Урок по биологии на тему Витамины

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии в 8 классе по теме:
"Витамины"

Цель урока: усвоение знаний учащимися о важности витаминов в жизни человека, их роли в обмене веществ; раскрыть значение основных витаминов; описать основные авитаминозы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации деятельности: групповая.

Оборудование:

  • наглядные пособия: таблица «Витамины»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: ЦОР. Интернет ресурсы- презентация

Организация урока: На столах стоят таблички А, В, С, D, карточки.
План урока:

1. Витамины - это…

2. Из истории о витаминах

3. Классификация витаминов

4. Роль витаминов в жизни человека

5. Сохранение витаминов в пище

I. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.

  1. Какие две группы веществ входят в состав любой живой клетки? (Неорганические и органические вещества.)

  2. Какие неорганические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны? (Вода и минеральные соли.)

  3. Какие органические вещества входят в состав живой клетки? (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)

  4. Укажите роль воды и минеральных солей в клетке. (Вода - универсальный растворитель: в виде водных растворов вещества поступают в клетку, выводятся из клетки, перемещаются внутри клетки. В водной среде или при участии воды протекает большая часть реакций в клетке. Минеральные соли играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом.)

  5. В чем заключается значение пищи? (Пища содержит питательные вещества, которые выполняют две функции: строительную и энергетическую)

  6. Вспомните основные признаки живых организмов? (Для живых организмов характерен обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость)

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

2. Создание проблемной ситуации - проблема: «Витамины - можем ли мы без них прожить»

1. Учитель: В течение года мы изучали строение человеческого организма, его функции, знакомились с гигиеническими навыками, учились грамотно оказывать первую помощь. Сегодня вы узнаете о средствах, которые помогают сохранить здоровье и бороться с болезнями. Ежедневно человек принимает пищу. Отсутствие ее в течение нескольких недель приводит к смерти. Почему человек не может без нее существовать? Почему не всякая пища способствует сохранению здоровья? Что такое витамины, каково их значение? На эти вопросы, мы сегодня и должны с вами и найти ответы.

Проблемный вопрос: Витамины - так ли уж они нам нужны?

2. Учащиеся разделяются на группы и каждая получает свою задачу по изучению темы.

Учащиеся самостоятельно работают с текстами, схемами и рисунками, данными в учебнике и дополнительным материалом на столах (приложение 1).

3. Обсуждение изученного.

Учитель: Возвращаемся к выше поставленным вопросам.

Витамины - что это? Как возникло это понятие?

Презентация «Из истории о витаминах».

Учитель: Какое определение мы можем дать понятию Витамины?

Ученик: Витамины - низкомолекулярные органические соединения, различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Они не образуются в организме человека или образуются в малых количествах. Синтезируются витамины в растениях, поэтому основными источниками витаминов являются фрукты и овощи. Некоторые витамины синтезируются в животных организмах. Действуют витамины на обмен веществ самостоятельно или в составе ферментов.

Учитель: На какие группы делятся витамины?

Ученик: Витамины.

Водорастворимые Жирорастворммые

В, С. А, Е, Д, К.

III. Беседа по вопросам.

1. Учитель: Конечно наш пищевой рацион не соответствует суточным нормам.

Поэтому ученые многих стран долгое время работали над проблемой «Как обеспечить организм всеми необходимыми витаминами?»

В результате были созданы поливитамины, которые содержат весь комплекс витаминов и минералов.

Существует такое мнение, будто чем больше употребляет человек витаминов, тем лучше его здоровье.

Витамин Реакция организма на избыток.
А Отложение солей в суставах.
Д Развитие атеросклероза.
К Усиливает свертываемость крови.

Поэтому бесконтрольный прием витаминных препаратов опасен особенно для детей. Применять их нужно только по совету врача. Безусловно, есть разница - получить те или иные витамины с натуральными продуктами или с искусственными. Так же, как есть разница - получить кофеин с ароматным свежезаваренным чаем, в котором кофеин содержится в комплексе с другими биологически активными веществами, или же принять таблетку кофеина. Здесь имеет большое значение не только этот комплекс, но и сумма наших ощущений, которые мы испытываем при употреблении натурального продукта, будь то зеленый пузырчатый неженский огурец, черная смородина или ароматная клубника.

