Статья по использованию регионального компонента на уроках

В статье представлен опыт реализации  регионального   экологического компонента  на уроках биологии в средних общеобразовательных  школах города Семей на примере особо охраняемых территорий, целью которого является  формирование определенного уровня экологизации  сознания школьников. Региональный компонент воспитывает чувство патриотизма, гордости, ответственности за свой родной край, призван прививать бережное отношение к природе. Помогает убедить учащихся  соблюдать определенные правила поведе...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВКО НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Исакова И.А. ГУ СОШ-лицей №7 Семей.

В докладе представлен опыт реализации регионального экологического компонента на уроках биологии в средних общеобразовательных школах города Семей на примере особо охраняемых территорий, целью которого является формирование определенного уровня экологизации сознания школьников.

В настоящее время основными направлениями развития системы образования являются гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников, с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. Достичь этого можно при помощи регионального компонента, на который в учебных программах для общеобразовательных учреждений по биологии предусматривается выделение 15 часов времени.

Содержание регионального компонента дополнено местным материалом, который способен пробуждать интерес к изучению биологии, и может помочь школьнику адаптироваться в сложной социальной жизни. Введение в программы по биологии местного материала позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с природой на их экологическое образование.

Вопрос изучения особо охраняемых заповедных природных территорий носит актуальный характер в современных условиях. Особо охраняемые заповедные природные территории имеют большую рекреационную, воспитательную и образовательную ценности.

Инициативный учитель, занимающийся экологическим образованием, применяет современные формы организации и проведения урока, использует увлекательные и яркие наглядные материалы. Незаменимым и удобным инструментом для решения поставленных педагогических задач наряду с учебником, дополнительной литературой становятся теле-, видео- и компьютерные технологии.

Предлагаем рассмотреть внедрение регионального экологического компонента в школьном курсе биологии на конкретных примерах.

6 класс. Тема «Охрана растений и животных.Красная Книга. Заповедники и заказники», 7 класс. Темы «Съедобные и ядовитые грибы», «Лишайники», «Голосеменные растения», «Семейство Розоцветные», «Семейство Луковые. Семейство Ландышевые», «Деление птиц на группы», «Млекопитающие Казахстана». На уроках биологии в 6-7 классах при изучении различных отделов растений речь обязательно идет об особоохраняемых территориях ВКО: национальных парках, заповедниках, резерватах и их значении в сохранении растений занесенных в КраснуюКнигу. Среди произрастающих на территории ГУ ГЛПР «Семей орманы» растений, встречаются следующие виды занесенные в Красную Книгу: адонис весенний, адонис золотистый, астрагал беловойлочный, астрагал сладколистный, башмачок настоящий, волчеягодник алтайский, водяной орех, тонкогог снеговой, ковыль уклоняющийся, Кандык сибирский, кувшинка белая, ревень алтайский, шиповник Павлова, яблоня Сиверса и другие. Среди грибов - полипорус корнелюбивый, а среди лишайников - кладина оленья (ягель). Сведения об этих растениях предоставлены учеными и студентами СГПИ совместно с ОО «Исток» и ГУ ГЛПР «Семей орманы» в рамках проекта «Ленточный бор» в 2007 г. Растения показываются в виде гербарного материала, фотографий, видиофрагментов. При изучении классов позвоночных животных ребята знакомятся с различными представителями видов животных, подлежащими охране, а также с теми животными, которые охраняются на территории ВКО и в резервате «Семей орманы». На территории резервата обитают животные, занесенные в Красную Книгу Республики Казахстан - черный аист, лебедь - кликун, скопа, беркут, орлан - белохвост, балобан, журавль - красавка, сапсан, змееед, краснозобая казарка, колпица, архар. Знакомство происходит при посещении Семипалатинского биологического центра, при просматривании видеофрагментов, фотографий.

9 класс. Темы «Охрана природы» и «Красная книга Казахстана».

В теме «Охрана природы» необходимо остановиться на таких объектах как заповедники, заказники и резерваты ВКО. Изучая историю создания, местоположение, многообразие растений и животных этих особоохраняемых объектов у учащихся развивается патриотизм, гражданская позиция по отношению к природе Родного края. В Восточно-Казахстанской области находятся Маркакольский и Западно-Алтайский заповедник. Развивая исследовательские навыки и умение самостоятельной работы можно дать учащимся опережающие задания - минипроекты: изучить заповедники и подготовить презентацию, выступить на уроке с защитой проекта.

11 класс. Тема «Красная книга и ее роль». На уроке изучение вопросов истории создания Красной книги, издания ее в Казахстане, распределение краснокнижных видов по категориям и факт распространения их на особо охраняемых территориях ВКО, ведется с использованием элементов проектной технологии, ИКТ. Групповые проекты учащиеся готовят заранее с учетом требований к оценке по следующим направлениям:

  • Красная Книга Казахстана

  • Краснокнижные виды флоры и фауны особо охраняемых территорий ВКО

  • Маркакольский государственный природный заповедник. Флора Маркакольского заповедника насчитывает около 900 разновидностей растений. Из тех, которые занесены в Красную Книгу Казахстана можно отметить такие растения как сибирский собачий зуб, алтайский ревень, сладкий астрагал, плаун-баранец, тюльпан, степной пеон, алтайский голосемянник. Животный мир Маркакольского заповедника насчитывает 4 вида пресмыкающихся, 2 вида земноводных, 255 разновидностей птиц и 58 представителей млекопитающих. Следующие виды позвоночных занесены в Красную Книгу Казахстана: черный аист, скопа, орлан-белохвост , беркут, сизый журавль, хвостовка, иногда встречается снежный барс.

