- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бекетова И.М. |
Дата | 11.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
№ п/п
Содержательные линии
Кол-во часов
Коррекционно-развивающие задачи
Проблемы, возникающие при изучении темы
Педагогический мониторинг
1.
Общий обзор организма человека
5
Получение общего представления о системе органов
Усвоение понятия клеточного строения
Контрольный опрос
2.
Опора и движение
15
Значение и строение ОПС, значение физ.упражнений. 1-я помощь при травмах
Трудности в понятии органики и неорганики
Тестирование с применением ИКТ
3.
Кровь и кровообращение
9
Значение и состав крови. 1-я помощь при кровотечениях. Влияние никотина и алкоголя на сосуды и сердце
1. Значение кровообращения
2. Значение последователь-
ности движения крови по
большему и малому кругу
КМС с применение ИКТ
4.
Дыхание
7
Значение и строение органов, их гигиена.
Неполное усвоение понятия газообмена в лёгких и тканях
Поурочный опрос
5.
Пищеварение
10
Понятие последовательности процесса пищеварения. Гигиена питания, 1-я помощь при пищевых отравлениях.
Установление связи процесса пищеварения и деятельности организма
Тестирование с применением ИКТ
6.
Почки
2
Понятие о функциях выделительной системы
Поурочный опрос
7.
Кожа
4
Значение кожи. Закаливание и гигиенические требования
Непонимание роли кожи в терморегуляции
Поурочный опрос
8.
Нервная система
8
Значение и строение НС. Значение роли НС в организме человека
Влиянии наркотических средств
КМС с применением ИКТ
9.
Органы чувств
8
Органы чувств- как анализаторы
Поурочный опрос
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9а
№
п/п
ТЕМА
Кол-во ча
сов
Дата
Речевая деятельность
Обязательный минимум
Возможность углубления
Для сниженного уровня
устная
графическая
знать
уметь
1-5
Общий обзор
организма
человека
5
2..9
3.9
9.9
10.9
16.9
Ответы на вопросы по тексту
Зарисовки клеток живого организма
Краткие сведения об органах и тканях
Определить значение различных систем органов
Подробное знакомство со строением тканей организма
Общее
знакомство с
организмом
человека
6
Значение ОПС.
1
17.9
Изложить
Текст с опорой на вопросы
Сведения о строении и значении костей
Знать приемы оказания первой помощи при травмах ОПС,
Помощь при ушибах
7
Строение и соединение костей.
1
23.9
Выполнение заданий в
Основные части скелета
Контрольные задания в ИКТ
вывихах,
8
Скелет головы
1
24.9
указать на
рабочих
человека
переломах
9
Скелет туловища
1
30.9
плакате
тетрадях
10
Скелет конечностей
1
1.10
отделы
11-12
Первая помощь при травмах
2
7.10-
8.10
скелета
Уметь
оказать первую
доврачебную
помощь
13
Строение и значение мышц.
1
14.10
Объяс
нить значение
Определять группы
Роль мышц конечностей
14
Основные группы мышц.
1
15.10
мышц
мышц
15
Работа мышц.
1
21.10
16
Гигиена физического труда
1
22.10
17
Осанка и здоровье человека
1
28.10
18
Опора и движение. КМС
1
29.10
Ответы на вопросы по теме
Записи в тетрадях
Знать основные виды спортивных игр
19
20
Значение физических упражнений
Лабораторная работа
1
1
11.11
12.11
21
Значение крови
1
18.11
Ответы на
Запись
и
Принципы
Определить пути
Более полные
Предупреждение
22
Состав крови
1
19.11
вопросы по теме
зарисовка
в
работы
движения крови
сведения о
сердечно-
23
Строение и работа сердца
1
25.11
рабочих тетрадях
сердца, его
по кругам
строении крови.
