- Преподавателю
- Биология
- Статья на тему «Подготовка учащихся к итоговой аттестации по биологии»
Статья на тему «Подготовка учащихся к итоговой аттестации по биологии»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рамонова Е.Н. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья на тему «Подготовка учащихся к итоговой аттестации по биологии»
Биология не входит в число обязательных экзаменов, но предмет очень важен для тех учащихся, которые выбрали для поступления естественнонаучное направление как после 9, так и после 11 класса. С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает все большее доверие школьников. От качества подготовки к итоговой аттестации зависит и качество сертификата, и соответственно возможность продолжения образования в техникумах, училищах и ВУЗах.
С чего и когда начинать подготовку к итоговой аттестации? В настоящее время по подготовке к итоговой аттестации мною накоплен определённый опыт работы, который может быть полезен моим коллегам. С самых первых уроков биологии в 5 классе в структуру урока необходимо вводить тестовый материал, задачи прикладного характера, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом и рисунками. Я широко использую мультимедийные средства обучения, включаю в презентации много наглядных рисунков, анимаций, видеороликов, использую компьютерные формы контроля. Работаю я по линии И.Н.Пономаревой и мне помогают ее методические пособия во всех классах.
Подготовкой к итоговой аттестации нужно заниматься постоянно, из урока в урок. Важно в обучении использовать системно-деятельностный подход, благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Например, при изучении клетки в 6 классе мы обучаем детей распознавать растительные клетки, их разнообразие и строение. В 7 классе закрепляем знания о клетке и учим сравнивать животную и растительную клетку, в старших классах анализируем связь строения и функций органоидов клетки и рассматриваем клетку как целостную систему. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии.
Первое, с чего необходимо начать - это не пугать учеников предстоящим экзаменом и формировать у них твердое убеждение в том, что если постараться, то можно получить вполне приличный балл. Конечно, не следует внушать школьникам, что итоговая аттестация - это легко и просто. Но и не нужно внушать им мысль о полной безнадежности. Подготовку к ОГЭ и ЕГЭ нужно начинать с прямого вопроса школьникам: что каждый из вас хочет получить на экзамене? И предложить написать диагностический тест в формате ОГЭ и ЕГЭ, который и позволит определить степень готовности каждого к экзамену. Обычно результаты бывают невысокие, и многих учеников этот факт заставляет задуматься о том, что необходима тщательная и серьезная подготовка к итоговой аттестации.
На первой консультации знакомлю учащихся с основными документами - спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена. Далее рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы, СD-диски и интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии, записаться на дистанционные подготовительные курсы, которые предлагают ВУЗы России.
Важным компонентом информационной поддержки в кабинете является уголок «Подготовка к итоговой аттестации по биологии», на стенде содержатся:
-
Нормативные документы
-
Образцы заданий с развернутым ответом и их оценка с комментариями
-
Тексты тестов
-
Список пособий, электронных изданий, сайтов
-
Рекомендации психологов по подготовке к экзамену
-
Графики проведения дополнительных занятий
-
Структура КИМ
-
Распределение заданий КИМ
-
Система оценивания
-
Типичные ошибки при сдаче экзамена
В кабинете размещены материалы исследовательских, проектных работ учащихся, дополнительная литература, справочники.
Изучение содержания КИМов по биологии начинаю со знакомства учащихся с особенностями выполнения тестовых заданий базового и повышенного уровня. За тестовые задания можно получить 69 % максимального первичного балла, поэтому рекомендую отнестись к его выполнению с максимальным вниманием. Вопросы основаны на узнавании терминов, понятий, объектов. Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий на соответствие, последовательность, выбор правильных ответов повышенного уровня сложности. Выполнение заданий этой группы дает 11 % от максимального первичного балла. Правильной стратегией будет при выполнении экзаменационных заданий отложить выполнение этой группы заданий «на потом», после выполнения заданий со свободным ответом повышенного и высокого уровня сложности. Затем знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий со свободным ответом повышенного и высокого уровня сложности Выполнение этих заданий дает 20 % от максимального первичного балла. Задания этой части - сложные, при ответе на них необходимо не только привести набор фактов, сведений, но и структурировать ответ, выделить в нем основные и второстепенные аспекты, внутреннюю структуру объекта или явления. Это задания, которые решаются поэтапно, и ответ на них требует четкости, логичности, последовательности, аргументированности.
