Рабочая программа по ОЗОЖ для 8 класса

Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Основы ьздорового образа жизни: программа для средних классов общеобразовательного учреждения, Составители: О.П. Аккузина, Ю.И. Буланый, Т.В. Кобзева, И.Н. Луцевич, М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, Л.Е. Федкулина, , изд. 2-е. доп. И перераб. Саратов: Слово,2008.  В  рабочей программе нашли отражение цели и зад...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Ртищево Саратовской области»

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

__________/ ____________/

ФИО

Протокол № ______ от

«___» ____________ 20--г.


Согласован

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 7»

________ / ______________/

ФИО

«___» ___________ 20--г.

Утверждено

Директор МОУ «СОШ № 7»

______ / ________________/

ФИО

Приказ № _____ от

« ___» ___________ 2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Храмовой Антонины Александровны

(второй квалификационной категории)

по учебному курсу

«ОЗОЖ»

в 8 классе.



ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___»_______20--г.



г. Ртищево

20-- - 20-- учебный год



Содержание рабочей программы.

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………...

Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………………………….

Содержание тем учебного курса…………………….…………………………………………………………………………………...

Календарно-тематическое план………….………………………………………………………………………………………............

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………………………………………………….....................

Перечень учебно-методического обеспечения………………………………………………………………………………………….

Список литературы (основной и дополнительной)………………………………………………………………………………........


















Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Основы ьздорового образа жизни: программа для средних классов общеобразовательного учреждения, Составители: О.П. Аккузина, Ю.И. Буланый, Т.В. Кобзева, И.Н. Луцевич,
М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, Л.Е. Федкулина,

, изд. 2-е. доп. И перераб. Саратов: Слово,2008.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. И предназначена для учащихся 8класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю, всего в год -35 часа. Курс ОЗОЖ в 8 классе носит название «И каждый миг неповторим!»

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

Цель курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.

Программа состоит из пяти блоков.

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.

.

.



Учебно-тематическое планирование.


Название темы

Кол-во часов

Тема 1

Этический блок

6

Тема 2

Психологический блок

8

Тема 3

Правовой блок

6

Тема 4

Семьеведческий блок

6

Тема 5

Медико-гигиенический блок

8





















Содержание тем учебного курса.

1. Этический блок (6 часов)

Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. Религиозные учения о сущности любви.

Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.

2. Психологический блок (8 часов)

Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми.

Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

3. Правовой блок (6 часов)

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.

4. Семьеведческий блок (6 часов)

Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.

Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость.

Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.

5. Медико-гигиенический блок (8 часов)

Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.

Биология пола и половое поведение.

Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки. Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье.



Календарно-тематическое план.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Календарные сроки

Наглядные пособия и технические средства

Виды контроля

План

Факт

Причина

Этический блок (6 часов)

1

Понятие любви.

1




ИКТ (п)

бесед,

2

Любовь, как этическое понятие

1




ИКТ (п)

семинаров,

3

Симпатия, дружба.

1




ИКТ (п)

дискуссий

4

Религиозные учения о сущности любви.

1




ИКТ (п)

семинаров,

5

Мировые религии.

1




ИКТ (п)

бесед,

6

Христианство как основа русской культуры.

1




ИКТ (п)

бесед,

Психологический блок (8часов)

7

Мотивы межличностных отношений. Свобода выражения чувств.

1




ИКТ (п)

бесед,

8

Эмоции и чувства

1




ИКТ (п)

семинаров,

9

Проблемы в отношениях с людьми.

1




ИКТ (п)

дискуссий

10

Эмоции «полезные и вредные для здоровья»

1




ИКТ (п)

семинаров,

11

Тревога и страх

1




ИКТ (п)

бесед,

12

Злость и агрессия

1




ИКТ (п)

дискуссий

13

Части моего «Я»

1




ИКТ (п)

семинаров,

14

Здоровье и стресс

1




ИКТ (п)

бесед,

Правовой блок (6 часов)

15

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

1




ИКТ (п)

бесед,

16

Способы защиты. Приемы самообороны.

1




ИКТ (п)

семинаров,

17

Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.)

1




ИКТ (п)

дискуссий

18

Уголовный кодекс РФ.

Понятие принуждения, способы и ответственность.

1




ИКТ (п)

семинаров,

19

Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.

