Рабочая программа по биологии для 8 класса

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 им. И.П. Склярова», г. Арзамас



Согласовано:

зам. директора по УВР

____________Фомина О.В.

«___» ____________2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПРЕДМЕТ: биология

КЛАСС: 8

УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: основное общее

УЧИТЕЛЬ: Аверьянова Галина Анатольевна

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2014 - 2015

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ:

Всего 70 часов в год; в неделю 2 часа

Календарно-тематическое планирование

Составлено на основании программы:

Учебные предметы «Природоведение», «Биология» преподавание ведется по программе: Пасечник В.В. (ред.). Биология //Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010 г.

в 8 классе на учебный предмет «Биология» отводится 2 часа в неделю по учебнику: Д.В. Колесов. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа - 2009г.;





Составитель:________ учитель Г.А. Аверьянова








Арзамас, 2014-2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, Примерной программой основного общего образования по биологии.

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника, автор составитель Пальдяева Г. М. - Москва, Дрофа, 2010.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознания» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В восьмом классе школьники получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет учащимся осознать единство биологических законов, функций их органов, систем органов. Убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе «Биология. Человек» уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Для приобретения практических навыков повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими объектами и состоянием собственного организма;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации

4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  1. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общая характеристика предмета

Весь теоретический материал курса биологии за 8 класс сконструирован по 3 разделам: «Происхождение человека. Строение и функции организма. Индивидуальное развитие организма»

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

Резервное время распределено следующим образом

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов по рабочей программе

1

Введение

1

2

Систематическое положение человека, его происхождение

3

3

Общий обзор организма

1

4

Клеточное строение организма. Ткани.

5

5

Рефлекторная регуляция органов и систем органов

1

6

Опорно-двигательная система

7+1

7

Внутренняя среда организма

3

8

Кровеносная и лимфатическая система организма

6+1

9

Дыхательная система

4

10

Пищеварительная система

6

11

Обмен веществ и энергии

3

12

Покровные органы. Теплорегуляция

3+1

13

Выделительная система

1

14

Нервная система человека

5

15

Анализаторы

5

16

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

17

Эндокринная система

2

18

Индивидуальное развитие организма

5+1

20

Итого

70

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение 1 час

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 1

Происхождение человека 3 часа

Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрации модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека

Раздел 2

Строение и функции организма 57 часов

Тема 2.1.

Общий обзор организма 1 часа

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.

Клеточное строение организма. Ткани 5 часов

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой

Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепарат клетки эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканей.

Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органов и систем органов 1 час

Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и двигательные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторная работа

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.

Тема 2.4.

Опорно-двигательная система 7 часов

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человеческого тела, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторная работа

Микроскопическое строение костей. Мышцы человеческого тела. Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушения осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома)

Тема 2.5.

Внутренняя среда организма 3 часа

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма 6 часов

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.

Дыхательная система 4 часа

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

Демонстрации модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха, приемов проходимости носовых ходов у маленьких детей; роль резонаторов, усиливающих звук; опыта определения углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Тема 2.8.

Пищеварительная система 6 часов

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека

Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии 4 часа

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Лабораторная работа

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена. Составление пищевого рационов в зависимости от энергозатрат.

Тема 2.10.

Покровные органы. Теплорегуляция 3 часа

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи»

Тема 2.11.

Выделительная система 1 часа

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения»

Тема 2.12.

Нервная система человека 5 часов

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга

Лабораторная работа

Пальценосовая проба и особенности движений, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозг: штриховое раздражение кожи; тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13.

Анализаторы 5 часов

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация модели глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика 5 часов

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов, наблюдательность и внимание, логическая и механическая память, консервативное мышление и пр.

Лабораторная работа

Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном и произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) 2 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Раздел 3

Тема 2.16.

Индивидуальное развитие организма 5 часов

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации тестов, определяющих типы темперамента.

Резервное время- 4 ч


Планируемые результаты изучения предмета

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • основы экологии человека

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Система оценки достижений планируемых результатов.

Формы контроля: индивидуальный контроль, фронтальная контролирующая беседа, взаимоконтроль, самостоятельная проверочная работа, тестовый контроль, контрольная работа, практическая работа, зачет.

Критерии оценивания:

1. Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

• три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов - оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов - оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

6. Оценка реферата

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.



Календарно-тематическое планирование

Биология. Человек.

8 класс, (70 часов, 2 часа в неделю)


Тема.

Демонстрации

д/з

Дата




Введение (1 ч).



1

1

Науки, изучающие организм человека.

§1

РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека (3 ч)

2

1

Место человека в систематике

1. Модель «Происхождение человека», модель остатков древней культуры человека.

§3

3

2

Основные этапы эволюции человека

§4

4

3

Человеческие расы.

§5

РАЗДЕЛ 2. Строение и функции организма человека (57 ч).


Тема 2.1.

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА (1 ч)

5

1

Уровни организации. Органы и системы орг-в

§6

Тема 2.2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА. ТКАНИ (5 ч)

6

1

Внешняя и внутренняя среда. Строение и функции клетки.

§7

7

2

Ткани. Строение и функции тканей.

§8

8

3

Строение и функции нейрона.

§9

9

4

л/р 1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

2. Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

§1-9

10

5

Урок обобщения и систематизации знаний.

