Разработка урока по биологии на тему Генетика и медицина

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство науки и образования Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Амвросиевский профессиональный лицей»






Урок - деловая игра

«Генетика и медицина»























Преподаватель: Харитонова Н.А

преподаватель биологии

специалист высшей категории

2016г.











Цели урока:

Дидактическая:

Формирование знаний у обучающихся о значении генетики для медицины. Создать условия для знакомства с наследственными болезнями человека, причинами их возникновения и методами профилактики. Продолжить формирование навыков работы с текстом, анализа, сравнения, обобщения.

Развивающая:

Содействовать развитию критического мышления, навыков групповой работы, умения слушать и слышать собеседника. Развивать творческие способности обучающихся

Воспитательная:

Воспитывать толерантное отношение к больным наследственными болезнями.

Воспитывать у обучающихся справедливость, доброжелательность, гуманность, уважение к людям.

Воспитывать у обучающихся старательность, настойчивость, желание творчески работать.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и материалы: презентация, пректор, экран, раздаточный материал.

Форма урока: деловая игра

Методы и методические приемы:

1.информационно-рецептивный:рассказ-объяснение, беседа, инструктаж

сообщения обучающихся, работа с раздаточным материалом, ТСО.

2.Проблемно-попоисковый: проблемное изложение знаний, поисковая деятельность обучающихся (постановка проблемного вопроса, решение проблемы и проблемных заданий), эвристическая беседа

3. Учебно - иссследовательский метод, самостоятельная творческая (исследовательская) работа обучающихся

Межпредметные связи: экология, медицина.

Материалы и оборудование: ПК, экран, компьютерная презентация, тексты для групповой работы.

Основные понятия и сроки: генетика, евгеника, наследственные болезни, медико-генетическое консультирование.

Ход урока

I.Организационный этап

Приветствие, создание рабочего настроения, обучающиеся распределяются по группам и занимают места за столами : Группа «Генетики», группа «Историки», группа «Корреспонденты», группа «Медики».

II.(слайд 1)Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся

Эпиграф:

«О, разрешите мнет загадку жизни.

Мучительно старинную загадку.

Скажите, что такое человек.»

Г. Гейне

(слайд 2)

Звучит музыка И.С.Баха.

Преподаватель: Мы не случайно наш урок начинаем с музыки Баха. Почти 300 лет его музыка захватывает человечество. В семье Бахов в семи поколениях были не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов. Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью и наследования выдающихся способностей. Почему у гениального человека дети далеко не всегда гениальные? Почему одни люди рождаются талантливыми, другие едва осваивают школьную программу? Так от чего зависит наследственность человека? Чем обусловлены наследственные болезни человека? Почему среди 5 млрд. жителей планеты нет двух абсолютно одинаковых людей? На эти вопросы мы попробуем ответить сегодня.

III. Изучение нового материала(слайд 3)

1. Преподаватель:

В настоящее время известно около 2000 наследственных заболеваний и уродств. Ежегодно в нашей стране рождается около 200 тыс. детей с наследственными заболеваниями, что примерно равно численности жителей среднестатистического областного центра .Какие наследственные заболевания вам известны? (ответы учеников)

В Спарте детей, которые были признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, - живьем сбрасывали в пропасть. Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рожденных от неполноценных родителей. У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорожденных, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

2.Проблемный вопрос:

Как современное общество относится к людям, которые имеют наследственные заболевания? (ответы обучающихся)

Наш урок мы проведем в форме деловой игры и вернемся к этим вопросам. Каждая группа будет специалистами в той или иной области.

3.Работа в группах.(слайд 4)

Создание групп обучающихся (каждая группа получает задание):

Генетики - познакомиться с наследственными заболеваниями человека.

Историки - познакомиться с наукой евгеникой.

Корреспонденты - изучить отношение общества к людям с наследственными заболеваниями.

Медики - изучить мероприятия по профилактике наследственных болезней.

(слайд5)

Обучающиеся работают в группах, проводят анализ изученного, отвечают на вопросы, делают выводы.