Техническая подготовка не менее важна при подготовке к итоговой аттестации. На данном этапе подготовки учу школьников «технике выполнения теста». Эта техника включает следующие моменты:
- обучение приему «спирального движения по тексту». Данный прием состоит в следующем - ученик сразу просматривает текст от начала до конца и отмечает про себя задания, которые кажутся ему наиболее простыми, понятными. Именно эти задания школьник выполняет первыми.
- обучение объективной и субъективной трудности заданий. Обычно дети знают свои слабые места, пробелы в знаниях. Если попался такой вопрос - пропустить его и делать те задания, в которых ученик наиболее силен. А после, когда останется время для проверки еще раз подумать над проблемным вопросом.
- обращать внимание на скрытые подсказки в вопросе или в ответах.
- обучение постоянному жесткому самоконтролю времени. Вся работа должна быть выполнена за 2 часа. Остальное время на проверку и переписывание из черновика в бланки ответов. Не оставлять вопросы тестов, которые не знает без ответа, в худшем случае ставить интуитивно.
Залогом успеха подготовки ученика к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по биологии является системное повторение, которое провожу на уроках, элективных курсах, групповых и индивидуальных консультациях.
При подготовке к итоговой аттестации проводим элективные курсы - в 10 классе «Основы цитологии», в 11 классе «Закономерности наследственности и изменчивости организмов», проверку знаний осуществляем в различных формах: семинары, зачеты, тестирование, отчеты по творческим заданиям.
В 9, 10-11 классе проводим тематические зачеты в формате итоговой аттестации разного уровня сложности по всем разделам общей биологии.
Пример итогового зачета по разделу «Антропогенез»:
15 тестов с выбором одного ответа,
1 задание на установление соответствия,
1 - выбор 3-х ответов из 6,
1 -установление последовательности
2 вопроса с развернутым ответом.
В 11 классе 10 - 15 минут вначале урока решаем задачи по молекулярной биологии, генетике, отрабатываем тесты разного уровня сложности по общей биологии. Хорошими помощниками являются «КИМ. Биология. Н.А.Богданов. 5-11 класс».
В первом полугодии 11 класса на консультациях повторяем ботанику, зоологию, анатомию. Со второго полугодия приступаем к решению КИМов. Особое внимание уделяем типичным ошибкам при сдаче ЕГЭ:
- химизм клетки (структура белковой молекулы, функции белка, углеводов и жиров);
- органоиды клетки, их строение и функции;
- метаболизм и его особенности, фотосинтез и биосинтез;
- хромосомная теория и закон гомологичных рядов наследственности;
- методы генетики человека, селекции;
- систематика органического мира, таксоны классификации растений и животных; Стенд в кабинете «Классификация органического мира»
- зоология беспозвоночных;
- циклы развития растений (особенно низших)
- условия прорастания семян с обоснованием каждого условия;
- биотехнология.
- вопросы практического применения знаний.
Учащиеся имеют разную подготовку, способности, некоторые пропускали уроки по объективным причинам, поэтому подготовка к экзаменам требует дифференцированного подхода. Учащиеся индивидуально получают задания, по необходимости провожу индивидуальные консультации, разъяснения сложных тем, в которых имеются пробелы в знаниях у отдельных учеников.
Для индивидуальной работы предлагаю учащимся план самоподготовки к итоговой аттестации по биологии;
-
Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
-
Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
-
Подумайте, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
-
Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
-
Определите наиболее простые и сложные разделы курса.
-
Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
-
Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
-
Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
-
Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ.
-
Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
-
Необходимо проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Начиная с 2011 года средний балл моих учеников на экзамене по биологии в форме и по материалам ЕГЭ выше среднерайонного и среднекраевого:
-
Учебный год
Средний балл
по школе
по району
по краю
2011-2012
59,4
58,4
59,3
2012-2013
68,0
62,5
63,3
2013-2014
73,7
66,9
61,8
2014-2015
64,5
58
61,3
Они становятся студентами медицинского университета г. Санкт-Петербурга, г. Воронежа, биологического факультета КубГУ, зооветеринарного факультета КГАУ, психологических и социальных специальностей Армавирской Педакадемии, факультета физической культуры и спорта.