сосудистых
24
Кровеносные сосуды
1
26.11
строение
Краткие
заболеваний,
25
Первая помощь при кровотечениях
1
2.12
Ответы
на вопросы по теме
Практическая работа
работы кровеносной системы Понятие о
группах крови
помощь при
кровотечениях
сведения о том,как изучалось строение организма человека
26
Предупреждение заболеваний
1
3.12
27
28
29
Вредное влияние табака и спиртных напитков
Лабораторная работа
КМС Кровеносная система
1
1
1
9.12
10.12
16.12
Ответы
на вопросы по теме
30
Значение дыхания
1
17.12
Рассказать
Выполнение
Принципы
Предупредить
Эпидемия и
Усвоение
31
Строение лёгких
1
23.12
о стр. орг.
заданий в раб.
газообмена в
болезни органов
пондемии
Вредного
32
Дыхательные движения
1
24.12
дыхания,
тетради. Запи-
легких и
дыхания.
болезней
Влияния
последова-
си и зарисов-
тканях
Выполнять
передающих
никотина на
33
Влияние труда и спорта
1
13.1
тельности
ки в основных
основные
через воздух
органы дыхания
34
Болезни органов дыхания
1
14.1
прохожде-
тетрадях.
гигиенические
35
Гигиена дыхания
1
20.1
ния возду-
Подготовка
требования
ха и его
рефератов по
36
Первая помощь при нарушении дыхания
1
21.1
Изменения в процессе дыхания
экологиче
ской и антиникотиновой тематике
37
Значение и состав пищи
1
27.1
Ответы на
Записи и
Базовые
Показать на
Более полное
Знать
38
Значение пищеварения
1
28.1
вопросы по
зарисовки по
сведения о
плакатах
знакомство с
Местоположение
39
Строение и значение зубов
1
3.2
изученным
теме.
процессе
расположение органов
ролью
Органов
40-41
Стадии пищеварения
2
4.2
10.2
темам,
Выполнение
пищеварения
пищеварения,
витаминов в
пищеварения,
краткий
заданий в
продуктах
уметь
процессе
Выполнять
42
43
Гигиена и нормы питания
Профилактика заболеваний
1
1
11.2
17.2
рассказ о
рабочей
питания,
определить
жизнедеятель-
Гигиенические
44
Пищевые отравления
1
18.2
строении
тетради
витаминах,
нормы питания и
ности
Требования
45
Влияние алкоголя и никотина
1
24.2
органов
вредном
выполнить
46
КМС.
Пищеварение
1
25.2
пищеваре-
влиянии
гигиенические
ния.
алкоголя и
требования
47
48
Значение выделения Предупреждение почечных заболеваний
1
1
3.3
4.3
Рассказ о
значении почек
Базисные записи и рисунки в тетрадях
Роль почек в системе жизнедея-тельности
Знать расположение почек
Питьевая вода и здоровье почек
49
50
51
52
Кожа и её значение.
Роль кожи в терморегуляции Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Гигиена кожи
1
1
1
1
10.3
11.3
17.3
18.3
Ответить на вопросы о значении и терморегуляции
Запись
тезисов по теме
Знать правила закаливания и предупреждение теплового удара
Уметь оказать первую помощь при солнечном и тепловом ударе
Рассказ о роли
роговых
образований,
пигментации
кожи
Выполнить гигиенические требования к коже
53
54
55
56
57
58
59
60
Значение и строение нервной системы.