Рекомендации для обучающихся:

  1. Рассказывайте, а не читайте подготовленный материал.

  2. Выступление стройте четко, обоснованно.

  3. Не говорите долго, лучше еще раз выступить, чем утомить всех длительным ответом.

  4. Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей.

  5. Грамотно и четко формулируйте выводы.

Группа «Генетики»

Задание:

  1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

  2. Каковы причины наследственных заболеваний?

  3. Назовите генные болезни и их причины? Какие болезни относят к хромосомным, приведите примеры.

  4. Подготовьте выступление представителя от группы.

Выступление:

Причиной наследственных заболеваний человека могут быть генные, хромосомные и геномные мутации.

Генные болезни возникают в результате мутации в одном гене, который приводит к изменению структуры или количества белка. Как правило, эти заболевания ведут к нарушению обмена веществ. В зависимости от расположения гена- мутанта выделяют болезни аутосомного и сцепленного с полом наследования.

(слайд 6)

К аутосомных болезням относится фенилкетонурия - рецессивное заболевание, которое возникает в результате мутации гена, расположенного в 12-й хромосоме, и приводит к накоплению в организме человека избытка аминокислоты, - фенилаланина. При отсутствии строгой диеты, которая исключает продукты, которые содержат фенилаланин, у ребенка может развиться умственная отсталость. К рецессивным болезням относится альбинизм - врождённое отсутствие пигментации кожи, волос и радужки глаз.

Мутация, которая приводит к изменению структуры молекулы гемоглобина, вызывает серповидноклеточную анемию. В крови таких больных оказываются эритроциты серповидной формы, не способные нормально переносить кислород. Примером заболеваний, которые наследуются сцеплено с полом, может служить одна из форм гемофилии - нарушения сворачиваемости крови.

(слайд7) К хромосомным относят болезни, обусловленные мутациями геномов или структурными изменениями отдельных хромосом. В настоящее время у человека известно больше 700 подобных заболеваний.

Самой распространенной патологией такого рода является болезнь Дауна - трисомия по 21-й хромосоме. Больные, страдающие этой болезнью, имеют широкую переносицу, характерный косоглазый разрез глаз, всегда открытый рот с большим языком, умственную отсталость, пороки внутренних органов.

Лишняя 13-я хромосома приводит к развитию синдрома Патау, который характеризуется такими тяжелыми отклонениями в развитии, что 95% больных детей умирает в первый год жизни. Дополнительная Х-хромосома у мужчин (XXY) вызывает развитие синдрома Клайнфелтера, который выражается в бесплодии, женском типе скелета (широкий таз, узкие плечи), умственной отсталости. Отсутствие одной Х-хромосомы у женщин (ХО) приводит к развитию синдрома Шерешевского-Тернера. Женщины, которые имеют такой хромосомный набор, бесплодны, имеют широкую грудную клетку, короткую шею и маленький рост .

Самой известной хромосомной мутацией является потеря фрагмента 5-й хромосомы, которая приводит к развитию синдрома «кошачьего крика». Признаком его служит необычный плач, который напоминает мяукание кошки, которое связано с нарушением строения гортани и голосовых связок. Кроме того, у таких детей наблюдается умственное и физическое недоразвитие .

Ежегодно в мире рождаются около 1,5 миллионы детей с наследственными болезнями.

Дополнительные вопросы для обучающихся :

О каких наследственных заболеваниях вы узнали из иллюстраций на слайдах?

(слайды 6,7)(серповидноклеточная анемия, синдром Дауна, синдром Шершевского-Тернера)

Группа «Историки»

Задание:

  1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

  2. Что изучает наука евгеника?

  3. Как использовали эту науку нацисты? Какое пребывание евгеники на современном этапе?

  4. Подготовьте выступление представителя от группы.

(слайд 8) Термин "евгеника" впервые предложен английским биологом Ф. Гальтоном в книге "Наследственность таланта, его законы и последствия" (1869). В настоящее время евгеника является наукой о наследственном здоровье человека и о возможных методах активного влияния на его эволюцию, целью евгеники является совершенствование природы человека. Многие генетики разделяли положение этого учения, видели в ней гуманные цели. Однако нацисты превратили евгенику в опасное оружие против человечества. Фактически евгеника была заменена расовой гигиеной, был узаконен геноцид .

