Рабочая программа по биологии 9 класс

"Описание материала: Рабочая программа по биологии для обучающихся, воспитанников с особыми образовательными потребностями, подготовлена для работы в 9 классах школы VIII вида. При разработке программы учитывались различные уровни развития обучающихся, воспитанников-от слабого до высокого. Систематизированы возможные проблемы, возникающие при изучении конкретных тем программы, предусмотрена вариативность работы с наглядным материалом. В качестве контроля предлагается использовать методику тестир...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 классРабочая программа по биологии 9 класс

№ п/п

Содержательные линии

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие задачи

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический мониторинг

1.

Общий обзор организма человека

5

Получение общего представления о системе органов

Усвоение понятия клеточного строения

Контрольный опрос

2.

Опора и движение

15

Значение и строение ОПС, значение физ.упражнений. 1-я помощь при травмах

Трудности в понятии органики и неорганики

Тестирование с применением ИКТ

3.

Кровь и кровообращение

9

Значение и состав крови. 1-я помощь при кровотечениях. Влияние никотина и алкоголя на сосуды и сердце

1. Значение кровообращения

2. Значение последователь-
ности движения крови по
большему и малому кругу

КМС с применение ИКТ

4.

Дыхание

7

Значение и строение органов, их гигиена.

Неполное усвоение понятия газообмена в лёгких и тканях

Поурочный опрос

5.

Пищеварение

10

Понятие последовательности процесса пищеварения. Гигиена питания, 1-я помощь при пищевых отравлениях.

Установление связи процесса пищеварения и деятельности организма

Тестирование с применением ИКТ

6.

Почки

2

Понятие о функциях выделительной системы

Поурочный опрос

7.

Кожа

4

Значение кожи. Закаливание и гигиенические требования

Непонимание роли кожи в терморегуляции

Поурочный опрос

8.

Нервная система

8

Значение и строение НС. Значение роли НС в организме человека

Влиянии наркотических средств

КМС с применением ИКТ

9.

Органы чувств

8

Органы чувств- как анализаторы

Поурочный опрос

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9а

п/п

ТЕМА

Кол-во ча

сов

Дата

Речевая деятельность

Обязательный минимум

Возможность углубления

Для сниженного уровня



устная

графическая

знать

уметь


1-5

Общий обзор

организма

человека

5

2..9

3.9

9.9

10.9

16.9

Ответы на вопросы по тексту

Зарисовки клеток живого организма

Краткие сведения об органах и тканях

Определить значение различных систем органов

Подробное знакомство со строением тканей организма

Общее

знакомство с

организмом

человека

6

Значение ОПС.

1

17.9

Изложить

Текст с опорой на вопросы

Сведения о строении и значении костей

Знать приемы оказания первой помощи при травмах ОПС,

Помощь при ушибах

7

Строение и соединение костей.

1

23.9

Выполнение заданий в

Основные части скелета

Контрольные задания в ИКТ

вывихах,

8

Скелет головы

1

24.9

указать на

рабочих

человека

переломах

9

Скелет туловища

1

30.9

плакате

тетрадях


10

Скелет конечностей

1

1.10

отделы


11-12

Первая помощь при травмах

2

7.10-

8.10

скелета

Уметь

оказать первую

доврачебную

помощь

13

Строение и значение мышц.

1

14.10

Объяс

нить значение

Определять группы

Роль мышц конечностей

14

Основные группы мышц.

1

15.10

мышц

мышц

15

Работа мышц.

1

21.10


16

Гигиена физического труда

1

22.10


17

Осанка и здоровье человека

1

28.10


18

Опора и движение. КМС

1

29.10

Ответы на вопросы по теме

Записи в тетрадях

Знать основные виды спортивных игр

19

20

Значение физических упражнений

Лабораторная работа

1

1

11.11

12.11


21

Значение крови

1

18.11

Ответы на

Запись

и

Принципы

Определить пути

Более полные

Предупреждение

22

Состав крови

1

19.11

вопросы по теме

зарисовка

в

работы

движения крови

сведения о

сердечно-

23

Строение и работа сердца

1

25.11

рабочих тетрадях


сердца, его

по кругам

строении крови.

