Отчет из опыта работы

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Для реализации задачи формирования и развития рефлексивных умений учащихся в процессе приобщения их к методам научного познания целесообразно использовать внеурочную научно-исследовательскую деятельность школьников. С целью формирования у ребят потребности к познавательной деятельности и к саморазвитию, на протяжения 13 лет в СОШ № 25 г.Уральска организуются и проходят летние экологические экспедиции . Место проведения экспедиций - прибрежная зона р.Урал . Направления деятельности этих экспедиций имеют широкий спектр исследований от чисто эколого-биологических до комплексных (с географо-геологическими и историко-краеведческими.) Ценность экологических экспедиций ещё в том, что происходит ознакомлении детей с особо охраняемыми природными территориями Приуралья.

Всего за период с 2003 по 2015 год в экологических экспедициях клуба «ЗОВ» приняли участие более 400 школьников с 7 по 11 классы , 6 педагогов и 12 родителей. Они в сумме провели более четырех месяцев в естественных условиях приобщаясь к красоте окружающей их Родной природы. Совершено 9 водных экспедиций и 4 пеших.

Наши экспедиции:

2003 по 2005г. - Уральск -Январцево - Уральск 180 км. Эколого-краеведческая экспедиция по следам В.Правдухина по р.Урал.

2003-2004 г. Уральск - Чапаево-Уральск 210 км. Международная комплексная эколого-краеведческая экспедиция по следам В.Правдухина по р.Урал.

2005-2006 г. Уральск-Рубежка Уральск. 105 км. Изучение природных экосистем Бударинского заказника р. Урал.

2007-2008 г. - Уральск- Январцево - Уральск. 180 км Изучение природных экосистем р. Урал.

2009-2010г. - Урочище «Дубрава» . Изучение природных экосистем Кирсановского заказника, правый берег р. Урал.

2011-2012г. - Сауркин яр, Теректинский район. Эколого-биологическое исследование территории прибрежной зоны левый берег р.Урал

2013- 2014г. - Эколого-биологическое исследование экосистем близ охраняемого природного ландшафта близ района Красная школа , Теректинский район.

2014-2015г. - Флора и фауна урочища «Дубрава». Оценка экологического состояния экосистем близ урочища «Дубрава».

В задачи экспедиции входит:

- оздоровление детей и подростков в период летних каникул;

- организация их досуга через спланированную систему образовательных и воспитательных мероприятий;

- формирование экологической культуры школьников и навыков общения с объектами живой природы;

- туризм и краеведение, отработка основ туристской техники.

- пропаганда экологических знаний через участие в мероприятиях по благоустройству и уборке территории стоянки палаточного лагеря, обустройство стоянок, заложение экологической тропы по берегу Р.Урал.

Экспедиционная программа включает работу в трех направлениях:

1. Познавательное (работа творческих научно-исследовательских лабораторий);

2. Досуговое (спортивно-оздоровительное, культурно-массовое);

3. Практическое.

Научно-исследовательское направление включает работу предметных лабораторий: «Природа и мы», «Биологические исследования и наблюдения», «Экология питания», «Химия вокруг нас», «Экология и здоровый образ жизни», «Туризм и краеведение», «Декоративно-прикладное творчество». Каждая из лабораторий работает в соответствии с учебно-тематическим планом, планом работы группы и общим распорядком дня. Продолжительность занятий не более 2 часов в день.

Основой для работы лабораторий служат описание природных сообществ, приуроченных к месту экспедиции, изучение биоразнообразия, освоение методов и приемов работы, экскурсии в биотопы, сбор и камеральная обработка. Особое внимание на занятиях уделяется вопросам взаимодействия человека и природы, влиянию природных факторов на здоровье человека.

В ходе экспедиций мы знакомимся с распространёнными в нашей местности растениями и животными, нам встречаются редкие занесённые в Красную книгу виды. Мы учимся делать физическое и географическое описание местности; выделять особенности природных сообществ. Во время полевых практикумов знакомимся с экологическими понятиями и терминами - фитоценоз, зообентос, биотоп и др.; правилами поведения и выживания в природе; определяем положительные и отрицательные стороны влияния человека на окружающую среду.

По результатам исследовательской деятельности в экспедициях учащиеся пишут научно-исследовательские работы и успешно защищают их на городских, областных научно-практических конференциях "Шаг в науку" ,а в зимний период проходит интенсивная теоретическая и практическая подготовка к летней экспедиции.

В результате:

Детально была изучена растительность береговой зоны, ее разнообразие и изменение в зависимости от рельефа местности, и влияние наводнения 2001 года.

Изучена энтомофауна заливных, пойменных лугов;

Изучена береговая и луговая орнитофауна, учащиеся научились определять и различать птиц не только по внешнему виду, но и по голосу, характеру полета, по гнездам, следам на песке и почве;

Собраны лекарственные травы 7 видов для проведения аромотерапии и фитотерапии в учебный период;

Собран и обработан материал по изучению транспирации солодки голой.

Помимо природоохранной и исследовательской работы учащиеся освоили навыки туризма, а также в каждом походе активно занимались спортом, развивали самостоятельность, так как приходилось добывать и рубить дрова, ловить рыбу, готовить пищу и т.д. В течение существования экспедиции изменение отношения к Природе у учащихся отслеживалось с помощью психологических тестов, по результатам которых хорошо видно повышение уровня ответственного отношения к Природе и возрастание экологического сознания. Также положительным итогом экспедиций можно считать тот факт, что большинство учащихся выпускников школы, принимавших участие в экспедиции, выбрали для дальнейшего обучения вузы с биолого-экологическим профилем.

Исходя из выше сказанного, считаю, что экспедиционная работа, несомненно, позволяет обогатить школьное образование элементами экологической работы, активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует их к самостоятельному изучению природных объектов, но самое главное - формирует культурно-экологическую компетентность школьников, что в целом выражается в формировании гражданской позиции









Средняя общеобразовательная школа № 25

« Экологическая экспедиция

как средство формирования экологической культуры школьников»

(из опыта работы)

Руководитель экспедиции, учитель биологии высшей категории СОШ №25

г. Уральск ЗКО Коршунова В.Н.





Уральск 2016

© 2010-2022