(слайд 9)

В нацистской Германии принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные особи»: евреи, цигане, уроды душевнобольные, коммунисти и т.д. Потом было принято решение о необходимости их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы "Предотвращение вырождения немецкого народа как представителя арийской расы", а впоследствии - и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

Программа эвтаназии Т-4 - («Акция Тиргартенштрассе 4») официальное наименование евгенической программы немецких нацистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению в основном душевнобольных (или умственно отсталых), а также неработоспособных лиц (инвалидов и тех, кто болеет больше 5 лет людей). Уничтожались также и дети. Массовые убийства осуществлялись на территории Германии, позже на территории Польши, СССР и других оккупированных стран с помощью введения отравляющих веществ, ядов, отравления газом, расстрелов.

Уничтожение гомосексуалистов.

Лебенсборн - зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС прошедших расовый отбор, то есть тех, которые не имеют «примеси» еврейской и вообще неарийской крови.

«Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение)

«Холокост» (Holocaust) - от древнегреческого Holocaustosis, «всесожжение», что значит, «уничтожение огнем», «жертвоприношение». . Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, проживали в гетто, концентрационных лагерях или депортировались.

Были созданы Айнзацгруппи - специальные подразделения войск эсэсовцев для поиска и убийства тех, кто скрывался в партизан, евреев, коммунистов и цыган.

План «Ост» - Увеличение восточных территорий и «сокращение» местного населения, как таковых, которые относятся к низшей расе Таким образом, евгеника была использована, чтобы оправдать одни из наиболее страшных преступлений в истории человечества.

(слайд10)

Позитивным является то, что евгеника послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части - медицинской генетики.

В начале 90-х годов XX век были начаты работы по реализации грандиозного мирового проекта «Геном человека». По масштабами финансирования этот проект сравним с космическими проектами. Весной в 2000 г. в канадском городе Ванкувере подвели итоги первого этапа. Было официально объявлено, что нуклеотидная последовательность всех хромосом человека расшифрована. Трудно переоценить значение этой работы, поскольку знание структуры генов человеческого организма позволяет понять механизмы их функционирования и, следовательно, определить влияние наследственности на формирование признаков и свойств организма, на здоровье и продолжительность жизни.

Дополнительные вопросы обучающимся:

(Слайд 11).

1.Для развития какой науки евгеника стала стимулом? (медицинской генетики)

2.Какие достижения евгеники на современном этапе? ( Благодаря проекту Геном человека» сегодня уже официально объявлено, что нуклеотидная последовательность всех хромосом человека уже расшифрована)

Преподаватель: Послушайте одну историю.

В семье отец больной, у матери туберкулез. В семье было семеро детей. Старший сын умер через шесть дней после рождения, третий больной туберкулезом, пятый ребенок умер через четыре дня после рождения, шестой ребенок умер через два года, седьмая умерла в возрасте одного года. Как бы отнеслась к этой семье евгеника? Как вы считаете?

Выжили два сына и одним из них был Людвиг ван Бетховен!

Группа «Корреспонденты»

Задание:

  1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

  2. Как относится общество к людям с наследственными заболеваниями?

  3. Изменилось ли ваше отношение к детям, которые имеют наследственные заболевания?

  4. Подготовьте выступление представителя от группы.

(слайд12)

Из 600-800 новорожденных один ребенок появляется на свет с синдромом Дауна.

Около 85% детей синдромом Дауна остаются в детских домах, где многие из них погибают, не дожив до 5-летнего возраста. Те из малышей, кому повезло жить в семье, учатся в специальных коррекционных учреждениях. Не все родители готовы отдать ребенка в обычную школу.

