• Преподавателю
  • Биология
  • Выступление на ПС: Оптимальное использование технологий на уроках биологии для повышения качества обученности

Выступление на ПС: Оптимальное использование технологий на уроках биологии для повышения качества обученности

Деятельность учителя по своей сущности всегда связана с творческим поиском наилучших вариантов обучения и воспитания школьников, с созданием оптимальных условий для успешного решения актуальных учебно-воспитательных задач.  Чем лучше будут созданы обучающие условия,  тем оптимальнее  будет  развиваться ученик.  Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которые дают максимально возможные  результаты образования, воспитания и развития при минимально необходи...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оптимальное использование технологий на уроках биологии для повышения качества обученности

Деятельность учителя по своей сущности всегда связана с творческим поиском наилучших вариантов обучения и воспитания школьников, с созданием оптимальных условий для успешного решения актуальных учебно-воспитательных задач. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которые дают максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителей, без превышения установленных школьной гигиеной нормативов. Методологической основой оптимизации обучения являются системно-деятельностный подход. При организации системно-деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии: информационно-коммуникативную, разноуровневую, технологию проблемно-диалогового обучения, личностно-ориентированную, проектную технологию. Выбор технологии зависит от цели урока и подготовленности учащихся. То же самое при выборе методов и форм работы.

- ИКТ значительно оптимизируют процессы познания, ускоряют темпы работы, увеличивают объем информации, предлагаемой ученикам в короткий срок, способствуют индивидуализации процесса обучения. В ходе подготовки к ОГЭ, ЕГЭ использую Интернет ресурсы, тренажеры, интерактивные пособия, электронные учебники, видео уроки, презентации решения задач по генетике, цитологии, показ схем развития животных, растений и др. На уроках использую презентации как свои, так и других учителей биологов с небольшими дополнениями, изменениями. В презентации включаю как текстовый материал, так и аудио эффекты (музыка, фонодокументы и т. д.), видеоряд (графика, схемы, фотографии, видеофрагмент) и др. Это позволяет добиться разнообразия форм подачи материала, что, в свою очередь, дает возможность удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания. Помимо лекционных уроков, использую компьютер при закреплении знаний. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачет) организую работу учащихся по освоению материала темы, основанную на взаимоконтроле, самоконтроле. Провожу виртуальных лабораторных и практических работ. (Конечно, проведение опытов естественным путем обладает неоспоримым преимуществом, но иногда в курсе биологии нет возможности провести некоторые исследования, или отсутствует необходимое оборудование. Использование компьютера позволяет все-таки провести эти работы. Отчет о работе учащийся оформляет в тетради, а эксперимент наблюдает на экране.). Таким образом, использование компьютерных технологий обогащает процесс обучения. Наглядность, демонстративность, красочность преподносимого материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся. Однако эмоции, эйфория мешают усваивать материал, анализировать его, обобщать. Необходима определённая мера подачи -15-20 минут за урок, в зависимости от типа урока, возраста учащихся.

- Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней. При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.
Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематики капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника, презентации. Аналогичные задания использую и в других классах, используя дополнительную литературу, готовят презентации уроков на тему урока, на опережение, «Удивительные животные отряда…» и др., составление сказок, макетов, стихов о клетке, схем связей и др. Очень помогают в данной работе учебники по ФГОС 5,6кл.. Такие задание уже есть в учебнике: для всех, для тех которые хотели бы узнать больше по теме, исследования, эксперимент по теме.
- Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация. Например, при изучении темы «Состав и строение костей» в 8 классе озвучиваю такой факт, что большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя её масса 0,2 кг. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава, строения и выполняемых функциях. При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы - царство вирусов?». Это вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения. В 9классе при изучении строения клеток растений, животных, грибов перед учащимися ставлю проблему: Клетки по своему строению различаются? Пути проникновения питательных веществ в клетку растений, животных, грибов одинаковы? С чем это связано? Учащиеся ищут ответы, доказывают свою точку зрения.

- Приемы технология критического мышления. Работая с текстом с позиций формирования критического мышления позволяет критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными. (Например, приём «Перепутанные логические цепи». Я выбираю несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяю их в произвольном порядке (можно записать их на доске). Паре или группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к единому мнению. После чего я прошу ребят при изучении материала обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных предположений. Составление вопросов к тексту по его содержанию. (Например, тема «Химический состав клетки»). Большое внимание уделяю на занятиях составлению схем по тексту. Найти ошибки в тексте и дать им правильное объяснение. Эта работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. (Например, по теме «Экологические факторы», «Среды жизни на Земле», практически по любой теме) Также отвожу большое количество времени на заполнение таблиц, схематических рисунков, требующих от них таких мыслительных операций как «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков» и т.д.

- Технология образовательных ситуаций (ТОГИС). Организую работу в парах - отвечают на заданные им вопросы, затем объединяются в группы обмениваются своими результатами, выполняют дополнительные задания. Группа выступает перед классом. Осознают возникшие противоречия. Находят данные в источниках информации (учебник, доп. лит-ра). Закрепляют информацию и применяют на практике (отвечая на мои вопросы). Для такого вида деятельности нужно достаточно подготовленный класс (сам.деят-ть, время).

Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений, в 7 классе по отрядам млекопитающих.
Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя - активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению какого органа можно определить принадлежность к семейству. Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме корень, можно провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме, таким образом, формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты. Ранее учащиеся вели биологический словарь, сейчас нет времени с данной работой, но желание возобновить есть.
В 7 классе при изучении курса «Зоологии» обучающиеся заполняют зоологический альбом, где зарисовывают изучаемый объект, записывают краткую характеристику животного, его систематику, интересные факты, научные данные. Эта работа способствует повышению мотивации обучающихся, расширению их кругозора.

Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 9 классе при изучении гипотез происхождения жизни, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения. Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности. С пятого класса начинаю работу по подготовке к сдачи экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ.

Кроме того, на уроках я использую здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся и формирование ценного отношения к нему. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, акцентирую внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.

При изучении дыхательной, кровеносной систем рассказываю, показываю, как нужно дышать, для чего нужно больше двигаться, ходить по лестницам. При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. При изучении анализаторов….


© 2010-2022