Статья на тему «Подготовка учащихся к итоговой аттестации по биологии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему «Подготовка учащихся к итоговой аттестации по биологии»

Биология не входит в число обязательных экзаменов, но предмет очень важен для тех учащихся, которые выбрали для поступления естественнонаучное направление как после 9, так и после 11 класса. С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает все большее доверие школьников. От качества подготовки к итоговой аттестации зависит и качество сертификата, и соответственно возможность продолжения образования в техникумах, училищах и ВУЗах.

С чего и когда начинать подготовку к итоговой аттестации? В настоящее время по подготовке к итоговой аттестации мною накоплен определённый опыт работы, который может быть полезен моим коллегам. С самых первых уроков биологии в 5 классе в структуру урока необходимо вводить тестовый материал, задачи прикладного характера, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом и рисунками. Я широко использую мультимедийные средства обучения, включаю в презентации много наглядных рисунков, анимаций, видеороликов, использую компьютерные формы контроля. Работаю я по линии И.Н.Пономаревой и мне помогают ее методические пособия во всех классах.

Подготовкой к итоговой аттестации нужно заниматься постоянно, из урока в урок. Важно в обучении использовать системно-деятельностный подход, благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Например, при изучении клетки в 6 классе мы обучаем детей распознавать растительные клетки, их разнообразие и строение. В 7 классе закрепляем знания о клетке и учим сравнивать животную и растительную клетку, в старших классах анализируем связь строения и функций органоидов клетки и рассматриваем клетку как целостную систему. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии.

Первое, с чего необходимо начать - это не пугать учеников предстоящим экзаменом и формировать у них твердое убеждение в том, что если постараться, то можно получить вполне приличный балл. Конечно, не следует внушать школьникам, что итоговая аттестация - это легко и просто. Но и не нужно внушать им мысль о полной безнадежности. Подготовку к ОГЭ и ЕГЭ нужно начинать с прямого вопроса школьникам: что каждый из вас хочет получить на экзамене? И предложить написать диагностический тест в формате ОГЭ и ЕГЭ, который и позволит определить степень готовности каждого к экзамену. Обычно результаты бывают невысокие, и многих учеников этот факт заставляет задуматься о том, что необходима тщательная и серьезная подготовка к итоговой аттестации.

На первой консультации знакомлю учащихся с основными документами - спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена. Далее рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы, СD-диски и интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии, записаться на дистанционные подготовительные курсы, которые предлагают ВУЗы России.

Важным компонентом информационной поддержки в кабинете является уголок «Подготовка к итоговой аттестации по биологии», на стенде содержатся:

  • Нормативные документы

  • Образцы заданий с развернутым ответом и их оценка с комментариями

  • Тексты тестов

  • Список пособий, электронных изданий, сайтов

  • Рекомендации психологов по подготовке к экзамену

  • Графики проведения дополнительных занятий

  • Структура КИМ

  • Распределение заданий КИМ

  • Система оценивания

  • Типичные ошибки при сдаче экзамена

В кабинете размещены материалы исследовательских, проектных работ учащихся, дополнительная литература, справочники.

Изучение содержания КИМов по биологии начинаю со знакомства учащихся с особенностями выполнения тестовых заданий базового и повышенного уровня. За тестовые задания можно получить 69 % максимального первичного балла, поэтому рекомендую отнестись к его выполнению с максимальным вниманием. Вопросы основаны на узнавании терминов, понятий, объектов. Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий на соответствие, последовательность, выбор правильных ответов повышенного уровня сложности. Выполнение заданий этой группы дает 11 % от максимального первичного балла. Правильной стратегией будет при выполнении экзаменационных заданий отложить выполнение этой группы заданий «на потом», после выполнения заданий со свободным ответом повышенного и высокого уровня сложности. Затем знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий со свободным ответом повышенного и высокого уровня сложности Выполнение этих заданий дает 20 % от максимального первичного балла. Задания этой части - сложные, при ответе на них необходимо не только привести набор фактов, сведений, но и структурировать ответ, выделить в нем основные и второстепенные аспекты, внутреннюю структуру объекта или явления. Это задания, которые решаются поэтапно, и ответ на них требует четкости, логичности, последовательности, аргументированности.