сосудистых

24

Кровеносные сосуды

1

26.11

строение

Краткие

заболеваний,



25

Первая помощь при кровотечениях

1

2.12

Ответы

на вопросы по теме

Практическая работа

работы кровеносной системы Понятие о

группах крови

помощь при

кровотечениях

сведения о том,как изучалось строение организма человека

26

Предупреждение заболеваний

1

3.12


27

28

29

Вредное влияние табака и спиртных напитков

Лабораторная работа

КМС Кровеносная система

1

1

1

9.12

10.12

16.12

Ответы

на вопросы по теме


30

Значение дыхания

1

17.12

Рассказать

Выполнение

Принципы

Предупредить

Эпидемия и

Усвоение

31

Строение лёгких

1

23.12

о стр. орг.

заданий в раб.

газообмена в

болезни органов

пондемии

Вредного

32

Дыхательные движения

1

24.12

дыхания,

тетради. Запи-

легких и

дыхания.

болезней

Влияния


последова-

си и зарисов-

тканях

Выполнять

передающих

никотина на

33

Влияние труда и спорта

1

13.1

тельности

ки в основных

основные

через воздух

органы дыхания

34

Болезни органов дыхания

1

14.1

прохожде-

тетрадях.

гигиенические

35

Гигиена дыхания

1

20.1

ния возду-

Подготовка

требования


ха и его

рефератов по


36

Первая помощь при нарушении дыхания

1

21.1

Изменения в процессе дыхания

экологиче

ской и антиникотиновой тематике


37

Значение и состав пищи

1

27.1

Ответы на

Записи и

Базовые

Показать на

Более полное

Знать

38

Значение пищеварения

1

28.1

вопросы по

зарисовки по

сведения о

плакатах

знакомство с

Местоположение

39

Строение и значение зубов

1

3.2

изученным

теме.

процессе

расположение органов

ролью

Органов

40-41

Стадии пищеварения

2

4.2

10.2

темам,

Выполнение

пищеварения

пищеварения,

витаминов в

пищеварения,


краткий

заданий в

продуктах

уметь

процессе

Выполнять

42

43

Гигиена и нормы питания

Профилактика заболеваний

1

1

11.2

17.2

рассказ о

рабочей

питания,

определить

жизнедеятель-

Гигиенические

44

Пищевые отравления

1

18.2

строении

тетради

витаминах,

нормы питания и

ности

Требования

45

Влияние алкоголя и никотина

1

24.2

органов

вредном

выполнить

46

КМС.

Пищеварение

1

25.2

пищеваре-

влиянии

гигиенические


ния.

алкоголя и

требования




47

48

Значение выделения Предупреждение почечных заболеваний

1

1

3.3

4.3

Рассказ о

значении почек

Базисные записи и рисунки в тетрадях

Роль почек в системе жизнедея-тельности

Знать расположение почек

Питьевая вода и здоровье почек


















49

50

51

52

Кожа и её значение.

Роль кожи в терморегуляции Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Гигиена кожи

1

1

1

1

10.3

11.3

17.3

18.3

Ответить на вопросы о значении и терморегуляции

Запись

тезисов по теме

Знать правила закаливания и предупреждение теплового удара

Уметь оказать первую помощь при солнечном и тепловом ударе

Рассказ о роли

роговых

образований,

пигментации

кожи

Выполнить гигиенические требования к коже

53

54

55

56

57

58

59

60

Значение и строение нервной системы.

Спинной мозг

Головной мозг

Речь

Эмоции

Сон и бодрствование

Гигиена нервной деятельности

Нарушения нервной деятельности

1

1

1

1

1

1

1

1

31.3

1.4

7.4

8.4

14.4

15.4

21.4

22.4

Пересказ тематический


Пересказ тематический

Рисунки в

рабочей

тетради,

выполнение

заданий и

рефератов

Рисунки в

рабочей

тетради,

выполнение

заданий и

рефератов

Значение здоровой нервной системы

Значение здоровой нервной системы

Уметь различать функции головного и спинного мозга

Соблюдать принципы здорового образа жизни

Дополнительные сведения о гипнозе, галлюцинациях

Знать о влиянии на НС наркотиков и алкоголя

61-66


67

Значение, строение и функции органов чувства (слух, зрение, осязание, вкус, обоняние)