«Моя дочь Оля испытала всю «красоту» вливания в коллектив - не дай бог ни одному из вас почувствовать, что это такое», - говорит Нинель Гусарова. «Даже преподаватели позволяют, ругая ребенка, сказать, что она больна», - продолжает иметь Оли. Необычные дети сильнее последних поддаются агрессии со стороны сверстников. И многие родители уверены, что их детям намного комфортнее и безопаснее будет среди равных - в специальных коррекционных школах. «Они здесь как дома, в своей среде и под постоянным присмотром медиков и педагогов», - говорит педагог-волонтер Нинель Гусарова.

Родители детей с интеллектуальными нарушениями говорят, что после школы детям нечего делать. Они не знают, чем занять ребенка, чтобы он продолжал развиваться - не терял приобретенные навыки и не жил в изоляции. В советское время люди с умственными нарушениями за небольшую зарплату работали в мастерских, пели в хоре. В настоящий момент единственной системы нет, поэтому мама 4-летнего мальчика должна ходить с ним на факультатив пения или в кружок лепки из пластилина.

(слайд 13)

Дети с синдромом Дауна часто достигают определенных успехов в творчестве. Они танцуют, занимаются различными видами спорта, рисуют или по-настоящему увлекаются литературой.

(слайд 14) Один из живых примеров - Театр простодушных, где Игорь Неупокоев уже больше десяти лет ставит спектакли с наивными актерами. «Первое представление мы готовили три года. Вы можете себе представить, ведь они просто не могли одновременно топать и хлопать в ладошки, и не понимали, чего я от них добиваюсь.»

В репертуаре театра следующие постановки: представление-балаган "Приходите... Завтра!?"(по произведению "Повесть о капитане Копейкине" из поэмы М. В. Гоголя "Мертвые души");

Представление-притча "Зверь"(по мотивам фантастической пьесы-антиутопии М. Гиндина и В. Синакевича)

Один из комментариев спектакля «Повесть о капитане Копейкине»:

Автор: Илья : «Посмотрел спектакль 24-го мая - замечательно! такое впечатление, что я впервые по-настоящему понял Гоголя, и точно впервые в жизни без скуки и внутреннего смущения высидел до конца представления, и аплодировал от чистого сердца! Очень круто!»

(слайд 14,15)

В Винницком центре социальной реабилитации «Луч» состоялась выставка кукол, сделанных детьми-инвалидами.

05.10.2009г. Рисунки детей, страдающих синдромом Дауна выставили в Луганской областной библиотеке имени Горького. Раньше дети с синдромом Дауна не могли учиться вообще. В настоящий момент разработаны методики обучения этих детей. И методики эти основаны, прежде всего, на развитии творческих способностей. Эта выставка - этому подтверждение. Выставка рисунков детей-инвалидов состоялась в городе Лубны, Сумской области.

(слайд 16)

Донецкий областной детский клинический центр нейрореабилитации лечит детей с синдромом Дауна и аутизмом.

В городе Харцизске Донецкой области существует медицинский центр «Герман», который предоставляет лечение детям с наследственными болезнями.

Дополнительные вопросы к обучающимся:

1.Есть ли среди ваших знакомых люди, больные наследственной болезнью?

2.Как по вашему мнению, здоровые люди относятся к больным наследственными болезнями?

3.Каким образом в нашем лицее (городе) можно «включить» детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в социальную среду?

Группа «Медики»

Задание

  1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

  2. Какое главное задание медико-генетического консультирования?

  3. Что относится к методам дородовой (пренатальной) диагностики?)

  4. Подготовьте выступление представителя от группы.

В настоящее время профилактика, диагностика и лечение наследственных заболеваний приобретает очень большое значение. Медико-генетическое консультирование - особенный вид медицинской помощи, направленный на предупреждение наследственных болезней в отдельных конкретных семьях. Медико-генетическая консультация есть в городе Донецке.

(слайд 17)

В медико-генетическом консультировании можно выделить три основных этапа.

I етап. Уточненение диагноза заболевания, С этой целью тщательно анализируются изначальные данные о больном. При необходимости проводятся дополнительные обследования не только самого больного, но и его родственников, включая исследования хромосом, специальные биохимические и другие анализы.

