Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» по биологии для 10 класса

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено на заседании МО» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель руководителя по Приказ №___от «__»_______20__г.

_________ Катырнова Н.И. УВР МБОУ «СОШ №1» Директор школы______Цыганок С.И.

Протокол № ____ от __________ Кривошеев В.М. «___»_______________20____г.

«___»___________20___г. «___»___________20___г.


Рабочая программа

элективного предмета

«Человек и его здоровье»

по биологии

для 10 класса

Программу разработала

Ковалева Валентина Леонидовна

учитель биологии и географии

МБОУ «СОШ №1»

г. Почепа Брянской области

2013-2014 учебный год









Пояснительная записка


Программа элективного курса "Человек и его здоровье" рассчитан на 34 часа для учащихся 10-х классов. Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Человек рассматривается с позиций биологических и социальных, т.е. как биосоциальное существо. Данный элективный предмет позволит не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.

В процессе обучения учащиеся приобретут умения участвовать в дискуссиях, собирать и анализировать данные для проектов, обоснованно характеризовать влияние неблагоприятных воздействий и вредных привычек на здоровье отдельных органов и систем в целом.Представленная программа содержит лабораторный практикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов. Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, сети Интернет, наглядных пособий.













Перечень учебно-методических средств обучения:


  1. Биология. Анатомия человека. Авторский коллектив. Москва "Эксимо", 2003 г.

2 .Биология. Иллюстрированный словарь. Москва "Астрель", 2005 г.

3. Человек, его здоровье и окружающая среда. Д. П. Гольнева. Челябинск "Факел" 1995 г.
























Календарно-тематическое планирование для 10 класса



№ п/п урока

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Дата проведения

Вид учебного занятия

Содержание и форма контроля знаний, ОУУН и СД, УУД и т.д

ГЛАВА 1. Введение (1 час)

1

Общие сведения о строении и функциях организма человека.

1


Лекция-беседа


ГЛАВА 2. Организм как живая открытая система (3 часа)

2

Основные свойства организма. Обмен веществ - признак жизни

1


Лекция

Тестирование

3

Зависимость гомеостаза от условий внешней среды.

1


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Отчет о самонаблюдениях

4

Неблагоприятные факторы окружающей среды и их воздействие на организм.

1


Семинар

Участие в семинаре, защита рефератов.

ГЛАВА 3. Защитные механизмы организма (3 часа)

5

Внешние биологические барьеры

1


Лекция

Самоконтроль

6

Иммунная защита организма. Зависимость состояния организма от его защитных свойств

1


Семинар

Участие в семинаре, защита проектов.

7

Защитные механизмы организма

1


Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Составление индивидуальной программы укрепления здоровья.

ГЛАВА 4. Окружающая среда и гигиена опорно-двигательной системы (4 часа)

8

Функциональные особенности опорно-двигательной и мышечной систем человека.

1


Лекция

Биологический диктант

9

Определение типа телосложения, осанки

1


Практическое занятие

Отчет о результатах исследований

10

Самонаблюдение за изменением мышц в зависимости от тренировки

1


Практическое занятие

Отчет о результатах самонаблюдений

11

Функциональные нарушения и роль физических упражнений в формировании опорно-двигательной и мышечной систем человека

1


Семинар

Участие в семинаре, защита проектов.

ГЛАВА 5. Окружающая среда и гигиена кровеносной, сердечно-сосудистой и лимфатической систем человека

(4 часа)

12

Физиологические особенности и гигиена кровеносной, сердечно- сосудистой и лимфатической систем человека

1


Лекция

Тестирование

13,14

Определение влияния физической нагрузки на работу сердца.

2


Практическое занятие

Отчет о самонаблюдениях

15

Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика

1


Семинар

Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований.

ГЛАВА 6. Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека (4 часа)

16

Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике

1


Лекция

Самоконтроль

17

Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в железах пищеварительной системы.

1


Практическое занятие

Отчет о самонаблюдениях

18,19

Обсуждение актуальных проблем питания человека

2


Семинар

Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований.

ГЛАВА 7. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность выделительных систем организма человека (5 часов)

20

Функциональные особенности, гигиена и профилактика кожи

1


Лекция


21

Функциональные особенности органов дыхания, и гигиена дыхания

1


Лекция

Тестирование

22

Определение полного, поверхностного, носового дыхания, жизненной емкости легких.

1


Практическое занятие

Самоконтроль

23,24

Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики.

2


Семинар

Участие в семинаре, творческий отчет

ГЛАВА 8. Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами в организме человека (4 часа)

25

Сбалансированность питания и водообмена - важнейшие условия стабильности обмена веществ в организме человека

1


Лекция

Самоконтроль

26

Функция витаминов в обмене веществ организма. Функция желез внутренней секреции в обмене веществ.

1


Лекция

Тестирование

27

Роль витаминов в обменных процессах организма.

1


Семинар

Защита рефератов

28

Патология и профилактика обменных процессов в организме. Определение энергозатрат человека в течение дня.

1


Практическое занятие

Отчет о результатах исследований

ГЛАВА 9. Воздействие окружающей среды на органы чувств и ВНД человека (5 часов)

29

Физиологические особенности глаза, гигиена и профилактика глазных заболеваний. Определение гигиенических требований к освещению рабочего места

1


Практическое занятие

Отчет о результатах исследований

30

Физиологические особенности уха, гигиена и профилактика заболеваний данного органа

1


Лекция

Самоконтроль

31

Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика.

ВНД человека, функции мозга и профилактика

1


Лекция

Тестирование

32-33

Природа памяти и эмоций. Их роль во взаимосвязи человека с окружающей средой

2


Практическое занятие

Отчет о результатах анкетирования

34

Итоговое занятие

1


Практическое занятие

Составление компьютерной презентации










8


© 2010-2022