КМС нервная система

6


1

28.4

29.4

5.5

6.5

12.5

13.5

19.5

Рассказать о строении органов чувств, их гигиены

Выполнение заданий в рабочей тетради

Значение органов чувства, предупреждение

близорукости

Уметь

выполнять

гигиенические

требования,

определять

здоровое

состояние

органов чувств

Рассказ об экстросенсорике

68

Охрана здоровья

1

20.5







Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

  1. Учебник по биологии «Человек » под ред. Романова

  2. Рабочая тетрадь по биологии для 9 класса

DVD

Моё тело

Анатомия и физиология

Школа Кирилла и Мефодия « Анатомия и физиология»

Детская энциклопедия

Цифровые образовательные ресурсы

Компьютерные тесты

Интернет презентации по темам

Муляжи

Головной мозг человека

Демонстрационные пособия

  1. Комплект плакатов по теме Анатомия и физиология человека»

  2. Плакаты «Кровеносная система человека»

  3. Комплект плакатов «Естествознание»- Анатомия человека

Пояснительная записка

Программа обучения биологии в 9 классе предполагает вариативность учебного материала, что позволяет учитывать структуру дефекта обучающихся с особыми образовательными потребностями, эффективно решать на практике вопросы их адаптации в современном обществе. Практические работы, опыты и экскурсии, проведение наблюдений, организация лабораторных работ даёт возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память, и наблюдательность, формировать аналитическое мышление, развивать речь и способствовать обогащению словарного запаса.

Данная программа учитывает типологические и индивидуальные особенности развития воспитанников. Основываясь на доступном материале, курс обучения биологии в 9 классе даёт знания об основах анатомии и физиологии человека. Продолжая изучение живых организмов, начатое в 8 классе при изучении зоологии, программа поможет обучающимся составить представление об организме человека, как о части единой биологической системы. Преемственные связи между предметами биологии, географии, СБО, обществоведении и истории позволяет определить биосоциальность человека. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение.)

Особое место в программе отводится материалу о здоровьесбережении. Изучая анатомию и физиологию, воспитанники получают сведения об особенностях жизнедеятельности внутренних органов, и правилах гигиены. При изучении программного материала обращается внимание на значение занятий спортом, физической культурой, для здоровья, закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности. Кроме теоретических сведений, обучающиеся знакомятся с симптомами распространенных заболеваний, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. На уроках и во внеурочное время следует большое внимание уделять привитию практических умений и навыков- измерить температуру и давление, наложить повязку, определить тип и остановить кровотечение. В связи с изучением организма человека, воспитанникам сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, уберечь себя от заразных заболеваний, какой вред организму наносят курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсикомания.

Часть учебного материала посвящена охране здоровья человека в Российской федерации, организации труда и отдыха Для более интересного изложения материала на уроках используются интерактивные тесты, проводится показ презентаций и фильмов по основным разделам программы, решаются ребусы и кроссворды.





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9б

п/п

ТЕМА

Кол-во ча

сов

Дата

Речевая деятельность

Обязательный минимум

Возможность углубления

Для сниженного уровня



устная

графическая

знать

уметь


1-5

Общий обзор

организма

человека

5

4.9

5.9

11.9

12.9

18.9

Ответы на вопросы по тексту

Зарисовки клеток живого организма

Краткие сведения об органах и тканях

Определить значение различных систем органов

Подробное знакомство со строением тканей организма

Общее

знакомство с

организмом

человека

6

Значение ОПС.

1

19.9

Изложить

Текст с опорой на вопросы

Сведения о строении и значении костей

Знать приемы оказания первой помощи при травмах ОПС,

Помощь при ушибах

7

Строение и соединение костей.

1

25.9

Выполнение заданий в

Основные части скелета

Контрольные задания в ИКТ

вывихах,

8

Скелет головы

1

26.9

указать на

рабочих

человека

переломах

9

Скелет туловища

1

2.10

плакате

тетрадях


10

Скелет конечностей

1

3.10

отделы


11-12

Первая помощь при травмах

2

9.10-

10.10

скелета

Уметь

оказать первую

доврачебную

помощь

13

Строение и значение мышц.

