионального экологического компонента на уроках биологии в средних общеобразовательных школах города Семей на примере особо охраняемых территорий, целью которого является формирование определенного уровня экологизации сознания школьников.
В настоящее время основными направлениями развития системы образования являются гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников, с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. Достичь этого можно при помощи регионального компонента, на который в учебных программах для общеобразовательных учреждений по биологии предусматривается выделение 15 часов времени.
Содержание регионального компонента дополнено местным материалом, который способен пробуждать интерес к изучению биологии, и может помочь школьнику адаптироваться в сложной социальной жизни. Введение в программы по биологии местного материала позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с природой на их экологическое образование.
Вопрос изучения особо охраняемых заповедных природных территорий носит актуальный характер в современных условиях. Особо охраняемые заповедные природные территории имеют большую рекреационную, воспитательную и образовательную ценности.
Инициативный учитель, занимающийся экологическим образованием, применяет современные формы организации и проведения урока, использует увлекательные и яркие наглядные материалы. Незаменимым и удобным инструментом для решения поставленных педагогических задач наряду с учебником, дополнительной литературой становятся теле-, видео- и компьютерные технологии.
Предлагаем рассмотреть внедрение регионального экологического компонента в школьном курсе биологии на конкретных примерах.
6 класс. Тема «Охрана растений и животных.Красная Книга. Заповедники и заказники», 7 класс. Темы «Съедобные и ядовитые грибы», «Лишайники», «Голосеменные растения», «Семейство Розоцветные», «Семейство Луковые. Семейство Ландышевые», «Деление птиц на группы», «Млекопитающие Казахстана». На уроках биологии в 6-7 классах при изучении различных отделов растений речь обязательно идет об особоохраняемых территориях ВКО: национальных парках, заповедниках, резерватах и их значении в сохранении растений занесенных в КраснуюКнигу. Среди произрастающих на территории ГУ ГЛПР «Семей орманы» растений, встречаются следующие виды занесенные в Красную Книгу: адонис весенний, адонис золотистый, астрагал беловойлочный, астрагал сладколистный, башмачок настоящий, волчеягодник алтайский, водяной орех, тонкогог снеговой, ковыль уклоняющийся, Кандык сибирский, кувшинка белая, ревень алтайский, шиповник Павлова, яблоня Сиверса и другие. Среди грибов - полипорус корнелюбивый, а среди лишайников - кладина оленья (ягель). Сведения об этих растениях предоставлены учеными и студентами СГПИ совместно с ОО «Исток» и ГУ ГЛПР «Семей орманы» в рамках проекта «Ленточный бор» в 2007 г. Растения показываются в виде гербарного материала, фотографий, видиофрагментов. При изучении классов позвоночных животных ребята знакомятся с различными представителями видов животных, подлежащими охране, а также с теми животными, которые охраняются на территории ВКО и в резервате «Семей орманы». На территории резервата обитают животные, занесенные в Красную Книгу Республики Казахстан - черный аист, лебедь - кликун, скопа, беркут, орлан - белохвост, балобан, журавль - красавка, сапсан, змееед, краснозобая казарка, колпица, архар. Знакомство происходит при посещении Семипалатинского биологического центра, при просматривании видеофрагментов, фотографий.
9 класс. Темы «Охрана природы» и «Красная книга Казахстана».
В теме «Охрана природы» необходимо остановиться на таких объектах как заповедники, заказники и резерваты ВКО. Изучая историю создания, местоположение, многообразие растений и животных этих особоохраняемых объектов у учащихся развивается патриотизм, гражданская позиция по отношению к природе Родного края. В Восточно-Казахстанской области находятся Маркакольский и Западно-Алтайский заповедник. Развивая исследовательские навыки и умение самостоятельной работы можно дать учащимся опережающие задания - минипроекты: изучить заповедники и подготовить презентацию, выступить на уроке с защитой проекта.
11 класс. Тема «Красная книга и ее роль». На уроке изучение вопросов истории создания Красной книги, издания ее в Казахстане, распределение краснокнижных видов по категориям и факт распространения их на особо охраняемых территориях ВКО, ведется с использованием элементов проектной технологии, ИКТ. Групповые проекты учащиеся готовят заранее с учетом требований к оценке по следующим направлениям:
-
Красная Книга Казахстана
-
Краснокнижные виды флоры и фауны особо охраняемых территорий ВКО
-
Маркакольский государственный природный заповедник. Флора Маркакольского заповедника насчитывает около 900 разновидностей растений. Из тех, которые занесены в Красную Книгу Казахстана можно отметить такие растения как сибирский собачий зуб, алтайский ревень, сладкий астрагал, плаун-баранец, тюльпан, степной пеон, алтайский голосемянник. Животный мир Маркакольского заповедника насчитывает 4 вида пресмыкающихся, 2 вида земноводных, 255 разновидностей птиц и 58 представителей млекопитающих. Следующие виды позвоночных занесены в Красную Книгу Казахстана: черный аист, скопа, орлан-белохвост , беркут, сизый журавль, хвостовка, иногда встречается снежный барс.