II этап. Проводится расчет риска рождения больного ребенка в семье или достоверности заболевания в более позднем возрасте для детей, которые уже родились. Расчет риска не всегда бывает простым, и от врача-генетика требуется хорошее знание математической статистики, теории достоверности. В настоящий момент очень часто используются специальные компьютерные программы.

III этап. Дается объяснение прогноза. Врач-консультант помогает семье в принятии решения о планировании будущего ребенка. Он дает информацию о природе заболевания и величине повторного риска для родственников больного, рекомендует возможные дополнительные мероприятия профилактики, например, устранения профессиональных или бытовых негативных влияний, диспансерное наблюдение при повышенной наследственной склонности к болезням, которые проявляютсяв более позднем возрасте и т.п..

(слайд 18)

Эффективность консультирования значительно растет благодаря использованию современных методов дородовой (пренатальной) диагностики. Наиболее массовое распространение получило ультразвуковое визуальное обследование, что позволяет обнаружить скрытые пороки развития головного и спинного мозга, туловища, конечностей. Современные чувствительные ультразвуковые аппараты способны обнаруживать и пороки развития внутренних органов плода. Взятие крови из пуповины и анализ околоплодной жидкости, в которой всегда есть клетки эмбриона и продукты его метаболизма, позволяют на ранних этапах беременности обнаружить наследственные заболевания.

(слайд 19)Врач-консультант может посоветовать воздержаться от последующего деторождения (к счастью, необходимость в таких рекомендациях возникает очень редко). Подобные рекомендации врача не носят директивный характер, и право окончательного решения всегда предоставляется тем, кто консультируется. Медико-генетические консультации есть во многих городах Украины, в том числе и в городе Донецке.

ІV. Воссоздание и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний.

Преподаватель:

Практически каждое пятилетие в мире выдается каталог наследственных заболеваний человека. И каждый раз список их увеличивается. С чем это связано? О каких последних достижениях в области генетической медицины вы узнали?

Ответы обучающихся:

(Слайд 20 -22)

Последние достижения медицинских генетиков:

Наша группа пересмотрела последние новости в области генетической медицины и выяснила следующее:

22.07.2013 Прорыв в генной терапии: ученые справились с синдромом Дауна

Американские ученые подошли вплотную к лечению расстройств, которые вызваны наличием лишних копий хромосом. В частности, им удалось "выключить" лишнюю копию хромосомы, которая провоцирует развитие синдрома Дауна.

14.11.13

Новое исследование в Медико-генетическому центре - Комбинированная оценка риска хромосомной патологии. г. Москва

12.10.14

Донецкий областной перинатальный центр уже на протяжении 2-х лет работает над проектом«Новая жизнь, новое качество материнства и детства». Эффективно структурированный, он имеет самое современное оборудование, обученный персонал и, соответственно, хорошие качественные показатели работы.

Дополнительные вопросы обучающимся:

Слайд 17. На чем основано медико-генетическое консультирование и какие цели оно преследует?

Слайд 18. Как вы думаете, какие возможности лечения наследственных заболеваний?

V. Подведение итогов урока, рефлексия.

Слайд 13. Обсуждение вопросов:

1)В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить молодой семье участок земли. Чтобы земля не досталась чужим людям, часто женихов и невест подбирают среди родственников. В таких семьях наблюдается резкое повышение частоты наследственных заболеваний. Объясните, с чем это связано?

2)Возможно ли предупредить наследственные болезни? По вашему мнению, как нужно относиться к людям с наследственными болезнями?

Преподаватель :А теперь выставьте оценки за урок в группах друг другу, учитывая участие в деловой игре каждого участника группы.

VI. Домашнее задание:

(Слайд 23). Напишите произведение на тему «Если бы я был мэром нашего города, для детей с особенными потребностями я бы сделал следующее…»

В заключение нашей деловой игры предлагаю послушать стихотворения о милосердии.

Благодарю за урок! Желаю вам, чтобы вы никогда не были безразличными к чужим проблемам и имели искреннее сердце и хорошие намерения.



© 2010-2022