Рабочая программа по предмету: Биология

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


''Себряковский технологический техникум''










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Биология


для специальности среднего профессионального образования

18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»




















2015



РАССМОТРЕНА

протокол заседания ПЦК №_____

от «_____» _________ 2015г.

_________________ Е.А.Затямина

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по учебной работе

_____________ Т.Ю. Фролова

«_____» ___________ 2015г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)

18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Организация-разработчик: ГБПОУ ''Себряковский технологический техникум''

Разработчик: Е.А. Сучкова преподаватель ГБПОУ ''Себряковский технологический техникум''


Эксперты:

________________________ ________________________ _______________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

________________________ ________________________ _______________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)












CОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


16


  1. Паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Биология


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения развития организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи;

-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

-анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные положения биологических теорий и закономерностей; клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

-строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистеме и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 166 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 59 часа.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

166

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

В том числе:


Практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:


Подготовка домашнего задания

Составление теста

Составление конспекта

Подготовка доклада

Составление технического диктанта

Подготовка презентации

Подготовка к практическому занятию


9

10

8

6

6

20

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение


2


Биология - наука о жизни

Объект изучения биологии - живая природа.

Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.

Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации.

Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей.

Что такое жизнь?

Свойства живого. Уровни организации всего живого.

Систематика живых организмов.

2

1

Раздел 1 Учение о клетке

21

Тема 1.1

Химическая организация клетки

Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

Краткая история изучения клетки.

Макро- и микроэлементы клетки. Неорганические соединения : вода и соли.

Их роль в процессе обеспечения жизнедеятельности клетки.

2


1


Тема 1.2 Органические вещества

Органические вещества.

Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты .

Функции белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и их роль в клетке.

Роль белков - ферментов в синтезе ДНК и РНК.

Сравнительная характеристика ДНК и РНК.

3

2

Тема 1.3 Типы клеточной организации

Две формы клеточной организации живой материи. Прокариотические и эукариотические клетки. Разнообразие типов эукариот.

Растительные клетки, клетки грибов, животные клетки.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Вирусы-неклеточная форма жизни.

Строение бактериофага.

Борьба с вирусными заболеваниями.

2




1

Тема 1.4

Клеточная оболочка

Строение клеточной оболочки. Поглощение и выделение твердых и жидких веществ.

Понятие о кариотипе. Видовое постоянство кариотипа. Особенности строения клеток растений: клеточная стенка, пластиды, вакуоли.

2

1

Тема 1.5

Органоиды клетки

Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митахондрии, клеточный центр- пластиды, вакуоли, реснички, жгутики -строение и функции. Ядро клетки, хромосомы. Роль хромасом в передаче наследственной информации. Понятие о кариотипе. Видовое постоянство кариотипа. Особенности строения клеток растений: клеточная стенка, пластиды.вакуоли.

2









1


Тема 1.6

Обмен веществ

Оболочка клетки. Гликокалис - поверхностный слой животных клеток.

Плазматическая мембрана - её свойства и строение.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке- основа её жизнедеятельности. Энергетический обмен в клетке. Этапы энергетического обмена. Пластический обмен веществ в клетке. Автотрофные и гетеротрофные организмы.

2


1


Практическая работа «Генетический код»

2

2

Тема 1.7 Фотосинтез и хемосинтез

Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Значение фотосинтеза для живой природы. Хемосинтез. Значение хемосинтеза. Возникновение автотрофного питания. Кислородный путь расщепления.

2

1

Тема 1.8 Жизненный цикл клетки

Деление клетки - основа её размножения и индивидуального развития организмов.

Способы деления клеток. Митотический цикл. Митоз. Цитокинез. Амитоз.

2

1

Практическая работа «Способы деления клеток»

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление теста

Составление конспекта

Подготовка к практическому занятию.

12

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

20

Тема 2.1 Размножение организмов.

Половое и бесполое размножение. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Фазы мейотического деления. Кроссинговер. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, споообразование, фрагментация.

Партеногенез.

2

2

Практическая работа «Сравнение форм размножения организмов»

2

2

Тема 2.2 Оплодотворение.

Оплодотворение. Развитие половых клеток.

Двойное оплодотворение у растений.

2

1

Тема 2.3 Эмбриональное развитие.

Дробление оплодотворенной яйцеклетки. Образование двухслойного зародыша. Первичный органогенез. Дифференцировка клеток и тканей.

2

1

Тема 2.4 Влияние на развитие организма вредных факторов.

Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя курения, химических воздействий, различного рода излучений.

2

1

Тема 2.5 Постэмбриональное развитие.

Прямое и непрямое развитие.

Периоды постэмбрионального развития.

2

1

Тема 2.6 Эволюционное родство позвоночных

организмов

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их

эволюционного родства. Биогенетический закон.