Спинной мозг
Головной мозг
Речь
Эмоции
Сон и бодрствование
Гигиена нервной деятельности
Нарушения нервной деятельности
1
1
1
1
1
1
1
1
31.3
1.4
7.4
8.4
14.4
15.4
21.4
22.4
Пересказ тематический
Пересказ тематический
Рисунки в
рабочей
тетради,
выполнение
заданий и
рефератов
Рисунки в
рабочей
тетради,
выполнение
заданий и
рефератов
Значение здоровой нервной системы
Значение здоровой нервной системы
Уметь различать функции головного и спинного мозга
Соблюдать принципы здорового образа жизни
Дополнительные сведения о гипнозе, галлюцинациях
Знать о влиянии на НС наркотиков и алкоголя
61-66
67
Значение, строение и функции органов чувства (слух, зрение, осязание, вкус, обоняние)
КМС нервная система
6
1
28.4
29.4
5.5
6.5
12.5
13.5
19.5
Рассказать о строении органов чувств, их гигиены
Выполнение заданий в рабочей тетради
Значение органов чувства, предупреждение
близорукости
Уметь
выполнять
гигиенические
требования,
определять
здоровое
состояние
органов чувств
Рассказ об экстросенсорике
68
Охрана здоровья
1
20.5
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
-
Учебник по биологии «Человек » под ред. Романова
-
Рабочая тетрадь по биологии для 9 класса
DVD
Моё тело
Анатомия и физиология
Школа Кирилла и Мефодия « Анатомия и физиология»
Детская энциклопедия
Цифровые образовательные ресурсы
Компьютерные тесты
Интернет презентации по темам
Муляжи
Головной мозг человека
Демонстрационные пособия
-
Комплект плакатов по теме Анатомия и физиология человека»
-
Плакаты «Кровеносная система человека»
-
Комплект плакатов «Естествознание»- Анатомия человека
Пояснительная записка
Программа обучения биологии в 9 классе предполагает вариативность учебного материала, что позволяет учитывать структуру дефекта обучающихся с особыми образовательными потребностями, эффективно решать на практике вопросы их адаптации в современном обществе. Практические работы, опыты и экскурсии, проведение наблюдений, организация лабораторных работ даёт возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память, и наблюдательность, формировать аналитическое мышление, развивать речь и способствовать обогащению словарного запаса.
Данная программа учитывает типологические и индивидуальные особенности развития воспитанников. Основываясь на доступном материале, курс обучения биологии в 9 классе даёт знания об основах анатомии и физиологии человека. Продолжая изучение живых организмов, начатое в 8 классе при изучении зоологии, программа поможет обучающимся составить представление об организме человека, как о части единой биологической системы. Преемственные связи между предметами биологии, географии, СБО, обществоведении и истории позволяет определить биосоциальность человека. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение.)
Особое место в программе отводится материалу о здоровьесбережении. Изучая анатомию и физиологию, воспитанники получают сведения об особенностях жизнедеятельности внутренних органов, и правилах гигиены. При изучении программного материала обращается внимание на значение занятий спортом, физической культурой, для здоровья, закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности. Кроме теоретических сведений, обучающиеся знакомятся с симптомами распространенных заболеваний, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. На уроках и во внеурочное время следует большое внимание уделять привитию практических умений и навыков- измерить температуру и давление, наложить повязку, определить тип и остановить кровотечение. В связи с изучением организма человека, воспитанникам сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, уберечь себя от заразных заболеваний, какой вред организму наносят курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсикомания.
Часть учебного материала посвящена охране здоровья человека в Российской федерации, организации труда и отдыха Для более интересного изложения материала на уроках используются интерактивные тесты, проводится показ презентаций и фильмов по основным разделам программы, решаются ребусы и кроссворды.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9б
№
п/п
ТЕМА
Кол-во ча
сов
Дата
Речевая деятельность
Обязательный минимум
Возможность углубления
Для сниженного уровня
устная
графическая
знать
уметь
1-5
Общий обзор
организма
человека
5
4.9
5.9
11.9
12.9
18.9
Ответы на вопросы по тексту
Зарисовки клеток живого организма
Краткие сведения об органах и тканях
Определить значение различных систем органов
Подробное знакомство со строением тканей организма
Общее
знакомство с
организмом
человека
6
Значение ОПС.
1
19.9
Изложить
Текст с опорой на вопросы
Сведения о строении и значении костей
Знать приемы оказания первой помощи при травмах ОПС,
Помощь при ушибах
7
Строение и соединение костей.
1
25.9
Выполнение заданий в
Основные части скелета
Контрольные задания в ИКТ
вывихах,
8
Скелет головы
1
26.9
указать на
рабочих
человека
переломах
9
Скелет туловища
1
2.10
плакате
тетрадях
10
Скелет конечностей
1
3.10
отделы
11-12
Первая помощь при травмах
2
9.10-
10.10
скелета
Уметь
оказать первую
доврачебную
помощь
13
Строение и значение мышц.