2. Тестовый разноуровневый контроль.
I - уровень.
1. Витамин А
А) водорастворимый;
Б) жирорастворимый.
2. Заболевание, вызванное недостатком витамина Д:
А) цинга;
Б) бери - бери;
В) рахит;
Г) куриная слепота.
2. Витамин, повышающий сопротивляемось к простудным заболеваниям:
А) В;
Б) А;
В) С;
Г) Д.
3) Авитаминоз мореплавателей и путешественников:
А) рахит;
Б) куриная слепота;
В) тиф;
Г) цинга.
4.Необходимыми для жизни веществами являются витамины.
Жирорастворимые витамины это:
А) А и В; В) Д и Е;
Б) В и Д; Г) Е и К; Д) С и А;
5. Витамины открыты:
А) Павловым; В) Мечниковым;
Б) Луниным; Г) Кохом.
II - Уровень.
1. Авитаминоз возникает при:
А) избытке витамина в пище;
Б) продолжительном пребывании на солнце;
В) отсутствии в пище витаминов;
Г) питании растительной пищей.
2. Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что:
А) входят в состав ферментов;
Б) поступают с пищей;
В) являются катализаторами;
Г) образуются в организме человека.
3. В толстой кишке в процессе жизнедеятельности микрооганизмов
синтезируются витамины:
А) А и С; В) В12 и К;
Б) С иВ12; Г) К и Д.
4.Суточная потребность человека в витамине С:
А) 50 - 90мг; В) 0,02 - 0,04мг;
Б) 2 - 1мг;
5. Недостаток какого витамина приводит к малокровию?
А) В1; В) В12;
Б) В6; Г) С.
III - уровень.
1. Продукты, необходимые при недостатка витамина Д:
А) плоды черной смородины, настои из плодов шиповника, квашеная капуста;
Б) печень, дрожжи, хлеб грубого помола, гречневая, овсяная крупа;
В) морковь, плоды облепихи;
Г) сливочное масло, яичный желток, жир рыбьей печени.
2.Витамин С:
А) в организме человека не образуется;
Б) в организм поступает в готовом виде.
3) Витамины группы В:
А) усиливают остроту зрения при слабом освещении, необходимы для
нормального роста организма;
Б) необходимы для роста костей, оказывают влияние на обмен кальция, фосфора;
В) оказывают влияние на углеводный обмен, повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
Г) обеспечивают нормальное питание клеток нервной ткани.
4. Источники витамина А, поступающего в организм:
А) только растительные продукты:
Б) продукты растительного и животного происхождения;
В) только продукты животного происхождения;
Г) продукты животного происхождения и дрожжи.
5. При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?
А) цинга;
Б) бери - бери;
В) рахит;
Г) тиф.

3. Самоконтроль. Ответы на вопросы тестов высвечиваются на экран с помощью проектора. Учащиеся сами выставляют себе оценки.

Критерии оценивания:
«5» - все ответы правильные.
«4» - допущена одна ошибка.
«3» - допущено две ошибки.
«2» - три и более.

4. Обсуждение и обмен информацией между группами.

В ходе обсуждения информации между группами учащихся после проделанной работы, при знакомстве с витамином С идет демонстрация учителем химического опыта: «Обнаружение витамина С»

5. Учитель: Рассмотрим витамин С (аскорбиновая кислота).

Почему вещество называется кислотой? (Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора).
Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.) делаем вывод среда кислая

Теперь практически докажем, что действительно аскорбиновая кислота содержит витамин С.

(аскорбиновая кислота + вода + крахмал + настойка 5% йода)

IV. Сохранность витаминов в пище

Учитель: В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.

Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В вареной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке.

Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения - около 1/5 витамина группы В.

Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле.

Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.

V.Обобщение

Учитель: Какие выводы мы можем сделать:

Витамины - это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням

Учитель: Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?

Ученик: Потому что питательные вещества и витамины выполняют в организме разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов - ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические процессы в организме.

Учитель: А любая ли современная пища полезна?