Техническая подготовка не менее важна при подготовке к итоговой аттестации. На данном этапе подготовки учу школьников «технике выполнения теста». Эта техника включает следующие моменты:

- обучение приему «спирального движения по тексту». Данный прием состоит в следующем - ученик сразу просматривает текст от начала до конца и отмечает про себя задания, которые кажутся ему наиболее простыми, понятными. Именно эти задания школьник выполняет первыми.

- обучение объективной и субъективной трудности заданий. Обычно дети знают свои слабые места, пробелы в знаниях. Если попался такой вопрос - пропустить его и делать те задания, в которых ученик наиболее силен. А после, когда останется время для проверки еще раз подумать над проблемным вопросом.

- обращать внимание на скрытые подсказки в вопросе или в ответах.

- обучение постоянному жесткому самоконтролю времени. Вся работа должна быть выполнена за 2 часа. Остальное время на проверку и переписывание из черновика в бланки ответов. Не оставлять вопросы тестов, которые не знает без ответа, в худшем случае ставить интуитивно.

Залогом успеха подготовки ученика к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по биологии является системное повторение, которое провожу на уроках, элективных курсах, групповых и индивидуальных консультациях.

При подготовке к итоговой аттестации проводим элективные курсы - в 10 классе «Основы цитологии», в 11 классе «Закономерности наследственности и изменчивости организмов», проверку знаний осуществляем в различных формах: семинары, зачеты, тестирование, отчеты по творческим заданиям.

В 9, 10-11 классе проводим тематические зачеты в формате итоговой аттестации разного уровня сложности по всем разделам общей биологии.

Пример итогового зачета по разделу «Антропогенез»:

15 тестов с выбором одного ответа,

1 задание на установление соответствия,

1 - выбор 3-х ответов из 6,

1 -установление последовательности

2 вопроса с развернутым ответом.

В 11 классе 10 - 15 минут вначале урока решаем задачи по молекулярной биологии, генетике, отрабатываем тесты разного уровня сложности по общей биологии. Хорошими помощниками являются «КИМ. Биология. Н.А.Богданов. 5-11 класс».

В первом полугодии 11 класса на консультациях повторяем ботанику, зоологию, анатомию. Со второго полугодия приступаем к решению КИМов. Особое внимание уделяем типичным ошибкам при сдаче ЕГЭ:

- химизм клетки (структура белковой молекулы, функции белка, углеводов и жиров);

- органоиды клетки, их строение и функции;

- метаболизм и его особенности, фотосинтез и биосинтез;

- хромосомная теория и закон гомологичных рядов наследственности;

- методы генетики человека, селекции;

- систематика органического мира, таксоны классификации растений и животных; Стенд в кабинете «Классификация органического мира»

- зоология беспозвоночных;

- циклы развития растений (особенно низших)

- условия прорастания семян с обоснованием каждого условия;

- биотехнология.

- вопросы практического применения знаний.

Учащиеся имеют разную подготовку, способности, некоторые пропускали уроки по объективным причинам, поэтому подготовка к экзаменам требует дифференцированного подхода. Учащиеся индивидуально получают задания, по необходимости провожу индивидуальные консультации, разъяснения сложных тем, в которых имеются пробелы в знаниях у отдельных учеников.

Для индивидуальной работы предлагаю учащимся план самоподготовки к итоговой аттестации по биологии;

  • Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.

  • Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.

  • Подумайте, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.

  • Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.

  • Определите наиболее простые и сложные разделы курса.

  • Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.

  • Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.

  • Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.

  • Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ.

  • Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.

  • Необходимо проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.

Начиная с 2011 года средний балл моих учеников на экзамене по биологии в форме и по материалам ЕГЭ выше среднерайонного и среднекраевого:


Учебный год

Средний балл

по школе

по району

по краю

2011-2012

59,4

58,4

59,3

2012-2013

68,0

62,5

63,3

2013-2014

73,7

66,9

61,8

2014-2015

64,5

58

61,3

Они становятся студентами медицинского университета г. Санкт-Петербурга, г. Воронежа, биологического факультета КубГУ, зооветеринарного факультета КГАУ, психологических и социальных специальностей Армавирской Педакадемии, факультета физической культуры и спорта.



© 2010-2022