Урок по биологии для 8 класса «Строение и функции кожи»

На протяжении всего урока , ребята активно работают как в группах. так и индивидуально. Они с большим интересом составляют кластеры, заполняют таблицы, решают логические задачи, ставят проблемы и сообща находят правильные решения. На практике проверяют и закрепляют знания по строению и функциям кожи.Составляют синквейны. Взаимооценивают и самооценивают свои работы. Всесь урок наблюдалась глубокая проработка материала за счет повторения и применения полученных знаний, использование презентации, р...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

07.04.2014 г. 8 класс учитель: Большакова Н.А.

Тема урока: Строение и функции кожи.

Цель урока:

Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями кожи.

Ожидаемый результат: знать строение и значение кожи, уметь различать виды кожи.

Ключевые слова: эпидермис, дерма, жировая клетчатка, терморегуляция, меланин, волосяная сумка, потовые железы, роговой слой, защита, рецепторы, поры, охрана.

Тип урока: частично - поисковый, комбинированный.

Методы: частично-поисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа.

Оборудование: лупа, школьные предметы, холодная вода в бутылках, презентация «Строение и функции кожи», карточка: «Функции кожи», уровневые задания, стикеры.

Технологии: 7-модулей программы Кембриджского университета

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап:

Приветствие, разделение на группы, формулирование целевых установок урока и плана работы.

Учитель: Какая одежда не промокает под дождем, но пропускает воздух и ее можно носить хоть 100 лет.

Ученики: Кожа

Учитель: Правильно, тема нашего урока «Строение и функции кожи»


  1. Стадия вызова

Учитель: давайте вспомним особенности покровов позвоночных животных: рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих.

Учащиеся: делают выводы о причинах существующих различий.

Учитель: Из чего состоит кожа человека? Давайте попробуем составить кластер в тетради.

Учащиеся: составляют кластеры в тетрадях, взаимопроверяют, комментируют.

Учитель: после выступления групп, записывает его на доске.

Слои ногти волосы

волоски Строение кожи

пот

складки

Учитель: предположите, что будет, если человек лишится кожного покрова.

Учащиеся отвечают

Учитель: Какие профессии связаны с темой нашего урока? Назовите профессии

Учащиеся: дерматолог, мед.работник, косметолог, массажист, иглотерапия, криминалист, художник и т.д

II. Стадия осмысления

Работа в парах: один из учеников закрывает глаза, другой дает ему в руки любой предмет, находящийся на парте (ручку, книгу, учебник, тетрадь) и просит угадать, что находится у него в руках, описать данный предмет.

-Какой орган чувств помог Вам, не глядя определить предмет? Орган осязания - кожа,
а функция - осязательная.

Работа в группе: (заполнение таблицы «Функции кожи»)

(работа с учебником)

№ п/п

функция

Действие функции

1

Чувствительная

Обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность.

2

Защитная

Защищает от механических повреждений, от проникновения микробов, от высыхания, защищает от ультрафиолетовых лучей(образует пигмент меланин)

3

Обменная

(выделительная)

Участвует в водном, солевом, углеводном, жировом и витаминном обмене (под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин Д),

путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой

4.

Дыхательная

Поглощает кислород, выделяет углекислый газ (через кожу осуществляется 1% общего газообмена)

5

Функция терморегуляции

Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания, поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и сужения кожных кровеносных капилляров ( через кожу человек теряет 85-90% образующейся в организме энергии)

Учитель называет основные структурные элементы кожи в произвольном порядке, и предлагает учащимся самим смоделировать строение кожи:

1. Роговой слой эпидермиса.

2. Слой живых клеток эпидермиса.

3. Рецепторы.

4. Жировая клетчатка.

5. Волокна.

6. Сальные железы.

7. Волосяные фолликулы.

8. Потовые железы.

9. Нервы.

Учитель знакомит с презентацией и предлагает учащимся уточнить и исправить свои «модели» кожи.

Обобщение:

Работа в парах.

Выполнение лабораторной работы № 16

Тема: Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы

Цель работы

Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти рук с помощью лупы выявить тактильные и холодовые рецепторы кожи

1.Рассмотри кожу своей руки. Потрогай кожу, потяни её. Охарактеризуй кожу. Запиши в тетрадь, какая кожа.

Кожа мягкая, гладкая, эластичная и.т.д

2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к руке. Рассмотрите кожный покров кисти руки.(тыльную и ладонную)

Запишите свои наблюдения

На тыльной стороне имеются поры, волоски на ладонной и имеется своеобразный рисунок, рельеф. На ладонной стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков видны в виде еле заметных точек.

3. Поднесите холодный предмет к обеим сторонам кисти руки и сравните ощущения

тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная

Выводы

На тыльной стороне есть поры в которых располагаются волоски. На ладонной поверхности имеются поры, но меньше, нет волос имеются горизонтальные и вертикальные линии, тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к холоду, чем ладонная.

Закрепление: Задание по уровням сложности

1-уровень. Заполнить таблицу - найти соответствие Правильные ответы: А - 1; Б - 2; В - 3

Факты

Причины

А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар.

Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные.

В. При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки.

1. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента - меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается.

2. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения.

3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован.

2-уровень. Тест

Выбери один правильный ответ.

  1. Основные функции эпидермиса:

А) восприятие температуры;

Б) предохранение от ударов, накопление жира;

В) защита, образование новых клеток

2. Пигмент меланин образуется в коже под действием:

А) ультрафиолетовых лучей;

Б) инфракрасного излучения;

В) любого цвета

3. ..…. имеет способность к регенерации.

А) эпидермис;

Б) дерма;

В) подкожная клетчатка

4. Подкожная клетчатка в основном представлена ……. тканью.

А) рыхлой соединительной;

Б) плотной соединительной;

В) жировой

5. Кожа не осуществляет функцию:

А) дыхания;

Б) опоры;

В) выделения

6. Угревая сыпь у подростков появляется из-за:

А) недостатка витаминов;

Б) усиления потоотделения;

В) изменения состава сальных желёз

7. Дактилоскопия - это наука, изучающая:

А) кожу;

Б) рисунок внутренней поверхности пальцев;

В) функции сальных желёз

8. Производные кожи:

А) жировые клетки ;

Б) ногти, волосы;

В) мышечные волокна

9. В состав дермы входят:

А) пигмент меланин;

Б) жировые клетки;

В) потовые и сальные железы

10. Ноготь - это производное:

А) дермы;

Б) подкожной клетчатки;

В) эпидермиса

3-уровень. Проблемный вопрос - найти решение

1. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?

Ответ: выпитая на морозе водка мгновенно расширяет кровеносные сосуды, и возникает иллюзия, что человек согрелся. Но этот эффект - кратковременный. Сосуды опять сужаются, хотя опьяневший человек этого уже не ощущает. Пьяные гораздо чаще обмораживаются и даже могут замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода.

Дополнительное (резервное) задание для учащихся

Синквейн: «Кожа»- работа классу

  1. Кожа

  2. Гладкая, мягкая, эластичная

  3. Дышит, защищает, выделяет

  4. Здоровая кожа - здоровый человек.

  5. Орган

Итог урока:

Дополнить кластеры, взаимопроверка тестового материала, ученик самооценивает себя за урок и учитель выставляет оценку за урок по выполненным заданиям и активности самого ученика

Дом.задание: подготовить сообщения о заболеваниях, связанных с кожей и мерах их предупреждения.

Рефлексия

Урок по биологии для 8 класса «Строение и функции кожи»






© 2010-2022