2

1

Тема 2.7 Индивидуальное развитие человека

Индивидуальное развитие человека.

Влияние алкоголя и курения на развитие организма человека.

2

1

Тема 2.8 Причины нарушений в развитии организмов

Репродуктивное здоровье.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека

2

1

Тема 2.9 Значение фотосинтеза.

Значение фотосинтеза для развития жизни на Земле.

2

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление конспекта.

Составление технического диктанта

Подготовка доклада

Подготовка к практическому занятию.

10

Раздел 3. Основы генетики и селекции

28

Тема 3.1 Основные понятия генетики.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости.

Понятие о гене. Доминантные и рецессивные гены.

Множественный аллилизм.

Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип. Фенотип. Генофонд. Хромосомная теория наследственности.

2

2

Практическая работа «Генетика»

2

2

Тема 3.2. Наследственность и изменчивость организмов.

Г. Мендель основоположник генетики.

Установление определенной количественной закономерности в наследственности.

2

2

Тема 3.3 Закон доминирования и расщепления.

Гибридологический метод изучения наследственности.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Первый закон Менделя -закон доминирования. Второй закон Г. Менделя -закон расщепления.

Закон чистых гамет и его цитологическое обоснование.

2



2

Практическое занятие «Решение задач на I и II законы Менделя»

2


Тема 3.4 Основные закономерности наследственности.

Третий закон Г.Менделя-закон закон независимого комбинирования признаков (дигибридное и полигибридное скрещивание). Анализирующее скрещивание.

2




2

Тема 3.5 Явление сцепленного наследования

Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование. Нарушение наследования в результате кроссинговера. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.

2




2

Практическое занятие «Решение генетических задач».

2

2

Тема 3.6 Основные закономерности изменчивости.

Генотипическая изменчивость - мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генотипического разнообразия особей в пределах вида. Мутации, причины возникновения, классификация, степень частоты возникновения.

2






2

Практическое занятие «Построение вариационной кривой».

2

2

Тема 3.7 Генетика-теоретическая основа селекции.

Начало селекции. Одомашнивание животных. Выращивание культурных растений .

2

1

Тема 3.8 Селекция.

Задачи современной селекции. Центры многообразия и происхождение культурных растений. Селекция растений. Формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Отдаленная гибридизация растений и животных. Селекция микроорганизмов: бактерий грибов, водорослей. Её роль в медицине, микробиологии, использование в пищевой промышленности. Учение Н.И. Вавилова.

2

1

Практическое занятие «Селекция»

2

2

Тема 3.9 Перспективы биотехнологии.

Биотехнология, её достижения и перспективы развития.

Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных.

2

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление теста

Подготовка презентации

Составление технического диктанта

Подготовка доклада

Подготовка к практическому занятию.

14

Раздел 4. Эволюционное учение

22

Тема 4.1 Развитие эволюционных идей

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея и Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2

1

Тема 4.2 Теория эволюции

Искусственный отбор. Пути создания домашних пород животных и сортов растений.

2

1

Тема 4.3 Естественный отбор.

Основные положения теории Ч. Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.

2

1

Тема 4.4 Концепция вида.

Вид и его критерии. Репродуктивная изоляция-важнейшее условие существования вида. Популяция -форма существования вида.

2

1

Тема 4.5 Микроэволюция.

Критерии популяции. Понятия: элементарный эволюционный материал, элементарная эволюционная единица. Элементарное эволюционное явление. Генетические процессы в популяциях. Эволюционная роль мутации. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Волны жизни. Современные представления о видообразовании. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена.

2

1

Тема 4.6 Макроэволюция.

Систематические группы как отражение эволюции. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюционных преобразований. Результат эволюции.

2

1

Практическое занятие «Механизмы эволюции»

2

2

Тема 4.7 Доказательства эволюции.

Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и её развития.

2

1

Тема 4.8 Биологический прогресс.

Биологический прогресс и пути его достижения.

2

1

Тема 4.9 Биологический регресс.

Биологический регресс, его последствия и необратимость.

2

1

Тема 4.10 Приспособленность организмов.

Приспособленность организмов и её относительность. Многообразие приспособленности. Происхождение приспособленности у организмов. Экспериментальные доказательства естественного отбора.

2

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка доклада

Подготовка к практическому занятию.

Составление теста

Составление конспекта.

11

Раздел 5. Происхождение и развития жизни на Земле

18

Тема 5.1 гипотезы происхождения жизни.

Различные гипотезы происхождения жизни. Теория биохимической эволюции. Основные положения. Гипотеза А. И. Опарина, опыты С. Миллера и С. Фокса. Панспермия - гипотеза вечной жизни, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, креационизм.

