- Преподавателю
- Биология
- Отчет из опыта работы
Отчет из опыта работы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коршунова В.Н. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Для реализации задачи формирования и развития рефлексивных умений учащихся в процессе приобщения их к методам научного познания целесообразно использовать внеурочную научно-исследовательскую деятельность школьников. С целью формирования у ребят потребности к познавательной деятельности и к саморазвитию, на протяжения 13 лет в СОШ № 25 г.Уральска организуются и проходят летние экологические экспедиции . Место проведения экспедиций - прибрежная зона р.Урал . Направления деятельности этих экспедиций имеют широкий спектр исследований от чисто эколого-биологических до комплексных (с географо-геологическими и историко-краеведческими.) Ценность экологических экспедиций ещё в том, что происходит ознакомлении детей с особо охраняемыми природными территориями Приуралья.
Всего за период с 2003 по 2015 год в экологических экспедициях клуба «ЗОВ» приняли участие более 400 школьников с 7 по 11 классы , 6 педагогов и 12 родителей. Они в сумме провели более четырех месяцев в естественных условиях приобщаясь к красоте окружающей их Родной природы. Совершено 9 водных экспедиций и 4 пеших.
Наши экспедиции:
2003 по 2005г. - Уральск -Январцево - Уральск 180 км. Эколого-краеведческая экспедиция по следам В.Правдухина по р.Урал.
2003-2004 г. Уральск - Чапаево-Уральск 210 км. Международная комплексная эколого-краеведческая экспедиция по следам В.Правдухина по р.Урал.
2005-2006 г. Уральск-Рубежка Уральск. 105 км. Изучение природных экосистем Бударинского заказника р. Урал.
2007-2008 г. - Уральск- Январцево - Уральск. 180 км Изучение природных экосистем р. Урал.
2009-2010г. - Урочище «Дубрава» . Изучение природных экосистем Кирсановского заказника, правый берег р. Урал.
2011-2012г. - Сауркин яр, Теректинский район. Эколого-биологическое исследование территории прибрежной зоны левый берег р.Урал
2013- 2014г. - Эколого-биологическое исследование экосистем близ охраняемого природного ландшафта близ района Красная школа , Теректинский район.
2014-2015г. - Флора и фауна урочища «Дубрава». Оценка экологического состояния экосистем близ урочища «Дубрава».
В задачи экспедиции входит:
- оздоровление детей и подростков в период летних каникул;
- организация их досуга через спланированную систему образовательных и воспитательных мероприятий;
- формирование экологической культуры школьников и навыков общения с объектами живой природы;
- туризм и краеведение, отработка основ туристской техники.
- пропаганда экологических знаний через участие в мероприятиях по благоустройству и уборке территории стоянки палаточного лагеря, обустройство стоянок, заложение экологической тропы по берегу Р.Урал.
Экспедиционная программа включает работу в трех направлениях:
1. Познавательное (работа творческих научно-исследовательских лабораторий);
2. Досуговое (спортивно-оздоровительное, культурно-массовое);
3. Практическое.
Научно-исследовательское направление включает работу предметных лабораторий: «Природа и мы», «Биологические исследования и наблюдения», «Экология питания», «Химия вокруг нас», «Экология и здоровый образ жизни», «Туризм и краеведение», «Декоративно-прикладное творчество». Каждая из лабораторий работает в соответствии с учебно-тематическим планом, планом работы группы и общим распорядком дня. Продолжительность занятий не более 2 часов в день.
Основой для работы лабораторий служат описание природных сообществ, приуроченных к месту экспедиции, изучение биоразнообразия, освоение методов и приемов работы, экскурсии в биотопы, сбор и камеральная обработка. Особое внимание на занятиях уделяется вопросам взаимодействия человека и природы, влиянию природных факторов на здоровье человека.
В ходе экспедиций мы знакомимся с распространёнными в нашей местности растениями и животными, нам встречаются редкие занесённые в Красную книгу виды. Мы учимся делать физическое и географическое описание местности; выделять особенности природных сообществ. Во время полевых практикумов знакомимся с экологическими понятиями и терминами - фитоценоз, зообентос, биотоп и др.; правилами поведения и выживания в природе; определяем положительные и отрицательные стороны влияния человека на окружающую среду.
По результатам исследовательской деятельности в экспедициях учащиеся пишут научно-исследовательские работы и успешно защищают их на городских, областных научно-практических конференциях "Шаг в науку" ,а в зимний период проходит интенсивная теоретическая и практическая подготовка к летней экспедиции.
В результате:
Детально была изучена растительность береговой зоны, ее разнообразие и изменение в зависимости от рельефа местности, и влияние наводнения 2001 года.
Изучена энтомофауна заливных, пойменных лугов;
Изучена береговая и луговая орнитофауна, учащиеся научились определять и различать птиц не только по внешнему виду, но и по голосу, характеру полета, по гнездам, следам на песке и почве;
Собраны лекарственные травы 7 видов для проведения аромотерапии и фитотерапии в учебный период;
Собран и обработан материал по изучению транспирации солодки голой.
Помимо природоохранной и исследовательской работы учащиеся освоили навыки туризма, а также в каждом походе активно занимались спортом, развивали самостоятельность, так как приходилось добывать и рубить дрова, ловить рыбу, готовить пищу и т.д. В течение существования экспедиции изменение отношения к Природе у учащихся отслеживалось с помощью психологических тестов, по результатам которых хорошо видно повышение уровня ответственного отношения к Природе и возрастание экологического сознания. Также положительным итогом экспедиций можно считать тот факт, что большинство учащихся выпускников школы, принимавших участие в экспедиции, выбрали для дальнейшего обучения вузы с биолого-экологическим профилем.
Исходя из выше сказанного, считаю, что экспедиционная работа, несомненно, позволяет обогатить школьное образование элементами экологической работы, активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует их к самостоятельному изучению природных объектов, но самое главное - формирует культурно-экологическую компетентность школьников, что в целом выражается в формировании гражданской позиции
Средняя общеобразовательная школа № 25
« Экологическая экспедиция
как средство формирования экологической культуры школьников»
(из опыта работы)
Руководитель экспедиции, учитель биологии высшей категории СОШ №25
г. Уральск ЗКО Коршунова В.Н.
Уральск 2016