• Преподавателю
  • Биология
  • Формирование основ исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Формирование основ исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название работы: Формирование основ исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей




Носкова Ольга Александровна


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

« Центр детского творчества»

Должность:

педагог дополнительного образования






























«К школьнику относиться нужно

не как к сосуду, который

предстоит наполнить

информацией, а как к факелу,

который необходимо зажечь.»

В.А. Сухомлинский

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Целью моей педагогической деятельности, я считаю, - помочь детям проявить себя. На своих занятиях большую роль уделяю методу проектной деятельности. Становятся востребованными новые умения проектирование своей деятельности в окружающей среде с учетом ее экологических, социальных и экономических последствий. Сегодня мы наблюдаем процесс массового применения нового во всех звеньях, как общеобразовательной школы, так и системы дополнительного образования. Такое понимание стратегической направленности экологического образования соответствует российскому законодательству и принятым международным обязательствам. В связи с этим одним из главных компонентов образования в новом столетии становится экология как система научных знаний об окружающем мире и роли в нем человека. В соответствии с этим экологическое образование должно сформировать у подрастающего поколения представление о компонентах окружающей среды, а также способствовать пониманию рационального природопользования. В последнее время в экологическом образовании и воспитании обучающихся становится актуальным вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность, развитие исследовательских качеств.

Цель исследования: выявить условия формирования исследовательских умений у учащихся 5-9 классов и разработке методики их развития в процессе кружковой внеклассной работы.

Гипотеза исследования: реализация дополнительного образования в интересах личности развивает мотивацию к исследовательской деятельности и творчеству учащихся и позитивно влияет на результат обучения

Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:


  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической и учебно-методической литературе.

  2. Установить уровень развития личности учащихся к познанию и приобретению научно-исследовательских навыков.

  3. Выявить и обобщить наиболее продуктивные программы и формы дополнительного образования эколого-биологической направленности.

  4. Проследить динамику развития навыков исследовательской деятельности.

  5. Оформить результаты работы.

Объект исследования: роль дополнительного образования в развитии исследовательской деятельности школьника.

Предмет исследования: интеллектуально - познавательная направленность дополнительного образования и её роль в развитии личности школьника и повышении уровня знаний, умений и навыков.

Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:

-анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме

-наблюдение за процессом формирования исследовательской деятельности в дополнительном образовании;

- обучающий эксперимент;

- анализ результатов экспериментального исследования.

Состав участников проекта:

-обучающиеся творческого объединения « Эколог» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей « Центр детского творчества» п.г.т. Яя;

-Носкова О.А педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ» п.г.т. Яя.

Планируемые образовательные результаты

1.Усвоение учащимися исследовательских навыков.

2.Развитие личности к познанию и творчеству.

3. Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей.

4.Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в исследовательской деятельности.

5.Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области.

Главная задача педагога - стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Он не только помогает обучающимся наиболее полно раскрыть свои способности, но и сам повышает уровень профессионального мастерства, осваивает новейшие педагогические технологии, новые методики исследования и эксперимента.

  1. Принципы организации проектно - исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологическим наукам. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим. От выбора темы во многом зависит успех научно-исследовательской работы. Главное для педагога правильно определить ту тему, которая наиболее подходит типу личности воспитанника. В исследовательской деятельности важно то, что педагог может и должен привлекать к исследованиям не только лучших воспитанников, имеющих высокие достижения в учебе, но и тех, кто пока себя не проявил. По своей природе каждый ребенок - это неповторимость, исключительность, которая может ярко проявиться в благоприятных условиях. С первых шагов исследовательской работы педагог помогает ребенку понять научную и практическую значимость выбранной темы. Тема исследования и полученные результаты являются мощным стимулом к изменению собственного образа жизни, выработке более зрелого отношения к окружающему миру. Чтобы привить к детям начальные навыки исследовательского поведения, необходимо сформировать у них следующие умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, корректно полемизировать с докладчиком на конференции, аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу. Исследовательская деятельность - самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом появления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, а, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Формы представления исследовательских работ
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Доклад
Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Стендовый доклад
Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 мг. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.). В верхней части стенда крепится полоска 840X100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.
Требования к стендовому докладу
1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме. ^ Структура стендового доклада
• Цели и задачи работы.
• Описание сделанного в процессе исследования.
• Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
• Основные результаты и выводы.
• Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.
Литературный обзор
Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые. При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления - прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

• составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;
• выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.
Рецензия
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.
Научная статья
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения.
Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
• описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;
• краткие данные о методике исследования;
• анализ собственных научных результатов и их обобщение;
• выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
• ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет
Научный отчет-документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Реферат
Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) представляет собой:
• краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;
• доклад на какую - либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.
Готовность учащегося к работе над рефератом
Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1 -2 страниц. Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки. В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.
Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом.
Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

Проект
Проект (от лат. projectus - брошенный вперед) - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа. Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.
Виды проектов
1.Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.
2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.

Представление исследований

Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук

Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Экспресс-исследование.

Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития.

Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования.

Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

· ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования)

· предлагает возможные варианты решения

· собирает материал;

· делает обобщение;

· готовит проект (доклад, макет и др.);

· защищает проект.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Проектирование - это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам, видимо потому, что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, в них природой. Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса. Учебный проект - творческая работа учащихся. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, способствует реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство общества. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Организационной целью такой деятельности является создание условий для понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Эта деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Важным моментом можно считать форматирование позитивного отношения к работе - при создании своей собственной творческой работы молодой человек будет стремиться проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Выполненные работы рецензируются учителями, научными консультантами и представляются на различных уровнях. Любое учебное заведение должно предоставить возможность ученикам выступить с результатами своей работы. Это помогает формированию навыка публичного выступления, повышению самооценки в случае успешности. Часть проектов заслушивается на кафедрах или методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях, также участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь на них успехов. Формы проведения конкурсов самые разные: заочные, очные, очно-заочные. Иногда защита идет в форме диалога эксперта и автора работы. Большое распространение получили стендовые доклады, являясь принятой в международной практике формой представления результатов научных исследований. Написание, графическое изображение и монтаж являются необходимым профессиональным навыком специалиста, ведущего исследовательскую работу в любом направлении. Одним из показателей качества образования является успешность в разных видах деятельности, в том числе, и в презентации своих проектов на конкурсах. На этом этапе неоценима роль педагога-руководителя проектной деятельности. В этом качестве может выступать компетентный педагог, который формирует и готовит городскую команду или команду учебного заведения к презентации проектов на конкурсах. К его функциям следует отнести: Создание плана-сетки конкурсных мероприятий, ведение мониторинга качества обучение участников проектной деятельности, проведение необходимых консультаций с научными руководителями проектных групп (экспертами); координация усилий всех членов проектной бригады; обеспечение организационно-педагогических условий для творческого роста лицеистов в сфере избранной ими темы, подготовка к участию в научно-практических конференциях.



© 2010-2022