1
16.10
Объяс
нить значение
Определять группы
Роль мышц конечностей
14
Основные группы мышц.
1
17.10
мышц
мышц
15
Работа мышц.
1
23.10
16
Гигиена физического труда
1
24.10
17
Осанка и здоровье человека
1
30.10
18
Опора и движение. КМС
1
31.10
Ответы на вопросы по теме
Записи в тетрадях
Знать основные виды спортивных игр
19
20
Значение физических упражнений
Лабораторная работа
1
1
13.11
14.11
21
Значение крови
1
20.11
Ответы на
Запись
и
Принципы
Определить пути
Более полные
Предупреждение
22
Состав крови
1
21.11
вопросы по теме
зарисовка
в
работы
движения крови
сведения о
сердечно-
23
Строение и работа сердца
1
27.11
рабочих тетрадях
сердца, его
по кругам
строении крови.
сосудистых
24
Кровеносные сосуды
1
28.11
строение
Краткие
заболеваний,
25
Первая помощь при кровотечениях
1
4.12
Ответы
на вопросы по теме
Практическая работа
работы кровеносной системы Понятие о
группах крови
помощь при
кровотечениях
сведения о том,как изучалось строение организма человека
26
Предупреждение заболеваний
1
5.12
27
28
29
Вредное влияние табака и спиртных напитков
Лабораторная работа
КМС Кровеносная система
1
1
1
11.12
12.12
18.12
Ответы
на вопросы по теме
30
Значение дыхания
1
19.12
Рассказать
Выполнение
Принципы
Предупредить
Эпидемия и
Усвоение
31
Строение лёгких
1
25.12
о стр. орг.
заданий в раб.
газообмена в
болезни органов
пондемии
Вредного
32
Дыхательные движения
1
26.12
дыхания,
тетради. Запи-
легких и
дыхания.
болезней
Влияния
последова-
си и зарисов-
тканях
Выполнять
передающих
никотина на
33
Влияние труда и спорта
1
15.1
тельности
ки в основных
основные
через воздух
органы дыхания
34
Болезни дыхательной системы
1
16.1
прохожде-
тетрадях.
гигиенические
35
Гигиена дыхания
1
22.1
ния возду-
Подготовка
требования
ха и его
рефератов по
36
Первая помощь при нарушении дыхания
1
23.1
Изменения в процессе дыхания
экологиче
ской и антиникотиновой тематике
37
Значение и состав пищи
1
29.1
Ответы на
Записи и
Базовые
Показать на
Более полное
Знать
38
Значение пищеварения
1
30.1
вопросы по
зарисовки по
сведения о
плакатах
знакомство с
Местоположение
39
Строение и значение зубов
1
5.2
изученным
теме.
процессе
расположение органов
ролью
Органов
40-41
Стадии пищеварения
2
6.2
12.2
темам,
Выполнение
пищеварения
пищеварения,
витаминов в
пищеварения,
краткий
заданий в
продуктах
уметь
процессе
Выполнять
42
43
Гигиена и нормы питания
Профилактика заболеваний
1
1
13.2
19.2
рассказ о
рабочей
питания,
определить
жизнедеятель-
Гигиенические
44
Пищевые отравления
1
20.2
строении
тетради
витаминах,
нормы питания и
ности
Требования
45
Влияние алкоголя и никотина
1
26.2
органов
вредном
выполнить
46
КМС.
Пищеварение
1
27.2
пищеваре-
влиянии
гигиенические
ния.
алкоголя и
требования
47
48
Значение выделения Предупреждение почечных заболеваний
1
1
5.3
6.3
Рассказ о
значении почек
Базисные записи и рисунки в тетрадях
Роль почек в системе жизнедея-тельности
Знать расположение почек
Питьевая вода и здоровье почек
49
50
51
52
Кожа и её значение.