Способы противостояния принуждению.

1




ИКТ (п)

бесед,

20

Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения





семинаров,

Семьеведческий блок (6 часов)

21

Конфликты в семье.


1




ИКТ (п)


бесед,


22

Причины.

1




ИКТ (п)

дискуссий

23

Пути разрешения конфликтов.

1




ИКТ (п)

семинаров,

24

Понятие семейного договора.

.

1




ИКТ (п)

бесед,

25

Формы обсуждения семейного договора.

1




ИКТ (п)

дискуссий

26

Семейный договор и другие пути согласия.

1




ИКТ (п)

семинаров,

Медико-гигиенический блок (9 часов)

27

Гигиена физического развития подростков.

1




ИКТ (п)

бесед,

28

Проблема акселерации.

1




ИКТ (п)

семинаров,

29

Биология пола и половое поведение

1




ИКТ (п)

дискуссий

30

Половые отношения и стиль жизни.

1




ИКТ (п)

семинаров,

31

Последствия ранних половых связей.

1




ИКТ (п)

бесед,

32

Гигиена учебного процесса восьмиклассника.


.

1




ИКТ (п)

дискуссий

33

Утомление и переутомление.

1




ИКТ (п)

семинаров,

34

Гигиена труда подростков

1




ИКТ (п)

бесед,

35

Подведение итогов.

1




ИКТ (п)

дискуссий






Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:

- что такое симпатия, дружба

-определения понятия любви, влюбленности.

- определения понятия любви

- определение сущности любви с точки зрения религиозного учения

- мировые религии

- что такое христианство

- мотивы межличностных отношений

- способы расслабления

- что такое вина и стыд

- что такое тревога, страх

- что такое агрессия; виды агрессии

- понятие здоровье, стресс, фазы стресса

- правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.); способы защиты, приемы самообороны; телефоны служб срочной помощи: милиция, скорая помощь, городской телефон спасения

- наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); что является носителем инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ); понятие проституция, беспорядочные сексуальные связи; об уголовной ответственности (соответствующие статьи УК РФ)

- cпособы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.; об ответственности за принуждение

- что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов

- понятие семейного договора; формы обсуждения договора

- о последствиях ранних половых связей

- об особенностях полового влечения юноши и девушки

- о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления

Уметь:

- характеризовать

- характеризовать

- отличать симпатию от дружбы.

- отличать любовь от влюбленности

- объяснять понятие любви

- объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий

- объяснять христианское понимание любви

- характеризовать проблемы в отношениях с людьми

- слушать собеседника

- характеризовать эмоции человека

- характеризовать формы проявления агрессии

- выходить из сложных ситуаций

- характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания

- противостоять принуждению

- характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций

- заключать различные формы согласия

- характеризовать взаимоотношения полов

- характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей

- правильно организовать свой режим дня.


Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Основы ьздорового образа жизни: программа для средних классов общеобразовательного учреждения и методические рекомендации для учителя Составители: О.П. Аккузина, Ю.И. Буланый, Т.В. Кобзева, И.Н. Луцевич,
М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, Л.Е. Федкулина,

, изд. 2-е. доп. И перераб. Саратов: Слово,2008.

2. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для учащихся 8- х. классов. Авторский коллектив: Михайлина М.Ю. Лысогорская М.В., Павлова М. А., Аристархова Е.В.Министерство образования Саратовской области.2009.









Список литературы основной и дополнительной.

Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебн.-метод. пособие. ВНМУ, 1991.

Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982.

Анохина Т. Сделать свою жизнь // Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности образования. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98.

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.

Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.

Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль. 1988.

Баскина Сто и одна проблема Гименея. М.: 1975.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Л.: Лениздат, 1992.

Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: 1984.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

Василев К. Любовь. М., 1982.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 27-37.

Введение в социальную экологию: Учебн. пособие. Ч. 1-2. М.: Луч, 1993-1994.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Недра, 1989.

Вислоцкая М. Радость любви. М.: Панорама, 1994.

Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост. Г.П.Аксенов. М.: Современник, 1993.

Вообрази себе: поиграем - помечтаем. М.: Центр «Эйдос», 1990.

Воробьев Р.И. Эволюционное учение вчера, сегодня и… М.: Просвещение. 1995.

Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

Газман О. Педагогика свободы. Педагогика необходимости // Учительская газета. 13 мая 1997.

Гипниус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотерапии. М.; Л., 1967.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1987.

Голубева Э.А. Комплексное исследование особенностей человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 18 - 32.

Гордон Л.Х. Ловушки любви. Инст. проф. развития. 1993.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. М., 1988.

Гребенщиков И. В. Семья: воспитательные возможности. М., 1985.

Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Гуревич П.С. Философская антрополигия. Учебн. пособие. М.: Вестник, 1997.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.

Добсон Дж. Ч. Родителям и молодоженам: Доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1991.

Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М.: Педагогика-пресс, 1994.

Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики. Опыт, проблемы, решения.М., 1993.

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 54-62.

Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86-92.

Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти.// Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41-45.

Заика Е.В., Лаптушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 58-62.

Заика Е.В., Назарова Н.П., Малевич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41-45.

Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб.: Питер-пресс, 1996.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола. 1994.

Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.

Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебн. пособие к спецкурсу. Л., 1969.

Казанский О.А. Игры в самих себя. М.: Роспедагентство, 1995.

Кент М. Как выйти замуж. СПб.:1992.

Ковалев С. В. Психология семейных отношений М.: Педагогика. 1987.

Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.

Козлов Н.И. Вопросник «Семейный договор» (Приложение к книге «Как относиться к себе и людям»). М. 1994.

Колесов Д.В., Хрипкова А.Г. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985.

Копейчиков В.В. Народовластие и личность. Киев., 1998.

Кронштадский Иоанн. Христианская философия. СПб., 1902.

Кузнецова Л. И. Женщина на работе и дома М.: Политиздат, 1980.

Куломзина С.C. Наша церковь и наши дети. М., 1993.

Кульневич С.В. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. Учебник для пед. ин-тов и слушателей ИПК и ФПК. Ч. 1-2 . Изд. 3-е, испр. и доп. Воронеж, 1997.

Культура семейных отношений.. М.: Знание, 1980.

Кураев А. Школьное богословие. М., 1997.

Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98-107.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Киев, 1989.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

Макеев Т. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.

Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М., 1991.

Мартинова М. Почему мы развелись. М.: 1984.

Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные дети // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 88-97.

Мацковский М., Золотова Т. Закон весов или об эмоциональном и рациональном в семейной жизни. М., 1980.

Мелибруда М. Я - Ты - Мы. М., 1984.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с англ. / Под ред. Г.А.Ягодина М.: Прогресс, Пангея. 1993.

Моисеев Н.Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия. 1990.

Мы живем среди людей. Кодекс поведения М.: 1989.

Мы живем среди людей. Кодекс поведения. М., 1989.

Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. М.: Молодая гвардия. 1985.

Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: Пер. с англ. М.: Мир, 1993.

Обозов Н.И. Психологическая культура взаимных отношений. М.: Знание, 1986.

Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.

Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье. М., 1995.

Прутченков А.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.

Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.

Розанов В.В. Основы учения об окружающей среде. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984.

Розари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: 1990.

Рудостам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс. 1999.

Руководство практического психолога. М.: 1995.

Руководство практического психолога. М.: 1995.

Рэй Брэдбери О скитаниях вечных и о Земле. М.: Правда. 1987.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.

Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: Феникс, 1997.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика, 1992.

Семья в России. М.: 1994.

Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы, 1963.

Смолка Е. Правила хорошего тона. М.: Прогресс, 1980.

Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.

Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. М., 1997.

Соколова В.М., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991.

Стоун И. Происхождение. М.: Изд-во политической литературы, 1989.

Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика. 1983.

Толстой М.В. История Русской Церкви. Валамский монастырь. М., 1991.

Федоров В.Д., Гильманов Т. Г. Экология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1990.

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Искусство любить. Исследования природы любви. М., 1990.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1995.

Харчев А.Г. Быт, семья, досуг. М.: Просвещение, 1969.

Шварцман К.А. Философия воспитания. М., 1989.

Шнайдер К. Как снять стресс. М., 1993.

Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск: 1996.

Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб., 1997.

Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб., 1997.

Энциклопедия молодой женщины. 1991.

Яикова З.А. Городская семья М.: Наука. 1979.

21


© 2010-2022