1

16.10

Объяс

нить значение

Определять группы

Роль мышц конечностей

14

Основные группы мышц.

1

17.10

мышц

мышц

15

Работа мышц.

1

23.10


16

Гигиена физического труда

1

24.10


17

Осанка и здоровье человека

1

30.10


18

Опора и движение. КМС

1

31.10

Ответы на вопросы по теме

Записи в тетрадях

Знать основные виды спортивных игр

19

20

Значение физических упражнений

Лабораторная работа

1

1

13.11

14.11


21

Значение крови

1

20.11

Ответы на

Запись

и

Принципы

Определить пути

Более полные

Предупреждение

22

Состав крови

1

21.11

вопросы по теме

зарисовка

в

работы

движения крови

сведения о

сердечно-

23

Строение и работа сердца

1

27.11

рабочих тетрадях


сердца, его

по кругам

строении крови.

сосудистых

24

Кровеносные сосуды

1

28.11

строение

Краткие

заболеваний,



25

Первая помощь при кровотечениях

1

4.12

Ответы

на вопросы по теме

Практическая работа

работы кровеносной системы Понятие о

группах крови

помощь при

кровотечениях

сведения о том,как изучалось строение организма человека

26

Предупреждение заболеваний

1

5.12


27

28

29

Вредное влияние табака и спиртных напитков

Лабораторная работа

КМС Кровеносная система

1

1

1

11.12

12.12

18.12

Ответы

на вопросы по теме


30

Значение дыхания

1

19.12

Рассказать

Выполнение

Принципы

Предупредить

Эпидемия и

Усвоение

31

Строение лёгких

1

25.12

о стр. орг.

заданий в раб.

газообмена в

болезни органов

пондемии

Вредного

32

Дыхательные движения

1

26.12

дыхания,

тетради. Запи-

легких и

дыхания.

болезней

Влияния


последова-

си и зарисов-

тканях

Выполнять

передающих

никотина на

33

Влияние труда и спорта

1

15.1

тельности

ки в основных

основные

через воздух

органы дыхания

34

Болезни дыхательной системы

1

16.1

прохожде-

тетрадях.

гигиенические

35

Гигиена дыхания

1

22.1

ния возду-

Подготовка

требования


ха и его

рефератов по


36

Первая помощь при нарушении дыхания

1

23.1

Изменения в процессе дыхания

экологиче

ской и антиникотиновой тематике


37

Значение и состав пищи

1

29.1

Ответы на

Записи и

Базовые

Показать на

Более полное

Знать

38

Значение пищеварения

1

30.1

вопросы по

зарисовки по

сведения о

плакатах

знакомство с

Местоположение

39

Строение и значение зубов

1

5.2

изученным

теме.

процессе

расположение органов

ролью

Органов

40-41

Стадии пищеварения

2

6.2

12.2

темам,

Выполнение

пищеварения

пищеварения,

витаминов в

пищеварения,


краткий

заданий в

продуктах

уметь

процессе

Выполнять

42

43

Гигиена и нормы питания

Профилактика заболеваний

1

1

13.2

19.2

рассказ о

рабочей

питания,

определить

жизнедеятель-

Гигиенические

44

Пищевые отравления

1

20.2

строении

тетради

витаминах,

нормы питания и

ности

Требования

45

Влияние алкоголя и никотина

1

26.2

органов

вредном

выполнить

46

КМС.

Пищеварение

1

27.2

пищеваре-

влиянии

гигиенические


ния.

алкоголя и

требования




47

48

Значение выделения Предупреждение почечных заболеваний

1

1

5.3

6.3

Рассказ о

значении почек

Базисные записи и рисунки в тетрадях

Роль почек в системе жизнедея-тельности

Знать расположение почек

Питьевая вода и здоровье почек


















49

50

51

52

Кожа и её значение.

