Технологическая карта урока биологии на тему Наука о живой природе 5 класс ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока по биологии 5 класс


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Быкова Алена Сергеевна

Место работы

МБОУ Газопроводская СШ

Должность

Учитель биологии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология. Введение в биологию

Класс

5 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторы программы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2014.

Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков «Биология: Введение в биологию». 5 класс - М.: Дрофа,2015

Тема учебного занятия

Живой организм

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Наука о живой природе

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Наука о живой природе»

Что такое живой организм

Наука о живой природе

Методы изучения природы

Увеличительные приборы

Живые клетки

Химический состав клетки

Вещества и явления в окружающем мире

Великие естествоиспытатели

Воздейст

Учебная задача

Определить биологию как науку о живой природе. Познакомить обучающихся с семьёй биологических наук и области их изучения.






Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Технологическая карта урока биологии на тему Наука о живой природе 5 класс ФГОСЦель

Уровень

Базовый («учащийся научится»)

Цель - предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся:

Различать многообразие наук о природе по объекту их изучения,

Запоминать какая наука, с чем связана, что она изучает

Распознавать объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе

Осмысливать разнообразие наук о природе

Цель - способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: работать с учебником и находить необходимую информацию ; готовить презентации и сообщения; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач, организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии. осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Цель - ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования экологической культуры и экологического типа мышления; навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;

- владеют техникой публичного выступлениях;

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением;

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Знать: особенности науки биологии, задачи, стоящие перед учёными-биологами

Уметь:

объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

Познавательные УУД:

- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необхо-димую для решения учебных задач;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

-устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной

деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью

- находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, под-тверждая фактами.

  • участие в дискуссии

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Учебно - информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно - информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

  1. Учебник: «Биология: Введение в биологию». 5 класс/ Н.И.Сонин, А.А.Плешаков - М.: Дрофа,2015

  1. Никишов В.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы/ В.И. Никишов.-М.: Дрофа,1996.

1.krugosvet.ru/

2.proffi95.ru/

3.physchem.chimfak.rsu.ru/

4.znanija.com/

5.svetlana.pro/

6.timuriego.com/

ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

uchportal.ru - учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

uroki.net - разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

it-n.ru - сеть творческих учителей;

festival.1september.ru/ - уроки и презентации;

infourok.org/ - разработки уроков, презентации.

Техническое обеспечение

-компьютер (Lenovo),

-мультимедийный проектор (Toshiba),

-интерактивная доска (Triumph board).


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого - педагогическое обоснование


Этап урока
Подэтап урока
  1. Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого - педагогическое обоснование



1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный подход

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой, составление схем)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа(выполнение письменных заданий)

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса природоведения

1.3. Создание проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный - проблемное изложение(проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности





2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап 2 мин.

2. Целеполагание - 1 мин.

3. Актуализация знаний - 10 мин.

4. Введение новых знаний - 25 мин.

5. Первичное обобщение, введение новыхзнаний в систему знаний учащихся. - 5 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению - 2 мин.

Реализация субъект - субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный - проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (работа с книгой)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

Продолжают развиваться различные виды мышления

  • теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

  • наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы) образов объектов.)

  • словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой)

По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

  • деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке-вопросы формирования аксиологической составляющей экологической культуры)

  • деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репородуктивные (программированное обучение - тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно-ориентированных заданий -ситуационная задача), тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости.

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для школьников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла изученного (знаю зачем?) и понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)


Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия учащихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

"Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное". (Н.И. Пирогов)

1.Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

2. Осуществляют поиск информации в учебнике.

3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

2) Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы: 1. Б, В, Д, Ж

Учащиеся по очереди объявляют ответы.

3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.

Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение и т.д.

4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Ответ: Биология

Учащиеся делают отметки в оценочных листах

1.3. Создание проблемной ситуации

-Что изучает наука биология?

-Какие потребности человека привели к возникновению науки биологии?

-Какую роль играют биологические знания для современного человека?

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы.


2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке темы и цели урока:
1. Что такое биология?

2. Назовите тему нашего урока.

3.Сформулируйте цель урока.

  • Воспринимают рассказ учителя

  • формулируют тему урока «Биология наука о живой природе»

  • Учащиеся формулируют цель урока: определить биологию как науку о живой природе.

  • Знакомятся с материалом.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

-Что изучает наука биология? (с.12)

krugosvet.ru/

-Какие потребности человека привели к возникновению науки биологии? (с.12)

proffi95.ru/

-Назовите древнегреческого ученого, который был одним из основателей биологии. В чем состоит его вклад в развитие биологии? (с.13)

physchem.chimfak.rsu.ru/

znanija.com/

-Перечислите известные вам биологические науки. Что изучает каждая из них? (с. 14-15)

svetlana.pro/

timuriego.com/

-Какую роль играют биологические знания для современного человека?

Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению биологическим языком

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Объясняет новый материал.

Организует диалог .

Подводит к выводу о зависимости первобытных людей от природы, о влиянии человека на природу.

Запись в тетради, обсуждение.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Организует закрепление знаний, используя вопросы и задания на соответствие.

По необходимости производит коррекцию.

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология - это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни:
Экология - это…, Биосфера - это ….
Биология - это…
Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников

Отвечают на вопросы и выполняют задания.

3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)

Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки учащихся

Подведение итогов урока.





© 2010-2022