- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» по биологии для 10 класса
Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» по биологии для 10 класса
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ковалёва В.Л. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено на заседании МО» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель руководителя по Приказ №___от «__»_______20__г.
_________ Катырнова Н.И. УВР МБОУ «СОШ №1» Директор школы______Цыганок С.И.
Протокол № ____ от __________ Кривошеев В.М. «___»_______________20____г.
«___»___________20___г. «___»___________20___г.
Рабочая программа
элективного предмета
«Человек и его здоровье»
по биологии
для 10 класса
Программу разработала
Ковалева Валентина Леонидовна
учитель биологии и географии
МБОУ «СОШ №1»
г. Почепа Брянской области
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса "Человек и его здоровье" рассчитан на 34 часа для учащихся 10-х классов. Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Человек рассматривается с позиций биологических и социальных, т.е. как биосоциальное существо. Данный элективный предмет позволит не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.
В процессе обучения учащиеся приобретут умения участвовать в дискуссиях, собирать и анализировать данные для проектов, обоснованно характеризовать влияние неблагоприятных воздействий и вредных привычек на здоровье отдельных органов и систем в целом.Представленная программа содержит лабораторный практикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов. Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, сети Интернет, наглядных пособий.
Перечень учебно-методических средств обучения:
-
Биология. Анатомия человека. Авторский коллектив. Москва "Эксимо", 2003 г.
2 .Биология. Иллюстрированный словарь. Москва "Астрель", 2005 г.
3. Человек, его здоровье и окружающая среда. Д. П. Гольнева. Челябинск "Факел" 1995 г.
Календарно-тематическое планирование для 10 класса
№ п/п урока
Наименование раздела, тема урока
Количество часов
Дата проведения
Вид учебного занятия
Содержание и форма контроля знаний, ОУУН и СД, УУД и т.д
ГЛАВА 1. Введение (1 час)
1
Общие сведения о строении и функциях организма человека.
1
Лекция-беседа
ГЛАВА 2. Организм как живая открытая система (3 часа)
2
Основные свойства организма. Обмен веществ - признак жизни
1
Лекция
Тестирование
3
Зависимость гомеостаза от условий внешней среды.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Отчет о самонаблюдениях
4
Неблагоприятные факторы окружающей среды и их воздействие на организм.
1
Семинар
Участие в семинаре, защита рефератов.
ГЛАВА 3. Защитные механизмы организма (3 часа)
5
Внешние биологические барьеры
1
Лекция
Самоконтроль
6
Иммунная защита организма. Зависимость состояния организма от его защитных свойств
1
Семинар
Участие в семинаре, защита проектов.
7
Защитные механизмы организма
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Составление индивидуальной программы укрепления здоровья.
ГЛАВА 4. Окружающая среда и гигиена опорно-двигательной системы (4 часа)
8
Функциональные особенности опорно-двигательной и мышечной систем человека.
1
Лекция
Биологический диктант
9
Определение типа телосложения, осанки
1
Практическое занятие
Отчет о результатах исследований
10
Самонаблюдение за изменением мышц в зависимости от тренировки
1
Практическое занятие
Отчет о результатах самонаблюдений
11
Функциональные нарушения и роль физических упражнений в формировании опорно-двигательной и мышечной систем человека
1
Семинар
Участие в семинаре, защита проектов.
ГЛАВА 5. Окружающая среда и гигиена кровеносной, сердечно-сосудистой и лимфатической систем человека
(4 часа)
12
Физиологические особенности и гигиена кровеносной, сердечно- сосудистой и лимфатической систем человека
1
Лекция
Тестирование
13,14
Определение влияния физической нагрузки на работу сердца.
2
Практическое занятие
Отчет о самонаблюдениях
15
Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика
1
Семинар
Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований.
ГЛАВА 6. Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека (4 часа)
16
Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике
1
Лекция
Самоконтроль
17
Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в железах пищеварительной системы.
1
Практическое занятие
Отчет о самонаблюдениях
18,19
Обсуждение актуальных проблем питания человека
2
Семинар
Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований.
ГЛАВА 7. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность выделительных систем организма человека (5 часов)
20
Функциональные особенности, гигиена и профилактика кожи
1
Лекция
21
Функциональные особенности органов дыхания, и гигиена дыхания
1
Лекция
Тестирование
22
Определение полного, поверхностного, носового дыхания, жизненной емкости легких.
1
Практическое занятие
Самоконтроль
23,24
Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики.
2
Семинар
Участие в семинаре, творческий отчет
ГЛАВА 8. Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами в организме человека (4 часа)
25
Сбалансированность питания и водообмена - важнейшие условия стабильности обмена веществ в организме человека
1
Лекция
Самоконтроль
26
Функция витаминов в обмене веществ организма. Функция желез внутренней секреции в обмене веществ.
1
Лекция
Тестирование
27
Роль витаминов в обменных процессах организма.
1
Семинар
Защита рефератов
28
Патология и профилактика обменных процессов в организме. Определение энергозатрат человека в течение дня.
1
Практическое занятие
Отчет о результатах исследований
ГЛАВА 9. Воздействие окружающей среды на органы чувств и ВНД человека (5 часов)
29
Физиологические особенности глаза, гигиена и профилактика глазных заболеваний. Определение гигиенических требований к освещению рабочего места
1
Практическое занятие
Отчет о результатах исследований
30
Физиологические особенности уха, гигиена и профилактика заболеваний данного органа
1
Лекция
Самоконтроль
31
Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика.
ВНД человека, функции мозга и профилактика
1
Лекция
Тестирование
32-33
Природа памяти и эмоций. Их роль во взаимосвязи человека с окружающей средой
2
Практическое занятие
Отчет о результатах анкетирования
34
Итоговое занятие
1
Практическое занятие
Составление компьютерной презентации
8