-
Западно-Алтайский государственный природный заповедник. В заповеднике, в «Красную книгу» Казахстана занесены 6 видов птиц: 1. Черный аист - 3 категория (редкий вид), 2. Балобан - 1 категория (исчезающий вид), 3. Сапсан - 1 категория (исчезающий вид), 4. Беркут - 3 категория (редкий вид), 5. Филин - 2 категория (сокращающийся вид), 6.Орлан белохвост - 2 категория (сокращающийся вид. В границах заповедника зарегистрировано 14 видов растений с охранным статусом: ковыль перистый, баранец обыкновенный, лук мелкосетчатый, кандык сибирский, башмачок капельный, ревень алтайский, златоцвет весенний, пион степной, голосемянник алтайский, долгоног снеговой, сибирка алтайская, рапонтикум сафроловидный, родиола розовая.
-
Кулуджунский государтвенный природный заказник (зоологический). Фауна земноводных представлена двумя видами - серой жабой и остромордой лягушкой. Обитает шесть видов пресмыкающихся: обычные - разноцветная ящурка, прыткая ящерица, обыкновенный щитомордник, обыкновенный уж и внесенные в Красную книгу Казахстана - зайсанская круглоголовка, глазчатая ящурка.
-
Тарбагатайский государственный природный заказник (зоологический). По степям и опустыненным участкам встречаются дрофа большая и дрофа джек, чернобрюхий рябок и саджа. Все они также занесены в Красную книгу.
-
Государственный природный заказник "Нижне-тургусунский" (ботанический). В Красную Книгу Казахстана внесены: кандык сибирский, башмачок крупноцветковый, ревень алтайский, долгоног снеговой, сибирка алтайская, астрагал сладколистый, плаун-баранец.
-
Государственный природный заказник «Каратальские пески» (ботанический). Из редких, краснокнижных видов растений встречаются тополь разнолистный или туранга - реликт саванных лесов третичного периода, копеечник, прутьевидный, лук дернистый. В заказнике обитают редкий в Зайсанской котловине восточный удавчик, а также, занесенные в Красную книгу Казахстана зайсанская круглоголовка, глазчатая и центрально - азиатская ящурки, джек, обыкновенная дрофа, саджа и чернобрюхий рябок. Встречаются немногочисленные в области кулик - шилоклювка и серый сорокопут. Из редких краснокнижных видов млекопитающих обитают хомячок Роборовского, джунгарский сальпинготус, центрально - азиатская рысь.
-
Катон-Карагайский государственный природный парк. Обитают в парке виды, которые внесены в списки Красной книга Международного союза охраны природы и Республики Казахстан. Это четыре вида млекопитающих: снежный барс, архар-аргали, каменная куница и ночница Иконникова. Тридцать видов птиц, среди которых: горбоносый турпан, сапсан, сокол балобан, скопа, беркут, могильник, филин, серый журавль, журавль красавка, алтайский улар, из рыб один вид - таймень; из беспозвоночных два вида насекомых - жужелица Михайлова и жужелица восхитительная, и два моллюсков - монахоидес акулеата и гастрокопта Теели. Богат и растительный мир национального парка, который представлен значительным количеством высших сосудистых растений (более 2000 видов), мхов, лишайников и грибов. Среди травянистых растений много реликтовых: ветреница алтайская, княжик сибирский, астрагал сладколистный, мятлик алтайский. Особую ценность представляют редкие виды, которые нуждаются в охране, а некоторые из этих видов (более 30) находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы Республики Казахстан. Это долгоног снеговой, ревень алтайский, кандык сибирский, тюльпан разнолепестный, башмачок крупноцветный, венерин и настоящий, сибирка алтайская, плаун баранец, пион степной, радиола розовая, левзея (рапонтикум) сафлоровидный.
-
Алтайский ботанический сад. Коллекционные фонды Сада также служат базой для разработки принципов сохранения генофонда редких и исчезающих растений и для пропаганды ботанических знаний. Содержание и охрана. коллекционного фонда растений, являющегося национальным достижением Республики Казахстан, и привлечение в интродукционный процесс новых видов.
-
Государственный лесной природный резерват «Семей орманы». На территории резервата встречаются животные, занесённые в Красную Книгу РК - чёрный аист, лебедь-кликун, скопа, беркут, орлан-белохвост, балобан, журавль-красавка, сапсан, змееед, краснозобая казарка, колпица, архар.
-
Памятник природы «Синегорская пихтовая роща». На территории памятника природы встречаются краснокнижные растения: кандык сибирский, ревень алтайский и гимноспермиум алтайский, Пион уклоняющийся, Кочедыжник женский, лук алтайский, кривокучник сибирский и др. Краснокнижные представители орнитофауны: орел-беркут, сокол-балобан, филин, черный аист.
Поисково-исследовательская деятельность позволяет вырабатывать познавательные универсальные компетенции школьников, которые необходимы для продолжения обучения после окончания средней школы, для адаптации в социо-трудовой среде.
В заключение необходимо отметить, что на конкретных и близких для учащихся примерах возможно формирование системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся. Изучая региональную биологию, школьники могут выразить свое отношение к окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ее ресурсам. Умело используя, элементы регионального компонента, возможно эффективное решение триединой задачи учебного процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл.