Контрольно -обобщающий урок на тему

Эта разработка была подготовлена к открытому контрольно - обобщающему уроку- путешествию на тему "Одноклеточные животные". Целью моего урока было обобщить , систематизировать и расширить знания учащихся об одноклеточных животных,совершенствовать умения и навыки работы с микроскопом и наблюдать за живыми объектами. При подготовке к уроку учащиеся получили домашнее задание , подобрать и в письменном виде задать вопросы по теме "Одноклеточные животные" "ученым -биологам". На роль"ученых- биологов" ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок 11. Контрольно-обобщающий урок-путешествие

«Одноклеточные животные»

Цели урока:

Обобщить, систематизировать и расширить знания об одноклеточных животных, совершенствовать умения работать с микроскопом и наблюдать за живыми объектами.

Оборудование:

Рисунки с изображениями простейших, таблички с названиями станций, кроссворд, микроскопы, предметные и покровные стекла, культура простейших, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы.

Подготовка к уроку:

Учащиеся получают задание подобрать и в письменном виде задать вопросы по теме «Простейшие» «ученым-биологам». На роль «ученых-биологов» выбираются 2-3 человека. Они готовят ответы на 6-8 наиболее интересных вопросов. (Задание по составлению вопросов необходимо дать в начале изучения темы и прием вопросов прекращается за неделю до урока. Можно провести конкурс вопросов). Подготовить рисунки.

Ход урока

Учитель:

В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику "зарабатывать деньги", но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.

Учитель:

Мы совершим с вами непродолжительное трансвековое путешествие. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского: королевского общества:

Ученик читает:

"… Одни носились по воде как рыбки, другие - вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки..." То были одноклеточные животные!

Учитель:

Разрешите эти слова А.Левенгука определить эпиграфом нашего урока: "Многообразие и значение простейших".

Наступило время нашего путешествия по станциям страны «простейшие». Проходя через станции, мы должны расширить и проверить наши знания об одноклеточных животных. Итак, не задерживаясь, в путь!

Станция «Кроссвордиада»

Решите кроссворд по теме «Одноклеточные животные».

Условие: вписать слова по теме кроссворда . 2-3 мин

Станция «Любознайка»

1.Учащиеся зачитывают интересные факты о простейших подготовленные заранее.

'2.«Ученые-биологи» отвечают на интересующие вас вопросы. Например, следующие:

- Потомство одной инфузории-туфельки за год может достигнуть 75x10108 особей. По объему такое количество инфузорий заняло бы полый шар диаметром в расстояние от Земли до Солнца. Почему в природе этого не происходит?

- В пробирку с культурой эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что произойдет, если пробирку поставить на свет?

- Могут ли жить простейшие в песках пустыни?

- Инфузория трубач - излюбленный объект для экспериментальных исследований по регенерации. Многочисленными опытами была доказана высокая регенеративная способность трубачей. Что это значит? Объясните.

- Во время военных действий на Кавказе в XIX веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?

--- Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако сами переваривать клетчатку, входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните, почему?

Станция «А знаете ли вы что...»

Несколько учащихся получили задание найти информацию. Они познакомят

нас с некоторыми неизвестными нам фактами из особенностей простейших.

Один из учащихся зачитывает стих про амебу.

Станция «Проверяйка»

Для начала ответим на вопросы теста.

Затем учащиеся заполняют заполняют таблицу «Сравнительная характеристика простейших»

В перечне характеристик простейших определи правильные и неправильные суждения. Правильное суждение - да; неправильное - нет. Работа выполняется по вариантам.

1

1. Простейшие обитают только в водной среде.

2. Простейшие были известны до изобретения светового микроскопа.

3. Тело простейшего состоит из одной клетки.

4. Все простейшие способны к активному движению.

5. Инфузория-туфелька' питается в основном бактериями.

6. У всех простейших при питании образуется пищеварительная вакуоль.

Вариант 2

1. Остатки непереваренной пищи у инфузории-туфельки удаляются через определенное место, которое называется порошицей.

2. Продукты обмена веществ и избыток воды удаляются из тела простейших через сократительную вакуоль.

3. Инфузория-туфелька имеет две сократительные вакуоли, находящиеся в противоположных концах тела.

4. Простейшие дышат растворенным в воде кислородом.

5. Все простейшие размножаются делением на две дочерние клетки.

6. Обыкновенная амеба положительно реагирует на свет, то есть перемещается в освещенную часть водоема.