§1-9

Тема 2.3. РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАННОВ И СИСТЕМ ОРГАНОВ (1 ч)

11

1

Центральная и периферическая части н.с. л.р 2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения.


Тема 2.4. ОПРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (ОДС) (7 ч+1)

12

1

Скелет и мышцы, их функции.

§10

13

2

Химический состав костей, их макро и микро строение, типы костей.

§11

14

3

Л.р 3. Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела.

15

4

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.

§12

16

5

Работа скелетных мышц и их регуляция.

§13-14

17

6

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Л.р. 4. Утомление при статистической и динамической работе. Выявление нарушения осанки. Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки.

§15

18

7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

3. Скелет и муляжи торса человека, череп, кости, конечности, позвонки, распилы костей, приёмы первой помощи при травмах.

§16

19

8

Урок систематизации знаний

т

Тема 2.5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 ч)

20

1

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

§17

21

2

Состав крови, плазма и форменные элементы.

Л.р 5. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

§18

22

3

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

§19

Тема 2.6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКИЕ СИТСТЕМЫ ОРГАНИЗМА. (6+1ч)

23

1

Органы кровеносной и лимфатических систем, их роль в организме.

§20

24

2

Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

21

25

3

Строение и работа сердца

§22

26

4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов

§23

27

5

Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

§24

28

6

Л.р 6 Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозирован-ю нагрузку.

4. Модели сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмы остановки кровотечений.

т

29

7

Урок систематизации знаний

т

Тема 2.7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (4 ч)

30

1

Значение дыхания. Л.р 7. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

5. Модель гортани; модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха; приём определения носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жидкостной емкости лёгких; приёмов искусств-го дыхания

§26

31

2

Строение и функции органов дыхания.

27

32

3

Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

§28

33

4

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания.

§29

Тема 2.8.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (6 ч)

34

1

Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы.

§30

35

2

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.

§31-32

36

3

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.

§33

37

4

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

§34

38

5

Гигиена органов пищеварения. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

§35

39

6

Л.р. 8. Действие ферментов слюны на крахмал.

т

Тема 2.9.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 ч)

40

1

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живы существ.

§36

41

2

Пластический и энергетический обмен.

Л.р. 9. Установление зависимости между нагрузкой и условием энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой до и после нагрузки.

§37

42

3

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Л.р. 10. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

§38

Тема 2.10. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ. (3+1 ч)

43

1

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи

6. Таблица строение кожи.

§39

44

2

Терморегуляция организма. Закаливание

§41

45

3

Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

§40

46

4

Урок систематизации знаний

т

Тема 2.11.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. (1 ч)

47

1

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма.

7. Модель почки и таблица

«Органы выделения».

§42

Тема 2.12.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА (5 ч)

48

1

Значение нервной системы

§43

49

2

Строение нервной системы

8. Модель головного мозга человека

§44

50

3

Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р. 11. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

§45

51

4

Передний мозг

§46

52

5

Соматический и автономный отдел нервной системы

§47

Тема 2.13. АНАЛИЗАТОРЫ. (5 ч)


53

1

Анализаторы и органы чувств.

§48-50

54

2

Старение и функции слухового анализатора

§51

55

3

Органы равновесия, кожно-мускулистой чувствительности, обоняния и вкуса

§52

56

4

Взаимодействие анализаторов.

§53

57

5

Гигиена зрения. Гигиена органов слуха.

Л.р 12. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

9. Модель глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

§54-56

Тема 2.14.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА (5 ч)

58

1

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. Л.р. 13. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

59

2

Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.

60

3

Биологические ритмы. Особенности ВНД: Речь и сознание, трудовая деятельность.

61

4

Познавательные процессы.

62

5

Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли.


Тема 2.15.

ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЙ СЕКРЕЦИИ

(ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА) (2 ч)

63

1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

10. Модель черепа чел. с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с адпочечниками

§58

64

2

Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.

§59

РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 ч+1ч)

65

1

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.

§60

66

2

Беременность и роды.

§61

67

3

Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём

§62

68

4

Развитие зародыша и плода

§63

69

5

Индивид и личность. Темперамент и характер.

11. Тесты, определяющих типы темперамента.

70

Урок систематизации знаний.

т


л/р 13; демонстраций - 11.



Материально-техническое обеспечение

Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных учреждений к

комплекту учебников, созданных под руководством В. В.

Пасечника, автор составитель Пальдяева Г. М. - Москва, Дрофа, 2010.

2. Учебник «Биология. Человек 8класс», Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, Москва,

«Дрофа», 2009.

а также методических пособий для учителя:

1) Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И.Н. Беляев «Тематическое и поурочное планирование к учебнику» - М.: Дрофа, 2007;

2) Поурочные разработки по биологии, 8 класс, О. А. Пепеляева,

И. В. Сунцова, Москва «ВАКО», 2007.

Дополнительная литература для учителя

1) Занимательный материал по биологии, 8 класс, Издательский

дом «Корифей», Волгоград, 2006.

2) Занимательные материалы и факты по биологии в вопросах и ответах

5-11 классы, М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина, Волгоград,

издательство «Учитель», 2007. - 174 с.

для учащихся

1) «Биология. Человек», Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, Москва, «Дрофа», 2009,

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Multimedia - поддержка курса «Биология. Человек».

- Открытая Биология - Издательство «Новый диск», 2006.

- Единый государственный экзамен 2008. Тренажер по биологии. Пособие к

экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов.



Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru

edios.ru

km.ru/educftion



© 2010-2022