Роль кожи в терморегуляции Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Гигиена кожи

1

1

1

1

12.3

13.3

19.3

20.3

Ответить на вопросы о значении и терморегуляции

Запись

тезисов по теме

Знать правила закаливания и предупреждение теплового удара

Уметь оказать первую помощь при солнечном и тепловом ударе

Рассказ о роли

роговых

образований,

пигментации

кожи

Выполнить гигиенические требования к коже

53

54

55

56

57

58

59

60

Значение и строение нервной системы.

Спинной мозг

Головной мозг

Речь

Эмоции

Сон и бодрствование

Гигиена нервной деятельности

Нарушения нервной деятельности

1

1

1

1

1

1

1

1

2.4

3.4

9.4

10.4

16.4

17.4

23.4

24.4

Пересказ тематический


Пересказ тематический

Рисунки в

рабочей

тетради,

выполнение

заданий и

рефератов

Рисунки в

рабочей

тетради,

выполнение

заданий и

рефератов

Значение здоровой нервной системы

Значение здоровой нервной системы

Уметь различать функции головного и спинного мозга

Соблюдать принципы здорового образа жизни

Дополнительные сведения о гипнозе, галлюцинациях

Знать о влиянии на НС наркотиков и алкоголя

61-66


67

Значение, строение и функции органов чувства (слух, зрение, осязание, вкус, обоняние)

КМС нервная система

6


1

30.4

1.5

7.5

8.5

14.5

15.5

21.5

Рассказать о строении органов чувств, их гигиены

Выполнение заданий в рабочей тетради

Значение органов чувства, предупреждение

близорукости

Уметь

выполнять

гигиенические

требования,

определять

здоровое

состояние

органов чувств

Рассказ об экстросенсорике

68

Охрана здоровья

1

22.5







Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

  1. Учебник по биологии «Человек » под ред. Романова

  2. Рабочая тетрадь по биологии для 9 класса

DVD

Моё тело

Анатомия и физиология

Школа Кирилла и Мефодия « Анатомия и физиология»

Детская энциклопедия

Цифровые образовательные ресурсы

Компьютерные тесты

Интернет презентации по темам

Муляжи

Головной мозг человека

Демонстрационные пособия

  1. Комплект плакатов по теме Анатомия и физиология человека»

  2. Плакаты «Кровеносная система человека»

  3. Комплект плакатов «Естествознание»- Анатомия человека

Пояснительная записка

Программа обучения биологии в 9 классе предполагает вариативность учебного материала, что позволяет учитывать структуру дефекта обучающихся с особыми образовательными потребностями, эффективно решать на практике вопросы их адаптации в современном обществе. Практические работы, опыты и экскурсии, проведение наблюдений, организация лабораторных работ даёт возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память, и наблюдательность, формировать аналитическое мышление, развивать речь и способствовать обогащению словарного запаса.

Данная программа учитывает типологические и индивидуальные особенности развития воспитанников. Основываясь на доступном материале, курс обучения биологии в 9 классе даёт знания об основах анатомии и физиологии человека. Продолжая изучение живых организмов, начатое в 8 классе при изучении зоологии, программа поможет обучающимся составить представление об организме человека, как о части единой биологической системы. Преемственные связи между предметами биологии, географии, СБО, обществоведении и истории позволяет определить биосоциальность человека. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение.)

Особое место в программе отводится материалу о здоровьесбережении. Изучая анатомию и физиологию, воспитанники получают сведения об особенностях жизнедеятельности внутренних органов, и правилах гигиены. При изучении программного материала обращается внимание на значение занятий спортом, физической культурой, для здоровья, закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности. Кроме теоретических сведений, обучающиеся знакомятся с симптомами распространенных заболеваний, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. На уроках и во внеурочное время следует большое внимание уделять привитию практических умений и навыков- измерить температуру и давление, наложить повязку, определить тип и остановить кровотечение. В связи с изучением организма человека, воспитанникам сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, уберечь себя от заразных заболеваний, какой вред организму наносят курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсикомания.

Часть учебного материала посвящена охране здоровья человека в Российской федерации, организации труда и отдыха Для более интересного изложения материала на уроках используются интерактивные тесты, проводится показ презентаций и фильмов по основным разделам программы, решаются ребусы и кроссворды.



© 2010-2022