Ученик: Нет. Так как в современном мире в связи с ростом экологических проблемам, все чаще ставится вопрос о загрязнении пищи.

Учитель: Чтобы сохранить здоровье необходимо употреблять здоровую пищу и правильно питаться, таким образом, мы должны сформулировать принципы здорового питания.

VI. Подведение итогов: Витамины - это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням. Чтобы сохранить здоровье необходимо употреблять здоровую пищу и правильно питаться, таким образом, мы должны сформулировать принципы здорового питания.

Домашнее задание: параграф 38, вопросы 5-7, таблица 7.

Приложение 1.

Карточка « Витамин А».

Необходим для роста и питания костей, нормального состояния тканей кожи, слизистых оболочек. При недостатке витамина А уменьшается зрение (ксерофтальмия - сухость роговых оболочек, приводит к слепоте; «Куриная слепота» - нарушение восприятия синего и желтого цвета). Замедляется рост молодого организма, рост костей, повреждение слизистых оболочек, дыхательных путей, пищеварительной системы. В активном состоянии витамин А содержится только в продуктах животного происхождения(печени многих рыб, в сливочном масле, желтке яйца, молока и молочных продуктах). В растениях находится пигмент каротин, который превращается в витамин А. Всасывание витамина А происходит, если в пище содержится необходимое количество жира. Суточная потребность организма в витамине А 1 - 2,5 мг. Он устойчив к нагреванию, т. е. сохраняется при кулинарной обработке и становится легко усвояемым.

Карточка «Витамин С».

Участвует в окислительно -восстановительных процессах, влияют на белковый и
углеводный обмен, связывает синтез и обмен гормонов надпочечников и щитовидной железы, повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям. Недостаток витамина С приводит к быстрой утомляемости, сонливости, апатии. При длительном недостатке развивается кровоточивость и припухлость десен, выпадают зубы, стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими - болезнь цинга. Потребность в витамине С зависит от возраста, условий внешней среды, состояния организма. Суточная норма витамина С от 50 до 100 мг. Он содержится в продуктах как растительного так и животного происхождения. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, красный перец, помидоры, сливы, морковь, зеленый горошек. Витамин С неустойчив и быстро разрушается при тепловой обработке до 60%. Разрушается под влиянием кислорода воздуха, в присутствии солей меди, других тяжелых металлов. Варить продукты в эмалированной и керамической посуде, овощи закладывают в кипящую воду, варить с закрытой крышкой.

Карточка «Витамин Д».

Способствует образованию костной ткани и стимулирует рост организма. При недостатке витамина Д в пище прекращается усвоение в организме солей кальция и фосфора. У детей развивается рахит (искривление костей), у взрослых возникает хрупкость и пористость костей. В организме человека находится провитамин Д. Под влиянием ультрафиолетовых лучей он превращается в витамин Д и накапливается в печени. Много витамина Д содержится в печени палтуса, тунца, трески, в яичном желтке, сливочном масле. В растительных продуктах витамин Д отсутствует. При кулинарной обработке витамин почти не разрушается.

Карточка «Витамины группы В».

В1 регулирует углеводный обмен , обеспечивает нормальную деятельность нервной, сердечно - сосудистой систем, желудочно -кишечного тракта, участвует в регулировании кислотности желудочного сока. Недостаток вызывает нарушение в работе нервной системы - полиневрит (бери - бери). Основные источники - продукты из зерна(пшеничной и ржаной грубого помола), горох и фасоль, свинина. Суточная норма 2 - 3 мг. Возрастает потребность витамина до 50 мг при сахарном диабете. Витамин устойчив к действию света, кислорода, высокой температуре в кислой среде, щелочной среде, легко разрушается при добавлении в тесто соды. В12 участвует в процессах кроветворения, превращениях аминокислот, биосинтезе нуклеиновых кислот. При недостатке витамина появляется злокачественное малокровие, нарушается действие нервной системы, падает аппетит. В12 содержится в продуктах животного происхождения - печени, почках, говядине, сыре, молоке. Этот витамин может синтезироваться микрофлорой кишечника.



© 2010-2022