2

1

Тема 5.2 История развития органического мира

Определенные промежутки времени: эры и периоды. Развития органического мира: мира животных, мира растений и важнейшие ароморфозы согласно геохронологической шкале

2

1

Практическое занятие «Эволюция живой природы»

2

2

Тема 5.3 Развитие

органического мира.

Ароморфоз у растений

Эволюционное древо растительного мира

Представители редких и исчезающих видов растений.

2

1

Тема 5.4 Развитие животного мира.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Эволюционное древо животного мира

Представители редких и исчезающих видов животных

2

1

Тема 5.5 Гипотезы

о происхождении

человека.

Доказательства происхождения человека от «ниже стоящей животной формы». Современные гипотезы о происхождении человека.

Развитие представлений о происхождении человека.

2

1

Тема 5.6 Эволюция человека

Движущие силы антропогенеза

Направления эволюции человека: древнейшие, древние и первые современные люди.

2

1

Тема 5.7 Родство человека с млекопитающими.

Общие черты строение человека и животных. Положение человека в систематике животного мира.

2

1

Тема 5.8 Единство

происхождения

человеческих рас

Человеческие расы.

Критика расизма.

Критика социального дарвинизма.

2

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка к практическому занятию.

Составление конспекта.

Подготовка презентации

9

Раздел 6. Бионика.


6

Тема 6.1 Бионика.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

2

1

Тема 6.2 Использование совершенных технических систем.

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей

морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

1

Тема 6.3 Генная инженерия.

Генная инженерия.

Дифференцированный зачет

1

1

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка к дифференцированному зачету




3


117


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации рабочей программы

Дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия кабинета «Биологии»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- методические указания к лабораторным и практическим работам;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Колесников С.И. Общая биология. М.: Кнорус,2012

Дополнительные источники:

1. Полянский Ю.И. Общая биология 10-11кл. М.: Просвещение,1989

Интернет-ресурсы:

И-Р 1

mirbiologii.ru/10-klass

И-Р 2

testent.ru/load/biologija/1/40-1-0-192

И-Р 3

alleng.ru/d/bio/bio102.htm

И-Р 4

gerdsosh2.68edu.ru/RabProgramm/Biologiya_10-11kl_BazUroven.pdf





4. Контроль и оценка результатов освоения

Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:


-знание основных положений клеточной теории, строение и функционирование клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке,

жизненный цикл клетки

Защита рефератов

Экспертная оценка результатов выполнения лабораторной работы

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

- знание важнейших свойств живых организмов; сущность полового и бесполого размножения; оплодотворение; причины нарушения в развитии организмов; индивидуальное развитие человека

Защита рефератов

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

- знание генетической терминологии и символики; закономерности наследствен-ности и изменчивости организмов; законов генетики, установленные Г. Менделем

Экспертная оценка результатов

практического занятия

Защита рефератов

Составление теста

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

- знание основных методов селекции: гибридизации и искусственный отбор; достижения современной селекции культурных растений, домашних животных, микроорганизмов

Защита рефератов

Составление теста

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета


-знание истории развития органического мира;

гипотезы происхождения жизни; доказательства родства человека с млекопитающими животными; эволюции человека

Составление теста

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

- знание сущности биологических процессов:

круговорот веществ, превращение энергии в

экосистемах, биосфере, пищевые связи; межвидовые взаимоотношения в экосистеме:

конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм; причин устойчивости и смены экосистем;

Защита рефератов

Составление теста

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

-знание направлений биологии и кибернетики,

сущности морфофизиологической организации живых организмов и их использования для

создания совершенных технических систем и

устройств по аналогии с живыми системами

Составление конспекта

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

Умения:


- умение объяснять строение и функции клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен

Экспертная оценка результатов

лабораторной работы

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

- умение объяснять родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбрональное и

постэмбриональное развитие человека, причины и факторы эволюции


Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

-умение объяснять законы генетики, хромосомную теорию наследственности, наследственные болезни человека, их причины и профилактика, основы селекции

Экспертная оценка результатов

практического занятия

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

- умение объяснять роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира, современные представления о видообразовании, причины вымирания видов, основные направления эволюционного прогресса


Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

Защита рефератов

Составление теста

Составление конспекта

- умение объяснять современные гипотезы

происхождения человека, причины и факторы

эволюции человека, единство происхождения

человеческих рас

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

Защита рефератов

Составление теста


- умение объяснять влияние экологических

факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека, взаимосвязи и взаимодействия организмов с окружающей средой, изменяемость видов, нарушения в развитии организмов, мутации, развитие и смена экоситем

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

Защита рефератов

Составление теста


- умение описывать особенности видов по

морфологическому критерию, выявлять приспособление организмов к среде обитания,

источники и наличие мутагенов в окружающей

среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности

Промежуточная аттестация в форме диффернцированного зачета

Защита рефератов

Составление теста


© 2010-2022