  • Западно-Алтайский государственный природный заповедник. В заповеднике, в «Красную книгу» Казахстана занесены 6 видов птиц: 1. Черный аист - 3 категория (редкий вид), 2. Балобан - 1 категория (исчезающий вид), 3. Сапсан - 1 категория (исчезающий вид), 4. Беркут - 3 категория (редкий вид), 5. Филин - 2 категория (сокращающийся вид), 6.Орлан белохвост - 2 категория (сокращающийся вид. В границах заповедника зарегистрировано 14 видов растений с охранным статусом: ковыль перистый, баранец обыкновенный, лук мелкосетчатый, кандык сибирский, башмачок капельный, ревень алтайский, златоцвет весенний, пион степной, голосемянник алтайский, долгоног снеговой, сибирка алтайская, рапонтикум сафроловидный, родиола розовая.

  • Кулуджунский государтвенный природный заказник (зоологический). Фауна земноводных представлена двумя видами - серой жабой и остромордой лягушкой. Обитает шесть видов пресмыкающихся: обычные - разноцветная ящурка, прыткая ящерица, обыкновенный щитомордник, обыкновенный уж и внесенные в Красную книгу Казахстана - зайсанская круглоголовка, глазчатая ящурка.

  • Тарбагатайский государственный природный заказник (зоологический). По степям и опустыненным участкам встречаются дрофа большая и дрофа джек, чернобрюхий рябок и саджа. Все они также занесены в Красную книгу.

  • Государственный природный заказник "Нижне-тургусунский" (ботанический). В Красную Книгу Казахстана внесены: кандык сибирский, башмачок крупноцветковый, ревень алтайский, долгоног снеговой, сибирка алтайская, астрагал сладколистый, плаун-баранец.

  • Государственный природный заказник «Каратальские пески» (ботанический). Из редких, краснокнижных видов растений встречаются тополь разнолистный или туранга - реликт саванных лесов третичного периода, копеечник, прутьевидный, лук дернистый. В заказнике обитают редкий в Зайсанской котловине восточный удавчик, а также, занесенные в Красную книгу Казахстана зайсанская круглоголовка, глазчатая и центрально - азиатская ящурки, джек, обыкновенная дрофа, саджа и чернобрюхий рябок. Встречаются немногочисленные в области кулик - шилоклювка и серый сорокопут. Из редких краснокнижных видов млекопитающих обитают хомячок Роборовского, джунгарский сальпинготус, центрально - азиатская рысь.

  • Катон-Карагайский государственный природный парк. Обитают в парке виды, которые внесены в списки Красной книга Международного союза охраны природы и Республики Казахстан. Это четыре вида млекопитающих: снежный барс, архар-аргали, каменная куница и ночница Иконникова. Тридцать видов птиц, среди которых: горбоносый турпан, сапсан, сокол балобан, скопа, беркут, могильник, филин, серый журавль, журавль красавка, алтайский улар, из рыб один вид - таймень; из беспозвоночных два вида насекомых - жужелица Михайлова и жужелица восхитительная, и два моллюсков - монахоидес акулеата и гастрокопта Теели. Богат и растительный мир национального парка, который представлен значительным количеством высших сосудистых растений (более 2000 видов), мхов, лишайников и грибов. Среди травянистых растений много реликтовых: ветреница алтайская, княжик сибирский, астрагал сладколистный, мятлик алтайский. Особую ценность представляют редкие виды, которые нуждаются в охране, а некоторые из этих видов (более 30) находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы Республики Казахстан. Это долгоног снеговой, ревень алтайский, кандык сибирский, тюльпан разнолепестный, башмачок крупноцветный, венерин и настоящий, сибирка алтайская, плаун баранец, пион степной, радиола розовая, левзея (рапонтикум) сафлоровидный.

  • Алтайский ботанический сад. Коллекционные фонды Сада также служат базой для разработки принципов сохранения генофонда редких и исчезающих растений и для пропаганды ботанических знаний. Содержание и охрана. коллекционного фонда растений, являющегося национальным достижением Республики Казахстан, и привлечение в интродукционный процесс новых видов.

  • Государственный лесной природный резерват «Семей орманы». На территории резервата встречаются животные, занесённые в Красную Книгу РК - чёрный аист, лебедь-кликун, скопа, беркут, орлан-белохвост, балобан, журавль-красавка, сапсан, змееед, краснозобая казарка, колпица, архар.

  • Памятник природы «Синегорская пихтовая роща». На территории памятника природы встречаются краснокнижные растения: кандык сибирский, ревень алтайский и гимноспермиум алтайский, Пион уклоняющийся, Кочедыжник женский, лук алтайский, кривокучник сибирский и др. Краснокнижные представители орнитофауны: орел-беркут, сокол-балобан, филин, черный аист.

Поисково-исследовательская деятельность позволяет вырабатывать познавательные универсальные компетенции школьников, которые необходимы для продолжения обучения после окончания средней школы, для адаптации в социо-трудовой среде.

В заключение необходимо отметить, что на конкретных и близких для учащихся примерах возможно формирование системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся. Изучая региональную биологию, школьники могут выразить свое отношение к окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ее ресурсам. Умело используя, элементы регионального компонента, возможно эффективное решение триединой задачи учебного процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл.


© 2010-2022