Роль кожи в терморегуляции Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Гигиена кожи
1
1
1
1
12.3
13.3
19.3
20.3
Ответить на вопросы о значении и терморегуляции
Запись
тезисов по теме
Знать правила закаливания и предупреждение теплового удара
Уметь оказать первую помощь при солнечном и тепловом ударе
Рассказ о роли
роговых
образований,
пигментации
кожи
Выполнить гигиенические требования к коже
53
54
55
56
57
58
59
60
Значение и строение нервной системы.
Спинной мозг
Головной мозг
Речь
Эмоции
Сон и бодрствование
Гигиена нервной деятельности
Нарушения нервной деятельности
1
1
1
1
1
1
1
1
2.4
3.4
9.4
10.4
16.4
17.4
23.4
24.4
Пересказ тематический
Пересказ тематический
Рисунки в
рабочей
тетради,
выполнение
заданий и
рефератов
Рисунки в
рабочей
тетради,
выполнение
заданий и
рефератов
Значение здоровой нервной системы
Значение здоровой нервной системы
Уметь различать функции головного и спинного мозга
Соблюдать принципы здорового образа жизни
Дополнительные сведения о гипнозе, галлюцинациях
Знать о влиянии на НС наркотиков и алкоголя
61-66
67
Значение, строение и функции органов чувства (слух, зрение, осязание, вкус, обоняние)
КМС нервная система
6
1
30.4
1.5
7.5
8.5
14.5
15.5
21.5
Рассказать о строении органов чувств, их гигиены
Выполнение заданий в рабочей тетради
Значение органов чувства, предупреждение
близорукости
Уметь
выполнять
гигиенические
требования,
определять
здоровое
состояние
органов чувств
Рассказ об экстросенсорике
68
Охрана здоровья
1
22.5
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
-
Учебник по биологии «Человек » под ред. Романова
-
Рабочая тетрадь по биологии для 9 класса
DVD
Моё тело
Анатомия и физиология
Школа Кирилла и Мефодия « Анатомия и физиология»
Детская энциклопедия
Цифровые образовательные ресурсы
Компьютерные тесты
Интернет презентации по темам
Муляжи
Головной мозг человека
Демонстрационные пособия
-
Комплект плакатов по теме Анатомия и физиология человека»
-
Плакаты «Кровеносная система человека»
-
Комплект плакатов «Естествознание»- Анатомия человека
Пояснительная записка
Программа обучения биологии в 9 классе предполагает вариативность учебного материала, что позволяет учитывать структуру дефекта обучающихся с особыми образовательными потребностями, эффективно решать на практике вопросы их адаптации в современном обществе. Практические работы, опыты и экскурсии, проведение наблюдений, организация лабораторных работ даёт возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память, и наблюдательность, формировать аналитическое мышление, развивать речь и способствовать обогащению словарного запаса.
Данная программа учитывает типологические и индивидуальные особенности развития воспитанников. Основываясь на доступном материале, курс обучения биологии в 9 классе даёт знания об основах анатомии и физиологии человека. Продолжая изучение живых организмов, начатое в 8 классе при изучении зоологии, программа поможет обучающимся составить представление об организме человека, как о части единой биологической системы. Преемственные связи между предметами биологии, географии, СБО, обществоведении и истории позволяет определить биосоциальность человека. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение.)
Особое место в программе отводится материалу о здоровьесбережении. Изучая анатомию и физиологию, воспитанники получают сведения об особенностях жизнедеятельности внутренних органов, и правилах гигиены. При изучении программного материала обращается внимание на значение занятий спортом, физической культурой, для здоровья, закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности. Кроме теоретических сведений, обучающиеся знакомятся с симптомами распространенных заболеваний, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. На уроках и во внеурочное время следует большое внимание уделять привитию практических умений и навыков- измерить температуру и давление, наложить повязку, определить тип и остановить кровотечение. В связи с изучением организма человека, воспитанникам сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, уберечь себя от заразных заболеваний, какой вред организму наносят курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсикомания.
Часть учебного материала посвящена охране здоровья человека в Российской федерации, организации труда и отдыха Для более интересного изложения материала на уроках используются интерактивные тесты, проводится показ презентаций и фильмов по основным разделам программы, решаются ребусы и кроссворды.