Вариант 3

1. Эвглена зеленая питается только на свету.

2. При образовании цисты из цитоплазмы выделяется значительное количество воды и вещества, образующего плотную оболочку.

3. На стадии цисты происходит расселение простейших ветром и животными.

4. Дизентерийные амебы паразитируют в стенке толстой кишки хозяина.

5. Заражение малярией происходит при питье воды из водоема с живущими в нем личинками малярийного комара.

6. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий.

Далее учащимся даються на выбор карточки с изображение Амебы, Эвглены и Инфузории они должны подписать их строение и ответить на вопросы.

Просмотр коротких видео «Простейшие под микроскопом»

Станция «Исследовательская»

Сегодня у нас есть возможность посмотреть на простейшие в поле зрения микроскопа и провести наблюдения. То есть на данном этапе мы - исследователи, а наш кабинет - это творческая лаборатория.'

Посмотрите, что находится у нас на столах. Это микроскоп - увеличительный прибор, предметные и покровные стекла для приготовления микропрепарата, культуры простейших..

Актуализация опорных знаний

- Назовите правила работы с микроскопом.

1. Подготовьте микроскоп к работе:

а) установите на рабочий стол так, чтобы было удобно работать и с микроскопом, и с тетрадью, не передвигая их (штативом к себе, на расстоянии ладони от края стола);

б) протрите от пыли зеркало, стекла окуляра и объектива специальной салфеткой;

в) подняв тубус, наведите свет на поле зрения при помощи зеркала;

г) при работе с микроскопом не делайте резких движений, бережно относитесь к школьному имуществу.

2. Приготовьте микропрепарат (или возьмите готовый) и поместите его на предметный столик, закрепите зажимами.

3. При помощи винта опустите тубус так, чтобы расстояние от объектива до микропрепарата составляло 2-4 мм.

4. Глядя в окуляр, при помощи винта очень медленно поднимайте тубус до появления четкого изображения.

5. Определите общее увеличение с микроскопа путем умножения степени увеличения окуляра на степень увеличения объектива (например, 15x20 = 300; микроскоп увеличивает в 300 раз).

Лабораторная работа

Тема: Наблюдение строения и передвижения амебы и инфузории туфельки и эвглены зеленой.

Цели: совершенствовать умения работать с микроскопом и наблюдать за живыми объектами.

Оборудование: пробирки с культурами амебы и инфузории туфельки, лупа ручная или штативная, пипетка, вата, предметное и покровное стекло, разбавленная тушь.

Работа выполняется поэтапно по инструктивным карточкам.

Инструктивная карточка

1. Приготовьте микропрепарат амебы. Для этого каплю культуры, взятую пипеткой, поместите на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

2. При малом увеличении микроскопа рассмотрите, как движутся амебы, медленно расправляя свои ложноножки, постоянно меняя очертания. Зарисуйте амебу несколько раз подряд, что наглядно продемонстрирует изменчивость ее тела.

3. При большом увеличении микроскопа рассмотрите зернистую цитоплазму, прилегающую к оболочке (эндоплазму) и прозрачную цитоплазму середины клетки (эктоплазму), пищевые вакуоли. Постарайтесь увидеть контур ядра. Выполните рисунок амебы крупным планом и сделайте обозначения, указывающие на особенности строения животного.

4. Возьмите в руки пробирку с культурой инфузорий и установите, виДны ли инфузории-туфельки невооруженным глазом. Если видны, то в какой части пробирки их больше? (Если культуру инфузорий поместить в длинную трубку или узкую пробирку, они соберутся у поверхности воды и будут видны под лупой или даже невооруженным глазом в виде маленьких медленно движущихся существ.

5. Капните на предметное стекло из пробирки пипеткой каплю воды с инфузориями. При помощи штативной лупы посмотрите, сколько туфелек попало в каплю, какова форма их тела, как они передвигаются.

6. Положите в каплю с инфузориями несколько волокон ваты. Накройте каплю покровным стеклом. Рассмотрите инфузории при малом увеличении. Какие органоиды можно увидеть при этом, выясните с помощью рис. 34 учебника.

7. Посмотрите, какие органоиды видны при большом увеличении.

8. Зарисуйте все, что вы увидели под микроскопом, и опишите кратко свои наблюдения. Сделайте вывод.

По окончании лабораторной работы учитель подводит итоги путешествия, отмечает отличившихся и дает домащнее задание.

Домашнее задание

Оформить в тетради результаты лабораторной работы .

Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Передвижение гидры».


© 2010-2022