Разработка урока в 5 классе по теме Лишайники

На данном уроке дети познакомятся с необычными симбиотическими организмами-лишайниками. Узнают из каких организмов они состоят,где встречаются в природе,каково значение лишайников. На уроке учащиеся самостоятельно по указанным ссылкам в Интернете находят необходимую информацию, выполняют тесты, отгадывают загадки.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Лишайники» по биологии для 5-го класса



УМК по биологии: В В Пасечник Биология. Бактерии.Грибы. Растения.Учебник для 5-го класса. - М.: Дрофа 2013.

Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: для учителя: сформировать у учащихся представление о лишайниках, как уникальной группе живых организмов, закрепить понятие «симбиоз».

Планируемый результат: для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, осознать ценность лишайников как живых организмов.

Задачи урока:

Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.

Развивающая: умение сравнивать и живые организмы, работать с учебником, тетрадью.

Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание, размножение. Значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД:

Предметные УУД:


  1. Овладеть новыми знаниями о лишайниках, их строении и жизнедеятельности.

  2. Уметь характеризовать особенности внутреннего строения лишайников.

  3. Рассказать на конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.

Метапредметные УУД:

1.Познавательные УУД (ПУУД): уметь давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строить логическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умение выделять главное и второстепенное.

2.Регулятивные УУД (РУУД): уметь определять тему, цель и планировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.

3.Коммуникативные УУД (КУУД): уметь излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; слушать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, а также сотрудничества с партнером, учителем; работать в парах (группе).

Личностные УУД (ЛУУД): воспитывать экологическое сознание, признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.

Межпредметные связи: Опора на знания по природоведению (4 класс), географии (5 класс).

Оборудование: компьютеры у детей, учителя, проектор, презентация» Лишайники»; рабочая тетрадь; раздаточный материал для самостоятельной работы на уроке, »Красная книга Н.С.О.»

Ход урока: Взаимное приветствие учителя и класса.

Установка урока:

Я хороший,

Я всё знаю,

Я буду стараться,

У меня всё получится.(слайд 1)

ЭПИГРАФ:

ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА.

ЧАРЛЗ ДАРВИН(слайд 2)

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Какие царства вы знаете ?

Как вы считаете могут существовать организмы которые не относятся ни к одному из известных вам царств ,а образовать особую группу

Сегодня на уроке мы должны будем с вами найти ответ Проблемный вопрос:

Существуют ли в природе организмы, состоящие из самостоятельных организмов? В чём особенность этих организмов? (слайд 3)

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

При показе слайда с изображением лишайника (слайд4) учитель задает вопросы классу:

- Что это за организм? (Учащиеся высказывают предположения).

- А вы когда-нибудь видели их в природе? (Возможны короткие ответы-рассказы учащихся - ЛУУД).

- Как вы думаете - они нужны природе, человеку? (Учащиеся затрудняются ответить).

3.Выявление места и причины затруднения:

Учитель продолжает диалог:

- А что вы хотели бы узнать о лишайниках? (Ответы учащихся: где живут, как устроены, зачем нужны?). (Сотрудничество с учителем - КУУД).

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство):

Учитель предлагает:

- Итак, давайте сформулируем с вами тему урока, продумаем план по которому мы будем работать (ребята могут предложить изучить внешнее и внутреннее строение, значение в природе). (Самостоятельное формулирование темы и цели урока - РУУД). (слайд 5)

Составим алгоритм: (слайд 6)

Многообразие и распространение лишайников.

Строение .

Питание .

Размножение.

Распространение.

Значепие.

-Лишайники нельзя назвать ни растениеми, ни грибами . - Лишайники являются уникальным творением природы. Загадка биологии лишайников сопоставима с загадкой мифического сфинкса. Для того ,чтобы приблизится к решению этой загадки мы должны поближе познакомиться с этими удивительными организмами.

(5 мин.)

-Самостоятельная работа уч-ся.(строение лишайников.) Показ учебного фильма (38 секунд, коллекция ЦОР) «Строение лишайников»school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=pupil&class=48&subject=29

Я смотрел кору на ветке,
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые.(слайд7)

-Подумайте ,имеет ли отношение эта загадка к нашему уроку?Объясните почему вы так думаете?

(слайд8)

-Сговорились Клим с Пахомом

Жить совместно, общим домом:

Клим готовит соль, водицу,

А Пахом зерно, мучицу. (слайд 9)

--Подумайте ,имеет ли отношение эта загадка к нашему уроку?Объясните почему вы так думаете?

-Как же питаются лишайники (сам. раб .с учебником) , чертят схему в тетрадях,(конструирование схемы на магнитной доске), (сверить с эталоном(слайд 10)(7 мин.)

(физминутка для глаз)

-Самостоятельная работа учащихся с учебником, дополнительным материалом, рабочими тетрадями.(25 мин.)

Показ учебного фильма

«Многообразие лишайников»

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79218/?interface=pupil&class=48&subject=29

youtube.com/watch?v=kNGHzkrtjKg

Выберите самое важное и интересное:

1.Среда обитания

2. Размеры

3. Скорость роста

4. Возраст

-Размножение, распространение, значение лишайников.

-Лишайники, охраняемые в Н. С. О.(работа с Красной книгой Н. С.О.)

-Итог урока.\

Рефлексивно - оценочный этап урока.-

-Наш урок подходит к концу. После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомые. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, о том, какие усилия прилагают лишайники чтобы выжить на планете, о том что они бесценный дар природы.

-Самооценка учащихся.

-Домашнее задание.

Всем - стр. 102-106.

Задание на выбор:1. составить кроссворд по теме «Лишайники» (оценка - «4»)

2. « Представить отчёт в интересной форме (в виде рисунков, стихов и т.д.)

-Почему лишайники называют» пионерами «почвенного покрова? (оценка - «5»)



© 2010-2022